Журналы-1
- Малахит
- Наваль
- Наваль коллекция
- 1999-01 Авианосцы мира 1917-1939
- 2000-02 Авианосцы мирa 1939-1945 г. часть1
- 2000-03 Авианосцы мирa 1939-1945 г. часть2
- 2000-04 Палубные самолёты 1917-2000 г
- 2000-05 Сборник 01
- Новинки, события, факты
- Наваль-ревю: эскадренный миноносец «Савакадзе»
- Балтийский первенец Петра
- Нападение на конвой JW-62, или кто потопил U-387?
- «Свифтшур» и «Трайемф»
- «Однофамильцы» знаменитых мореходов
- Двухфунтовый автомат «Виккерс» «пом-пом»
- Вопрос—ответ
- Корабли-музеи: «Джульетта» в Копенгагене
- 2000-06 Авианосцы мирa 1945-2001 г. часть1
- 2001-07 Атомные подв лодки ВМФ СССР и России
- 2001-08 Авианосцы мирa 1945-2001 г. часть2
- Стапель
- 01 - Эскадренный броненосец «Сисой Великий»
- 02 - Крейсеры «Жемчуг» и «Изумруд»
- 03 - Крейсеры «Диана», «Паллада» и «Аврора»
- Проектирование и постройка
- Конструкция крейсеров типа «Диана»
- «Диана» и «Паллада» в 1902-1903 годах
- В обороне Порт-Артура
- В сражении в Жёлтом море
- Курс на Сайгон
- «Аврора» в русско-японской войне
- «Диана» и «Аврора» в период между двумя войнами
- В годы первой мировой войны
- Послесловие
- Таблицы
- Литература
- 04 - Эскадренные броненосцы «Гангут» и «Наварин»
- 05 - Броненосцы береговой обороны типа «Адмирал Сенявин»
- Глава 1 Крымская война и концепция оборонительного флота России
- Глава 2 Проектирование
- Глава 3 Конструкция кораблей
- Глава 4 Постройка и испытания.
- Глава 5 Авария броненосца «Генерал-Адмирал Апраксин»
- Глава 6 В составе практической эскадры и Учебно-артиллерийского отряда
- Глава 7 Отдельный отряд Контр-Адмирала Н.И.Небогатова
- Глава 8 Цусима
- Таблицы
- Литература
- 06 - Крейсер «Богатырь»
- 07 - Эскадренные броненосцы «Бородино» и «Орел»
- 08 - Броненосец Потёмкин
- Эскадра
- 2004-01-Испанский броненосец Pelayo
- 2005-02-03-"Невки" Эскадренные миноносцы типа "Буйный" и его модификации
- Проект Э.Ярроу для Невского завода
- Первые на Дальнем Востоке
- "однако, предстоит блестящее плавание!"
- Миноносцы проекта 1903 года
- В боях под Порт-Артуром
- От Либавы до Цусимы
- В Цусимском сражении
- Эскадренные миноносцы типа "Деятельный" (проект 1904 года)
- Эскадренные миноносцы типа "Лейтенант Пущин"
- В годы Первой мировой и Гражданской войны
- Некоторые выводы
- 2005-04-Фубуки
«Диана» и «Паллада» в 1902-1903 годах
Вступление в 1902 году в строй относительно большого числа предназначенных дли службы в эскадре Тихого океана кораблей привело руководство Морского ведомства к принятию решения о создании из них временного тактического соединения. Отряд из уходящих на Дальний Восток двух броненосцев, пяти крейсеров и семи миноносцев возглавил контр-адмирал Э.А. Штакельберг. Так сложилось, что именно «Диана» и «Паллада» совместно с построенным в США флагманским броненосцем адмирала «Ретвизаном» и составили тот костяк отряда, который Э.А. Штакельберг, выведя осенью 1902 года из кронштадтской гавани, сумел через полгода привести на Дальний Восток. Остальные корабли большую часть пути следовали в Порт-Артур разрозненными группами или самостоятельно.
