«Пересвет» и «Победа» в Порт-Артуре
18 января 1904 года броненосцы начали кампанию и вышли на внешний рейд, а 21 января участвовали в походе эскадры к мысу Шантунг и вернулись вечером 22 января. На «Пересвете» держал свой флаг младший флагман контр-адмирал князь П.П. Ухтомский.
В ночь с 26 на 27 января на «Победе» шла погрузка угля, и корабль был освещен электрическими люстрами. Атаковавшие эскадру японские миноносцы выпустили по броненосцу две торпеды, которые прошли у самой кормы. Как только прогремели взрывы первых вражеских торпед, на «Победе» пробили тревогу, включили прожектора и открыли огонь по обнаруженному японскому миноносцу. С броненосца были спущены шлюпки для оказания помощи поврежденным кораблям. Одна торпеда, обнаруженная у борта «Победы», была поднята стрелой и разоружена на палубе. Орудия «Победы» выпустили 80 снарядов: два 152-мм, 18 — 75-мм, 60 — 47-мм.
Когда японские миноносцы атаковали стоявшие на внешнем рейде корабли эскадры, контр-адмирал Ухтомский долго не верил в происходящее, несмотря на взрывы и стрельбу с других кораблей. Адмирал приказал спустить вельбот и сам направился к подорванному торпедой «Ретвизану». Только убедившись лично в повреждении броненосца и вернувшись на «Пересвет», он приказал направить катера и шлюпки на помощь к торпедированным кораблям.
Утром 27 января при приближении японского флота к Порт-Артуру русские корабли снялись с якоря. «Победа», вступившая в строй третьим броненосцем вслед за «Петропавловском» и «Полтавой», приняла участие в бою с японским флотом. Орудия корабля выпустили 303 снаряда: семь 254-мм, 66 — 152-мм, 230 — 75-мм. В корабль попало два снаряда: один 305-мм фугасный пробил палубу среза у кормового 152-мм орудия между 89 и 90 шп и, разорвавшись, уничтожил две каюты, причинив много мелких повреждений осколками. Второй снаряд калибра 76-мм также попал в палубу, повредив паровой катер.
«Пересвет» шел последним в кильватерной колонне русских броненосцев, ведя огонь сначала левым, затем правым бортом по всем японским броненосцам и броненосным крейсерам по очереди. В бою его орудия выпустили 308 снарядов (17 — 254-мм, 86 — 152-мм, 205 — 75-мм). Попаданий и повреждений броненосец не имел. Следующую ночь эскадра провела на внешнем рейде в готовности к отражению атак миноносцев и днем 28-го начала заходить на внутренний рейд. Шедший последним «Пересвет» в проходе сел на мель, и хотя был быстро снят с помощью портовых буксиров, но в связи с окончанием прилива вынужден был остаться еще на одну ночь на внешнем рейде. С выходом из строя в результате торпедных попаданий двух лучших броненосцев эскадры: «Цесаревича» и «Ретвизана» — русская эскадра оставалась пассивной и стояла в гавани. Только с приездом нового командующего вице-адмирала С.О. Макарова ее деятельность активизировалась. 27 февраля состоялся первый выход эскадры в море под командованием Макарова.
9 марта во время бомбардировки Порт-Артура с моря 254-мм орудия «Пересвета» и «Победы» открыли огонь через Ляотешань. По свидетельству наблюдателей, один снаряд попал в броненосец «Фудзи», после чего японцы прекратили бомбардировку. «Пересвет» и «Победа» после этого вышли на рейд и присоединились к остальной эскадре, но японцы боя не приняли и отошли от Порт-Артура.
13 марта во время выхода эскадры к островам Мяотао «Пересвет» отстал от впередииду- щего мателота. Чтобы сократить расстояние, командир увеличил ход до полного, но маневр не рассчитал. Форштевень «Пересвета» под углом 20° ударил в кормовую часть левого борта броненосца «Севастополь». Оба корабля получили повреждения, и эскадра вернулась в гавань. Командир «Пересвета» капитан 1 ранга Бойсман получил выговор в приказе командующего.27
Утром 14 марта «Победа» в составе эскадры вышла в море навстречу японскому флоту. Японцы убедились, что в ходе ночной атаки пароходов-брандеров закупорить выход не удалось, и ушли в море. «Пересвет» в этот день в море не выходил, устраняя повреждения.
