Статья из журанала "Моделист-Конструктор" № 01-1973

Выпуск 16 «Дюнкерк»

  • Схемы ТТХ
  • Схемы ТТХ
  • Описание
83. «Дюнкерк» (Франция, 1935 г.)
83. «Дюнкерк» (Франция, 1935 г.)
84. «Дндреа Дорид» (Италия, 1915—1937 гг.)
84. «Дндреа Дорид» (Италия, 1915—1937 гг.)
85. «Виттория Венето» (Италия, 1937 г.)

22 июня 1940 года капитулировала перед Германией союзница Англии Франция, и «владычица морей» оказалась в критическом положении. Опасаясь, что французский флот — пятый флот мира — попадет в руки немцев и итальянцев, британское адмиралтейство лихорадочно разрабатывало операцию «Катапульта», направленную против кораблей недавнего союзника. 3 июля эскадра вице-адмирала Соммервилла подошла к Орану, и адмиралу Жансулю, командующему французской эскадрой, базировавшейся на этот североафриканский порт, было предложено выбрать любое из трех решений: продолжать сражаться против Германии и Италии; перевести корабли в английские порты; перевести корабли в нейтральные порты и разоружиться. Жансуль отверг ультиматум, и англичане открыли огонь по своим бывшим союзникам.

Через десять минут все было кончено. Сел на грунт флагманский корабль Жансуля «Дюнкерк». Взорвался дредноут «Бретань», другой — «Прованс» — выбросился на мель. Один лишь «Страсбург» с пятью эсминцами и несколькими подводными лодками с боем прорвался в Тулон. Через несколько дней в Дакаре был выведен из строя новейший французский линкор «Ришелье», а в Касабланке поврежден недостроенный «Жан Бар». Британское адмиралтейство могло быть довольно: все новейшие линкоры Франции были выведены из строя.

В отличие от большинства морских держав, которые затратили немало средств и сил на перестройку дредноутов эпохи первой мировой войны, Франция не занималась модернизацией старых кораблей и в начале 30-х годов сразу начала проектировать совершенно новые линкоры типа «Дюнкерк» (83). Большая скорость — 29,5 узла — и сравнительно легкое бортовое бронирование — 175 мм — давали некоторым специалистам основания относить этот корабль к классу линейных крейсеров, но в действительности это был один из сильнейших линкоров своего времени. При полном водоизмещении 32 260 т он, кроме орудий главного калибра, нес 16 130-мм пушек в трех четырехорудийных и двух двухорудийных башнях, восемь 37-мм зенитных пушек и четыре самолета. Ватерлинию защищал броневой пояс толщиной 280 мм, толщина брони на башнях и боевой рубке — 356 мм. Создаваемые как противовес немецким «Шарнхорсту» и «Гнейзенау», «Дюнкерк» и «Страсбург» отдаленно напоминали английские линкоры «Нельсон» и «Родней». Так же как на этих кораблях, все орудия главного калибра на «Дюнкерках» были сконструированы в носовой части. Но если 406-мм пушки «Нельсона» размещались в трех трехорудийных башнях, то на французском линкоре 330-мм орудия впервые в мировой практике были установлены в двух четырехорудийных башнях.

Завершенный постройкой в апреле 1937 года, «Дюнкерк» представлял Францию на коронационных торжествах в бухте Спитхед. Спустя 20 месяцев — в декабре 1938 года — был готов «Страсбург», и во вторую мировую войну Франция вступила, имея в строю только два новых линкора. Три более крупных линейных корабля такого же типа начали строиться. Из них в ходе войны был достроен лишь один — «Ришелье». Другой — «Клемансо» — был уничтожен на стапеле, третий — «Жан Бар» — достроен после войны.

К концу 1940 года французы ухитрились прибуксировать поврежденный «Дюнкерк» в Тулон и приступить к ремонту. Но как будто злой рок висел над французскими линкорами; 27 ноября 1942 года, после того как немцы полностью оккупировали Францию, французские моряки затопили свои корабли, чтобы они не достались врагу.

