Статья из журанала "Моделист-Конструктор" № 10-1997

Выпуск: 10 Десантные универсалы

  • Схемы ТТХ
  • Вступление
  • Описание
  • Описание
  • Описание
  • Описание
  • Служба
  • 54 проект 1174 «Иван Рогов», СССР, 1978 г.
  • 55 «Фудр», Франция, 1992 г.
  • 56 «Сан-Джорджо», Италия, 1989 г.
  • 57 «Роттердам», Голландия, 1997 г.
54
54. Большой десантный корабль проекта 1174 «Иван Рогов», СССР, 1978 г.

Водоизмещение стандартное 8600 т, полное 13850 т.

Длина 158,0 м, ширина 24,5 м, осадка 4,5 м.

Две газовые турбины общей мощностью 36000 л.с., скорость 23 узла.

Вооружение:

два 76-мм универсальных орудия, четыре шестиствольных 30-мм автомата, две ПУ зенитных ракет «Оса», две ПУ зенитных ракет самообороны «Стрела» (по восемь направляющих), две ПУ 122-мм КУРС. Четыре вертолета.

Вместимость:

450 десантников и до 79 единиц техники. Два десантных КВП или до десяти малых плашкоутов.

Построены три единицы:

«Иван Рогов», «Александр Николаев» и «Митрофан Москаленко».

55
55.Универсальный десантный корабль-док «Фудр», Франция, 1992 г.

Водоизмещение стандартное 9300 т, полное 11800 т.

Длина 168,0 м, ширина 23,5 м, осадка 5,2 м.

Два дизеля общей мощностью 21600 л.с., скорость 21 узел.

Вооружение:

один 40-мм и два 20-мм автомата, две спаренные ПУ ЗУР «Симбад», четыре десантных вертолета.

Вместимость:

470 человек (в чрезвычайных условиях - до 1200), 1100 т груза, два средних или до десяти малых плашкоутов.

Построена одна единица:

«Фудр» (спущен на воду в 1988 г.), второй, «Сирокко», находится в постройке.

Запланированы еще две единицы.

56
56. Десантный корабль-док «Сан-Джорджо», Италия, 1989 г.

Водоизмещение стандартное 5000 т, полное 7700 т.

Длина 133,3 м, ширина 20,5 м, осадка 5,2 м.

Два дизеля общей мощностью 16800 л.с., скорость 21 узел.

Вооружение:

одно 76-мм универсальное орудие, пять десантных вертолетов.

Вместимость:

350 десантников и до 30 единиц техники (на «Сан-Джусто» 36), три плашкоута и четыре малых десантных катера.

Построено три единицы:

«Сан-Джорджо», «Сан-Марко» (оба спущены на воду в 1987 г.) и «Сан-Джусто» (1993 г.).

57
57. Десантный корабль-док «Роттердам», Голландия, 1997 г.

Водоизмещение стандартное 9500 т, полное 12000 т.

Длина 160,0 м, ширина 25,0 м, осадка 5,9 м.

Четыре дизеля, скорость 20 узлов.

Вооружение:

два 30-мм зенитных комплекса «Голкипер» и четыре 20-мм автомата, четыре-шесть вертолетов.

Вместимость:

600 десантников, до 30 танков или 170 автомобилей или БМП, четыре-шесть плашкоутов.

Построена одна единица, аналогичный корабль строится в Испании.

58
58. Универсальный транспорт-вертолетоносец «Шри Индера Шакти», Малайзия, 1980 г.

Водоизмещение стандартное 1800 т, полное 4300 т.

Длина 100,0 м, ширина 15,0 м, осадка 4,8 м.

Два дизеля общей мощностью 6000 л.с., скорость 16,5 узла.

Вооружение:

один 40-мм автомат, два вертолета.

Вместимость:

300 человек или до 1800 т груза.

Построены две единицы:

«Шри Индера Шакти» (в ФРГ) и «Махавангза» (в Южной Корее).

В ситуации, сложившейся в мире после второй мировой войны, десантные силы большинства бывших «морских держав первого класса» имели весьма ограниченные возможности. Дело в том, что составляющие этих сил требуют крупных и, самое главное, постоянных затрат на подготовку морской пехоты и создание специализированных кораблей. Поэтому в течение многих лет после окончания войны ведущие страны Европы довольствовались приобретенными английскими и американскими судами постройки 1942-1945 годов. Однако годы шли, многочисленные LSD, LST, LCT, LCI и другие разновидности «десантников» постепенно старели, даже не столько морально, сколько просто приходили в негодность. В целом о создавшейся ситуации можно было сказать следующее: хотя число стран, способных содержать три-четыре средних или даже больших танкодесантных корабля, возросло, возможности таких могущественных в прошлом держав, как Англия, Франция, Германия, значительно уменьшились. Наиболее отвечающие духу времени корабли-доки строились считанными единицами, причем только англичанами и французами.

