- 01 1975-10 ¦ От тарана - к торпеде
- 02 1975-11 ¦ Запад копирует
- 03 1975-12 ¦ Первая серьезная проверка
- 04 1976-01 ¦ Первый в своем роде
- 05 1976-02 ¦ Балтийские эсминцы
- 06 1976-03 ¦ Черноморские близнецы «Новика»
- 07 1976-04 ¦ Все не так
- 08 1976-05 ¦ Снова поиск
- 09 1976-06 ¦ Еще одна разновидность
- 10 1976-07 ¦ В новом качестве
- 11 1976-08 ¦ Учитывая боевой опыт
- 12 1976-11 ¦ Все еще миноносцы
- 13 1976-12 ¦ Новое оружие - новые корабли
- 14 1977-01 ¦ Новые корабли - новая энергетика
- 15 1977-02 ¦ На лаге истории - 100
Статья из журанала "Моделист-Конструктор" № 07-1976
Выпуск 10 В новом качестве
- Схемы ТТХ
- Описание
32. «Сторожевой» (СССР)
33. Тип «N» (Англия)
34. «Гливс» (США)
После первой мировой войны многие военно-морские специалисты стали сомневаться, смогут ли эсминцы использовать торпедное оружие против больших артиллерийских кораблей. Однако заманчивость нанесения в морском бою столь мощного удара, как торпедный, одержала верх над сомнениями: эсминцы остались в составе всех флотов.
К 1939 году, кроме эсминцев, торпедами в качестве главного оружия располагали и подводные лодки, и морская ударная авиация, и торпедные катера. Но им отводилась вспомогательная роль. Авианосцы относились к числу обеспечивающих сил, главными же по-прежнему считались крупные бронированные артиллерийские корабли (линкоры и крейсера) с их мощными пушками.
Вторая мировая война убедительно показала ошибочность консервативных довоенных взглядов на характер боевых действий на море. Так, в роли главных ударных сил неожиданно для большинства зарубежных военных специалистов оказались не крупные артиллерийские корабли, а авианосцы и подводные лодки. Авианосная и береговая авиация успевала бомбо-торпедными ударами потопить вражеские линкоры и крейсера задолго до того, как они могли открыть огонь по намеченным целям.
Таким образом, авианосцы вынесли смертный приговор большим артиллерийским кораблям и лишили эсминцы крупных объектов торпедных атак. Сами же «плавучие аэродромы» для надводных кораблей с торпедным вооружением были «не по зубам», т. к. их собственная авиация успевала раньше обнаруживать и атаковать противника. Больше того, появление радиолокации существенно уменьшило шансы эсминцев и на успешный скрытый выход в торпедную атаку на другие объекты. Гораздо больший успех сопутствовал подводным лодкам и ударной авиации.
Характер боевых действий на море изменился так, что можно по пальцам пересчитать случаи, когда эсминцам удалось во второй мировой войне использовать торпедное оружие. Вот один из таких эпизодов.
23 мая 1941 года английские военно-морские силы обнаружили в Северной Атлантике новейший фашистский линкор «Бисмарк», идущий на юг совместно с тяжелым крейсером «Принц Ойген». В течение нескольких суток англичане вели преследование. К вечеру 26 мая «Бисмарк» имел попадания двух крупнокалиберных снарядов и трех торпед, сброшенных самолетами. В результате полученных повреждений германский линкор потерял управление. Этим воспользовались англичане. В ночь на 27 мая линкор атаковали пять эсминцев. Две торпеды достигли цели. «Бисмарк» был уничтожен.
Общие же успехи эсминцев в применении торпедного оружия не столь значительны. Гораздо удачнее они использовались для борьбы с подводными лодками. Так, германские подводные лодки на атлантических коммуникациях поставили флоты Англии и США в очень тяжелое положение. И вот их эсминцы, сменив специальность, стали вместе с авиацией главными силами противолодочной обороны конвоев. Особенно эффективными оказались действия эсминцев после их оснащения специальными средствами обнаружения подводных целей — гидролокаторами — и новым противолодочным оружием: реактивными глубинными бомбами, выстреливаемыми из многоствольных бомбометов.
