Статья из журанала "Моделист-Конструктор" № 06-1987

Выпуск: 44 По чужим чертежам

  • Схемы ТТХ
  • Вступление
  • Описание
  • Описание
  • Описание
  • Служба
  • 63-футовый спасательный катер британских ВВС, Англия, 1940 г.
  • № 123 РТ 3, США, 1939 г.
  • № 124 РТ 7, США, 1940 г.
  • № 125 РТ 20. ЭЛКО, США, 1941 г.
  • № 126 МТВ 60, "Воспер", Англия, 1940 г.
63-футовый спасательный катер британских ВВС, Англия, 1940  г.
63-футовый спасательный катер британских ВВС, Англия, 1940 г.

В 1939 году после успеха катера фирмы "Бритиш Пауэр Бот" на конкурсе в США французский флот заказал ей укороченный вариант 70-футового скотт-пейновского катера. В 1940 году эти катера были реквизированы английским флотом и переоборудованы в малые охотники за подводными лодками. В этом же году на их основе были разработаны быстроходные катера для спасения экипажей самолетов, сбиваемых над Ла-Маншем.

Водоизмещение 24 т

суммарная мощность трех моторов 3300 л. с„ скорость хода 42,5 узла.

Длина наибольшая 19,22 м, ширина 4,95 м, среднее углубление 0,98 м.

Вооружение:

один 20-мм зенитный автомат, три пулемета.

Всего построено 69 единиц.

123. Торпедный катер РТ 3, США, 1939 г.
123. Торпедный катер РТ 3, США, 1939 г.

Один из четырех однотипных экспериментальных торпедных катеров, построенных в Детройте фирмой "Фишер Бот Уоркс", был представлен на конкурс, объявленный американским флотом в 1938 году. Признан неудачным и в серию не пошел.

Водоизмещение 25 т

мощность трех бензиновых моторов 3300 л. с., скорость хода 40 узлов.

Длина наибольшая 18 м, ширина 5,49 м.

Вооружение:

два 533-мм торпедных аппарата и два 25-мм зенитных автомата.

124. Торпедный катер РТ 7, США, 1940 г.
124. Торпедный катер РТ 7, США, 1940 г.

Один из двух однотипных экспериментальных торпедных катеров, построенных казенной верфью в Филадельфии.

Водоизмещение 32т

мощность трех бензиновых моторов 3300 л. с. скорость хода 40 узлов.

Длина наибольшая 24,4 м, ширина 5,49 м.

Вооружение:

два 533-мм торпедных аппарата, четыре пулемета, глубинные бомбы.

125. Торпедный катер РТ 20. ЭЛКО, США, 1941 г.
125. Торпедный катер РТ 20. ЭЛКО, США, 1941 г.

Вторая серия торпедных катеров ЭЛКО.

Водоизмещение 35 т

мощность трех бензиновых моторов 4050 л. с., скорость хода 40 узлов.

Длина наибольшая 23,5 м, ширина 6,1, среднее углубление 1,68 м.

Вооружение:

четыре 45 мм торпедных аппарата, четыре пулемета.

Всего построено 49 единиц.

126. Торпедный катер МТВ 60, "Воспер",  Англия, 1940 г.
126. Торпедный катер МТВ 60, "Воспер", Англия, 1940 г.

Водоизмещение 33 т

мощность трех бензиновых моторов 4050 л. с. скорость хода 40 узлов.

Длина наибольшая 21,35 м, ширина 5,8 м, среднее углубление 1,45 м.

Вооружение:

два 533-мм торпедных аппарата.

Мы уже писали (см. "М-К" № 7 за 1985 г.) о перестрелке, вспыхнувшей между японскими и китайскими солдатами 8 июля 1937 года у моста Марко Поло неподалеку от Пекина. Для японцев она послужила поводом блокировать китайское побережье и помешать Англии, Франции и США оказать помощь гоминьдановскому правительству Чан Кай-ши. Японские корабли маячили близ китайских берегов, но война не была официально объявлена вплоть до 9 августа 1937 года.

В этот день на аэродроме неподалеку от Шанхая обнаружили трупы японских офицера и матроса из состава сил, охранявших представительства английских, французских, американских и японских банков и фирм - так называемый международный квартал.

