- 01 1975-10 ¦ От тарана - к торпеде
- 02 1975-11 ¦ Запад копирует
- 03 1975-12 ¦ Первая серьезная проверка
- 04 1976-01 ¦ Первый в своем роде
- 05 1976-02 ¦ Балтийские эсминцы
- 06 1976-03 ¦ Черноморские близнецы «Новика»
- 07 1976-04 ¦ Все не так
- 08 1976-05 ¦ Снова поиск
- 09 1976-06 ¦ Еще одна разновидность
- 10 1976-07 ¦ В новом качестве
- 11 1976-08 ¦ Учитывая боевой опыт
- 12 1976-11 ¦ Все еще миноносцы
- 13 1976-12 ¦ Новое оружие - новые корабли
- 14 1977-01 ¦ Новые корабли - новая энергетика
- 15 1977-02 ¦ На лаге истории - 100
Статья из журанала "Моделист-Конструктор" № 11-1975
Выпуск 02 Запад копирует
- Схемы ТТХ
- Описание
5. «Котлин» (Россия, 1885 г.)
6. «Пернов» (Россия, 1892 г.)
7. «Лейтенант Ильин» (Россия, 1886 г.)
В 1885 году русские моряки и инженеры построили на Балтийском заводе в Петербурге первый в мире двухвинтовой 68-тонный миноносец «Котлин». Вооружение у него осталось таким же, но наличие двух винтов резко улучшило маневренные качества и живучесть корабля.
Стремление к дальнейшему увеличению дальности плавания ч мореходности вызвало заметный рост водоизмещения миноносцев. Так миноносец «Пернов», построенный в 1892 году, имел водоизмещение 120 т и обладал скоростью 26 узлов. Тем не менее миноносцы продолжали существенно уступать в мореходности и дальности плавания крупным кораблям и не могли ходить в составе эскадры. Поэтому в русском флоте в 1886 году был построен первый в мире минный крейсер «Лейтенант Ильин», явившийся переходным типом от миноносца к эскадренному миноносцу, родившемуся в начале XX века. Минный крейсер «Лейтенант Ильин» имел водоизмещение 740 т, развивал скорость до 20 узлов, а вооружение состояло из одного носового неподвижного и двух однотрубных поворотных палубных торпедных аппаратов (позднее — еще два), а также пяти 47-миллиметровых и десяти 37-миллиметровых орудий.
Незадолго до русско-японской войны вице-адмирал С. О. Макаров писал: «...явление, замечаемое в настоящие годы, что размер кораблей каждого класса увеличивается, повторилось и с миноносками. От паровых катеров в 6 т перешли к миноноскам в 20 т, но потом стали строить миноноски типа «Батум» в 60 т и назвали их миноносцами, а в настоящее время обыкновенный миноносец имеет водоизмещение более 100 т. Увеличение миноносцев делалось по преимуществу для того, чтобы придать им большую скорость и больший район действия».
Миноносцы росли в размерах, повышалась их мореходность, усиливалось вооружение. Таков закон развития сил флота. Но Макаров не мог даже предвидеть, что ждало их впереди.
В русско-турецкой войне 1877— 1878 годов Россия впервые успешно применила торпедное оружие. К тому же периоду относится появление в русском флоте первых кораблей специальной постройки, вооруженных торпедами. Все это вызвало немалый интерес у западных военно-морских специалистов. 31 мая 1880 года в Англии на заводе Ярроу был спущен на воду миноносец «Ватум», построенный для русского флота по чертежам русских инженеров. «Не приходится сомневаться в том, что замечательные показатели этого судна, — писали английские газеты после перехода миноносца «Батум» в Черное море, — явились побудительной причиной для нашего правительства, как и для многих других, приступить наконец к систематической постройке миноносцев».
Три года спустя английская фирма Торникрофт построила по русским чертежам миноносец «Сухум», также предназначенный для русского флота на Черном море. А вскоре у англичан появились носители нового оружия — миноносцы (аналогичные русским кораблям), которые получили бортовые номера 39, 40, 21, 23 и др. Такие корабли были созданы и в других странах.
Сравнение тактико-технических данных показывает, насколько сильным было влияние русской кораблестроительной мысли.
Русские инженеры и военные моряки сделали большой вклад в развитие этого класса кораблей, в ряде важных вопросов опережая Запад. Поэтому иностранные специалисты постоянно следили за строительством в России миноносцев. Так, появление в 1885 году в составе русского флота первого двухвинтового миноносца «Котлин» (5), показавшего лучшие маневренные качества и живучесть по сравнению с одновинтовыми, послужило толчком для создания таких же кораблей и за рубежом: в 1887 году их начали строить в Германии, в 1889-м—во Франции, в 1890-м—в Англии. Весьма характерным в этом отношении является французский миноносец № 126. Правда, несколько большее, чем у «Котлина», водоизмещение позволило разместить на нем более мощные машины, обеспечившие и более высокую скорость. Но остальные параметры — вооружение, численность экипажа и архитектура миноносца № 126 такие же или почти такие же, как у «Котлина».
После того как русские инженеры и моряки сделали новый шаг вперед, разработав чертежи миноносца «Пернов» (6), который был построен во Франции, и другие страны сочли необходимым иметь такие же корабли. Во Франции, например, через три года после спуска на воду миноносца «Пернов» для французского флота был построен подобный, «Аквилон». В ответ на создание в России минных крейсеров типа «Лейтенант Ильин» (7) многие страны начали работы по проектированию так называемых «минных авизо», «контрминоносцев», «минных канонерских лодок» и подобных им кораблей. На них устанавливалось усиленное артиллерийское вооружение, часто за счет ослабления торпедного либо вовсе отказа от него. Основным предназначением их считалась оборона крупных кораблей — броненосцев, крейсеров — от атак вражеских миноносцев в море, а дополнительным (для имевших торпедное вооружение) — атака кораблей неприятеля торпедами. Однако если сравнивать данные этих кораблей с данными русских минных крейсеров, хотя бы типа «Лейтенант Ильин», то выводы о боевых возможностях получаются в пользу последних. Действительно они могли оказывать огневое противодействие упомянутым «минным авизо» и им подобным (не говоря, уже о более мелких миноносцах) и атаковать торпедами крупные корабли противника с большими шансами на успех.
Опыт последовавших боевых действий подтвердил, что «минные авизо» не могли защитить броненосцы от атак миноносцев, а в качестве торпедных кораблей оказались неполноценными. Дальнейшее строительство миноносцев за рубежом и попытки уйти при этом от русских образцов привели к нарушению гармоничности сочетания их элементов. Причем эти нарушения приобрели черты национальных особенностей для данного класса боевых единиц. Так, итальянцы особое внимание уделяли скорости (в ущерб вооружению), немцы — мореходности (в ущерб скорости), англичане — вооружению (в ущерб размерам корабля). Однако отсутствие суровой проверки качеств новоявленных типов миноносцев в серьезных боевых действиях на море до русско-японской войны не позволило отчетливо вскрыть все достоинства и недостатки как в конструкциях кораблей этого класса, так и в их использовании в вооруженной борьбе военно-морских флотов.