Статья из журанала "Моделист-Конструктор" №02-1972

Выпуск 06 «Маджестик»

  • Схемы ТТХ
  • Схемы ТТХ
  • Описание
36. "Маджестик" Англия 1898г.
36. "Маджестик" Англия 1898г.
35. «Ройял Соверен» (Англия, 1892г.)
35. «Ройял Соверен» (Англия, 1892г.)
37. «Канопус» (Англия, 1899г.)
38. «Кинг Эдуард Vii» (Англия, 1903г.)
39. «Лорд Нельсон» (Англия, 1906г.)

«Ну что ж, я ухожу. Желаю всем вам всего наилучшего». Гробовое молчание было ответом на эти слова, произнесенные высоким седоволосым человеком. Ни одна голова не повернулась в его сторону, ни одна рука не протянулась для прощального рукопожатия. Помедлив мгновение, он повернулся, в полном одиночестве спустился по широкой лестнице. И через несколько минут двери Бюро военного кораблестроения навсегда захлопнулись за его спиной. Так 31 января 1902 года оставил пост главного кораблестроителя британского флота сэр Вильям Уайт — конструктор, «придавший английскому броненосцу гордый, чарующий, симметричный профиль, несравнимый с профилями броненосцев других стран», конструктор, который «после двух десятилетий нелепых и злосчастных неудач открыл эру кораблей волнующей красоты и мощи». Когда в 1885 году Уайт сменил Барнаби на посту главного кораблестроителя, ничто не предвещало того нелепого, драматического краха, который спустя 17 лет завершил его блистательно начавшуюся карьеру. Он начал с модернизации «Трафальгара», и эта работа привела его к убеждению, что будущий броненосец должен быть мореходным, скоростным кораблем, способным вести огонь в свежую погоду. Такая постановка задачи сразу определила характерные особенности уайтовских кораблей — большое водоизмещение, высокий борт и кажущийся на первый взгляд непонятным возврат к барбетным установкам. Решение, однако, было совершенно логичным: механизмы вращения башен были в то время ненадежны и несовершенны. Памятуя о недостатках подобных установок броненосцев типа «Адмирал», Уайт осознал, что основание барбета должно быть забронировано до самой палубы. Эти идеи облеклись в плоть в 1889 году, когда английское правительство приняло знаменитый акт о военно-морской обороне, по которому надлежало в несколько лет построить 10 броненосцев первого класса, 42 крейсера и 18 миноносцев. Из этих десяти семь принадлежали к одному типу «Ройал Соверен» (35).

Превосходя броненосцы тех лет по длине—108 м, по ширине—23 м и по водоизмещению—14150 т, «Ройал Соверен» стал первым английским высокобортным броненосцем, несущим 4 343-мм орудия в барбетах на верхней палубе, и первым броненосцем с противоминной артиллерией в казематах. Десять 152-мм скорострельных орудий, 16 6-фунтовых, 12 3-фунтовых дополняли орудия главного калибра. 456-мм пояс из брони-компаунд по ватерлинии, 434-мм барбеты и 127-мм броневой пояс между барбетами составляли бронирование этого корабля. Проектируя свои корабли, Уайт считал, что все английские броненосцы должны быть броненосцами первого класса. Моряки считали иначе и потребовали от него создания броненосцев меньшего водоизмещения с большой дальностью плавания. Так появились «Центурион» и «Барфлер» водоизмещением 10500 т. Они в принципе отличались от «Ройал Соверен» лишь менее мощными 254-мм орудиями и облегченным бронированием. На «Центурионе» Уайт устранил основной недостаток «Ройал Соверена» — Открытый сверху барбет, оставлявший прислугу без защиты. С тех пор на всех английских броненосцах орудийная прислуга защищалась броневым колпаком, надеваемым поверх барбета. В 1893—1894 годах, напуганное стремительным ростом французского и русского флотов, английское правительство принимает решение построить к 1898 году новую серию броненосцев. По новой программе была заложена самая крупная в истории серия из девяти броненосцев типа «Маджестик» (36). Хотя в конструкцию нового броненосца было внесено немало важных усовершенствований, в основе своей это был все тот же «Ройал Соверен» с увеличенным до 14900 т водоизмещением. Главное отличие его — применение более прочной 229-мм гарвеевской брони вместо 456-мм брони-компаунд. Выигрыш в весе позволил увеличить площадь бронирования, защитить барбетные установки колпаками и увеличить толщину броневой палубы. Особенность артиллерии «Маджестика» — возврат к 305-мм усовершенствованным орудиям, по своим характеристикам превосходившим старые 343-мм. На броненосце этого класса «Марс» впервые применили жидкое топливо.

Следующая серия Уайта — шесть броненосцев класса «Канопус» (37). Будучи меньше (12950 т) «Ройал Соверенов» и «Маджестиков», они могли проходить через Суэцкий канал, несли более прочную и легкую гарвейникелевую броню, став первыми английскими броненосцами с водотрубными котлами. За «Канопусами» в 1899—1902 годах последовали пять броненосцев типа «Лондон» (15000 т). И как раз в разгар этой напряженной работы над Уайтом разразилась катастрофа...

3 июля 1900 года в доке перевернулась королевская яхта, спроектированная Уайтом. И хотя причиной катастрофы оказалась неправильная загрузка яхты, произведенная вопреки его инструкциям (кстати, эта яхта без всяких аварий прослужила сорок лет), на его репутацию была брошена тень, и Адмиралтейство уволило его в отставку. В апреле 1901 года он успел выдвинуть основные идеи броненосцев класса «Кинг Эдуард VII» (38), но подписывать рабочие чертежи ему уже не пришлось. Наступательная сила этих 16 350-тонных броненосцев была увеличена четырьмя 234-мм орудиями, размещенными в четырех башнях из 172-мм брони. К отличительным особенностям этих броненосцев относится появление 234-мм орудий, покраска в серый цвет.

В 1903 году инспектор английского флота Мэй предпринял исследования, чтобы выяснить соотношение между мощностью орудий и броневой защитой различных классов кораблей. Он установил, что необходима большая площадь бронирования, чем было принято тогда думать, и что вспомогательная артиллерия не нужна, ибо она уничтожается главным калибром противника до того, как сможет открыть огонь. Мэй предложил строить броненосцы, вооруженные только тяжелыми бронебойными орудиями и противоминной скорострельной артиллерией. По этому предложению конструктор Бюро военного кораблестроения Дж. Нарбет спроектировал броненосец, вооруженный 12 306-мм орудиями. Такое радикальное новшество Адмиралтейство не решилось утвердить, и однотипные «Лорд Нельсон» (39) и «Агамемнон» были вооружены 4 306-мм и 10 234-мм пушками. Спущенные в 1906 году, эти броненосцы были затменены творением Филиппа Уаттса — знаменитым «Дредноутом»—и остались в истории британского флота как первые броненосцы без 152-мм орудий и как последние с поршневыми паровыми машинами.

«Эра Уайта» — так английские морские историки называют 17-летнее пребывание Уайта на посту главного кораблестроителя — была полной противоположностью эре Барнаби. Вместо пестрого ассортимента разнотипных кораблей Уайт разработал тип барбетного броненосца, послуживший основой для крупных серий английских линейных кораблей.