31 марта вице-адмирал Макаров вывел эскадру в море. При выходе «Пересвет» сел на мель в проходе и из-за этого отстал от других кораблей. Когда броненосец присоединился к эскадре, Макаров уже повернул назад. Внезапно флагманский броненосец «Петропавловск» подорвался на мине и затонул. В командование вступил находившийся на «Пересвете» контр-адмирал П.П. Ухтомский, который приказал поднять сигнал эскадре построиться в кильватер за «Пересветом». В момент перестроения разворачивавшаяся на створе «Победа» в 10 ч 10 мин подорвалась на мине. Взрыв произошел с правого борта в отделении носовых угольных ям, разрушив борт от 54 до 58-го шп. Центр пробоины размерами 8x5,3 м находился в пяти метрах ниже ватерлинии. Вода затопила угольную яму № 6 между 49 и 54-м шпангоутами и яму № 7 между 54 и 58-м шпангоутами и два отделения нижнего бортового коридора между 49 и 58-м шп. Далее распространение воды было задержано водонепроницаемыми переборками. «Победа» приняла 550 т воды и получила крен 6° на правый борт. Корабль застопорил ход, команда начала готовить к спуску плавсредства. Полагая, что причина взрыва — атака подводной лодки, расчеты орудий открыли огонь по воде. Стрельбу подхватили остальные корабли эскадры. Убедившись в исправности машин и рулевого управления, командир приказал прекратить спуск шлюпок, дал ход и направил броненосец к проходу на внутренний рейд. В проходе у маяка корабль встретили портовые буксиры, ввели его в Восточный бассейн и поставили к стенке. В связи с тем, что порт-артурский док был слишком мал для броненосцев, началась подготовка кессона по опыту работ на получивших торпедные попадания в первый день войны эскадренных броненосцах «Цесаревич» и «Ретвизан».
2 апреля у Порт-Артура появились японские броненосные крейсера «Ниссин» и «Касуга» и из своих дальнобойных орудий начали обстрел города и внутреннего рейда. Стрельбу корректировали по радио крейсера «Такасаго» и «Кассаги», державшиеся напротив прохода. Ответный огонь открыли башни «Пересвета». Один выстрел сделала и кормовая башня «Победы», но получился большой недолет. Радиостанция «Победы» работала на передачу для создания помех корректировке стрельбы японских кораблей.
В создании помех радиопередачам японских кораблей кроме «Победы» участвовала крепостная радиостанция Золотой Горы. В приказе министра обороны РФ № 185 от 3 мая 1999 года 15 апреля (нового стиля) объявлен Днем специалиста радиоэлектронной борьбы. 31 мая 2006 года в Указе Президента России этот день включен в перечень профессиональных праздников.
«Пересвет» выпустил 10 фугасных и 18 чугунных 254-мм снарядов. Стрельба велась с дистанции около 90 кб, и при этом башни получали значительные сотрясения. Также выяснилось, что при углах возвышения в 25-30° ненадежно работала система электрической подачи. Японский снаряд попал в броню «Пересвета» ниже ватерлинии, но не разорвался.
За храбрость во время этой бомбардировки на броненосец «Пересвет» было выделено шесть знаков военного ордена (Георгиевских крестов) для раздачи по усмотрению командира, на «Победу» — один.
В ночь на 20 апреля японцы предприняли третью попытку заграждения выхода из Порт-Артура путем затопления нагруженных камнями пароходов-брандеров. Паровой катер с «Пересвета» под командованием мичмана В.А. Беклемишева выпустил мину из метательного аппарата в японский брандер и открыл огонь из 37-мм пушки и винтовок по японским морякам, пытавшимся уйти в море на шлюпках. Паровой катер с «Победы» под командованием прапорщика Н.А. Добржанского также выпустил мину в другой брандер.
