- 44 1987-06 ¦ По чужим чертежам
- 45 1987-07 ¦ Универсальные корабли для войны на реках
- 46 1987-08 ¦ Предтечи ракетных катеров
- 47 1987-09 ¦ Из катеров - в мониторы
- 48 1987-10 ¦ Корабли поддержки десанта
- 49 1987-11 ¦ Катера для пограничной охраны
- 50 1987-12 ¦ Судьбы итальянских катеров
- 51 1988-01 ¦ Неудачники флота Микадо (“Мицубиси” Т-14)
- 52 1988-03 ¦ Катера для открытого моря (БО-2 “Кировец”)
- 53 1988-04 ¦ Катера-диверсанты (радиоуправляемый “Линзе”)
- 54 1988-05 ¦ Судьбы Дунайских флотилий (речной бронекатер PN-11)
- 55 1988-06 ¦ Последние потомки “газолинок” (БТК типа “Большевик”)
- 56 1988-07 ¦ Мощное оружие для малых кораблей (ракетный “Отто Тост”)
- 57 1988-08 ¦ Триумфальное шествие ракетных катеров (ракетный “Альбатрос”)
- 58 1988-09 ¦ Катера обретают крылья (ракетный “Пегасус”)
- 59 1988-10 ¦ С претензией на универсальность (на воздушной подушке SR № 6)
- 60 1988-11 ¦ Главное оружие москитного флота. Торпеды
- 61 1988-12 ¦ Главное оружие москитного флота. Управляемые торпеды
- 62 1989-01 ¦ Главное оружие москитного флота. Ракеты
Статья из журанала "Моделист-Конструктор" № 11-1987
Выпуск: 49 Катера для пограничной охраны
- Схемы ТТХ
- Вступление
- Описание Польша
- Описание Голландия
- Описание Англия
- "Баторий", Польша, 1932 г.
- № 138 Р.5, Голландия, 1939 г.
- № 139 Р.9, Голландия, 1941 г.
- № 140 Р.17, Голландия, 1941 г.
- № 141 Н.D.М.L, Англия, 1940 г.
Сторожевой катер "Баторий", Польша, 1932 г.
Катар пограничной охраны - первый катер польской постройки, разработанный главным конструктором Модлинской верфи А. Потыралой.
Водоизмещение 26 т.
Силовая установка - два бензиновых мотора полного хода суммарной мощностью 1100 л. с. и дизель экономического хода мощностью 175 л. с.
Полный ход 24,3 узла, экономический - 11 узлов.
Длина наибольша 21,2 м, ширина 3,6 м, углубление носом 1,1 г, кормой 1,35 м.
Вооружение - два пулемета.
После интернирования в Швеции "Баторий" вернулся в Польшу в октябре 1945 года, прошел ремонт и был переименован в "Хель". Служа в Войсках Охраны Пограничной, сменил несколько названий - "7 ноября", "Дзержинский", "КР-1". В 1954 году прошел капитальный ремонт, в ходе которого были заменены все двигатели. В 1959 году передан Морскому клубу Добровольного общества содействия флоту. В 1959 году выведен из эксплуатации, а в 1973 году было принято решение об установке в хельском гарнизоне катера "КР-1 - Баторий" в качестве памятника.
138. Патрульный катер Р.5, Голландия, 1939 г.
Строился на верфях Ост-Индии.
Водоизмещение 23 т
мощность дизеля 165 л. с., скорость хода 12,5 узла.
Длина наибольшая 18.9 м, ширина 5,57 м, среднее углубление 1,22 м.
Вооружение - два пулемета.
Всего построено 8 единиц.
139. Патрульный катер Р.9, Голландия, 1941 г.
Строился в Ост-Индии.
Водоизмещение 26 т
мощность дизеля 300 л. с„ скорость хода 14,5 узла.
Длина наибольшая 18,9 м, ширина 5,57 м, среднее углубление 1,22 м.
Вооружение - два пулемета.
Всего построено 8 единиц.
140. Патрульный катер Р.17, Голландия, 1941 г.
Строился в Ост-Индии.
Водоизмещение 32 т
суммарная мощность двух дизелей 600 л. с., скорость хода 18 узлов.