Раздув этот инцидент, японцы начали открытые боевые действия. 11 августа на побережье неподалеку от Шанхая был высажен четырехтысячный десант морских пехотинцев. А через два дня нанесен удар по китайскому флоту одновременно авиацией, корабельной артиллерией и второй волной десанта, высадившейс в устье Янцзы. В числе атаковавших находился старый броненосный крейсер "Идзумо", вошедший в реку с девятью эсминцами и семью канонерками для поддержки артиллерийским огнем наступавших по берегу японских войск.

Эта канонада сильно досаждала руководителям шанхайской обороны. Они поставили задачу любой ценой уничтожить вражеский крейсер. Удары с воздуха 14 и 16 августа не увенчались успехом, и тогда китайцы бросили в атаку торпедные катера...

17 августа 1937 года четыре катера из эскадры адмирала Чэна были готовы к ночной операции, но в 19.30, когда последовал приказ о ее начале, на "четверке" отказал один из моторов, и в путь вниз по течению реки вышли только три катера. Шли на малых оборотах, чтобы не обнаружить себя раньше времени. Но вот русло Янцзы повернуло вправо, на восток. На далеком берегу стали видны вспышки орудий на китайских позициях, и в их отсветах на расстоянии полутора-двух километров проступили темные силуэты японских кораблей.

Взревели моторы, катера осели на корму и устремились в атаку. "Первый", сделав один-единственный выстрел, попал в луч вражеского прожектора, и на него тут же обрушилс настоящий огненный шквал. Секунды спустя на волнах качались только обломки катера.

"Двойку" и "тройку", шедшие справа от "первого", встретил сильный заградительный огонь крейсера и эсминцев. Поспешно выпустив свои торпеды, они стали выходить из боя, лавируя между фонтанами взрывов. Эта отчаянная операция закончилась трагично для обоих катеров. "Двойка" так близко подошла к левому берегу, что выскочила на мель и была расстреляна почти в упор.

А "тройка", отвернув влево и сделав петлю, устремилась к правому берегу, но, не заметив в темноте каменного мола, налетела на него и разбилась вдребезги...

Из пяти выпущенных катерами торпед одна взорвалась у левого берега реки, две затонули и две запутались в противоторпедной сети, которую японцы предусмотрительно поставили вокруг крейсера, но одна взорвалась в непосредственной близости от его борта.

Японцы приняли все меры к тому, чтобы скрыть от мировой общественности самый факт атаки китайских торпедных катеров, но вездесущие газетчики прознали о нападении на крейсер "Идзумо", и в бульварной прессе ряда стран появились сенсационные сообщени о будто бы примененных китайцами человеко-торпедах. Эти слухи привлекли внимание морских специалистов; им стали известны более достоверные сведени о событиях на реке Янцзы. И быть может, никто не изучал их так внимательно, как американцы, до той поры вообще не уделявшие внимания разработке торпедных катеров.

И что же при этом выяснилось!

Оказалось, что на протяжении 10 - 15 лет после первой мировой войны торпедными катерами интересовались главным образом второстепенные морские державы. Не обладая достаточной научно-технической базой для ведения собственных разработок, они предпочитали приобретать корабли этого класса в Англии и Италии - странах, достигших значительных успехов в катеростроении еще в военное время.

Так, Турция в 1926 году заказала три торпедных катера в Италии, Финляндия после первой мировой войны купила один катер в Италии и в 1928 году заказала два катера английской фирме "Торникрофт", которая долгое время была монополистом в постройке торпедных катеров. Поскольку английский флот до 1935 года не проявлял никакого интереса к этому классу боевых кораблей, "Торникрофт" в 20-х годах широко поставлял их Финляндии, Голландии, Таиланду, Китаю, Югославии. Фирма торговала не только кораблями, ко и чертежами своих катеров: верфи Голландской Ост-Индии, Финляндии и Таиланда вели лицензионную постройку торникрофтовских реданных глиссеров. При водоизмещении 12-24 т они развивали скорость в 30-40 узлов и несли в желобных аппаратах от 2 до 5 торпед.

Монопольное положение "Торникрофта" в Англии было поколеблено в 1935 году, когда новая катерная фирма "Бритиш Пауэр Бот" выполнила заказ британского флота на шесть катеров конструкции Скотт-Пейна. А в 1936 году на мировом рынке появился новый поставщик - немецкая фирма "Люрсен", построившая за два-три года восемь катеров типа S для Югославии и два для Болгарии. Это дало новый импульс катеростроению в Англии, где в конкурентную борьбу включились фирмы "Воспер", "Сван Хантер", "Уайт" (см. "М-К" № 11 за 1986 г.).