«Победа» была переставлена под Золотую Гору в ожидании ремонта. 29 апреля под пробоину подвели кессон. Перед этим с броненосца сняли и установили на берегу девять 152-мм и одно 75-мм орудие. 5 июня пробоина была заделана деревянными брусьями, и через день кессон отвели от борта, но вода продолжала поступать внутрь корпуса. Тогда пазы залили цементом и загрузили это место углем.
Пока на броненосце заделывали пробоину, минный катер под командой мичмана И.И. Рен- гартена с прапорщиком Ч.Б. Дейчманом и девятью матросами-добровольцами 2 июня вышел в поход к Дальнему, но сел на камни. Сняться удалось самостоятельно, но время было потеряно, и катеру пришлось возвратиться в Порт-Артур.
После гибели вице-адмирала Макарова выходы эскадры в море прекратились. Японцы высадили десант на Ляодунский полуостров, отрезали Порт-Артур, взяли укрепленную Кинджоускую позицию и подошли непосредственно к крепости. Эскадра начала готовиться к прорыву во Владивосток, выход предполагался на 7-е, затем на 8 июня, но из-за неготовности артиллерии «Победы» его отложили на 10-е. Командир броненосца капитан 1 ранга В.М. Зацаренный заболел тропической лихорадкой и был заменен командиром крейсера «Паллада» капитаном 1 ранга B.C. Сарнавским, хотя Зацаренный оставался на борту. 10 июня 1904 года эскадра вышла в море, намереваясь прорваться во Владивосток. На многих кораблях отсутствовали снятые на береговой фронт или во время ремонта орудия. «Пересвет» имел только восемь 152-мм пушек, а «Победа» — три 152-мм и пятнадцать 75-мм. При появлении главных сил японского флота контр-адмирал В.К. Витгефт повернул назад. При возвращении броненосец «Севастополь» подорвался на мине. Эскадра осталась на ночь на внешнем рейде.
В наступившей темноте «Пересвет» и «Победа» принимали участие в отражении атак миноносцев противника. «Победа» израсходовала восемь 254-мм, 17 — 152-мм, 92 — 75-мм и 174 — 47-мм снарядов. Орудия «Пересвета» выпустили семь 254-мм, 61 — 152-мм, 150- 75-мм и 426 — 47-мм снарядов.
В ночь на 13 июля минный катер броненосца «Победа» под командованием мичмана Ренгартена и прапорщика Ч.Б. Дейчмана в бухте Тахэ атаковали японский миноносец с расстояния 1-1,5 кб. На следующую ночь катер «Победы» выходил в море в паре с катером броненосца «Ретвизан». Паровые катера и шлюпки броненосцев занимались тралением мин на внешнем рейде. В тралении участвовали с «Пересвета» капитан 1 ранга В.А. Бойсман, лейтенант П.П. Остелецкий, штабс-капитан Н.И. Лизоблюдов, мичманы Д.Г. Андросов, Г.Г. Греве, B.C. Денисов, А.А. Рыжей.
С «Победы»: капитан 1 ранга В.М. Зацаренный, лейтенанты С.Р. Магнус, С.Н. Тимирев, мичманы С.Н. Власьев, Н.А. Арбенев, прапорщик Н.А. Добржанский.
В середине июля японские войска подошли к Порт-Артуру на дальность стрельбы башенных орудий русских броненосцев. «Пересвет» и «Победа» включились в артиллерийский обстрел противника по заявкам сухопутных войск. Японцы, заняв Волчьи Горы, 25 июля произвели первую бомбардировку Порт-Артура с суши из 120-мм орудий. 25, 26 и 27 июля орудия броненосцев вели огонь. В это же время, невзирая на обстрел противником, продолжались работы по установке орудий с подорвавшегося на мине крейсера «Баян» и принимались запасы для новой попытки прорыва. 27 июля в «Пересвет» попало два 120-мм снаряда, и один — в стоявший у борта кран, грузивший 152-мм орудия. Первый снаряд пробил задний мостик и верхнюю палубу, разорвался в верхней батарее, смертельно ранив вестового П.Г. Дудника и ранив двух матросов. Второй, пробив верхнюю палубу и борт, разорвался в командирской каюте и осколками пробил следующую палубу в каюте священника, «сильно напугав последнего».
