- 01 1997-01 ¦ Баталии у Европейского замка (десантные суда первой мировой войны)
- 02 1997-02 ¦ Корабли ко дню “Д” (пехотно- и танкодесантные корабли США и Англии второй мировой).
- 03 1997-03 ¦ флот несостоявшихся вторжений (танкодесантные корабли Германии, Италии и Японии второй войны)
- 04 1997-04 ¦ Плацкарта до поля боя (десантные войсковые транспорты Англии и США)
- 05 1997-05 ¦ Наследники “Синсю-Мару” (десантные корабли-доки Англии, США, Франции и Японии)
- 06 1997-06 ¦ Лучшие “друзья” десантника (корабли огневой поддержки)
- 07 1997-07 ¦ Повторение пройденного (современные десантные корабли традиционного типа)
- 08 1997-08 ¦ “Наш ответ Черчиллю” (десантные корабли СССР и стран Варшавского Договора)
- 09 1997-09 ¦ Оружие богатых стран (десантные вертолетоносцы США)
- 10 1997-10 ¦ Десантные универсалы (современные многоцелевые десантные суда)
- 11 1997-11 ¦ Десант на “подушке” (десантные корабли на воздушной подушке)
- 12 1997-12 ¦ Пасынки становятся фаворитами (десантные вертолетоносцы Англии, Германии, США и Японии)
Статья из журанала "Моделист-Конструктор" № 12-1997
Выпуск: 12 Пасынки становятся фаворитами
- Схемы ТТХ
- Вступление
- Описание
- Описание
- Описание
- Описание
- Служба
- 69 «Оушн», Англия, 1998 г.
- 70 LPD-17 «Сан-Антонио», США, 2002 г.
- 71 «Альбион», Англия, 2002 г.
- 72 MZW, Германия (проект).
- 73 LS, Япония (проект).
69. Десантный вертолетоносец «Оушн», Англия, 1998 г.
Водоизмещение полное 20 500 т.
длина 203 м. ширина 34.4 м, осадка 6,6 м.
Двухвальная дизельная установка мощностью 17 700 л.с.. скорость 18 узлов.
Вооружение:
три 20-мм артустановки «Вулкан-Фаланкс». четыре спаренных 30-мм автомата.
Вместимость:
480 десантников, четыре катера LCVP. 12 вертолетов ЕН-101 «Мерлин» или «Си Книг».
Заложен в 1994 г., спущен на воду в 1996 г., ввод в строй намечен на 1998 г.
70. Десантно-вертолетный корабль-док LPD-17 «Сан-Антонио», США, 2002 г.
Водоизмещение полное 25300 т
длина 208,4 м, ширина 31,9 м, осадка 7 м.
Двухвальная дизельная установка мощностью 40000 л.с., скорость 22 узла.
Вооружение:
две пусковые установки ЗУР «Си Спэрроу» (по восемь ракет), две пусковые установки вертикального старта RIM-116A (64 ракеты), две 20-мм артустановки «Вулкан-Фаланкс» и три 25-мм автомата Мк-38.
Вместимость:
750 десантников, 15 бронемашин, два десантных катера на воздушной подушке LCAC, два самолета MV-22 «Оспрей» и два тяжелых вертолета СН-53Е «Супер Стэлльен».
Закладка головного корабля ожидается в апреле 1998 г., всю серию из 12 единиц планируется ввести в строй в 2002-2009 гг.
71. Десантный вертолетоносец-док «Альбион», Англия, 2002 г.
Водоизмещение полное 14300 т
длина 168 м, ширина 26,5 м, осадка 6,5 м.
Двухвальная дизельная установка, скорость 17 узлов.
Вооружение:
две 30-мм артустановки «Голкипер», два спаренных 30-мм автомата.
Вместимость:
300 десантников, два больших десантных катера, четыре катера LCVP, четыре вертолета.
Всего планируется построить два корабля:
«Альбион» и «Булворк».
72. Универсальный десантный корабль MZW, Германия (проект).
Водоизмещение полное 18000 т.
Двухвальная дизельная установка, скорость 20 узлов.
Вооружение:
одна пусковая установка ЗУР RAM, четыре 20-мм автомата.
Вместимость:
700 десантников, два катера LCVP, восемь вертолетов.
Планируется строительство одного корабля.
73. Универсальный десантный вертолетоносец LS, Япония (проект).
Водоизмещение стандартное 8900 т, длина 170 м
ширина 23 м, осадка 7,5 м.
Дизельная установка, скорость 22 узла.
Вооружение:
две 20-мм артустановки «Вулкан-Фаланкс».
Вместимость:
1000 десантников, десять бронемашин, два катера на воздушной подушке типа LCAC, вертолеты.
Планируется строительство одного корабля.