Корабли класса миноносцев, построенные в ходе войны, были уже нацелены на борьбу с подводными лодками, хотя принципиальных изменений в вооружении еще не претерпели. Вот некоторые данные о них.
Английские эсминцы типа «N» (33), поступавшие на флот с 1939-1940 годов, имели водоизмещение 2320 т, длину 112,0, ширину 10,7 и осадку 3,0 м, мощность главной силовой установки 40 000 л. с., скорость до 36 узлов, дальность плавания 20-узловым ходом 1600 миль. Вооружение состояло из шести 120-мм орудий (три спаренные установки), одного 102-мм зенитного орудия, четырех 40-мм зенитных автоматических пушек, одного четырехтрубного торпедного аппарата, двух бомбометов и одного бомбосбрасывателя. Экипаж 230 человек.
Американские эсминцы типа «Гливс» (34), вступившие в строй в 1940 году: водоизмещение 2580 т, длина 106,2, ширина 11,0 и осадка 5,5 м, мощность турбин 50000 л. с., наибольшая скорость 36 узлов, дальность плавания 15-узловым ходом 5000 миль, вооружение — четыре 127-мм универсальных орудия, четыре 40-мм зенитные автоматические пушки, один пятитрубный торпедный аппарат, два бомбомета, два бомбосбрасывателя; экипаж 240 человек.
Корабли этих типов имели специальные гидролокаторы, позволявшие более эффективно использовать противолодочное оружие.
Эсминцы в ходе войны были среди самых «воинственных» и многочисленных кораблей. Без них не обходился ни один переход судов, ни один выход крупных кораблей (в том числе авианосцев), ни одна набеговая операция, ни одно содействие флота сухопутным войскам. Особенно характерны в этом отношении операции эсминцев нашего флота.
Так, эсминец «Стойкий» на Балтике только в 1941 году уничтожил две вражеские береговые батареи, поджег транспорт, шедший с фашистским десантом, вынудив его выброситься на мель, поставил сотни мин заграждения, совместно с эсминцем «Сильным» потопил подводную лодку, уничтожил значительное число гитлеровских солдат, рвавшихся к Ленинграду.
Эсминец «Сообразительный», воевавший на Черном море, около 60 раз обстреливал боевые порядки вражеских войск, подавил более 10 артиллерийских батарей, уничтожил до 30 танков, отконвоировал с другими кораблями 59 судов, отразил свыше 100 атак фашистской авиации, сбив 5 самолетов.
Оба этих корабля относятся к эсминцам типа «Сторожевой» (32), который имел водоизмещение 2000 т, длину 115,0, ширину 11,2 и осадку 4,5 м. Его вооружение состояло из четырех 130-мм, двух 76-мм, трех автоматических 37-мм орудий, четырех крупнокалиберных пулеметов, двух трехтрубных торпедных аппаратов и двух бомбосбрасывателей. Мощность турбин, скорость, поворотливость и мореходность у него были близки к данным эсминцев типа «Гневный» (см. «М-К» № 5 за 1976 год).
Эсминец «Гремящий» (относящийся к кораблям типа «Гневный») за время боевых действий на Севере отразил 112 атак вражеской авиации, сбив 14 самолетов, 11 раз обстреливал неприятельские береговые объекты, уничтожил более 1500 гитлеровцев, потопил подводную лодку, совместно с другими кораблями провел несколько сотен транспортов.
За успехи, достигнутые в боях за освобождение нашей Родины и проявленный экипажами героизм, эсминцы «Гремящий», «Вице-адмирал Дрозд» («Стойкий») и «Сообразительный), были преобразованы в гвардейские, а лидер «Баку» и эсминцы «Грозный», «Громкий», «Беспощадный» и «Бойкий» награждены орденами Красного Знамени.