Хотя адмиралтейство остановило свой выбор на конструкциях "Торникрофта" и "Воспера", явное предпочтение было отдано все-таки последней фирме: первая получила заказ на два катера, вторая - на четыре! Это резко повысило репутацию "Воспера" на мировом рынке, и в 1939 году она выполняла заказ на три катера для Румынии ("Вифорул", "Вийелль" и "Висколул") и на два для Швеции (Т3 и Т4)...

Боевой опыт японо-китайской войны и гражданской войны в Испании, показавший, что торпедные катера можно успешно использовать не только для сопровождения транспортов ночью, но и для ночных атак на вражеские крейсера и эсминцы, пробудил интерес к этому классу кораблей и в США. Не желая начинать с нуля. Морской департамент в 1938 году объявил международный конкурс, в результате которого в списках американского флота ложилось девять торпедных катеров. Восемь из них - РТ 1-4 (123), РТ 5-6 и РТ 7-8 (124) - строили американские фирмы "Майями Шипбилдинг Корпорейшн", "Фишер Бот Уоркс, Детройт", "Хиггинс Индастриз, Нью Орлеанс" и казенная верфь в Филадельфии. Девятый - РТ 9 - скотт-пейновский катер фирмы "Бритиш Пауэр Бот". В свое время его проект был недальновидно отвергнут английским адмиралтейством, но именно этот катер сыграл колоссальную роль в развитии американского катеростроения.

Итоги конкурса оказались не слишком обнадеживающими для американских разработок. В самом деле, РТ 1-4 сразу признали неудачными, а РТ 5-6 и РТ 7-8, построенные в 1940 году, как выяснилось, уступали РТ 9. Поэтому приняли решение взять в качестве прототипа именно конструкцию Скотт-Пейна. Фирма "Электрик Бот" — сокращенно ЭЛКО, заслужившая известность массовой постройкой морских охотников в годы первой мировой войны, разработала на базе РТ 9 проект торпедного катера, по которому построили десять кораблей РТ 10-19, и моторного охотника за подводными лодками - по его образцу сооружались двенадцать кораблей РТС 1-12. Позднее их передали британскому флоту.

Вслед за первой последовала вторая серия торпедных катеров из 49 единиц РТ 20-68 (125), отличавшихс несколько большей длиной. Третья серия строилась фермой ЭЛКО в 1942 году. У катеров было увеличено водоизмещение до 38 т, длина до 24,5 м, усилено вооружение: 533-мм торпеды вместо 456-мм и два 20-мм зенитных автомата вместо четырех пулеметов. Катера этой серии (РТ 103-196, 314-367, 372-383, 486-563, 565-622 и 731-760) оказались самыми многочисленными: в общей сложности их насчитывалось 326 единиц. Тем не менее необходимость в них была столь острой, что под них отдали все мало-мальски пригодные верфи. ЭЛКО предоставила чертежи в общее пользование. Приспособив их к своим производственным возможностям, еще две американские фирмы начали выпуск скотт-пейновских торпедных катеров. В 1942-1943 годах восемнадцать единиц (РТ 95-102 и 255-264) произвела фирма "Хаккинс", а в 1942- 1945 годах 203 катера выпустила фирма "Хиггинс" (PТ71-94, 197-254, 265-313, 450-485 и 625-660).

Драматично сложилась судьба "восперов". Накануне второй мировой войны британское адмиралтейство отдало предпочтение именно им, и, хотя после начала боевых действий потребность в них стала огромной, выпуск катеров практически прекратился: фирма использовала моторы итальянской фирмы "Изотта-Фраскини". Лишь в 1941 году, когда американцы стали поставлять по ленд-лизу моторы "Паккард", англичане смогли завершить серию из 42 "восперов" МТВ 30-97 (126). Но к этому времени стало ясно, что массовая постройка торпедных катеров стране не по силам.

