• Содержание
  • Башенные лодки типа «Шквал» Проектирование
  • Башенные лодки типа «Шквал» постройка
  • Башенные лодки типа «Шквал» устройство
  • В составе Амурской флотилии
  • Корабли Дальневосточной республики
  • В предвоенные годы
  • - Основные тактико-технические элементы мониторов типа «Шквал» на 1944 год
  • Победа на Амуре
  • Заключение
  • Приложение
  • Литература и источники
  • Издательство об авторе

16---2009

Мидель-шпангоут

Мониторы типа «ШКВАЛ»

И.И. Черников
  • Башенные лодки типа «Шквал». Проектирование, постройка и устройство
  • В составе Амурской флотилии
  • Корабли Дальневосточной республики
  • В предвоенные годы
  • Победа на Амуре
  • Заключение
  • Таблицы
  • Чертежи
  • Иллюстрации

«Шквал» — башенные речные канонерские лодки. Построенные для Амурской флотилии в 1910 году и переклассифицированные в мониторы 6 ноября 1928 года, они сочетали в себе достаточную мощь артиллерии и надежную броневую защиту при высокой прочности корпуса, малой осадке, большой дальности плавания и неплохих мореходных качествах.

Создавая их, русские инженеры сумели успешно решить ряд сложных технических задач, во многом опередив как Европу, так и Америку, что особо отмечали даже основоположники дизелестроения — немцы, осенью 1910 года получившие сведения о некоторых тактико-технических элементах новых канонерских лодок от начальника Балтийского завода П. Ф. Вешкурцова.

В истории создания и службы этих кораблей есть немало очень интересных, но уже забытых страниц, которым и посвящено данное издание.

Корабли Дальневосточной республики

Канонерские лодки типа «Шквал» должны были составить боевое ядро Народно-Революционного флота на Амуре.

29 ноября 1920 года из Москвы в Хабаровск прибыл отряд военных моряков, начавших подготовку кораблей к кампании 1921 года. С трудом удалось достать из Владивостока часть необходимого оборудования. Так, замки от орудий, вывезенные японцами, привезли под видом домашней клади жены военморов. Часть замков, утопленных в Осиповском затоне, подняли водолазы. Из воды же извлекли порох, который просушивали, а затем использовали для выделки зарядов.

31 января 1921 года моряки и рабочие Хабаровска начали демонтаж орудий с башенной лодки «Смерч» и установку их на «Шторм» и «Ураган». В феврале подняли «Смерч», который затем разоружили и сдали на хранение в порт.

В апреле из Москвы прибыли два эшелона с личным составом, пушками и минами заграждения. В это же время на Амур были переброшены моряки и часть имущества Байкальской флотилии. При скудных средствах военморы готовили корабли к открытию навигации.

К весне 1921 года удалось частично привести флотилию в боеспособное состояние. Из-за отсутствия штатных орудий в башнях «Урагана» пришлось взамен установить две 152-мм английские корабельные пушки, захваченные у колчаковцев. А на «Шторме» в две башни установили четыре 120/50-мм пушки с канонерской лодки «Смерч».

В середине мая прибыла первая партия артиллерии и боеприпасов из Владивостока, к этому времени закончилась перестановка башенных столов на лодках и демонтаж их брони. После ремонта и установки орудий, в мае вошли в строй «Шторм» и «Ураган».

На первом стояли две 120-мм башни, причем к их четырем 120-мм/50 орудиям Виккерса из Владивостока удалось получить лишь три затвора и один пулемет «Максим». На втором стояли два 152-мм английских орудия.

«Вьюгу» и «Тайфун» предполагалось вооружить двумя 152-мм или одним 254-мм орудием. Но, из-за отсутствия у Наркомата по военным и морским делам РСФСР денежных средств и орудий, летом 1921 года на эти корабли установили 76,2-мм полевые пушки.

В июле 1921 года «Тайфун» сдали на хранение Хабаровскому порту. В октябре, ввиду угрозы захвата казаками, его эвакуировали в станицу Екатерино-Никольскую.

В кампанию 1921 года корабли ДВР выставили в низовьях Амура минное заграждение, возле которого дежурили: одна башенная лодка, батальон пехоты и вооруженный катер.

