- 01 1973-10 ¦ Подводная лодка Джевецкого
- 02 1973-11 ¦ Подводная лодка Александроского
- 03 1973-12 ¦ Торпеда и скорость - оружие подлодки
- 04 1974-02 ¦ "...Исход войны мог оказаться совсем иным"
- 05 1974-03 ¦ "Для подводного плавания, по моему мнению удобнее всего иметь именно такие машины..."
- 06 1974-04 ¦ "Мы отправляемся в Россию..."
- 07 1974-06 ¦ "С этой лодки можно ставить мины..."
- 08 1974-08 ¦ "Преступление" Камилла Пелетана
- 09 1974-09 ¦ "Мы построили корабль, который полностью отвечает заданию..."
- 10 1974-10 ¦
- 11 1974-11 ¦
- 12 1974-12 ¦
- 13 1975-01 ¦ Первые сюрпризы войны
- 14 1975-02 ¦ Крах подводной армады
- 15 1975-03 ¦
- 16 1975-04 ¦ Сюрпризы подводной войны
- 17 1975-06 ¦
Статья из журанала "Моделист-Конструктор" № 12-1973
Выпуск 03 Торпеда и скорость - оружие подлодки
- Схемы ТТХ
- Описание
"Дельфин", Россия, 1902 г.
Гражданская война в Америке пробудила интерес к подводным лодкам не только у морских департаментов северных и южных штатов, но и у морских ведомств ряда европейских стран. И этим обстоятельством, быть может, объясняется тот факт, что пневматическая лодка Александровского в России и аналогичная лодка Буржуа и Брюна во Франции начали строиться почти одновременно.
У "Плонже" (11) - так назывался подводный корабль, спроектированный морским инженером Брюном и капитаном 1-го ранга Буржуа, - было водоизмещение 453 т. Его корпус был битком набит стальными баллонами со сжатым до 12 атм. воздухом. Сработав в двухцилиндровом двигателе, воздух поступал во внутренние помещения лодки, а потом постепенно стравливался за борт через автоматически открывающийся клапан в верхней части корпуса.
Конструкторы немало поработали над системами погружения и всплытия, которые состояли из цистерн, опорожняемых сжатым воздухом, и двух цилиндров с поршнями. Выдвигая или вдвигая винтами эти поршни, можно было менять объем и достигать точного регулирования плавучести лодки. Для удержания заданной глубины во время подводного хода в кормовой части были установлены приводимые вручную горизонтальные рули.
"Плонже" сошел на воду в Рошфоре в апреле 1863 года, и его испытания дали результаты, очень близкие к результатам испытаний лодки Александровского. Оказалось, что давление в баллонах быстро падает с 12 до 1,5 атм. и мощность двигателя в соответствии с этим снижается с 68 до 5 л. с.; что скорость при этом еле-еле превышает 3 узла; что на такой скорости горизонтальные рули действуют плохо, и "Плонже" держится на заданной глубине так же неудовлетворительно, как и лодка Александровского.
К 1865 году гражданская война в США кончилась, интерес к подводным лодкам быстро упал, и следующая конструкция появилась во Франции лишь 20 лет спустя. Ее автором был инженер Губе.
Даже при первом взгляде в глаза бросается поразительное сходство лодки Губе (12) с лодкой Джевецкого. Та же форма корпуса, то же размещение механизмов и экипажа, те же примерно тактико-технические данные и то же оружие нападения - плавучая мина, подводимая под корпус вражеского корабля. Впрочем, вскоре лодку модернизировали, приспособив ее для стрельбы торпедами.
В 1889 году новый образец был построен. Теперь лодка развивала скорость 5,5 узла, могла пройти 25 миль и несла две 45-см торпеды Уайтхеда. Но испытания показали: несмотря на ряд достоинств, новая лодка Губе страдает тем же серьезным пороком, что и многие ее предшественницы, - она плохо держала глубину подводного хода. Требовались нововведения, и усилиями ряда конструкторов они были найдены.