Длина наибольшая 24 м.
Вооружение - два пулемета.
Всего построено 6 единиц.
141. Сторожевой катер Н.D.М.L, Англия, 1940 г.
Строился по заданию Адмиралтейства на многих английских верфях в разных модификациях.
Водоизмещение 54 т,
мощность дизеля 130—160 л. с., скорость хода 11-12 узлов.
Длина наибольшая 22 м, ширина 4,83 м, среднее углубление 1,3 м.
Вооружение:
два 20-мм зенитных автомата "эрликон", четыре пулемета.
Всего построено 450 единиц.
В начале агрессии в Польшу в 1939 году гитлеровские генералы считали захват военно-морской базы Хель второстепенной задачей. И с 1 сентября действия немцев здесь, на оконечности косы, с северо-запада вдающейся в глубь Гданьской бухты, ограничивались бомбардировкой немногочисленных польских кораблей с моря и с воздуха. Однако 27 сентября пала Варшава, и дух защитников полуострова надломился: 1 октября началось самочинное уничтожение документов и шифров, а командующий военно-морскими силами контр-адмирал Унруг разрешил «сей, кто хочет, на собственный страх и риск прорываться через вражеские морские дозоры в нейтральную Швецию.
Вскоре к адмиралу явилс капитан-лейтенант Е. Милисевич со смелым планом. Он предлагал идти в Швецию окольным путем на катере. Милисевич рассчитывал проскочить на северо-востоке через фашистские дозоры, которые на этом, как бы тыловом направлении должны быть менее бдительными, чем на северо-западном, а потом в открытом поре повернуть к берегам Швеции. Унруг выразил сомнение в возможности осуществлени плана и лично участвовать в нем отказался, но разрешение на прорыв дал...
Вечером 1 октября сторожевой катер "Баторий" с погашенными опознавательными огнями выскользнул из Хел и 15-узловым ходом устремился на северо-восток. На его борту находилось пять офицеров и одиннадцать матросов, добровольно пустившихся в рискованное плавание. Ночь была ясная, и это особенно тревожило Милисевича, опасавшегос любых встреч. В полночь наблюдатели "Батория" обнаружили по левому борту огни какого-то судна. Но катер проскользнул за его кормой и остался незамеченным.
В 8.00 утра моторист доложил, что бензина осталось всего на два часа. Милисевич приказал остановить моторы и запустить дизель экономического хода. Тем временем корабль вошел в зону шторма и потерял ориентацию. Капитан приказал непрерывно измерять глубину. Первые промеры дали 19 м, еще через две мили глубина оказалась 25 м. Это означало, что "Баторий" миновал подводную мель Хобург и что до шведского острова Готланд уже недалеко.
Когда развиднелось, польские моряки поняли, что находятся на траверсе маяка, установленного на южной оконечности Готланда. Милисевич приказал запустить моторы и дать полный ход. И тут на горизонте обрисовался силуэт фашистской вооруженной яхты "Грилль", патрулировавшей поблизости. Встреча с ней не оставляла "Баторию" никаких надежд на спасение, но храбрецам повезло и на этот раз: когда "Грилль" приблизился на расстояние пушечного выстрела, поляки были уже в территориальных водах Швеции, к ним на полном ходу летел шведский торпедный катер "Раньяр".
Без лишних слов "Баторий" был дозаправлен топливом, и "Раньяр" отконвоировал его в порт Висбю на Готланде, где команду интернировали. А в ноябре сторожевик "Снаппханен" сопроводил катер в бухту Ваксхольм. Здесь вместе с тремя интернированными лодками и учебным кораблем "Дар Поможа" и простоял первый быстроходный катер польской постройки долгие пять с половиной лет второй мировой войны.
История создания этого корабл восходит к 20-м годам, когда Польша по Версальскому договору получила доступ к Балтийскому морю. Этот выход представлял собой так называемый "Данцигский коридор", в северной его части находился вольный город Данциг (Гданьск) и небольшой 140-километровый участок берега, примыкавший к полуострову Хель. Для охраны побережья в Гданьске и Эльбинге были куплены невооруженные моторные катера М51 - М55, но они оказались не в состоянии нести эффективную службу, поэтому более года польские территориальные воды практически не охранялись.
