Журналы-1
- Малахит
- Наваль
- Наваль коллекция
- 1999-01 Авианосцы мира 1917-1939
- 2000-02 Авианосцы мирa 1939-1945 г. часть1
- 2000-03 Авианосцы мирa 1939-1945 г. часть2
- 2000-04 Палубные самолёты 1917-2000 г
- 2000-05 Сборник 01
- Новинки, события, факты
- Наваль-ревю: эскадренный миноносец «Савакадзе»
- Балтийский первенец Петра
- Нападение на конвой JW-62, или кто потопил U-387?
- «Свифтшур» и «Трайемф»
- «Однофамильцы» знаменитых мореходов
- Двухфунтовый автомат «Виккерс» «пом-пом»
- Вопрос—ответ
- Корабли-музеи: «Джульетта» в Копенгагене
- 2000-06 Авианосцы мирa 1945-2001 г. часть1
- 2001-07 Атомные подв лодки ВМФ СССР и России
- 2001-08 Авианосцы мирa 1945-2001 г. часть2
- Стапель
- 01 - Эскадренный броненосец «Сисой Великий»
- 02 - Крейсеры «Жемчуг» и «Изумруд»
- 03 - Крейсеры «Диана», «Паллада» и «Аврора»
- Проектирование и постройка
- Конструкция крейсеров типа «Диана»
- «Диана» и «Паллада» в 1902-1903 годах
- В обороне Порт-Артура
- В сражении в Жёлтом море
- Курс на Сайгон
- «Аврора» в русско-японской войне
- «Диана» и «Аврора» в период между двумя войнами
- В годы первой мировой войны
- Послесловие
- Таблицы
- Литература
- 04 - Эскадренные броненосцы «Гангут» и «Наварин»
- 05 - Броненосцы береговой обороны типа «Адмирал Сенявин»
- Глава 1 Крымская война и концепция оборонительного флота России
- Глава 2 Проектирование
- Глава 3 Конструкция кораблей
- Глава 4 Постройка и испытания.
- Глава 5 Авария броненосца «Генерал-Адмирал Апраксин»
- Глава 6 В составе практической эскадры и Учебно-артиллерийского отряда
- Глава 7 Отдельный отряд Контр-Адмирала Н.И.Небогатова
- Глава 8 Цусима
- Таблицы
- Литература
- 06 - Крейсер «Богатырь»
- 07 - Эскадренные броненосцы «Бородино» и «Орел»
- 08 - Броненосец Потёмкин
- Эскадра
- 2004-01-Испанский броненосец Pelayo
- 2005-02-03-"Невки" Эскадренные миноносцы типа "Буйный" и его модификации
- Проект Э.Ярроу для Невского завода
- Первые на Дальнем Востоке
- "однако, предстоит блестящее плавание!"
- Миноносцы проекта 1903 года
- В боях под Порт-Артуром
- От Либавы до Цусимы
- В Цусимском сражении
- Эскадренные миноносцы типа "Деятельный" (проект 1904 года)
- Эскадренные миноносцы типа "Лейтенант Пущин"
- В годы Первой мировой и Гражданской войны
- Некоторые выводы
- 2005-04-Фубуки
Глава 6 Балтийский отряд
Как один из немногих уцелевших после войны достаточно современных кораблей, «Богатырь» получил назначение в состав особого соединения флота, предназначенного для плавания с кораблями гардемаринами и строевыми унтер-офицерами.
Неофициально отряд называли «гардемаринским». В него также вошли эскадренные броненосцы «Цесаревич» и «Слава». Первый вернулся с Дальнего Востока после интернирования в Циндао, второй, не успев подготовиться для ухода с эскадрой З.П.Рожественского, вступил в строй во время войны. Планы отправить его со вторым эшелоном 3-й Тихоокеанской эскадры в мае 1905 года не осуществились, и корабль, счастливо сохранившись, служил теперь задачам послецусимского возрождения флота. Позднее к отряду, официально названному Балтийским, присоединились новые корабли — крейсеры «Рюрик» и «Адмирал Макаров», а также «Олег». «Рюрик», построенный в Англии, являлся броненосным крейсером нового типа, переходным к классу линейных, а «Адмирал Макаров» (и однотипные с ним два корабля) воспроизводил почти без изменений «Баян», что было вызвано как признанием эффективности типа крейсера с 203-мм артиллерией, так и отсутствием более современных проектов для загрузки простаивавших судостроительных заводов.
