- 01 1973-10 ¦ Подводная лодка Джевецкого
- 02 1973-11 ¦ Подводная лодка Александроского
- 03 1973-12 ¦ Торпеда и скорость - оружие подлодки
- 04 1974-02 ¦ "...Исход войны мог оказаться совсем иным"
- 05 1974-03 ¦ "Для подводного плавания, по моему мнению удобнее всего иметь именно такие машины..."
- 06 1974-04 ¦ "Мы отправляемся в Россию..."
- 07 1974-06 ¦ "С этой лодки можно ставить мины..."
- 08 1974-08 ¦ "Преступление" Камилла Пелетана
- 09 1974-09 ¦ "Мы построили корабль, который полностью отвечает заданию..."
- 10 1974-10 ¦
- 11 1974-11 ¦
- 12 1974-12 ¦
- 13 1975-01 ¦ Первые сюрпризы войны
- 14 1975-02 ¦ Крах подводной армады
- 15 1975-03 ¦
- 16 1975-04 ¦ Сюрпризы подводной войны
- 17 1975-06 ¦
Статья из журанала "Моделист-Конструктор" № 04-1975
Выпуск 16 Сюрпризы подводной войны
- Схемы ТТХ
- Описание
«Ленинец» — Подводная лодка типа «Л» (серия II).
Год постройки — 1933.
Водоизмещение, т — 1100 / 400.
Мощность, л. с — 2х1100 / 2х600.
Скорость, узл — 14,1 / 8,8.
Длина, м — 81. Ширина, м — 6,6.
Рабочая глубина погружения, м — 90.
Вооружение:
носовых торпедных аппаратов — 6, запас торпед — 12,
кормовых минных труб — 2, запас мин — 20,
100-мм орудий — 1, 45-мм орудий — 1.
В числителе — данные для надводного положения, в знаменателе — для подводного положения.
Головная лодка II серии вступила в строй Балтийского флота 22 октября 1933 года. Это был первый подводный минный заградитель советской постройки. Всего до конца 1939 года в состав Советского ВМФ вошло 19 лодок типа «Л». В ходе строительства они дважды модернизировались — в 1936 и в 1938 году.
Лодки типа «Л» отлично воевали на всех флотах: на Черном море прославилась Краснознаменная «Л-4», на Балтийском — гвардейская «Л-3», на Северном — Краснознаменная «Л-22».
Действия 57 фашистских подводных лодок, которые в первые четыре месяца второй мировой войны потопили 420 тысяч тонн английского торгового тоннажа, произвели ошеломляющее впечатление на общественное мнение Британии.
Как? Величайший военный флот оказался не в силах противодействовать немецким лодкам? Здесь есть какой-то секрет...
Тогда-то и пошли в Англии слухи о необычайно высоком техническом совершенстве германских лодок, доставившие немало горьких переживаний британским кораблестроителям. А между тем английские лодки типов Т и U, строившиеся накануне войны, мало в чем уступали немецким. Причина успехов, выпавших на долю фашистских подводников у английских берегов, крылась отнюдь не в технических особенностях.
Если сравнить вклад различных стран в тоннаж мирового торгового флота накануне войны, то окажется, что львиная его доля, 31,8%, приходилась на Англию. Германия же имела торговый флот в 5-6 раз меньше — 6,8%. Главной целью немецких лодок были многочисленные английские торговые суда, а главной целью английских — сравнительно немногочисленные боевые корабли немецкого и итальянского флотов. Поэтому немецкие подводные лодки предназначались главным образом для действий на торговых коммуникациях противника, а английские — для противолодочной обороны и морской блокады. "Разным был и удельный вес подводных флотов. Так, численно подводные лодки составляли 44% (57 из 130), а по тоннажу — 9% крупных боевых кораблей германского флота. Причем практически все фашистские лодки были построены в 1936-1939 годах.
В английском же флоте положение было совсем иным. Англия вступила во вторую мировую войну с подводным флотом, который по числу боевых единиц составлял, казалось бы, значительную силу: из 359 крупных боевых кораблей на долю подводных лодок приходилось 69 — около 19%. Однако при внимательном рассмотрении картина оказывалась менее радужной. Так, суммарное водоизмещение подводных лодок составляло лишь 3,3% от общего водоизмещения британских боевых кораблей. Да и эти малые проценты не представляли однородного в боевом отношении целого. Самыми современными лодками, которые строились серийно накануне войны, были большие лодки типа Т (15 штук), средние типа S (12 штук) и малые типа U (3 штуки).