Дюпюи де Лом - тот самый, который в 1859 году спроектировал первый броненосец "Ла Глуар" (см. "Моделист-конструктор", 1971, № 9), - сделал первые варианты подводной лодки "Жимнот" еще в 1885 году. После смерти де Лома за дальнейшую разработку проекта взялся инженер Густав Зеде.
Заложенный в апреле 1887 года "Жимнот" (13) был построен уже на следующий год, и его испытания дали удовлетворительные результаты. В корпусе подводного корабля удалось разместить достаточно мощную батарею электрических аккумуляторов, благодаря чему скорость надводного хода составила 10 узлов, а подводного 7-8.
Вскоре после испытаний "Жимнот" был переведен в разряд учебных кораблей, а Густав Зеде получил заказ на проектирование новой подводной лодки - "Сирены". Зеде не достроил эту лодку: во время испытаний пороховых торпед он погиб при взрыве в лаборатории. Его заменил инженер Ромазотти, который завершил проектирование и построил "Сирену", переименованную в "Густав Зеде" (14).
Эта лодка занимает выдающееся место в истории подводного кораблестроения, ибо главная задача, поставленная перед конструкторами, заключалась в том, чтобы отработать всю технику стрельбы торпедами из подводного положения. Вооружение "Густава Зеде" состояло из одного носового торпедного аппарата, закрывавшегося конической крышкой, и 3 торпед диаметром 45 см.
В декабре 1898 года этот корабль на Тулонском рейде произвел атаку на линейные корабли.
"Густав Зеде" выпустил две мины в "Мадженту", - писал очевидец. - Одну, когда броненосец стоял на якоре, и вторую - в броненосец, идущий со скоростью 8-10 узлов. В обоих случаях выстрелы попали в цель. Этот опыт... доказал возможность успешной стрельбы минами с подводного миноносца под водой без нарушения его равновесия".
Через несколько дней "Густав Зеде" совершил переход из Тулона в Марсель и обратно в позиционном положении, а летом 1901 года испытания этого подводного корабля достигли кульминационного момента. 3 июля "Густав Зеде" скрытно проник на рейд Аяччо на Корсике и, всплыв в 100 саженях от броненосца "Шарль Мартель", выпустил в него торпеду.
Внезапная атака произвела огромное впечатление на всю эскадру.
"Волосы стали у меня дыбом на голове при виде вынырнувшей лодки,- вспоминал один адмирал, который был до того принципиальным противником подводного корабля. - Ничего подобного я себе не мог даже вообразить, и теперь вполне понимаю, что броненосцы уже не единственные господа моря".
Следующей значительной вехой подводного кораблестроения явился "Нарвал" (15) морского инженера Лобефа, спущенный на воду в Шербуре 26 октября 1898 года. Если все предшествующие ему подводные лодки погружались за счет затопления цистерн, находившихся внутри прочного корпуса, то у "Нарвала" система погружения была устроена иначе. Его прочный цилиндро-конический корпус охватывался вторым легким корпусом, которому была придана форма, выгодная для движения на поверхности моря. Пространство между двумя корпусами и служило цистернами для погружения.
На поверхности воды "Нарвал" приводился в движение паровой машиной мощностью в 250 л. с. Перед погружением все отверстия и люки автоматически закрывались, дымовая труба убиралась внутрь корпуса, и лодка переходила на электроаккумуляторы. Вооружение "Нарвала" составляли два поворотных решетчатых торпедных аппарата системы Джевецкого.
Новаторские идеи Лобефа привели к тому, что дальность плавания "Нарвала" при скорости надводного хода 8 узлов сразу достигла 624 миль по сравнению с 80 милями у "Густава Зеде". Увеличилась и скорость лодки - 12 узлов на поверхности и 8 узлов под водой.
Г. Смирнов Под редакцией Героя Советского Союза вице-адмирала Г. И. Щедрина