Статья из журанала "Моделист-Конструктор" № 09-1972

Выпуск 13 «Свободная Россия»

  • Схемы ТТХ
  • Схемы ТТХ
  • Описание
70. «Свободная Россия» (Россия, 1913 г.)
70. «Свободная Россия» (Россия, 1913 г.)
71. «Жан Бар» (Франция, 1911 г.)
71. «Жан Бар» (Франция, 1911 г.)
72. «Бретань» (Франция, 1913 г.)
73. «Ковачи» (Япония, 1910 г.)
74. «Фузо» (Япония, 1914 г.)

20 октября 1916 года с черноморским линкором «Императрица Мария» стряслась беда. Вскоре после побудки в 6 часов 15 минут, когда этот линейный корабль стоял на Севастопольском рейде, в носовом погребе 305-мм полузарядов вспыхнул пожар. Спустя 5 минут страшный взрыв вскрыл верхнюю палубу от носа до второй башни и сдвинул с мест носовую башню и боевую рубку. В течение следующего получаса взрывы почти ежеминутно сотрясали могучий корпус корабля, а в 7 часов 05 минут после сильного взрыва с правого борта корабль начал быстро крениться, перевернулся вверх килем и пошел на дно. Так после одного года и трех месяцев напряженной боевой службы погиб один из трех черноморских дредноутов, спешно построенных Россией в предвидении грядущей войны. В 1909 году, когда по малой программе судостроения на Балтике начали строиться «Севастополь», «Полтава», «Петропавловск» и «Гангут», полагали, что на Черном море можно ограничиться постройкой миноносцев и подводных лодок. Но как только стало известно, что Турция собирается приобрести в Англии, Бразилии и Чили несколько новейших дредноутов, в Николаеве 12 ноября 1911 года были заложены три новых линкора: «Императрица Мария», «Императрица Екатерина II» (позднее переименованная в «Императрицу Екатерину Великую») и «Император Александр III».

Спроектированные по той же принципиальной схеме, что и русские балтийские дредноуты, черноморские линейные корабли предназначались для Иного театра войны, и это повлекло за собой существенные различия. Примерно при одинаковом водоизмещении черноморские линкоры превосходили балтийские по дальности плавания, вооружению и бронированию. На последних за счет большого запаса топлива и почти вдвое большей мощности турбин была ослаблена броневая защита. Неся такую же артиллерию, что и «Севастополь» (двенадцать 305-мм орудий и четыре 47-мм), «Императрица Мария» была вооружена двадцатью 130-мм пушками против шестнадцати на «Севастополе» и сверх того восемью 75-мм орудиями и четырьмя пулеметами. Наконец, на черноморских дредноутах толщина главного броневого пояса была 102—262 мм против 100—225 мм на балтийских, а толщина башенной брони — 305 мм против 125—200мм.

Конечно, такие преимущества дались не даром. Платой за все эти достоинства явилось уменьшение скорости черноморских линейных кораблей — 21 узел вместо 23. События войны подтвердили правильность решения о постройке линкоров на Черном море. В конце июля 1914 года сквозь англо-французские кордоны в Средиземном море прорвались к Босфору два германских корабля — линейный крейсер «Гебен» и легкий крейсер «Бреслау». Прорыв этих кораблей, формально купленных Турцией и плававших под турецким флагом, но фактически находившихся под командованием немецкого адмирала Сушена, разом аннулировал значительное превосходство русского Черноморского флота над турецким. «Гебен» с его десятью 208-мм и двенадцатью 150-мм орудиями был сильнее «Евстафия» — лучшего русского броненосца на Черном море (четыре 305-мм, четыре 203-мм и двенадцать 150-мм орудий), а по скорости хода превосходил его больше чем в полтора раза (27 узлов против 16).

Вступление в строй «Императрицы Марии» и «Императрицы Екатерины Великой» восстановило превосходство русского флота на Черном море. Вот почему гибель русского линкора в самом разгаре боевых действий породила немало - темных слухов. Одни утверждали, что здесь не обошлось без германских шпионов и диверсантов, другие считали причиной взрыва самовозгорание пороха, третьи — неосторожность в обращении с полузарядами. Но выход из строя «Императрицы Марии» не мог оказать существенного влияния на развитие операций Черноморского флота, так как через несколько месяцев должен был быть сдан «Император Александр III».

Революция, интервенция .и гражданская война сыграли решающую роль в судьбе оставшихся черноморских дредноутов. В апреле 1917 года «Императрица Екатерина Великая» была переименована и стала называться «Свободною Россиею» (70) и «Император Александр III» — «Волей». Год спустя, чтобы не попасть в руки немцев, Черноморский флот прорывается из Севастополя в Новороссийск. Здесь 18 июня 1918 года революционные моряки по приказу В. И. Ленина затопили линкор «Свободная Россия» и часть флота. Другие корабли ушли в Севастополь и, попав в руки белогвардейцев, в 1920 году были уведены в Бизерту, Вместе с этими кораблями ушел в Средиземное море и «Император Александр III», вторично переименованный в «Генерала Алексеева». По стечению обстоятельств этому последнему дредноуту русской постройки довелось совершить свой последний переход в одной эскадре с «Жаном Баром» (71) — первым французским дредноутом. Франция приступила к постройке линейных кораблей дредноутского типа позже других держав. Тем не менее в конструкции первых французских дредноутов — «Жан Бар», «Курбэ», «Пари» и «Франс» — нет сколько-нибудь существенных новинок. Линкоры следующей серии — типа «Бретань» (72) — те же «Жан Бары», изменена лишь артиллерия главного калибра; 10 340-мм вместо 12 305-мм.

Первыми броненосцами японской постройки стали броненосцы «Аки» и «Сатзума», заложенные в 1903 году на верфях в Куре и в Иокосуке. Когда разразилась русско-японская война, эти корабли не были еще даже спущены на воду, и Япония одержала свои победы с помощью кораблей, построенных на английских верфях. Опыт русско-японской войны задержал достройку первых японских броненосцев. Подвергнутые существенным переделкам, они попали в разряд броненосцев додредноутского периода. Имея много общего с английским «Лордом Нельсоном», русским «Андреем Первозванным», французским «Републик», германским «Шлезвиг-Гольштейном», японские «Аки» и «Сатзума» отличались необыкновенно большим калибром средней артиллерии — 254 мм. «Аки» был первым японским линкором с турбинной установкой.

Первыми японскими дредноутами стали однотипные «Кавачи» (73) и «Сеттсу», вооруженные двенадцатью 305-мм орудиями в шести двухорудийных башнях, десятью 152-мм и восемью 120-мм пушками. Следующий тип японских линкоров — сверхдредноутов — «Фузо» (74) и «Ямаширо». На этих линкорах японцы переходят на американскую систему линейно-возвышенного расположения шести двухорудийных башен, так что в нос и в корму могли расположить по 4 орудия, а на каждый борт — 12.

При рекордно большом водоизмещении — 30600 т — последние японские линкоры, заложенные накануне первой мировой войны, превосходили линкоры воюющих держав и мощностью артиллерийского вооружения, ибо «Фузо» и «Ямаширо» стали первыми в мире линкорами, вооруженными 356-мм пушками главного калибра.