Статья из журанала "Моделист-Конструктор" № 07-1972

Выпуск 11 «Севастополь»

  • Схемы ТТХ
  • Схемы ТТХ
  • Описание
62. «Севастополь» (Россия, 1911 г.)
62. «Севастополь» (Россия, 1911 г.)
60. «Эджинкорт» (Англия, 1913 г.)
60. «Эджинкорт» (Англия, 1913 г.)
61. «Канада» (Англия, 1914 г.)
63. «Данте Алигьери» (Италия, 1910 г.)
64. «Вирибус Унитис» (Австро-Венгрия, 1911 г.)

В первых числах августа 1914 года на телеграфных станциях мира, связанных единой системой электрических кабелей, засверкала маленькая зеленая искорка бедствия. Непрерывно звякали электрические звонки, стучали аппараты Морзе, разнося зловещую весть: война объявлена. И лишь в результате драматического разворота событий британский флот пополнился линкорами, которые с самого начала не удовлетворяли требованиям адмиралтейства. Это были корабли, строившиеся частными фирмами Англии для других стран и конфискованные правительством в связи с объявлением войны. Бразильское правительство первым решилось заказать в Англии два дредноута — «Минас Жераэс» (1908 г.) и «Сан-Паоло», спроектированные конструктором завода Элзвик Перретом в соответствии с требованиями бразильских моряков. Эти корабли несли 12 305-мм орудий в 6 двухорудийных башнях, из которых две размещались одна над другой в носу, две — в корме, и по одной — на каждом борту. Таким образом, вперед и назад могли вести огонь 8 орудий, а по каждому борту — 10. Война расстроила и сделку на постройку линкора «Рио де Жанейро», в результате чего британский флот пополнился линейным кораблем «Эджинкорт» (60) — самым длинным из всех английских дредноутов первой мировой войны. Уступая другим кораблям этого класса в бронировании и дальности плавания, «Эджинкорт» с его 14 305-мм пушками в семи двухорудийных башнях заслужил одобрение артиллерийских офицеров мощью своего залпа.

Одновременно с «Эджинкортом» был конфискован дредноут «Альмиранте Латторе», построенный по заказу другой латиноамериканской республики — Чили. Переименованный в «Канаду» (61), этот линкор уступал по скорости лишь линкорам типа «Куин Элизабет». С быстроходностью сочеталась достаточно мощная артиллерия — десять 356-мм орудий в пяти башнях, расположенных в диаметральной плоскости. По мнению англичан, дредноуты, строившиеся по заказам латиноамериканских стран, отличались от британских тем, что у них способность к нападению преобладала над возможностями защиты. Не уступая, а то и превосходя английские по мощи артиллерии, они, как правило, отставали от них в бронировании; максимальная толщина брони — 229 мм.

Сообщения о постройке Англии «Дредноута» нигде не были восприняты с таким вниманием и интересом, как в России, потрясенной Цусимской катастрофой. Опыт русско-японской войны, ускорившей создание нового типа кораблей, тщательнее всего изучался именно русскими моряками и кораблестроителями, В начале 1906 года ученый отдел Главного морского штаба произвел опрос участников русско-японской войны. Собранные вместе опросные листы содержали в себе бесценный материал, ибо опрашиваемые не только критиковали, но и высказывали соображения о том, какими должны быть линейные корабли возрождаемого русского флота. Определились их основные элементы: десять 305-мм орудий длиной 52 калибра и 18 100-мм противоминных пушек; 4 бортовых и 1 кормовой подводный торпедный аппарат; максимальная толщина броневого пояса — 305 мм, башни — 254 мм, боевой рубки — 305 мм; дальность плавания на экономическом ходу — 5000 миль; скорость хода — 21 узел. Уточненные и одобренные адмиралтейством, эти данные легли в основу технических условий, окончательно установленных к 17 декабря 1907 года.

Считая, что новые линкоры должны строиться на русских заводах из русских материалов и русскими рабочими, правительство было, однако, согласно в случае необходимости допустить технический надзор иностранной фирмы, исполняющей заказ. Поэтому в конце декабря 27 отечественным заводам и иностранным фирмам были разосланы приглашения участвовать в конкурсе на проект русского дредноута. К назначенному сроку, 28 февраля 1908 года, на рассмотрение поступили более 50 эскизных проектов от 18 участников. 17 декабря 1908 года наконец была утверждена постройка четырех линейных кораблей, и с 1 декабря Балтийский завод приступил к разработке чертежей, завершенной к 9 апреля 1909 года.

Сжатое описание всех этих событий дает прекрасное представление о той огромной, кропотливой, сложной и длительной работе, которая предшествовала закладке «Севастополя» (62) и «Петропавловска» на Балтийском и «Полтавы» и «Гангута» — на Адмиралтейском заводах. Начало боевых действий застало все наши корабли у достроечных причалов. Раньше других — в ноябре 1914 года — в строй вступил «Севастополь», остальные три — в течение декабря и января 1914— 1915 годов.

В документации 1908 года, относящейся к созданию русских дредноутов, сохранился любопытный документ — письмо Куниберти контр-адмиралу Эбергардту. Обрушивая громы и молнии на голову своего сотрудника, который, прибыв в Петербург, не смог дать никаких членораздельных объяснений по проекту, Куниберти многословно доказывает осуществимость и ценность своих разработок, ссылаясь на некий, сооружаемый им в Италии броненосец. Этим броненосцем был «Данте Алигьери» (63).

С опозданием на пять лет итальянская военно-морская администрация оценила идеи главного строителя флота. В сущности, «Данте» с водоизмещением 19 тыс. т, скоростью 23 узла, с 12 305-мм и 12 120-мм орудиями, с полным бронированием надводного борта был осуществлением замысла, о котором Куниберти писал в 1903 году. Единственной новинкой стало лишь размещение 305-мм пушек в трехорудийных башнях. Дальнейшим развитием идей, Куниберти стали линкоры типа «Андреа Дориа» и «Леонардо да Винчи».

Извечный сосед и противник итальянского флота — флот Австро-Венгрии — на своих четырех дредноутах типа «Вирибус Унитис» (64) также поспешил установить четыре трехорудийные башни, из которых средние возвышались над концевыми.

Боевые действия в Адриатике, начавшиеся 23 мая 1915 года, не дали возможности итальянским и австрийским дредноутам помериться силами в линейном бою. По странной иронии судьбы самый чувствительный удар австрийскому флоту нанесли крохотные итальянские торпедные катера, потопившие дредноуты «Вирибус Унитис» и «Сент-Иштван». Итальянскому же флоту самый большой урон нанесла беспечность личного состава, не уберегшего от внутренних взрывов дредноут «Леонардо да Винчи» и линкор второго класса «Бенедетто Брин».