- 01 1975-10 ¦ От тарана - к торпеде
- 02 1975-11 ¦ Запад копирует
- 03 1975-12 ¦ Первая серьезная проверка
- 04 1976-01 ¦ Первый в своем роде
- 05 1976-02 ¦ Балтийские эсминцы
- 06 1976-03 ¦ Черноморские близнецы «Новика»
- 07 1976-04 ¦ Все не так
- 08 1976-05 ¦ Снова поиск
- 09 1976-06 ¦ Еще одна разновидность
- 10 1976-07 ¦ В новом качестве
- 11 1976-08 ¦ Учитывая боевой опыт
- 12 1976-11 ¦ Все еще миноносцы
- 13 1976-12 ¦ Новое оружие - новые корабли
- 14 1977-01 ¦ Новые корабли - новая энергетика
- 15 1977-02 ¦ На лаге истории - 100
Статья из журанала "Моделист-Конструктор" № 01-1977
Выпуск 14 Новые корабли — Новая энергетика
- Схемы ТТХ
- Описание
- № 48
- № 49
- № 50
- № 51
48. Большой противолодочный корабль «Проворный» (СССР)
49. Эскадренный миноносец «Ла Галиссоньер» (Франция, 1962)
50. Эскадренный миноносец УРО «Импавидо» (Италия, 1963)
51. Атомный фрегат УРО «Бейнбридж» (США, 1962)
Развитие мореплавания, особенно военного, было неразрывно связано с изменением энергетической оснащенности корабля. Чем больше совершенствовалась силовая установка, приводящая его в движение, тем значительнее возрастали скорость, дальность плавания и маневренность.
Это наглядно иллюстрирует история кораблей класса «миноносцы», рассказанная на страницах нашего журнала. Так, первоначально на минных катерах ставились одноцилиндровые поршневые паровые машины мощностью 10 — 20 л. с., позволяющие развивать скорость 5-7 узлов. Запасов топлива (дров) хватало для плавания на 10 — 12 миль.
У миноносок, как, наверное, помнят читатели, мощность поршневых машин возросла до 200-300 л. с., а скорость до 13-17 узлов. Запасов топлива (угля) хватало на 70-120 миль плавания экономическим ходом (9-11 узлов).
Для выполнения торпедных атак требовались большие скорости, а следовательно, рост мощности главной силовой установки. В период русско-японской войны она достигла 3800-6000 л. с., а перед первой мировой войной — 18 тыс. — 25 тыс. л. с. Это позволяло кораблям развивать скорость до 27 — 31 узла; водоизмещение и вес вооружения тоже выросли в 1,5-2 раза. Как видим, повышение мощности силовой установки было «съедено» ростом водоизмещения, вызванного необходимостью иметь большие запасы топлива, чтобы увеличить дальность плавания (до 600-1000 миль).
Рост общей мощности силовых установок миноносцев на этом этапе был достигнут за счет увеличения числа цилиндров паровой поршневой машины до трех (вертикальные машины тройного расширения) и размещения на корабле не одной, а двух таких машин, каждая из которых вращала свой винт.
Двухвальная система, впервые примененная в русском флоте на миноносце «Котлин», значительно увеличила маневренность и живучесть кораблей этого класса. Но большего «выжать» из поршневых машин уже не удавалось, они достигли предела своего совершенства — так же, как и обеспечивавшие их паром угольные котлы.
К началу первой мировой войны назревала необходимость не только в новом корабле класса миноносцев, имевшем более мощное и эффективное вооружение, но и в новой силовой установке, которая обеспечила бы ему высокую скорость, маневренность и дальность плавания (при резком увеличении водоизмещения, вызванном ростом веса вооружения и запасов топлива). Решение указанной проблемы было новым этапом в развитии миноносцев. Его открыл русский эскадренный миноносец «Новик».