В это же время активно действовали минные катера, устраивая засады японским миноносцам в близлежащих к Порт-Артуру бухтах. Корабли также выделяли свои катера и для обеспечения тральных работ. На «Победе» недоставало одного 152-мм орудия и одного 75-мм. К трем казематным орудиям не успели подогнать щиты. С правого борта имелась заделанная деревянными брусьями пробоина, полученная 31 марта. Капитан 1 ранга Зацаренный выздоровел и вступил в командование кораблем. На «Пересвете» успели установить на места орудия и щиты, но весь личный состав, включая комендоров, был чрезвычайно утомлен напряженными работами накануне выхода.
На рассвете 28 июля корабли русской эскадры начали выходить на внешний рейд и, построившись в строй кильватера, направились в море вслед за тралящим караваном.
«Победа» шла третьей в строю броненосцев, «Пересвет» следом — четвертым. Эскадра была готова к бою. На верхней палубе и на мостиках лежали спасательные круги, пояса и койки; катера и шлюпки на кильблоках не были закреплены, чтобы в случае гибели корабля свободно всплыть. Около полудня произошел первый бой на контркурсах с главными силами японского флота. «Пересвет» первым открыл огонь из носовой башни с расстояния около 65 кб. В этой фазе боя в него попал один 305-мм снаряд, выведший осколками из строя правое кормовое 152-мм орудие.
Во время первой фазы боя броненосец «Победа» не получил значительных повреждений. Во время перерыва сражения несколько матросов спускались за борт и привязали поврежденные шесты противоминного заграждения, сети с которых свисали в воду.
Во второй фазе боя японские броненосцы обгоняли русскую колонну с правого борта и сосредоточили огонь на флагманских кораблях — «Цесаревиче» и «Пересвете». Оба корабля получали многочисленные попадания, имели повреждения и несли потери.
305-мм снаряд попал в фок-мачту «Пересвета» выше штурманской рубки и уничтожил дальномер Бара и Струда, после чего измерение дистанции до цели производили микрометром Люжоля.
Снаряд крупного калибра попал в носовую башню, вывел из строя левое орудие. Погибли башенный командир лейтенант Салтанов, старший комендор Шевченко и комендор Вдовицкий, несколько человек были ранены. Носовая башня была заклинена угольником мамеринца, и правое 10-дм орудие стреляло при ручной горизонтальной наводке.
Несмотря на сосредоточенный огонь, на «Пересвете» с некоторыми повреждениями удавалось справиться еще во время боя. Так, через полчаса была пущена в ход средняя машина, которую пришлось остановить для очистки от множества осколков, проникших сквозь броневые решетки после взрыва снаряда, попавшего в траверз кормовой боевой рубки. Во время исправления не раз повреждавшихся систем электрической подачи боеприпасов беспрерывно действовала ручная. В бою успели исправить поврежденные приводы 254-мм орудия в носовой башне и отремонтировать пять 152-мм орудий. Экипаж на всех постах действовал выше всяких похвал. Комендор Давыдов два раза вылезал за борт разрядником для разрядки заклинившего 6-дм затвора.
Комендор Галатов и гальванер Темников, оставшись вдвоем в носовой башне после гибели или ранения товарищей, перевели башню на ручное действие, доложили по переговорной трубе о происшедшем в боевую рубку и продолжили стрельбу из правого орудия. Минный квартирмейстер Громов «носился по всему броненосцу и умело замыкал рубильники и исправлял цель».28
На «Победе» носовую башню пришлось поворачивать далеко за траверз, в результате от выстрелов снесло все, что находилось на правом крыле мостика. Основная масса японских снарядов давала недолеты, иногда очень большие, или перелеты.