Положение заметно изменилось после 1982 года. Столкновение Аргентины и Великобритании из-за фолклендских островов заставило многих морских теоретиков пересмотреть свое мнение о приоритетах десантных сил. Меньшие по численности, но специально подготовленные для амфибийных операций британские войска сумели высадиться в условиях противодействия противника и одолеть его на суше. Англичанам пришлось везти солдат через десятки тысяч километров и действовать в отрыве от своих баз. Фолклендская война показала, насколько полезными, а в ряде случаев и просто незаменимыми стали вертолеты и суда - их носители. Операцию спасли корабли-доки и спешно оборудованные вертолетоносцы; без них королевской морской пехоте пришлось бы совсем несладко даже в противоборстве с необстрелянными молодыми аргентинскими солдатами.

В результате на 80-е и 90-е годы пришлась пора расцвета универсальных десантных кораблей - носителей вертолетов. К разработке и постройке этих кораблей приступили «засидевшиеся» европейские державы, сколь-нибудь претендующие на защиту собственных интересов на удалении от своих берегов. Тут же выяснилось, что большое, хорошо оборудованное судно предоставляет несомненные выгоды при обслуживании даже немногочисленных, но специально подготовленных морских пехотинцев. Поэтому к нашему времени счастливыми обладателями современных десантных доков и кораблей «вертикального охвата» стали или готовы стать не только Соединенные Штаты и Англия, но также Франция, Италия, Испания, Голландия, Германия и даже Таиланд. Различные варианты решения вопроса о создании «большой амфибийной единицы» рассматривают и другие страны.

Конкретное воплощение идеи десантного универсала в разных странах заметно различалось. Несомненными пионерами в этой области стали французы. Еще в конце 50-х годов они построили многоцелевой вертолетоносец, который можно было при необходимости использовать и в качестве десантного. Так на свет появился трудно поддающийся классификации проект «Ля Резолю». Иногда его называют учебным кораблем, чаще - крейсером. Формально новичок предназначался для замены старого учебного крейсера «Жанна д'Арк» - позже к нему перешло это имя. В действительности же нельзя однозначно определить истинный класс этого корабля, имевшего полетную палубу, высокую скорость и мощное вооружение. Чего только не предполагалось установить на этом интересном «гибриде»! В носу сначала планировалось разместить мощный противолодочный бомбомет, затем его хотели заменить на ЗУР среднего радиуса «Масурка», но от обоих вариантов отказались. Так называемый учебный корабль имел электронное и радиолокационное оборудование, почти полностью повторявшее установленное на авианосцах типа «Клемансо». И все же, несмотря на всю пестроту оснащения и вариантов применения, новая «Жанна д'Арк» более всего подходит под определение десантного вертолетоносца. Он мог принимать полный батальон в 700 человек и высаживать его в несколько приемов с помощью тяжёлых транспортных вертолетов типа «Супер Фрелон». На «Жанне» также имелся центр управления высадкой. Реально же единственный французский вертолетоносец ни разу не использовался как десантный, хотя ему пришлось совершить не одно дальнее плавание в качестве флагмана учебной эскадры, а однажды даже обойти почти все острова Вест-Индии с президентом Франции на борту. В 1974 году «Жанна д'Арк» получила шесть установок противокорабельных ракет «Экзосет», заметно увеличивших ее боевую мощь. Возможности этого оригинального судна так и не были никогда проверены в боевой обстановке, однако передовая идея универсального десантного корабля - судна управления - вертолетоносца не только не угасла, но и получила дальнейшее развитие.

Новый французский амфибийный универсал должен был стать преемником и «Жанны д'Арк», и десантных доков типа «Ураган». Требования армии предусматривали возможность доставки через океан и высадки на необорудованное побережье механизированного полка в 350 человек со всей техникой и соединениями обеспечения из состава Force d'Action Rapide - аналога американских «сил быстрого реагирования». Опыт Фолклендов заключался в том, что новые суда должны были совмещать еще и функции снабжения и поддержки боевого соединения. В итоге после долгих проработок в программе строительства флота 1984 года появился головной корабль серии «Фудр».