Так «Богатырь» оказался в начале давшего благотворные результаты этапа обновления и перестройки. Его итогом стало появление на флоте новых, широко образованных офицеров, одинаково хорошо изучивших и тактические, и технические возможности своих кораблей, свободно владевших сложнейшим искусством управления артиллерийским огнем и методами его массирования.
Осуществляя корабельный метод воспитания нового поколения офицеров. «Богатырь» вместе с отрядом побывал практически во всех главнейших портах и базах Европы. Первые два года отрядом командовал контр-адмирал И.Ф.Бострем (в 1905— 1906 годах служивший командиром «Богатыря»), Корабли Балтийского отряда 10 сентября 1906 года прибыли в Пенешу, а 16 сентября пришли в Екатерининскую гавань, место давних зимовок строившихся в Архангельске кораблей, будущую базу Северного флота.
Зайдя в Териберку, давнее прибежище поморских рыбаков, 20 сентября корабли вышли в океан и, обогнув с севера Шотландию, пришли в порт Гринок на реке Клайд. Через Брест, Виго, Мадеру, Кадис, Гибралтар и Бизерту отряд прибыл в Тунис, а 15 марта — в Тулон. В Либаву корабли вернулись через Виго, Портсмут и Киль 29 марта 1907 года.
28 сентября 1907 года «Богатырь» прошел переклассификацию: подклассы крейсеров I и II рангов упразднили, образовав два других подкласса — броненосных крейсеров и крейсеров; «Богатырь» причислили ко второму.
В своем следующем плавании (сентябрь 1907 — март 1908 года) с постоянными, как и ранее, занятиями гардемаринов, учениями и стрельбами и заходами в Неаполь, Гибралтар, Виго, Киль, корабли отряда прошли 1 1 500 миль. Свой вклад внес экипаж крейсера «Богатырь» и в подвиг гуманизма русских моряков в дни землетрясения в итальянском порту Мессина. В декабре 1908 года российские корабли находились в порту Аугуста и, перейдя в Мессину, в числе первых приступили к спасению погребенных под обломками жителей города. Всего российские моряки спасли около 1800 человек, оказав им медицинскую помощь и доставив в порты Италии.
После захода в Александрию, на Канарские острова, в Мадеру, Виго, Портсмут и Киль, отряд 17 марта вернулся в Либаву. На большой зыби в западной части Средиземного моря выяснилось, что «Богатырь» «как более легкий и длинный держался лучше линейных кораблей, которые брали воду бортами при значительной килевой качке».
После состоявшегося во второй половине 1909 года ремонта котлов «Богатырь» продолжал плавания вместе с крейсерами «Аврора» и «Диана». Их почти месячный курс учений и стрельб в Бизертском озере прервало поручение доставить на родину тело умершего в Каннах генерал-фельдмаршала великого князя Михаила Николаевича. Так в декабре 1909 года с разрешения турецких властей состоялся кратковременный визит «Богатыря» в Севастополь. До входа в Дарданеллы его провожали «Диана» и «Аврора», а на пути до Севастополя конвоировали пришедшие к Босфору крейсеры «Кагул» и «Память Меркурия».
Став ненадолго гостем Севастополя, «Богатырь» уже в конце декабря 1909 года вернулся в Средиземное море. В январе 1910 года со всем отрядом «Богатырь» участвовал в миротворческой миссии в Фалеро, в феврале корабли отряда осуществили стрельбу по необитаемому острову Петро-Карго, а 30 марта возвратились в Либаву.
Новое плавание в составе Балтийского отряда под флагом великого князя Николая Николаевича («Цесаревич», «Слава», «Рюрик», «Адмирал Макаров») «Богатырь» начал 18 июля 1910 года. Исключительным энтузиазмом населения и размахом официальных чествований русских моряков был отмечен визит отряда в августе 1910 года в Черногорию на празднование 50-петия короля Николая I. На обратном пути в Либаву корабли выдержали жестокий шторм, от которого «Богатырь» «валяло» с размахами до 38е' на борт.
В кампании 1911 года «Богатырь», вместе с крейсерами «Россия», «Олег», «Аврора», «Диана» состоял в Бригаде крейсеров 1 -го резерва. В 1912 году на Кронштадтом пароходном заводе капитально отремонтировали главные машины крейсера.
Конец 1912 года и весь 1913 год «Богатырь» провел в Средиземном море, в январе побывал в палестинском порту Яффа, в декабре занимался проведением учебных стрельб в Бизертском озере.
Завершив в 1914 году, с января по июнь, последнее плавание с юнгами флота в Атлантическом океане и Средиземном море, «Богатырь» вернулся на Балтику.