По любопытному стечению обстоятельств с судьбой французских линкоров оказалось немало общего у линкоров итальянских: они тоже больше пострадали от бывших союзников, чем от противников. После того как 8 сентября 1943 года Италия капитулировала и вышла из войны, часть итальянского флота под командованием адмирала Бергамини полным ходом шла сдаваться в плен на остров Мальта. Когда в полдень 9 сентября на горизонте появились самолеты, итальянские моряки, считая, по-видимому, что для них война уже кончилась, не сыграли на своих кораблях боевую тревогу. И немецкие самолеты получили прекрасную возможность испытать новое оружие — планирующие бомбы, управляемые по радио, — на кораблях своих недавних союзников. Испытание прошло успешно: одна из планирующих бомб угодила в пороховой погреб флагманского корабля адмирала Бергамини, мгновенно уничтожив новейший линкор «Рома».

Если французы, вообще отказываясь модернизировать старые дредноуты, являли собой одну крайность, то итальянцы ударились в другую. В 1937 — 1940 годах они произвели самую кардинальную модернизацию, какой когда-либо подвергались корабли. Модернизированные дредноуты «Андреа Дориа» (84), «Кай Дуилио», «Конте ди Кавур» и «Кай Юлий Цезарь» ничего общего не имели с тем, что они собой представляли до переделки. Их водоизмещение при полной нагрузке увеличилось с 25 200 до 29 000 т, мощность машин с 32 000 до 85 000 л. с., скорость возросла с 21,5 до 27 узлов. Полностью было заменено вооружение: вместо тринадцати 305-мм, шестнадцати 152-мм и восемнадцати 76-мм пушек на модернизированных итальянских линкорах установили десять 320-мм, двенадцать 132-мм и десять 88-мм орудий. Существенно были переделаны корпус, трубы и надстройки. Последними самыми крупными итальянскими линкорами стали линкоры «Витторио Венето» (85), «Литторио», «Рома» и «Имперо». Последний был спущен на воду, но так и не вошел в строй. Этим линкорам были свойственны особенности, всегда отличавшие итальянскую кораблестроительную школу: высокая скорость хода за счет ослабления бронирования. При полной нагрузке водоизмещение «Витторио Венето» составляло 45 752 т. Турбинная установка в 140000 л. с. позволяла развивать скорость в 30 узлов. Артиллерийское вооружение — девять 380-мм орудий в башнях, двенадцать 152-мм в четырех башнях, двенадцать 88-мм, четыре 120-мм, двадцать 37-мм и от двадцати восьми до тридцати двух 20-мм. Хотя новым итальянским линкорам повезло больше, чем французским (они уцелели и пошли на слом после войны), англичанам практически всегда удавалось исключить их из игры. 12 ноября 1940 года во время налета английской авиации на Торонто «Литторио», получив три торпеды в борт, сел на грунт. 28 марта 1941 года английская авиационная торпеда, угодившая в «Витторио Венето», вывела из строя оба левых винта. В середине декабря 1941 года, только выйдя после ремонта, «Витторио Венето» получил торпеду, выпущенную подлодкой, и снова вышел на полгода из строя. Лишь в июне 1942 года оба линкора смогли вместе выйти в море. А 5 июня 1943 года во время налета на Специю английская авиация снова поражает «Витторио Венето», и его приходится отправить на ремонт в Геную.

Какова же судьба семи итальянских линкоров? «Рома» погиб от немецкой планирующей бомбы. «Литторио» (переименованный в «Италию»), «Витторио Венето», «Андреа Дорив» и «Кай Дуилио» 11 сентября 1943 года пришли на Мальту и сдались союзникам. Позднее из Венеции ускользнул от немцев и сдался «Кай Юлий Цезарь». Лишь «Конте ди Кавур» достался немцам и был уничтожен авиацией союзников в начале 1945 года.