Больший по размерам, чем предшественники, он по-прежнему имел в кормовой части доковую камеру, вмещавшую десять десантных катеров или два специальных больших плашкоута типа CDIC. Комплект высадочных средств дополняли два LCVP, принимаемые на шлюпбалки. Размеры доковой камеры (122х13,5 м) позволяли при необходимости разместить в ней практически любой боевой катер или прибрежный буксир водоизмещением до 400 т. Традиционные средства доставки на берег людей и грузов сочетались с новыми: над доковым пространством располагалась полетная палуба и ангар на четыре вертолета «Супер-Пума». Принцип универсальности соблюдался и в авиавооружении: стационарную 50-метровую полетную палубу, рассчитанную на одновременный взлет или посадку двух вертолетов, можно было удлинить еще на 30 м, разместив над доковой камерой дополнительные секции длиной по 6 м. В результате появлялось еще одно взлетно-посадочное место. Кроме того, «Фудр» отличала высокая скорость погрузки и выгрузки тяжелого вооружения. Подъемник на 52 т позволял перебрасывать любую технику с палуб для машин и грузов вниз, на уровень доковой камеры, или наверх, на полетную палубу. Два 37-тонных крана обслуживали док и вертолетные площадки. Для быстрой выгрузки на оборудованный причал предусматривалась специальная боковая аппарель. Экстренный ремонт поврежденной техники можно было производить не сходя с судна, в специальных мастерских.

Конструкторы «Фудра» позаботились не только о машинах, но и о людях. Судно имело достаточно комфортабельные помещения на 470 солдат («Ураган» мог брать на борт столько же, но в чрезвычайных условиях, и некоторым десантникам приходилось обходиться без личных спальных мест).

Мы приводим столь подробное описание нового французского универсального дока для того, чтобы показать, насколько разнообразны возможности современных многоцелевых десантных судов даже относительно небольших размеров. Список специального оборудования «Фудра» можно продолжить, отметим лишь командный центр амфибийных операций, расположенный в носовой надстройке, который включает несколько мощных ЭВМ и систему спутниковой связи «Сиракузы».

Создавая проект «Фудра», французы приняли все меры для его удешевления. Так, в качестве энергетической установки использовали уже опробованные и запущенные в производство механизмы флотских танкеров типа «Дюранс». Это не только снижало стоимость, но еще и облегчало обслуживание, а кроме того, появлялось преимущество в скорости в четыре узла по сравнению с «ураганами». Однако всех этих ухищрений оказалось недостаточно: финансовые затруднения заставили отменить постройку двух судов из трех запланированных. Только в 1994 году удалось заложить второй универсальный док - «Сирокко», который должен вступить в строй в 1998 году. На нем несколько увеличили ширину полетной палубы и установили более мощное зенитное вооружение, включая 30-мм автомат «Бреда-Маузер» и управляемые ракеты «Симбад».

Появление «Фудра» заставило наконец раскачаться долго дремавший немецкий флот. Германия, получившая в качестве «приданого» после объединения с ГДР несколько единиц традиционных десантных судов, в конце 1995 года объявила о намерении построить для них своего рода «лидер». На самом деле немцы размахнулись еще шире: их «многоцелевой корабль» (MZW или Merkzweckshiff) под условным обозначением «тип 707» по проекту имеет полное водоизмещение 17500 т, длину 185 м, ширину 28 м и осадку в полном грузу около 9 м- больше, чем у американской «Таравы» и у многих линкоров! Хотя его скорость ограничена 20 узлами, тем не менее главные характеристики предполагаются внушительными: до 1200 десантников, госпиталь на 200 коек, восемь тяжелых вертолетов и три взлетно-посадочных места на палубе. Внешне и по компоновке «707-й» практически полностью повторяет «Фудр», а его доковая камера имеет примерно ту же вместимость (в частности - два LCM). Похожим планируется и вооружение, состоящее из зенитного оружия самообороны - современных автоматов и управляемых ракет ближнего радиуса. Все это свидетельствует о том, что на сегодняшний день в Европе выработался определенный тип большого корабля амфибийных сил, который, с одной стороны, «может все», но с другой - способен не разорить бюджет страны одним фактом своей постройки.