Внезапно «Цесаревич» вышел из строя влево и продолжал описывать циркуляцию. «Пересвет» уменьшил ход и последовал сначала за ним, но после того как был разобран сигнал о том, что адмирал передает командование, попытался повести эскадру за собой. Однако на броненосце были сбиты обе стеньга, а сигналы, привязанные к поручням мостика, другими кораблями не разбирались и не выполнялись. Строй нарушился, корабли смешались.
С наступлением темноты броненосцы, кроме «Цесаревича», повернули назад к Порт-Артуру, отражая атаки японских миноносцев.
Средняя и задняя дымовые трубы «Пересвета» были настолько повреждены двумя попаданиями 305-мм снарядов, что в котлах резко упала тяга, и корабль вынужден был сбавить скорость. Возросший расход топлива ставил под сомнение возможность дойти до Владивостока.
29 июля «Пересвет» и «Победа» вместе с остальными вернувшимися кораблями вошли в гавань.
В бою 28 июля «Пересвет» израсходовал 109254-мм (9 бронебойных и 100 фугасных), 720 — 152-мм (60 бронебойных и 660 фугасных), 315 — 75-мм и 755 — 47-мм снарядов. Носовая башня сделала 43 выстрела, кормовая — 66. На «Пересвете» убит один офицер — командир носовой башни лейтенант А.В. Салтанов — и 12 матросов. 69 человек было ранено, в том числе и командир капитан 1 ранга В.А. Бойсман, получивший осколочные ранения в плечо, живот и ногу. Получив первую помощь, он уже через 10 минут вернулся в боевую рубку и продолжал командовать кораблем до ввода его в Западный бассейн и постановки на бочки. После этого командир был отправлен на госпитальное судно «Монголия», а в командование кораблем вступил лейтенант А.А. Дмитриев 5-й.29 Всего корабль получил около сорока снарядов. Через пробоину в жилой палубе впереди носовой переборки вода затопила носовое помещение на 45 см.
Вторая большая пробоина в той же палубе располагалась за переборкой. Через нее вода попадала в жилую палубу и поступала в подбашенное отделение, погреба, отделение подводных минных аппаратов и динамо-ма- шин. Последние были остановлены, личный состав выведен наверх. В связи с прекращением подачи электроэнергии носовая башня перешла на ручное наведение и заряжание. Люки в погреба и подбашенное отделение были задраены и поступление воды прекратилось, но остававшиеся в них люди (около 25 человек) продолжали работу, будучи отрезанными сверху затопленными помещениями. Единственный выход был через башню по трубе подачи. Заделка пробоины на ходу вследствие волнения была невозможна. Еще один снаряд попал в этом же районе ниже ватерлинии, но не пробил брони, а лишь деформировал пять шпангоутов и переборку. Под носовым казематом 305-мм снаряд попал в угол броневой плиты и вдавил его на 0,6 м вглубь. Образовалась пробоина, через которую корабль принял около 160 т воды и получил крен на правый борт. Для его выравнивания в отсеки левого борта было принято такое же количество воды.
К концу боя броненосец стал плохо слушаться руля, при перекладке на борт медленно кренился в сторону, противоположную повороту. Вода, скопившаяся в носовых отсеках жилой палубы, перетекала в сторону крена, который увеличивался в результате этого до 8° градусов. Поняв, что в результате израсходования части боезапаса, угля, затопления некоторых помещений и наличия свободной поверхности воды остойчивость корабля опасно снизилась, командир приказал затопить отсеки междудонного пространства за исключением носовых. «Эффект был поразительный: броненосец вновь приобрел свои прежние мореходные качества».30
В носовую башню попало два крупных снаряда, которые вывели из строя часть личного состава и привод горизонтального вращения.
Ночью 57-мм снаряд с японского миноносца попал в ствол правого 254-мм орудия носовой башни и сделал выбоину глубиной 45 мм, чем вывел пушку из строя.
