Статья из журанала "Моделист-Конструктор" № 04-1973

Выпуск 19 «Ямато»

  • Схемы ТТХ
  • Схемы ТТХ
  • Описание
94. «Ямато» (Япония, 1940 г.)
94. «Ямато» (Япония, 1940 г.)
92. «Исе» (Япония, 1916 г.)
92. «Исе» (Япония, 1916 г.)
93. «Нагато» (Япония, 1919 г.)

«На свете есть три совершенно ненужные вещи: египетские пирамиды, Великая китайская стена и линкор «Ямато» — в этом саркастическом утверждении офицеров японской армии проявилось глубокое разочарование нации в своих суперсверхдредноутах, постройка которых была окутана тайной и о небывалой мощи которых ходили волнующие слухи.

Проходил один месяц великой войны на Тихом океане за другим; сражались и гибли авианосцы, крейсеры, подводные лодки и другие типы боевых кораблей; теснимая американскими штурмовыми частями, японская армия сдавала один остров за другим, а гигантские 460-мм орудия крупнейшего в мире линейного корабля все еще не сделали ни одного выстрела по противнику!

Лишь тогда, когда американцы приступили к операции по захвату Филиппин, японское командование решилось, наконец, бросить в бой эту тщательно оберегаемую в течение трех лет силу, 23 октября 1944 года в составе эскадры адмирала Куриты, идущей к острову Лейте, двигались и крупнейшие в мире линкоры — однотипные «Мусаси» и «Ямато». В этот же день эскадра была обнаружена американскими подводными лодками. На следующее утро ее атаковали американские самолеты, поднятые с авианосцев.

Шесть раз устремлялись торпедоносцы и бомбардировщики на японские корабли. Десять торпед и 16 бомб настигли «Мусаси». После четырехчасовой агонии он опрокинулся и пошел на дно. «Ямато», хотя и пораженный бомбами, сохранил ход в 26 узлов. Наутро впервые за всю войну заговорили его орудия, круша американские эскортные авианосцы и эсминцы. Канонада длилась два с половиной часа. Потом Курита прекратил преследование и повел свою эскадру назад. Через полгода, 6 апреля 1945 года, «Ямато» вышел в свой последний, самоубийственный поход. За элегантным названием операции «Парящие хризантемы» крылся чудовищный, бесчеловечный замысел японской военщины: нанести сокрушительный удар американскому флоту у острова Окинава при помощи эскадры, состоящей из кораблей-смертников: «Ямато», легкого крейсера и восьми эсминцев. С них сняли все ценное оборудование и заправили топливом, которого должно было хватить только на переход до Окинавы. Но американская авиация не дала эскадре даже приблизиться к цели. 7 апреля небо над японскими кораблями потемнело от бомбардировщиков, кружившихся в воздухе в ожидании своей очереди на бомбометание. «Ямато» и пять других кораблей эскадры пошли на дно, так и не выполнив задачи. Японский флот, который на протяжении десятилетий создавался с таким упорством, с такой последовательностью и с жертвами, перестал существовать.

Единственная из великих держав, не принимавшая участия в морских сражениях первой мировой войны, Япония лихорадочно строила дредноуты и сверхдредноуты, пытаясь создать могучий флот. Не удивительно, что именно японским инженерам довелось построить самые крупные и самые грозные линкоры периода первой мировой войны. Вслед за линкорами «Фузо» (74) и «Ямаширо» японский флот получил два усовершенствованных корабля такого же типа: «Исе» и «Хиуга» (36 тыс. т., 25,25 узл., 12—356-мм орудий, максимальная толщина брони—306 мм). За ними сошли со стапелей два самых мощных линкора своего времени, «Нагато» и «Мутсу», при проектировании которых был учтен опыт мировой войны. Эти линкоры водоизмещением 39 тыс. т и скоростью хода 25 узл, вошли в историю как первые в мире линейные корабли, вооруженные 406-мм орудиями, по два в четырех башнях.

В 1922 году Япония, подписав Вашингтонское соглашение, обрекла на уничтожение и переделку около полутора десятков строящихся линейных кораблей. В 1934—1936 годах модернизация полностью изменила внешний облик линкоров «Нагато» (93) и «Мутсу». На них были установлены новые машины, добавлены бортовые були, тройное дно, снята одна труба, установлена характерная пагодообразная надстройка, увеличен угол возвышения орудия главного калибра. Были переделаны и линкоры «Исе» и «Хиуга».

Лишь в 1934 году, отбросив все ограничения Вашингтонского и Лондонского соглашений, японцы приступили к проектированию новых линкоров, которые по автономности и мощности вооружения должны были превзойти все когда-либо существовавшие корабли. Пройдя 23 стадии, проектирование завершилось в 1937 году принятием окончательного варианта, и в 1940 году со стапелей сошел первый линкор серии «Ямато» (94), Полное водоизмещение — 72 тыс. т, длина—240 м, ширина—39м, скорость—27,5 узл., толщина брони— 406—650 мм, 9—460-мм орудий. В конструкции этих кораблей было несколько особенностей, новых для японского кораблестроения, — бульбовый нос для снижения волнового сопротивления и вспомогательный руль, установленный перед главным рулем для улучшения управляемости. Пока закладывались корпуса пяти линкоров этой серии, строители разрабатывали новый проект — усовершенствованный «Ямато» с шестью 504-мм пушками! Война не только помешала осуществлению честолюбивых замыслов самураев, но и продемонстрировала несбыточность их преувеличенных надежд на неотразимую мощь линкоров. Уже в ходе боевых действий японцам пришлось спешно устанавливать дополнительные зенитные орудия, число которых на «Ямато» было доведено до 137 (24—127-мм и 113 — 25-мм, а на «Мусаси» до 142 (12 — 127-мм и 130 — 25-мм). Но время линкоров уже безвозвратно миновало. Японский флот испытывал острейшую нужду в авианосцах. Это заставило срочно переделать «Шинано» — третий линкор типа «Ямато» — в авианосец, пустить на слом корпус четвертого, уже заложенного линкора этого типа и приступить к последней, самой фантастической модернизации «Исе» и «Хиуга». Сняв две кормовые башни, подняв борта и установив сверху широкую платформу, конструкторы получили ангар для 22 гидросамолетов-бомбардировщиков. Они должны были запускаться в течение 20 мин. двумя катапультами, садиться на воду и подниматься на борт с помощью кранов. Для отражения воздушных атак средняя 140-мм казематная артиллерия была снята, и вместо нее установлено 16—127-мм и 108—25-мм зенитных пушек. В дополнение к ним на крыше ангара поставили 180 127-мм зенитных ракет, наводящихся по проводам. Но ни один самолет с этих авианосцев не поднялся в воздух по самой простой причине — в Японии к концу войны не хватало летчиков, и командованию пришлось использовать эти искалеченные корабли только как линкоры.

Символично: новейшие «Ямато» и «Мусаси», как и устаревшие, переделанные «Исе» и «Хиуга», были уничтожены в результате атак только с воздуха — грозное свидетельство того, что к концу второй мировой войны роль основной силы флота перешла к кораблям нового класса — к авианосцам.