Надо сказать, что ни французы, ни тем более немцы отнюдь не являются изобретателями современного универсального корабля-дока. Еще более оригинальный и совершенный вариант был разработан в СССР. Хотя советский флот в период своего расцвета уверенно занимал второе место в мире и значительно превосходил по силе и численности следующий за ним британский, преимущество отдавалось боевым единицам: подводным лодкам, так называемым противолодочным кораблям и прибрежным силам. Амфибийные силы долгое время оставались как бы в тени, и по-настоящему многоцелевой корабль проекта 1174 появился только в 70-е годы. Но, несмотря на отсутствие опыта в создании подобных судов, коллективу под руководством Н.В.Максимова удалось разработать неплохой проект, может быть, самый универсальный в мировой практике. Он также имеет схему корабля-дока-вертолетоносца и может нести полностью укомплектованный батальон морской пехоты, включая 10 танков и 30 БМП, или принимать до 46 средних танков плюс другие грузы. Для доставки их на берег используются четыре вертолета Ка-25, стартующие с полетной палубы в корме, либо высадочные средства, размещающиеся в доковой камере. Хотя док имеет несколько меньшие размеры, чем на более позднем «Фудре» (75х12,6 м), он достаточно велик для размещения в нем двух 110-тонных десантных катеров на воздушной подушке типа «Кальмар» или одного обычного малого десантного корабля проекта 106 или 1176. Техника (до 80 машин разного назначения) занимает вместительный танковый трюм размером с половину футбольного поля, находящийся в передней части корпуса. В отличие от большинства западных судов аналогичного назначения «единороги» (официальное название проекта 1174) могут высаживать технику на мелководье или непосредственно на побережье, для чего в носовой части имеется аппарель. Правда, в результате несколько пострадали ходовые качества, поскольку, несмотря на все ухищрения конструкторов (включая бульбообразное образование нижней части форштевня), нос имеет невыгодную для гидродинамики форму. Инженеры попытались скомпенсировать это установкой в качестве главных двигателей газовых турбин довольно значительной мощности.

Этим не исчерпываются характерные только для советского корабля новшества. Его вооружение производит сильнейшее впечатление: оно включает два зенитных рэкетных комплекса и мощную автоматическую артиллерию, причем спаренная 76-мм установка располагается в самом носу и имеет почти круговой сектор обстрела. С надстройки потенциальному противнику угрожают две 30-ствольные пусковые установки 122-мм реактивных снарядов, способные залпом выпустить по врагу 320 неуправляемых ракет. «1174-й» получил очень высокую оценку у специалистов НАТО, которые даже сравнивают его с американскими LPH, оговариваясь, правда, что по «вертолетным» возможностям (только две взлетно-посадочные точки) он далеко отстает от заокеанского собрата.

Признавая высокие боевые качества «единорогов», западные военные аналитики указывают, однако, на явно замедленные темпы их постройки. Действительно, головной «Иван Рогов» был сдан в середине 1978 года, а следующий, «Александр Николаев» - только 4,5 года спустя. Ввод в строй третьего и последнего корабля серии, «Митрофана Москаленко», совпал с началом глубокого кризиса, охватившего флот бывшего СССР. Сейчас уже очевидно, что на этом завершилась история создания в нашей стране вполне конкурентоспособных десантных судов «океанского» класса, которые стали скромным ответом на дорогостоящие ударные десантные вертолетоносцы США типа LHA.

Свою реакцию на американские новинки продемонстрировали не только Советский Союз и Франция. Верный средиземноморский союзник, Италия, не особо преуспевшая в создании традиционных десантных судов и плашкоутов (о чем мы рассказывали в предыдущих выпусках серии), сумела разработать собственный вариант корабля,получившего название «Сан-Джорджо». Итальянцы максимально ограничили размеры своего универсала. Его стандартное водоизмещение составляло всего 5000 т, не больше, чем у современного эсминца или корабля ПЛО, поэтому для обеспечения действий вертолетов была выбрана совершенно необычная для корабля такой величины типично «авианосная» схема. Надстройка небольшой ширины и сдвинута к правому борту, а на остальном пространстве от носа до кормы простирается полетная палуба. Так при длине всего чуть больше 130 м удалось создать взлетно-посадочные места для пяти крупных вертолетов («Чинук» или «Си Кинг»). Традиционная доковая камера в задней части корпуса служит убежищем для трех плашкоутов типа LCM, а дополнительные четыре LCVP размещаются на левом борту напротив «острова» и спускаются на воду лебедками. «Сан-Джорджо» может садиться носом на отмель и выпускать свою технику через носовые ворота - из больших десантных кораблей этой уникальной способностью обладает только он и наш «единорог». Однако если. последний буквально утыкан вооружением, то единственным оружием на борту двух первых итальянских кораблей, «Сан-Джорджо» и «Сан-Марко», является довольно старая 76-мм артустановка, снятая со сданных на слом фрегатов постройки 50-60-х годов. Только на третьей единице серии - «Сан-Джусто», спущенной на воду в 1993 году, появилась современная 76-миллиметровка «ОТО-Мелара Компакт».