В 1921 году для усилени охраны приобрели "Мышливый" - английский катер типа ML, который, однако, не оправдал возлагавшихся на него надежд. На следующий год его вывели из состава сторожевых катеров, он стал флагманским кораблем командующего польским флотом. Дело же охраны морской границы препоручили учрежденной в 1922 году таможенной охране. Для этого ей был передан недавно купленный катер "Стражник I", все вооружение которого состояло... из карабинов и револьверов экипажа, катер "Стражник II", базировавшийся в Данциге и не выходивший на патрулирование в территориальные воды, да полицейские катера М51 - М55.
Неудивительно, что польское побережье стало местом неслыханной контрабандистской вакханалии. Предприимчивые авантюристы в огромных количествах везли через морскую границу спирт, сахар, золото, предметы роскоши, деликатесы, антиквариат, используя для этой цели рыбачьи лодки, яхты и частные быстроходные катера, легко уходившие от таможенников.
И польскому правительству пришлось всерьез заняться охраной территориальных вод. В 1925 году было решено учредить пограничную охрану и вооружить ее современными быстроходными катерами, купленными за границей. Голландские. французские, английские н итальянские фирмы были готовы взятьс за выполнение заказа. Выступил с инициативой и главный конструктор польской Модлинской судоверфи А. Потырала, предложив построить три малых патрульных катера со скоростью хода 15 узлов и один более крупный с максимальной скоростью 25 узлов.
Начальство склонялось к заключению контракта с итальянцами, считая, что у польской речной верфи нет опыта разработки морских кораблей. Но инженерная общественность страны поддержала своего соотечественника, обратив внимание на высокие достоинства проекта.
В самок деле, в погоне за высокой скоростью итальянцы остановили свой выбор на остроскулом корпусе с плоским днищем и реданом. А это в условиях Балтики с ее короткой н высокой волной делает длительное пребывание в море мучительным для экипажа. Кроме того, два мотора по 450 л. с., сообщавшие катеру контрактную скорость 25 узлов, оказывались крайне неэкономичными при патрулировании на 12-узловом ходу, что вело к неоправданно высоким расходам топлива и, соответственно, к резкому сокращению длительности пребывания корабля в море.
Инженер Потырала предлагал более обдуманное решение: круглоскулый мореходный корпус и установку не двух, а трех двигателей. Два бензиновых мотора по 550 л. с. каждый должны были сообщать катеру скорость 25 узлов, а для 12 узлового длительного хода предусматривался экономичный 175-сильный дизель, приводящий во вращение средний винт (именно эта особенность и позволила польскому катеру проскочить через фашистские дозоры). Новинкой в судостроительной практике явилосъ и решение изготавливать связи корпуса, обшивку палубы, надстроек и дымовой трубы из легкого дюралюминия.
Первый польский катер заложили на Модлинской верфи в конце 1930 года, а весной 1932-го по Висле его переправили в Гдыню для проведения испытаний. Они показали, что "Баторий" - так назвали новый катер - развивает на полном ходу 24.3 узла, а на экономическом - 11 узлов и является самым быстроходным польским кораблем. На Балтике по скорости его превосходили только немецкие катера типа S.
Одновременно с Модлинской верфи в Хель пришли три малых патрульных катера - "Кашуб", "Мазур" и "Шланзак", и в июне 1932 года пограничная охрана получила наконец отряд вполне современных кораблей, быстро положивший конец разгулу контрабандистов.
Опыт эксплуатации "Батория" показал, однако, что применение дюралюминия было серьезной ошибкой конструктора. В морской воде металл быстро корродировал, и уже в 1934 году пришлось снять обшивку палубы, надстройки и дымовой трубы и заменить ее стальной, что несколько ухудшило мореходные и скоростные качества корабля.
