• Содержание
  • Проектирование «облегченных броненосцев»
  • Постройка и испытания
  • - Тактико-технические элементы эскадренных броненосцев типа «Пересвет»
  • Устройство и вооружение
  • - Вспомогательные механизмы в машинных и кочегарных отделениях эскадренного броненосца «Победа»
  • Первые походы «Пересветов»
  • «Пересвет» и «Победа» в Порт-Артуре
  • - Список офицеров флота и корпусов, состоявших на кораблях во время боя в Желтом море 28 июля 1904 года
  • Походы и гибель «Ослябя»
  • - Список офицеров флота и корпусов, чиновников и кондукторов эскадренного броненосца «Ослябя»
  • Броненосцы «Сагами» и «Суво» в японском флоте
  • «Пересвет» снова под русским флагом
  • Примечания

12bis---2007

Мидель-шпангоут

Эскадренные броненосцы типа «ПЕРЕСВЕТ»

В.Я. Крестьянинов С.В. Молодцов
  • Проектирование «облегченных броненосцев»
  • Постройка и испытания
  • Устройство и вооружение
  • Первые походы «Пересветов»
  • «Пересвет» и «Победа» в Порт-Артуре.. Походы и гибель «Ослябя»
  • Броненосцы «Сагами» и «Суво» в японском флоте
  • «Пересвет» снова под русским флагом
  • Таблицы
  • Чертежи
  • Иллюстрации

Эскадренные броненосцы «Пересвет», «Победа», «Ослябя», построенные в Санкт-Петербурге в начале XX века, предназначались для действий как в европейских водах, так и на Дальнем Востоке, как в составе эскадр, так и в отдельном крейсерстве. Противоречивые требования к проекту предопределили достоинства и недостатки этих кораблей. Они имели большие, чем у предшествовавших броненосцев типа «Полтава», дальность плавания, скорость и мореходность, но более слабое артиллерийское вооружение и бронирование. Оказавшись во время Русско-японской войны в одной эскадре с броненосцами «Цесаревич», «Ретвизан» и типа «Полтава», «Пересвет» и «Победа» не имели возможности реализовать свои основные преимущества, но, несмотря на повреждения, выдержали испытание в сражении 28 июля 1904 года в Желтом море. «Ослябя» же не повезло — вошедший в состав 2-й эскадры флота Тихого океана броненосец стал первой жертвой Цусимского сражения 14 мая 1905 года. В истории проектирования, постройки и службы «Пересветов» отразилась целая эпоха отечественного флота.

Броненосцы «Пересвет» и «Ослябя» унаследовали имена паровых фрегатов Балтийского флота, названных в честь героев Куликовской битвы 1380 года.1 Бояре Александр Пересвет и Родион Ослябя приняли постриг в Троице-Сергиевом монастыре и по наказу отца Сергия сопровождали великого князя Дмитрия на Куликово поле. Пересвет начал битву поединком с татарским богатырем Темир-мурзой Челебеем, в котором оба погибли. Ослябя пал, защищая князя.

По традиции головным кораблем серии считался корабль, закладываемый на казенной верфи. Поэтому сначала новые «облегченные» броненосцы именовались кораблями типа «Ослябя». Однако длительная задержка со вводом в строй этого броненосца привела к тому, что корабли стали именовать по первому вступившему в строй — «Пересвету».

Тактико-технические элементы эскадренных броненосцев типа «Пересвет»

Длина наибольшая, м 132,4
Длина по конструктивной ватерлинии, м 130,0
Длина между перпендикулярами, м 122,3
Ширина, м 21,8
Осадка с наружным деревянным килем («Пересвет» и «Ослябя») / без киля («Победа»), м 7,93/7,7
Водоизмещение проектное, т 12674
Отношение длины к ширине 6
Коэффициент общей полноты 0,576
Увеличение водоизмещения на 1 см осадки, т 20,55
Площадь грузовой ватерлинии, кв. футов 21945
Площадь мидель-шпангоута, кв. футов 1634
Запас угля нормальный, т 1046*
Запас угля полный 2058**
Скорость хода проектная, узлы 18,0
Дальность плавания 10-узловой скоростью (расчетная), миль 5610***

* «Победа» — 1142 т.

** «Победа» — 2155 т, 23 июля 1901 года водоизмещение «Пересвета» составило 12781,5 т, причем до полной нагрузки недоставало грузов на 2008 т. Таким образом, полное водоизмещение было 14789,5 т. Полный запас угля был определен в 2148 т, или на 1103 т больше нормального.10 *** «Победа» — 6080.