Днем 17 октября броненосец и два крейсера, покинув Кронштадт, взяли курс на Либаву. При ясной погоде и умеренном ветре с SW скорость кильватерной колонны равнялась 10 уз. Уже через несколько часов на «Диане» вышел из строя электропривод рулевого управлении и крейсер но некоторое время «вывалился» из кильватерного строя: экипаж перешел на ручное управление. К утру 19 октября, когда до Либавы оставалось 40 миль, ветер начал свежеть и быстро достиг 9 баллов. Броненосец и крейсеры не смогли зайти в акваторию порта и в ожидании благоприятной погоды ушли в открытое море. Ход снизили «до малого, т.к. крейсера сильно зарывались. "Ретвизан" держался хорошо». К 15 ч из-за сильной килевой качки и заливания волнами верхней палубы и палубы бака на «Палладе» снесло световой люк, погнуло несколько вентиляционных раструбов, сорвало с места крышку левого клюза и ящик с судовыми хронометрами. Располагавшиеся на наветренном борту донки Бельвиля оголились и перестали забирать воду из цистерн — часть котлов пришлось загасить, Крейсер не мог больше выдерживать курс против волны и увалился под ветер. В 21 ч в правой машине «Дианы» сломались медные параллели движения штока золотника, что вынудило «Ретвизан» всю ночь держаться на малом ходу около аварийного крейсера. К рассвету ветер на время ослаб, и «Палладе» удалось зайти в аванпорт Либавы, «Ретвизан» же с «Дианой» пробыли в море еще сутки — до полудня 21 октября.
В своем рапорте Э.А.Штакельберг писал: «Расход угля оказался громадным. "Диана" и "Паллада" приняли в Кронштадте перед уходом полный запас, с которым они должны были дойти до Плимута, а по приходу в Либаву оказалось, что у обеих израсходована половина всего запаса. Обоим крейсерам придется принять полный запас».
На переходе в Киль на «Диане» и «Палладе» вновь повторился огромный расход топлива, и в германском порту на крейсеры погрузили еще по 150 т угля. И вновь не обошлось без поломок; на «Палладе», дав трещину у фланца, лопнула паровая труба, идущая от детандера к двум динамо-машинам, рулевой машине и рефрижератору. Из-за невозможности за короткое время устранить неисправность «Паллада» покинула Киль позже остальных кораблей отряда. Далее «Диана» и «Паллада», лишь пару раз на непродолжительное время отделившись от «Ретвизана», следовали совместно с флагманским кораблем по маршруту: Нуборг — Портланд — Виго — Алжир — Пирей — Суда — Порт-Саид — Суэц — Аден — Коломбо — Сабанг — Сингапур.
8 апреля 1903 года «Ретвизан», «Диана», «Паллада» достигли Нагасаки, где произошла первая встреча с кораблем Тихоокеанской эскадры — крейсером «Аскольд». Через десять дней броненосец и «Паллада» ушли в Порт-Артур. «Диана» в соответствии с полученным предписанием наместника на Дальнем Востоке генерал-адъютанта Е.И.Алексеева на время поступила в распоряжение российского посланника в Корее А.И.Павлова и задержалась в японском порту еще на пару дней. «Ретвизан» и «Паллада» ранним утром 22 апреля 1903 года бросили свои якоря на рейде Порт-Артура. «Диана» прибыла в Порт-Артур 24 апреля и через несколько дней ушла в Чемульпо, доставив 1 мая в этот корейский порт А.И.Павлова.
«Паллада» и вернувшаяся в начале мая в Порт-Артур «Диана» сразу же присоединились к учебным плаваниям кораблей эскадры. Оба крейсера побывали в Талиенванском заливе, а в конце мая, в составе отряда контр-адмирала П.П.Ухтомского, в бухте Десяти кораблей. Затем 1 июня «Диану», а через пятнадцать дней и «Палладу» вывели в Порт-Артуре в вооруженный резерв.
2 сентября 1903 года начавшие накануне кампанию «Диана» и «Паллада» находились уже в Талиенванском заливе. Здесь они пробыли почти до середины месяца — времени начала осенних маневров эскадры. Здесь же Е.И.Алексеев по окончании маневров провел смотр кораблей. В направленном в столицу отчете он нелестно отзывается о возможностях обоих крейсеров: «Крейсера 1-го раню "Диана" и "Паллада", выстроенные на казенной верфи в С.-Петербурге, значительно отстали от своих иностранных сотоварищей по всем частям, как в отношении хода и артиллерии, так и законченности и обдуманности проекта, а также и выполнения работ. Так, например, еще в Кронштадте комиссия указала, что контрактное число сил достигается без четырех котлов, таким образом, они являются лишним грузом. Между тем, для полного комплекта артиллерийских снарядов места не нашлось, и патронные погреба расположены частью рядом с котлами. Морские качества тоже невысоки, так как крейсера зарываются носом, ход же полный не достигает [контрактных] 20-ти узлов». Но все это и без рапорта генерал-адъютанта хорошо знали в Петербурге. А тем временем 1 ноября «Диану» и «Палладу» после двух месяцев нахождения в кампании вновь вывели в вооруженный резерв.