Метаморфозы, которые претерпел класс десантных судов за свою не очень долгую историю, поистине удивительны. Еще накануне второй мировой войны редкие специально построенные для высадки войск баржи и плашкоуты в глазах адмиралов не представляли никакой ценности - это вам не линкоры, крейсеры или эсминцы! Зато сейчас десантные доки и вертолетоносцы в иерархии надводных кораблей прочно занимают вторую ступеньку после авианосцев. А в XXI веке, когда по прогнозам военных теоретиков основной стратегической задачей ВМС станет участие в локальных конфликтах, роль амфибийных сил возрастет еще больше. Поэтому, завершая наш рассказ о десантных кораблях, нельзя обойти вниманием перспективы их развития.
Основные черты новейших десантных судов, проектирующихся и строящихся в настоящее время в разных странах, - их дальнейшая универсализация и усиление мощи устанавливаемого на них вооружения. Последнее, разумеется, относится не только к числу артиллерийских и ракетных установок, но и к электронным средствам обнаружения и управления огнем. Амфибийные корабли последнего поколения оснащены боевыми информационно-управляющими системами, разнообразными радарами и гидроакустическими станциями, средствами радиоэлектронной борьбы, многоцелевыми ракетными комплексами. Предусматривается возможность размещения на борту штурмовых вертолетов и самолетов вертикального взлета и посадки. Таким образом, десантные корабли из судов вспомогательных превращаются во все более и более боевые. Даже внешне они становятся похожи на крейсеры или авианосцы - это видно, как говорится, невооруженным глазом.
Классический пример, подтверждающий вышесказанное, - американские универсальные корабли-доки (LPD) типа «Сан-Антонио» (ранее, в стадии разработки, именовавшиеся LX). Согласно проекту каждый из них оснащается новейшими боевой информационно-управляющей и навигационно-управляющей системами, многофункциональными РЛС, аппаратурой спутниковой связи. Оборонительное вооружение включает в себя четыре установки вертикального пуска для зенитных ракет «Си Спэрроу» и перспективных RIM-116A, а также два шестиствольных артиллерийских комплекса «Вулкан-Фаланкс», три 25-мм автомата Мк-38 и четыре пулемета. Имеются установки для создания радиолокационных помех, буксируемая торпедная ловушка. С полетной палубы могут стартовать не только десантные вертолеты или самолеты «Оспрей», но и штурмовые вертолеты AH-1W «Супер-Кобра» с полным комплектом вооружения. В доковой камере находятся два десантных катера на воздушной подушке типа LCAC.
На борту размещается постоянно действующий госпиталь на 24 места с четырьмя операционными, причем при необходимости число коек в нем может быть увеличено до ста. И самая важная особенность - новые корабли спроектированы из расчета 40-летней эксплуатации, в то время как раньше в американском флоте срок службы определялся в 25, максимум в 30 лет.
Программа строительства 12 кораблей типа «Сан-Антонио» общей стоимостью 27 млрд. долларов (!) была принята министерством обороны США в 1993 году, однако по ряду причин закладка головного LPD-17 перенесена на апрель 1998-го. Завершить программу планируется в 2009 году. Как предполагают в Пентагоне, к тому времени новые корабли войдут по одному в состав 12 ударных амфибийных групп; последние вместе с вертолетоносцами типа «Тарава» и «Уосп» станут важнейшим элементом американской морской политики в первой половине будущего столетия, причем с 2011 года «таравы» начнут заменяться «большепалубными» (big-deck) вертолетоносцами следующего поколения.
В планах развития британского флота амфибийные силы также являются несомненными фаворитами. Взять хотя бы такой факт: за последние 15 лет бывшая «владычица морей» не построила (да и не планирует построить) ни одного надводного корабля крупнее фрегата. Исключение сделали лишь для универсальных десантных кораблей. Вероятно, эту ситуацию можно назвать «фолклендским синдромом». В настоящее время в Англии завершается строительство десантного вертолетоносца «Оушн» - крупнейшей боевой единицы Ройял Нэйви. Его новное его назначение - переброска в любую точку Мирового океана 480 морских пехотинцев с вооружением и боевой техникой. Но вертолетоносец может выполнять и ряд других функций. Так, установленная на нем система автоматической обработки тактической информации сопряжена с аналогичными системами других кораблей, что позволяет использовать «Оушн» в качестве флагмана соединения. А возможность брать на борт самолеты вертикального взлета и посадки «Харриер» превращает его в многоцелевой авианосец.
Планируют англичане заменить и свои уже устаревшие корабли-доки типа «Фирлесс». Ожидается, что заказ на два новых универсальных десантных корабля водоизмещением по 14300 т будет выдан в ближайшее время. Они должны иметь доковую камеру, просторную вертолетную палубу и по четыре катера типа LCVP на шлюпбалках. Любопытно, что им уже присвоили названия «Альбион» и «Булворк», которые раньше носили авианосцы, тем самым как бы повышая уровень новых кораблей до «авианосного» ранга.
