- 01 1975-10 ¦ От тарана - к торпеде
- 02 1975-11 ¦ Запад копирует
- 03 1975-12 ¦ Первая серьезная проверка
- 04 1976-01 ¦ Первый в своем роде
- 05 1976-02 ¦ Балтийские эсминцы
- 06 1976-03 ¦ Черноморские близнецы «Новика»
- 07 1976-04 ¦ Все не так
- 08 1976-05 ¦ Снова поиск
- 09 1976-06 ¦ Еще одна разновидность
- 10 1976-07 ¦ В новом качестве
- 11 1976-08 ¦ Учитывая боевой опыт
- 12 1976-11 ¦ Все еще миноносцы
- 13 1976-12 ¦ Новое оружие - новые корабли
- 14 1977-01 ¦ Новые корабли - новая энергетика
- 15 1977-02 ¦ На лаге истории - 100
Статья из журанала "Моделист-Конструктор" № 02-1976
Выпуск 05 Балтийские эсминцы
- Схемы ТТХ
- Описание
14. Эскадренный миноносец «Лейтенант Ильин» (Россия, 1914 г.). Длина 98 м, ширина 9.3, осадка 1.0 м.
15. «Изяслав» (Россия, 1914 г.)
16. G-7 (Германия, 1911 г.)
17. «Виттори» (Англия, 1918 г.)
«Новик» может стать еще лучше! К такому выводу пришли военно-морские специалисты вскоре после вступления корабля в строй. В проект внесли изменения, и в результате появились семь модификаций миноносца.
Для Балтийского флота на отечественных верфях было заложено 37 кораблей этого типа, имевших четыре разновидности. К первой относился сам прототип — «Новик». Вторая модификация (головной корабль — эсминец «Лейтенант Ильин» (14), строившаяся самой большой серией, включала 22 корабля; третья, с головным эсминцем «Изяслав» (15), насчитывала пять, и четвертая («Гогланд») — девять эсминцев.
Строительство большинства из них завершилось уже в ходе войны. Постройка же 17 кораблей (6 второй, 2 третьей и все 9 четвертой модификаций) так и не была завершена.
Новые эсминцы принимали активное участие в боевых действиях в Рижском заливе, в постановке минных заграждений в южной и центральной Балтике и в набеговых операциях. «Гром», «Победитель», «Забияка», «Константин», «Изяслав» и «Самсон» совместно с канонерской лодкой «Храбрый» и броненосцами «Слава» и «Гражданин» в начале октября 1917 года у Моонзунда участвовали в тяжелых боях с превосходящими силами германского флота, пытавшимися прорваться в Финский залив. Все попытки противника были сорваны с большими для него потерями. 1(14) октября «Гром» повторил бессмертный подвиг «Стерегущего».
В тот день на Кассарском плесе в дозоре находились четыре русских эсминца типа «Новик» и канонерская лодка «Храбрый». Примерно в полдень они обнаружили большой отряд германских кораблей, намеревавшихся прорваться в пролив Соэло-зунд, и вступили в бой. В «Гром» попал снаряд немецкого линкора, и он потерял ход. Когда «Храбрый» взял его на буксир, появилось еще 13 вражеских миноносцев. Наши корабли артиллерийским огнем нанесли тяжелые повреждения двум германским миноносцам и вынудили врага отступить. Но несколько неприятельских снарядов попало и в «Гром», корабль загорелся. На «Громе» кончились боезапасы, и «Храброму» пришлось снять с наполовину затонувшего эсминца экипаж. В последний момент минный старшина Ф. Е. Семенчук прыгнул назад на свой корабль. Когда один из германских миноносцев типа «G-7» (16) стал подходить к «Грому», чтобы взять его на буксир, старшина выстрелил последней торпедой и потопил вражеский корабль. Затем, опасаясь захвата «Грома» противником, Семенчук взорвал корабль. Федор Евдокимович Семенчук чудом остался в живых и позднее за мужество и героизм, проявленные в бою с превосходящими силами кайзеровского флота, Указом Президиума Верховного Совета СССР был награжден орденом Красного Знамени.