Всего при возвращении в Порт-Артур оставались исправными три 254-мм, восемь — 152-мм, 13 — 75-мм и 17 — 47-мм пушек. По механической части были выведены из строя два котла, и на некоторое время в конце артиллерийского боя выходила из строя средняя машина. Корабль имел большое количество повреждений в надстройках, рангоуте, такелаже: сбиты обе стеньги, сильно повреждены трубы, мостики, пробита навесная палуба. В целом можно утверждать, что если бы артиллерийский бой еще продолжался, то «Пересвет» погиб бы от повреждений в носовой небронированной части.
На некоторых кораблях эскадры во время боя находились жены офицеров. На «Пересвете» были Л.П. Непенина и О.А. Черкасова. Приведем выдержки из рассказа последней: «Все было хорошо на броненосце. Ничто не напоминало о том, что нам предстоит вступить в бой. На броненосце жизнь текла без особых изменений. Офицеры спокойны, матросы тоже. Все прехладнокровно исполняют свое дело. День на редкость хороший: тихий, солнечный. Поднялась на палубу. На палубе броненосца по обыкновению все сверкало чистотой. Я всматриваюсь и в офицеров, и в матросов, думала, что они внизу только так спокойны. Нет! Какими я их видела в кают-компании, такими они были и здесь. Только командир наш выглядел серьезней и озабоченней.
Когда показались японцы, задымились на горизонте трубы, все словно повеселели. Жутко было, когда шли минами. Я знала, что броненосец мог ежесекундно подорваться. А как мины прошли, на душе стало совсем легко. Когда узнали, что показались японцы, совсем уже не было страшно. Опять поднялась наверх. Долго шли рядом с японцами. Их отлично было видно. Когда же японцы начали понемногу отставать — совсем повеселела.
Воскресла надежда, что удастся пройти во Владивосток.
Потом пошло все хуже и хуже. Японская эскадра стала сближаться. Начался бой. Снаряды неслись с таким ревом и воем, рвались с таким ужасающим громом и грохотом, что бывали мгновения, когда казалось, что все кончено. Броненосец весь дрожал и гудел от своих выстрелов, машина работала с каким-то клокочущим гулом. Когда же в броненосец начали попадать снаряды, да еще рваться, это было уже нечто, не поддающееся описанию. Сначала было так страшно, что минуты казались часами, а потом ничего, привыкла. Начали прибывать раненые. Ужасные то были раны, ужасные мучения. Боже, как мучились они, только что здоровые, сильные, жизнерадостные! Многие жалобно стонали, кричали. Но шум, треск был так велик, что их стонов и крика не было слышно.
Я с Лидией Михайловной Непениной сидела в перевязочном пункте. Кругом раненые, истерзанные осколками снарядов. Слышим, в броню ударил снаряд. Ничего, выдержал “Пересвет”, только весь задрожал и затрясся. Еще, еще. Вдруг, одно только мгновение, страшный свист, треск, грохот. Совсем оглушило. Дышать трудно, головокружение, тошнота. Это был разрыв снаряда. Все, кто мог, побежали наверх. На нас, конечно, никто не обращал ровно никакого внимания...
Побежали наверх, а там целый ад: ливень снарядов и осколков, огонь, дым. Мы ничего не понимали. Не знали, что делать. Муж в боевой рубке, старший артиллерийский офицер. Подбежал доктор Августовский, схватил меня и потащил через палубу, где лежали убитые, раненые. Попали под брандспойт, струей которого старались рассеять газы. Матросы, с растерянным видом, блуждающими глазами, стоят, опустивши руки. Посмотрела вокруг, понять не могу — что такое, что случилось, откуда вода? Вероятно, пробоина. Все кончено. Почему же никто не распоряжается, не спасаются? Я совершенно оцепенела и нравственно, и физически. Атам, наверху, все гремит, трещит и рвется. Удары, словно раскаты грома, перекатываются по палубе. Среди начавших снова суетиться матросов слышу разговор:
— Все офицеры перебиты, никого не осталось.