С начала июня идо конца августа 1921 года Красная Амурская речная флотилия прикрывала речной фланг войск Благовещенского укрепленного района, обороняла минно-артиллерийскую позицию в нижнем течении Амура, несла дозорную службу в устье Сунгари, на Амуре и Уссури.

У минного заграждения Нижнетамбовский несли дозор и вели разведку канонерские лодки «Шторм» (командир И.Г. Авдеенко), «Вогул» (командир К.А. Соловьев), вооруженный пароход «Труд», тральщик «Бурея» (командир ЕМ. Супринович), вооруженный катер «Стрелок».

1 июля корабли вынудили китайскую канонерскую лодку, пытавшуюся пройти в Амур, вернуться в Лахасусу.

В конце сентября 1921 года «Шторм» и «Ураган» вышли из затона, и 2 октября прибыли в Благовещенск, где стали на зимовку. Не удалось эвакуировать севшую на мель против Хабаровска башенную лодку «Гроза» и «Тайфун», оставшийся за неимением буксира. При зимнем падении воды корпус «Грозы» (без механизмов и вооружения) переломился, затем был поврежден весенним ледоходом 1922 года и затонул.

22 декабря казаки нанесли внезапный удар по советским частям и овладели Хабаровском. В связи с этим на следующий день в Осиповском затоне моряки подорвали минный заградитель «Муравьев-Амурский», канонерские лодки «Вихрь», «Калмык», «Гроза», «Смерч».

19 мая 1922 года началась подготовка к перебазированию сил Народного Революционного флота в Осиповский затон, освобожденный от казаков. 2 июня первой из Благовещенска прибыла плавбатарея «Свердлов» (до 24 апреля 1922 г. «Вьюга»; командир Е.С. Бывалов).

5-9 июня туда перешли канлодки «Беднота» и «Красное Знамя» (до 24 апреля 1922 г. «Вогул»), бронекатера «Барс», «Пантера», пароход «Барон Корф» и баржа со 2-й отдельной береговой батареей. 10 июня из Благовещенска вышли еще две канонерские лодки, два бронекатера и вооруженный пароход.

В 1922 году при восстановлении «Вьюги» пришлось на башенные столы, с которых сняли броню, ставить захваченные у колчаковцев 152-мм английские орудия на палубных установках, имевшие сильный износ стволов, но большой запас снарядов, что давало возможность комендорам отрабатывать практические стрельбы.

«Шторм» и «Ураган» 24 апреля 1922 года переименовали в «Ленин» и «Троцкий» (последний 16 декабря 1927 г. получил новое имя — «Красный Восток»). На «Ленине» вошло в строй четвертое 120-мм орудие в кормовой башне.

Состояние флотилии оставалось тяжелым. Так, башенные канонерские лодки имели по два дизеля из четырех, и в случае порчи одного из них корабль выходил из строя, потому что не мог выгребать против течения. Только самоотверженная работа механиков и всего личного состава спасала положение. Случаев отказа работы главных и вспомогательных механизмов почти не было.

Вплоть до лета 1922 года личный состав флотилии не получал жалования. Продовольствие выдавалось самое скудное (ржаная мука, бобовое масло, пшено). Обмундирования не было, и только к концу кампании морякам выдали некоторые предметы армейского вещевого довольствия.

Так как японцы все еще занимали низовья Амура, то с 12 июня по 24 сентября у минного заграждения в низовьях Амура несли дозор и вели разведку канонерские лодки «Ленин», «Троцкий» (командир М.Н. Смолин), плавбатарея «Свердлов», вооруженные пароходы «Павел Журавлев», «Труд», бронекатер «Тигр», катер «Биджан», посыльное судно «Охотск», пароходы «Барон Корф» и «Фейерверкер».

10 сентября канонерские лодки и заградители с десантом на борту вышли вниз по Амуру для занятия наконец очищенного от японцев Николаевска-на-Амуре, и прибыли туда 12 сентября.

14 ноября 1922 года Москва ликвидировала ДВР, и флотилия перешла в подчинение Наркомата РСФСР по Военным и Морским делам.

Когда восторжествовала советская власть, множество семей казаков покинули свой край и ушли через границу в соседний Китай.