По водоизмещению «Новик» почти вдвое превышал предшественников, зато и вооружение его было в несколько раз тяжелее и сильнее. И тем не менее на испытаниях он показал рекордную для всех военных кораблей того времени скорость — 37,3 узла! Большой оказалась и дальность плавания — 1764 мили. Столь резкий скачок в тактико-технических данных был достигнут благодаря тому, что на корабле поставили турбозубчатые агрегаты (ТЗА), обеспечиваемые паром от водотрубных котлов, работающих на нефти. Общая мощность силовой установки — 40 тыс. л. с.
Такие агрегаты оставались единственной силовой установкой на эсминцах вплоть до середины 40-х годов. К этому времени общая мощность подобных силовых установок на одном корабле достигла 60 тыс. л. с., что позволило эсминцам развивать максимальную скорость 33-36 узлов, хотя водоизмещение их тоже выросло до 2500-3000 т. Дальность плавания экономическим ходом (18-20 узлов) составляла 2500-3000 миль.
Военно-техническая революция породила очередные разновидности эскадренных миноносцев, получивших новое оружие и предназначенных решать свои задачи в новых условиях. Но эти корабли требовали и принципиально новых силовых установок, ибо ТЗА, питаемые паром от нефтяных котлов, достигли своего предела, несмотря на все конструктивные усовершенствования и применение новейших материалов. Даже незначительный рост водоизмещения (до 4 тыс. т) вызвал ощутимое падение скорости (до 27 — 34 узлов), хотя общая мощность ТЗА была доведена до 70 тыс. л. с. Характерными представителями кораблей с данной силовой установкой являются французский эсминец «Ла Галиссоньер» (49) и итальянский эсминец УРО «Импавидо» (50), имеющие резко выраженный противолодочный характер вооружения.
После второй мировой войны очень важными стали дальность и автономность плавания эсминцев, ограничиваемые главным образом запасами топлива. Поэтому американцы еще в 50-х годах начали работы над атомными энергетическими установками (АЭУ), в которых нефтяные котлы заменялись атомными реакторами. Полученный в реакторах пар подавался в ставшие для эсминцев традиционными ТЗА. Такие силовые установки позволяли кораблям иметь практически неограниченную дальность и автономность плавания. Однако вынужденное увеличение водоизмещения (почти в 2-2,5 раза), связанное с размещением атомных реакторов, резко снизило их скорость. Типичным представителем этой немногочисленной разновидности кораблей является «Бейнбридж» (51), который американцы относят к «атомным фрегатам УРО». Надо признать, что, несмотря на солидное водоизмещение (8580 т), он по вооружению уступает многим эсминцам с обычной (ТЗА) силовой установкой.
Советские ученые, конструкторы и кораблестроители пошли по иному пути решения проблемы и первыми в мире создали крупный корабль с газотурбинными двигателями (ГТД) в качестве главной силовой установки — легкой, экономичной, малогабаритной, готовой к действию через несколько минут после команды «корабль к походу изготовить!».
У большого противолодочного корабля (БПК) типа «Проворный» (48) не только красивая архитектура, но и хорошие скорость, мореходность и маневренность. Противолодочный комплекс включает пятитрубный ТА ПЛО и реактивные бомбометы. Корабль может принимать вертолеты ПЛО. Для отражения ударов с воздуха БПК располагает двумя спаренными установками ЗУР, двумя спаренными универсальными артиллерийскими установками в башнях и несколькими спаренными автоматами. Использование всех видов оружия обеспечивается электронными средствами наблюдения и управления. С этими кораблями познакомились жители многих иностранных портов Европы, Азии, Африки и Америки, куда они заходили с дружественными визитами. И везде они вызывали восхищение.
Эсминцы во всех флотах всегда были самым многочисленным классом кораблей. Но в послевоенное время с появлением новых видов оружия их число начало резко сокращаться, и производство их возобновилось только с появлением новой энергетики — газотурбинных двигателей. Сейчас, после многолетнего перерыва, иностранные флоты снова пополняются кораблями этого класса, имеющими не только новое вооружение, но и новую энергетику.
Так новая энергетика «вдохнула» жизнь в миноносцы и подняла их роль как одного из противолодочных средств, предназначенных для борьбы с главными силами современных флотов — ракетными и торпедными подводными лодками (кстати, также получившими новую атомную энергетику).