Интересный проект появился недавно во Франции. Там разработан вариант многоцелевого авианесущего корабля BIP водоизмещением в 19000 т. Внешне он практически неотличим от авианосца, но на самом деле приоритет отдан именно качествам десантного корабля: он оборудован доковой камерой для четырех катеров типа LCM или двух типа LCAC, вместительными ангарами для техники, откидными аппарелями и кубриками на 500 морских пехотинцев. Скорость хода ограничена 21 узлом. Вооружение - самое что ни на есть боевое: зенитные ракеты «Астер-15», многоствольные артустановки, 12 самолетов «Харриер» (или столько же вертолетов), полный набор ультрасовременной электроники. Словом, это будет по-настоящему универсальный боевой корабль XXI века, если, конечно, проект будет реализован.
В Италии в связи с предстоящим списанием крейсера-вертолетоносца «Витторио Венето» продолжаются дебаты по поводу его замены. Первоначально предлагалось построить авианосец водоизмещением в 22000 т, но позднее все же остановились на универсальном десантном корабле (опять-таки отметим произошедшую переоценку ценностей: десантный корабль заменяет крейсер!). Проект его разработала фирма «Финкантьери». Он представляет собой примерно вдвое увеличенный «Сан-Джорджо» и имеет все отличительные черты многоцелевого авианесущего корабля: сплошную полетную палубу, надстройку-«остров», доковую камеру, откидные бортовые аппарели и три катера типа LCVP на шлюпбалках. Водоизмещение корабля составит около 12000 т.
Дань моде, а также стремление утвердить себя в роли ведущих мировых держав заставили приступить к проектированию аналогичных кораблей Германию и Японию - страны, во флотах которых на протяжении последних 50 лет не было боевых единиц крупнее эсминца. Немцы, впервые участвовавшие в заморской военной операции в Сомали (кстати, закончившейся провалом), пришли к выводу, что в составе их ВМС необходимо иметь многоцелевой десантный вертолетоносец с дальностью плавания 10000 миль. Такой проект, получивший обозначение MZW, был разработан в 1995 году. Корабль может брать на борт 700 солдат с вооружением, два катера типа LCVP и восемь тяжелых вертолетов. В мирное время он может использоваться как транспорт или плавучий госпиталь на 105 коек. Предполагалось ввести MZW в строй уже в 2000 году, но, судя по всему, его строительство пока отложено на неопределенный срок.
Японский проект, предложенный фирмой «Мицуи», выглядит более агрессивно, по архитектуре сильно смахивая на наш недавно списанный крейсер-вертолетоносец «Москва». Он сможет брать до 800 человек десанта. Его вертолетная палуба внушительного размера (130х23 м) позволит одновременно взлетать шести вертолетам. Официально сообщенное японцами водоизмещение корабля в 8900 т представляется явно заниженным, думается, реально в полном грузу оно составит не менее 11-12 тыс. т. Правда, все эти характеристики весьма приблизительны, так как проект еще не утвержден, а заказ на строительство не выдан.
Любопытно, что в 80-е годы разработка многоцелевого десантного вертолетоносца велась и в нашей стране. По указанию главкома ВМФ С.Г.Горшкова ленинградское Невское ПКБ подготовило проект 11780, близкий по характеристикам к американским кораблям типа «Тарава». Однако стремление сделать его сверхуниверсальным (заказчики постоянно дополняли свои требования, желая видеть на этом корабле и мощное вооружение, и самолеты, и средства обнаружения подводных лодок) в конце концов настолько утяжелило проект, что от его воплощения благоразумно отказались. К тому же ударный амфибийный корабль не вписывался в военную доктрину тогдашнего СССР - считалось, что десантные операции третьей мировой войны лучше всего обеспечат суда на воздушной подушке и экранопланы.
Каковы же перспективы развития военно-морских флотов мира в грядущем тысячелетии? Вряд ли кто сможет ответить на этот вопрос абсолютно точно. Но две тенденции в эволюции современных надводных кораблей очевидны. С одной стороны, происходит универсализация боевых единиц при сокращении их численности - фактически несколько кораблей заменяются одним, более крупным и несущим разнообразное вооружение. Отсюда нетрудно спрогнозировать появление в недалеком будущем «ударного авианесущего десантного крейсера», еще более многоцелевого, чем проекты последнего поколения. С другой стороны, в США полным ходом идет создание так называемого корабля-арсенала (arsenal ship) - огромной высокоавтоматизированной плавучей платформы, способной нести до 1000 управляемых ракет различного назначения и интегрированную систему управления огнем. Основная его задача - создание подавляющего огневого перевеса и завоевание господства в зоне локального вооруженного конфликта. По сути, корабль-арсенал становится идеологическим преемником линкоров, и ему предрекают славу «дредноута XXI века»: с его вводом в строй все существующие надводные корабли должны разом устареть. Однако если вдуматься, то обе тенденции не противоречат, а скорее дополняют друг друга. Боевое соединение из одного-двух амфибийных авианесущих универсалов и одного арсенала по боевой мощи будет эквивалентно целому флоту и сможет решать любые задачи, какие только могут возникнуть в ходе боевых действий в какой-либо точке земного шара.
В. Кофман