Три итальянских универсальных дока, хотя они формально и принадлежат к одной серии и близки по внешнему виду, на деле имеют различное назначение. Если головной «Сан-Джорджо» строился как десантный корабль, то его собрат «Сан-Марко» был заказан Министерством гражданской обороны как специальное судно для эвакуации в случае крупных катастроф. Для этой цели на нем, в частности, оборудовали специальные помещения для госпиталя и медицинского персонала. Итальянскому кораблю удалось даже проявить себя в качестве госпитального судна в войне в Персидском заливе в 1991 году, когда американцы и их союзники успешно отвоевывали Кувейт у Саддама Хусейна.

«Сан-Джусто» предполагается использовать как учебный корабль. На нем увеличена надстройка и объем внутренних помещений, но отсутствует носовая аппарель и, следовательно, возможность непосредственного десантирования войск на побережье. За счет возросших объемов трюмов этот «святой» может брать на 20% больше техники и людей. Итальянцам удалось наилучшим образом решить сложный вопрос эксплуатации десантных кораблей в мирное время: по своему истинному назначению используется только один из трех, а остальные два находят вполне полезное мирное применение. Нет сомнения, что в критической ситуации их подготовка к активным высадочным операциям займет не больше времени, чем сбор необходимых войск.

Если крупные морские державы Европы предпочитали создавать свои «главные» десантные суда самостоятельно и независимо друг от друга, то остальные союзники по НАТО пытались объединять усилия, причем иногда в довольно оригинальном сочетании. Так, находящиеся довольно далеко друг от друга Испания и Голландия породили совместный проект, представляющий еще один вариант решения все той же задачи - высадки примерно батальона отлично подготовленных солдат со всей техникой и вооружением. Сначала к его реализации приступили в Нидерландах. Первые секции «Роттердама» были изготовлены в 1994 году, а в нынешнем корабль уже вступил в строй. Скромные финансовые возможности обусловили традиционную схему корабля-дока с небольшой полетной палубой и умеренные характеристики по скорости и вооружению, однако к «голландцу» вполне применима известная формулировка «внутри больше, чем снаружи». Вместительные трюмы и кубрики могут принять до 600 человек и 170 бронетранспортеров (и это не считая госпиталя на 100 коек, вертолетного ангара на четыре - шесть машин и дока, принимающего четыре LCM или шесть LCVP).

Определенным недостатком корабля является небольшая полетная палуба, с которой одновременно могут действовать лишь два вертолета. Предполагается, что в мирное время «Роттердам», как и итальянский «Сан-Марко», будет использоваться в случае эпидемий и природных катастроф. В настоящее время в дело включились испанцы, начав постройку своего варианта по тому же проекту.

Общее желание заполучить дешевые и универсальные суда для десантных операций захватило не только Европу. Многие страны, прямо скажем, малоизвестные в прошлом как морские державы, ухитряются находить все новые и новые технические решения. Так, в 1980 году, когда англичане еще только думали, как приспособить свой контейнеровоз «Атлантик Конвейор» под вспомогательный вертолетоносец для высадки на Фолклендские острова, Малайзия заказала в двух отстоящих друг от друга на десятки тысяч километров ФРГ и Корее аналогичные по назначению, хотя и гораздо меньшие по размерам, суда с названиями «Шри Индера Шакти» и «Махавангза». Малайский вариант контейнерного транспорта предназначался для военного применения, в частности для десантных операций. Помимо того, их можно использовать как учебные суда, плавбазы для катеров, суда снабжения и войсковые транспорты. Внешне они несколько напоминают транспорты-доки, хотя как раз доковой камеры у них нет. Однако для доставки людей и грузов на берег предусмотрена полетная палуба на два вертолета, а трюмы и кладовые могут вместить до 1500 т топлива или питьевой воды, а также пару сотен тонн провизии, автомобили, легкие бронетранспортеры, орудия и другую технику. При желании на верхнюю палубу можно принять еще десять стандартных 7-метровых контейнеров.

В общем, разработчики малайзийского проекта дали потенциальную возможность и другим малым странам обзавестись собственной универсальной десантной техникой, пусть не столь впечатляющей и дорогостоящей, как американские LHA и LPD, но вполне достаточной, чтобы сказать свое веское слово в возможном локальном конфликте с соседом.

В. Кофман