Из зарубежных фирм, предлагавших своя услуги польскому правительству, наиболее серьезный опыт имели голландцы, строившие тогда множество различных катеров для своих ост- и вест-индских колоний; кстати, это позволило им наладить производство достаточно крупных серий катеров в своих колониальных владениях в ходе второй мировой войны. Так, в 1939-1940 годах в Ост-Индии построили восемь патрульных катеров типа Р.1 - Р.8 . За ними последовали в 1941-1942 годах еще восемь усовершенствованных катеров типа Р.9-Р.16 , шесть типа Р.17-Р.22 , четыре типа Р.37 - Р.49 и шесть типа В.1 - В.6. Последние представляли собой крупные океанские катера водоизмещением 130 т. Два дизеля по 1500 л. с. сообщали этим кораблям. вооруженным одной 76-мм пушкой и одним 40-мм зенитным автоматом, скорость 18 узлов.
Кроме патрульных, голландцы уже в ходе боевых действий построили в Ост-Индии четыре катера - охотника за подводными лодками типа S, при водоизмещении 23 т они развивали скорость 28-32 узла.
Судьба всех этих кораблей оказалась печальной: по мере продвижения японцев в Ост-Индии они были затоплены или взорваны своими командами, что, однако, не помешало японцам большую их часть поднять, отремонтировать, некоторые даже модернизировать и включить в строй своего флота.
По иронии судьбы английские катерные фирмы в период между первой и второй мировыми войнами рыскали по белу свету в поисках заказов на катера - в самой Англии они не пользовались вниманием Адмиралтейства. Английский флот, долгое время пренебрегавший катерами, был застигнут врасплох началом войны с фашистской Германией. Оказалось, что организованная оборона устьев английских рек, водных районов портов и военно-морских баз практически не существует. Только в конце 1939 года после нескольких месяцев войны Адмиралтейство в экстренном порядке разработало тактико-техническое задание на патрульные катера для охраны водных районов портов - катера Н. D. М. L. (141).
Их длина ограничивалась 72 футами. а водоизмещение должно было позволять перевозку этих кораблей на борту транспортных судов. Круглоскулый мореходный корпус изготовлялс из дерева и снабжался двумя большими рулями - для быстроты маневров при действиях против вражеских подводных лодок. Три английские фирмы поставляли дизели, мощность которых колебалась от 130 до 160 л. с. Рулевое отделение или рубка защищались легкой противопульной броней. Первоначально планировалось вооружать катера носовым 45-мм орудием, кормовым 20-мм "эрликоном", двум пулеметами и восемью глубинными бомбами, но впоследствии состав вооружени менялся.
Заказы на постройку катеров Н. D. М. L. были размещены на многочисленных яхтенных верфях Англии, которые в зависимости от условий будущей службы видоизменяли конструкцию кораблей. Так, днище катеров, направляемых на Средиземное море, обшивалось медью - для защиты от обрастания. Катера для Исландии имели форсированную систему отопления и вентиляции и усиленную теплоизоляцию.
Война показала, что перевозить катера на транспортных судах практически невозможно и что они должны быть приспособлены для самостоятельных дальних переходов. Конструкци корпуса оказалась вполне для этого пригодной: катера своим ходом доставлялись и на Средиземное море и в Исландию. Для самостоятельного перехода в Вест-Индию на нескольких таких катерах было предусмотрено парусное вооружение. Но оказалось, что они нужнее в Северной Африке, к трансатлантический переход под парусами был отменен.
Катера Н. D. М. L., по своим характеристикам близкие к морским охотникам "фэрмайл" типа В (см. "М-К" № 12 за 1986 год), использовались в качестве патрульных, морских охотников, катерных тральщиков, навигационных кораблей, десантных судов.
За годы второй мировой войны англичане построили около 1700 катеров различных классов. Львиная доля приходится на морские охотники "Фэрмайл" типа В - 650 единиц. За ними следуют катера Н. D. М. L. - 450 единиц. Больших и малых торпедных и артиллерийских катеров было построено по 300 единиц.
Английские кораблестроители особенно гордились быстротой разработки проекта н постройки патрульных катеров, считали это большим техническим достижением. "Катера Н. D. М. L. - завоевали себе высокую репутацию, - говорится в трудах английских кораблестроителей за 1947 год. - Это были прекрасные мореходные кораблики с очень надежными двигателями. Возможности их практического применения превзошли все, что могли предвидеть специалисты, разрабатывающие тактико-техническое задание на них».
Г. Смирнов, В. Смирнов, инженеры
Под редакцией Героя Советского Союза вице-адмирала Г. И. Щедрина