Статья из журанала "Моделист-Конструктор" № 05-1972

Выпуск 09 «Андрей Первозванный»

  • Схемы ТТХ
  • Схемы ТТХ
  • Описание
54. "Андрей Первозванный" (Россия, 1906г.)
54. "Андрей Первозванный" (Россия, 1906г.)
50. «Шарль Мартель» (Франция, 1893г.)
50. «Шарль Мартель» (Франция, 1893г.)
51. «Шарлемань» (Франция. 1895г.)
52. «Републик» (Франция, 1902г.)
53. «Дантон» (Франция, 1909г.)

Не менее решительно, чем с немецким и итальянским флотом, Зеештерн в своей книге расправляется с флотом французским. По его словам, в мировой войне 1906 года вторая морская мировая держава быстро утрачивает былое могущество. После двухчасовой артиллерийской дуэли с германскими береговыми батареями в устье Эльбы из строя выходят французские броненосцы «Шарлемань» и «Голуа». От разрыва снаряда в машинном отделении теряет управляемость и выбрасывается на мель превращенный в жалкие обломки броненосец «Буве». В Средиземном море от торпед итальянского миноносца в 20 минут тонет «Бреннус». Протараненный итальянским броненосцем, идет на дно «Генрих IV». Подорвавшись на минах, гибнут «Гош» и «Нептун», захвачен итальянцами броненосец «Массена», превращены артиллерийским огнем в развалины «Сюфрен» и «Иена».

Такое сокрушительное действие снарядов, торпед и мин на французские броненосцы Зеештерн считает далеко не случайным: «Достаточно посмотреть на эти настоящие плавучие крепости, построенные в виде этажей, нагроможденных друг на друга до самой предельной высоты, допускаемой остойчивостью... Между тем как низкие английские линейные корабли затрудняли неприятелю нахождение цели, французы с их пристрастием к причудливым формам корабельной конструкции поплатились крупными потерями в командах и страшными повреждениями корпусов». Действительно, рассматривая фотографии французских броненосцев, построенных в течение последнего двадцатилетия прошлого века, не перестаешь удивляться причудливости и громоздкости их архитектурных форм: заваленный внутрь надводный борт; нос с сильно выдающимся вперед тараном; боевой рангоут, оснащенный марсами со скорострельной артиллерией, прожекторами и постами управления,—все эти особенности создавали неповторимый облик французских броненосцев. Но главкой слабостью французского флота была не столько причудливость архитектурных форм броненосцев, сколько их потрясающая разнотипность. В том же 1892 году на 64 броненосных корабля разных классов приходилось 34 типа!

Первым броненосцем второго периода стал «Шарль Мартель» (50), опущенный в 1893 году. По размещению главной артиллерии этот корабль знаменует собой возврат к традиционной для французского флота первого периода так называемой ромбической расстановке орудий — по одному на носу, корме и по каждому борту. Новинкой было лишь то, что калибр бортовых орудий — 274 мм, в носового и кормового — не обычный для Франции 340-мм, а стандартный для большинства стран 305-мм. Точно такая же главная артиллерия была установлена на «Жюригюберри» (1893), «Карно» (1894), «Массена» (1895) и «Буве» (1896). Не считая тяжелые орудия центром тяжести вооружения корабля, французские кораблестроители всегда уделяли большое внимание средней артиллерии. На «Шарле Мартеле», «Карно», «Массене» и «Буве» восемь 140-мм орудий средней артиллерии размещались в однопушечных башнях: по две в носу, в корме и по каждому борту. На «Жюригюберри» эти стволы размещены в четырех 2-пушечных башнях.

В первой серии однотипных броненосцев — «Шарлемань» (51), «Сен-Луи» и «Голуа» — Франция принимает, наконец, классический калибр: 305-мм и классическое размещение главной артиллерии: две 2-орудийные башни на носу и на корме. Зато в размещении средней артиллерии произошел полный отказ от принятых было башенных установок, и 10 140-мм орудий размещаются в казематах. Наконец, на броненосце «Сюфрен» (1899) окончательно устанавливается смешанная казематно-башенная система. В 1901 году закладываются два броненосца типа «Републик» (52), внешние очертания которого стали характерными для французских броненосцев второго периода. Выполненный по классической схеме: четыре 305-мм орудия в концевых башнях, 12 165-мм орудий в шести бортовых башнях и 6 165-мм орудий в отдельных бортовых казематах — этот тип получил дальнейшее развитие в броненосцах «Демократия», «Юстис», «Верите». Они отличались от «Републик» лишь заменой 18 165-мм орудий, 10 194-мм, из которых шесть размещались в 2-орудийных башнях, а четыре — в казематах. На шести броненосцах типа «Дантон» (53) принято такое же расположение артиллерии, как на «Републик», с той разницей, что средняя артиллерия 240-мм калибра размещена в шести 2-орудийных башнях, казематы же отведены под 16 75-мм противоминных пушек. Броненосцам типа «Дантон» суждено было стать первыми французскими турбинными линкорами.

Для всех французских броненосцев этого периода характерна система бронирования, предложенная главным кораблестроителем флота Бертеном. Бортовой пояс идет по всей длине корабля, поверх его ставится одна броневая палуба, снизу — вторая, отражательная палуба. Таким образом, все жизненно важные центры по всей длине корабля отделены забронированным пространством, разделенным на множество водонепроницаемых отсеков. Скорость хода французских броненосцев второго периода составляет в среднем около 18 узлов. На «Републик» она увеличивается до 19,4, на «Дантоне» — до 20,У узла. Запасы топлива и дальность плавания невелики. Самобытный тип французского броненосца оказал некоторое влияние на русское кораблестроение. В 1899 году, в период огромной загруженности русских верфей срочными работами, во Франции был заказан броненосец «Цесаревич», послуживший прототипом для наших броненосцев типа «Бородино» (34). Русско-японская война застала на стапелях два новых эскадренных броненосца — «Андрей Первозванный» (54) и «Император Павел I», представлявших собой дальнейшее развитие типа «Бородино». По первоначальному проекту на них предполагалось установить вместо 152-мм пушек — 203-мм, а вместо 75-мм — 120-мм. Опыт русско-японской войны побудил кораблестроителей приступить к усовершенствованию этих кораблей еще на стапеле: увеличить площадь бортового пояса, поднять каземат 120-мм орудий на верхнюю палубу и т. д. В результате получился корабль с четырьмя 305-мм орудиями, четырнадцатью 203-мм, двенадцатью 120-мм пушками, который по бронированию и артиллерии превосходил английские типа «Кинг Эдуард VII» (38). Но кораблем, в конструкции которого был полностью учтен опыт русско-японской войны, суждено было стать знаменитому «Дредноуту», появление которого открыло так называемую «дредноутскую эпоху» в развитии броненосного флота.

Предвестниками этой эпохи в Англии стал «Лорд Нельсон» (39), во Франции— «Републик» (52), в Германии — «Шлезвиг-Гольштейн» (44), в США—«Коннектикут» (49), в Италии — «Витторио Эммануэле» (47). В России таким кораблем был «Андрей Первозванный».