Экипажи эсминцев Балтийского флота принимали активное участие в Октябрьском вооруженном восстании и в защите завоеваний революции. Так, «Самсон» и «Забияка» вечером 25 октября (7 ноября) 1917 года вошли в Неву и высадили в помощь восставшим десант революционных моряков. Посланцы экипажей обоих кораблей находились в рядах штурмовавших Зимний дворец.
18 мая 1919 года эсминец «Гавриил», которым командовал молодой офицер, перешедший на сторону революции, Владимир Владимирович Севастьянов, прикрывал тральщики, производившие минную разведку в Каперской губе. Неожиданно появились четыре английских эсминца типа «Виттори» (17), рассчитывавшие на легкую и быструю победу. Искусно маневрируя, командир «Гавриила» в течение часа отвлекал огонь противника на себя, а комендоры вели успешную стрельбу по кораблям интервентов.
4 июня 1919 года эсминец «Азард» под командованием Николая Николаевича Несвицкого, уклонившись от торпед английской подводной лодки, сам атаковал ее. Снаряд, выпущенный из носового орудия комендором С. Боговым, попал в рубку лодки, на мгновение показавшуюся над водой. Как потом выяснилось, «Азард» потопил новейшую английскую подводную лодку «L-55».
Эсминцы типа «Новик» участвовали и в Великой Отечественной войне. Верткие, быстроходные, получившие дополнительное зенитное вооружение, они приводили в ярость фашистских летчиков. «Азард», переименованный в 20-х годах в «Артем», поддерживал огнем наши сухопутные части при обороне Моонзундского архипелага. Противник сбросил на него более 250 бомб, но безрезультатно. Зато зенитчики корабля сбили два самолета.
Все балтийские модификации в отличие от «Новика» имели вместо трех две турбины общей мощностью: 30000 л. с. — «Лейтенант Ильин», 32 700 л. с. — «Изяслав», позволявшие кораблям развивать скорость до 35 узлов. Увеличение запасов топлива (за счет отказа от одной турбины и обеспечивающих ее котлов) дало возможность резко увеличить дальность плавания: к примеру, вместо 1764 миль у «Новика» она у «Лейтенанта Ильина» равнялась 2800 милям.
Водоизмещение у эсминцев второй модификации, как и у «Новика», составляло 1260 т, а у третьей и четвертой — 1350 т. Отличались и основные размерения. Так, если у «Новика» длина равнялась 102,4 и ширина 9,5 м, то у «Лейтенанта Ильина» — 98,0 и 9,3 м, у «Изяслава» — 107,1 и 9,4 м, а у «Гогланда» — 99,1 и 9,4 м соответственно.
Артиллерийское вооружение всех эсминцев балтийской модификации было одинаковым. А вот в торпедном имелись различия: на «Новике» стояли четыре двухтрубных палубных наводящихся торпедных аппарата, на остальных же — три трехтрубных аппарата, трубы которых можно было устанавливать под углом друг к другу, образуя веер. На «Изяславе» вместо третьего торпедного аппарата имелась пятая пушка (на полубаке).
Экипажи всех кораблей были одинаковыми — по 150 человек (у «Новика»-130),
Германские эсминцы типа «G-7», спущенные на воду в 1911 году, имели следующие данные: водоизмещение 760 т, длина 75,5 м, ширина 7,5, осадка 3,2 м, скорость 30,5 узла, вооружение — две 105-мм пушки, два пулемета, один однотрубный и один двухтрубный палубные торпедные аппараты, экипаж 84 человека.
Эсминцы типа «Виттори» сходили со стапелей в 1917-1918 годах. Они имели следующие данные: водоизмещение 1107 т, длина 95,0 м, ширина 8,9, осадка 3,5 м, скорость до 34 узлов, вооружение — четыре 102-мм пушки, одна 76-мм (зенитная) пушка, пять пулеметов, два трехтрубных торпедных аппарата, могли нести до 20 мин заграждения, экипаж 110 человек.