Тогда английское правительство передало чертежи "восперов" фирмам США в обмен на обязательство поставлять Британии готовые катера. В 1943 году на четырех небольших американских верфях — "Фифс Шипярд", "Роб Джейкоб", "Аннаполис Йоут" и "Герешофф" - наладили производство "восперов". К моменту окончания войны их построили 140 (РТ 368-371, 384-449 и 661-730). Все эти катера поставлялись Англии, Голландии и СССР (РТ 400-449 и 661-687), ни один из них не был зачислен в списки американского флота, на вооружение которого поступали только катера фирмы ЭЛКО. "Почему это так, мне довольно откровенно объяснил мистер Н., — вспоминал известный советский катерник контр-адмирал Б. В. Никитин. - Акционерами фирмы ЭЛКО состоят многие адмиралы, а значит, ей и легче добиться заказа морского министерства..."

И действительно, с 1943 года США поставляли по ленд-лизу в СССР только "восперы" и "хиггинсы" (соответственно 77 и 55 единиц). Этого числа советскому флоту было мало. Возникла мысль заказать катера ЭЛКО, однако наши представители получили отказ: фирме запретили продавать готовые катера в СССР. Но запрета на поставку катеров в разобранном виде не было. Тогда решили закупить у фирмы комплекты катеров, а сборку производить на советской территории.

"Однако... наши обращени в морское министерство и управление по ленд-лизу потерпели неудачу, - вспоминал Никитин. - Тогда представитель ЭЛКО посоветовал обратиться к одному из видных руководителей морского министерства, доверительно добавив, что он акционер их фирмы. Адмирал... принял в нашем деле самое горячее участие, и заказ был принят в кратчайший срок. Довольно скоро на одном из ленинградских заводов при участии американских специалистов приступили к сборке ЭЛКО. Бизнес есть бизнес!" Благодаря этой уловке советский флот пополнился 60 торпедными катерами ЭЛКО.

На долю катеров, построенных в США по чужим чертежам, в годы второй мировой войны выпала немалая боева нагрузка. Наибольшие потери понесли катера ЭЛКО: из 326 единиц погибли 38, в их числе и РТ 109, на котором плавал командир отряда торпедных катеров Джон Кеннеди - будущий президент США.

Из 49 катеров ЭЛКО второй серии погибло 14, из 203 "хиггинсов" - 15, из 140 "восперов" - 2.

Катера последнего типа неплохо сражались в составе советского Северного флота. Одна из самых известных операций - уничтожение вражеского конвоя в сентябре 1944 года. Конвой был обнаружен подводной лодкой капитана II ранга Г. И. Щедрина, потопившей один транспорт. Командование флота поставило перед катерниками задачу: совместным ударом торпедных катеров и авиации флота уничтожить конвой в средней части Варангер-фиорда. Операцию назначили на 11 часов 25 сентября. Спустя пять минут после налета штурмовиков в атаку для нанесения главного удара должны были выйти две группы торпедных катеров - пять под командованием капитана II ранга В. Н. Алексеева и четыре под командованием капитан-лейтенанта И. Я. Решетько.

"Восперы" Алексеева вышли к конвою почти на полчаса раньше назначенного срока, и это сразу же поставило командира перед выбором: атаковать немедленно или действовать по заранее составленному плану. Не дожидаясь авиационной поддержки, Алексеев решил атаковать, рассчитывая только на силы своей пятерки. Увеличив ход, катера пошли на сближение с конвоем, и, когда на дистанции 20 кабельтовых корабли вражеского охранения открыли огонь, ТКА-213, вырвавшись вперед на полном ходу, поставил дымовую завесу. В 10.44 ТКА-240 первым пересек ее и с дистанции 7-8 кабельтовых выпустил торпеды по тральщику, который переломился и стал тонуть. Через минуту от торпед ТКА-215 взорвался головной корабль охранени - и в это время в район боя вышли советские штурмовики, обрушившие на конвой град бомб, снарядов и пуль...

Прикрывшись дымовой завесой, ТКА-240 потопил концевой транспорт, и почти одновременно ТКА-208 уничтожил второй в строю корабль охранения. Атаку завершал ТКА-213: после постановки дымовой завесы он разрядил свои торпедные аппараты, потопив самоходную баржу. Подошедшие к месту боя самолеты-дымзавесчики прикрыли отход катеров первой группы, и в бой вступили "восперы" второй группы...

Конвой противника был разгромлен.

Г. Смирнов, В. Смирнов, инженеры

Под редакцией Героя Советского Союза вице-адмирала Г. И. Щедрина