В основном эти субмарины строились в течение всей войны. Правда, в конце 1941 года вместо лодок типа Т были заложены более совершенные — типа А. Всего успели ввести в строй 165 лодок указанных типов X, ХЕ и «Чериот».
Самыми многочисленными накануне войны оставались лодки типа Т (69), завершившие длинный ряд больших лодок, которые начали разрабатываться еще в двадцатые годы. Первые в этом ряду — девять лодок типа О. При водоизмещении 1475/2030 т они были вооружены 102-мм орудием, двумя пулеметами и 8 торпедными аппаратами. За ними последовали 9 усовершенствованных лодок такого же водоизмещения. В 1935 году английские моряки решили создать субмарину общего назначения, и по программе 1935 года была заложена головная лодка новой серии — «Тритон». При уменьшенном водоизмещении — 1320 /1400 т — эти корабли несли мощное торпедное вооружение.
Лодки типа Т показали отличные боевые качества. Две из них — «Тайгрес» и «Трайдент» — сражались в одном боевом строю с советскими подводниками в Заполярье и заслужили высокую оценку советского командования. На Средиземном море большую активность проявили «Труант» (потопила 20 транспортов), «Трэшер» (10 транспортов), «Тербьюлент» (крейсер, подводную лодку, эсминец, 28 транспортов общим тоннажем около 100 тыс. т).
Средние лодки типа S (70) были спроектированы для патрулирования в прибрежных водах. Их строили небольшими сериями на протяжении 1929-1935 годов. Вооруженные 7 торпедными аппаратами и одним 76-мм орудием, они оказались весьма ценными боевыми кораблями для действия в Северном море. От серии к серии увеличивалось их водоизмещение (с 640/935 до 814/990 т) и дальность плавания (с 3610 до 7700 миль).
Когда разразилась война, в составе английского флота было всего три лодки типа U (71) — типа, который, как показал боевой опыт, оказался чрезвычайно удачным и нужным. Предназначенные для несения прибрежной патрульной службы, эти субмарины при водоизмещении 658/740 т были вооружены 4 торпедными аппаратами и одним 76-мм орудием. Простые по конструкции, дешевые в постройке, они сходили со стапелей в больших количествах на протяжении всей войны. Удачнее других действовали в Средиземном море «Амбра» (16 транспортов), «Апхолдер» (2 подводные лодки, 2 эсминца и 94,9 тыс. торгового тоннажа), «Апрайт» (6 транспортов и подводная лодка).
Если война в какой-то степени подтвердила прогнозы английских моряков, то американцам она преподнесла неожиданный сюрприз. В промежутке между войнами США беспрерывно готовили свой подводный флот к участию в эскадренных сражениях. Главной целью подводных лодок считались вражеские боевые корабли — линкоры, авианосцы, крейсеры, эсминцы.
А получилось все несколько иначе. И хотя атаки американских лодок на японские боевые корабли привели к гибели 1/3 тоннажа японского флота, главной целью их оказались торговые суда. Две трети торгового тоннажа уничтожили американские лодки — больше, чем все надводные силы, вместе взятые.
Неудивительно, что такое изменение целей потребовало серьезного пересмотра судостроительных программ, и за годы войны американцам пришлось построить 203 подводные лодки — вдвое больше того, что числилось на 1 сентября 1939 года.
Как и многие другие морские державы, США разрабатывали малые, средние и большие лодки. Но если создание малых лодок типов О и Р было завершено сразу после первой мировой войны, то конструирование средних и особенно больших лодок протекало весьма мучительно.
Так, после средних лодок типа S (55) в 1932 году был построен «Долфин». За ним последовали две субмарины типа «Кашалот». Они дали толчок разработке прекрасных средних лодок типа Р (10 штук) и модернизированных лодок типа S (16 штук).
Однако главные усилия американского кораблестроения были направлены на создание больших эскадренных лодок. После ряда неудач в 1924-1925 годах появились три лодки типа «Барракуда». За ними последовал огромный минный заградитель «Аргонавт» и две лодки типа «Нарвал». Наконец, накануне войны была спроектирована лодка типа «Тэмбор», весьма удачный корабль с мощным торпедным вооружением (10 торпедных аппаратов), 102-мм орудием и двумя 20-мм автоматами. Уже в ходе войны была разработана самая массовая американская лодка типа «Балао» (72). При водоизмещении 1850/2425 т она несла 10 торпедных аппаратов, 127-мм орудие и два 20-мм автомата и развивала скорость 21/10 узлов. Всего была построена 121 лодка этого типа.
Г. Смирнов Под редакцией Героя Советского Союза вице-адмирала Г. И. Щедрина