Я рванулась вперед, к трапу не могу пройти. Матросы суетятся, бегают взад и вперед. Толкают, не обращают никакого внимания. Я умоляю, прошу указать путь. Напрасно. Наконец поднялась наверх. Пробралась кое-как до боевой рубки. Слышу громкий голос мужа, повторяющего: «Сорок два кабельтовых». Ага! Японцы удаляются: они были раньше на расстоянии чуть ли не двадцати. Спустилась вниз. По пути убитые, раненые, все в крови, скользко. Жара внизу стоит невыносимая. Раненые умоляют, просят пить. Мы с Лидией Михайловной поим их водой с красным вином. Скоро все красное вышло. Раздобыли мадеры. Жара все увеличивается. Нечем дышать.
Бой наверху стихает, там все тише, тише. Японцы уходят. Стало темнеть. В помещении, где мы находились, шел провод в башню. От взрыва он испортился, начал давать огромные искры, сопровождавшиеся страшным треском. Все мы перепугались, думали, невесть что случилось. Но жара донимала больше всего. Попросили матросов открыть иллюминатор. Наступил вечер, совсем темно. Начались минные атаки».31
В бою 28 июля на «Победе» погибли три матроса и получили ранения 29 человек, в том числе ранен один офицер — мичман Б.А. Флейшер. Один раненый матрос впоследствии скончался. В дневном артиллерийском бою «Победа» выпустила 115 254-мм (60 бронебойных и 55 фугасных), 408 — 152-мм и 351 — 75-мм снаряд. Во время отражения ночных атак миноносцев было сделано 86 выстрелов из 152-мм, 376 — из 75-мм и 1540 — из 47-мм орудий. С правого борта была пробита ниже ватерлинии восьмидюймовая броневая плита, причем выбитый снарядом кусок пробил внутренний борт и попал в нижнюю угольную яму под броневой палубой вместе с головной частью японского 305-мм снаряда. Эта яма и прилегающие три отсека были затоплены. В районе миделя была пробита плита верхнего броневого пояса, и снаряд разорвался в жилой палубе над патронным погребом. Еще одна броневая плита от взрыва снаряда перекосилась, и один угол был вдавлен на 19 см. Наружный борт, защищенный броней, больше нигде пробит не был.
Снаружи во многих местах виднелись следы попаданий, выделявшиеся пятнами выгоревшей краски. Борт, не защищенный броней, был пробит в пяти местах. Серьезные повреждения получили пушечные порты, так что их нельзя было закрыть. В отделение носового минного аппарата из пробоин в кондукторской каюте поступала вода, которую откачивали вручную с помощью двух брандспойтов, в связи с отсутствием приспособлений для спуска воды из жилой палубы в трюм, откуда ее можно было бы откачивать, используя стационарные водоотливные средства. Средняя дымовая труба имела снарядную пробоину, остальные — во многих местах пробиты осколками. Все гребные суда кроме трех были повреждены. Во время боя на 21-м выстреле сломался контршток компрессора 254-мм орудия кормовой башни, и оно вышло из строя. В бою временно выходили из строя три 152-мм орудия из-за повреждения подъемных дуг. Эти повреждения были исправлены расчетами в ходе боя. Три 75-мм пушки вышли из строя в результате попаданий в небронированные части батареи.
После возвращения в Порт-Артур команды снова включились в оказание помощи сухопутной обороне крепости. «Победе» был дан участок сухопутного фронта от форта № 6 до бухты Белого Волка. С броненосца сняли на сухопутный фронт две 152-мм, четыре 75-мм, две 47-мм, пять 37-мм пушек и пять прожекторов. Для их обслуживания было выделено 56 человек личного состава. Кроме того, «Победе» было передано для обслуживания одно 254-мм орудие на Электрическом Утесе. «Пересвет» получил в заведование участок от укрепления № 4 до батареи литера Д. Броненосец сдал на сухопутный фронт три 152-мм орудия, два 75-мм, два 47-мм и четыре 37-мм пушки и три прожектора. Для их обслуживания на берег были направлены 103 человека. Орудия, оставшиеся на броненосцах, вели обстрел войск противника с корректировкой по телефону. «Пересвет» и «Победа» стреляли редко — их дефицитные 254-мм снаряды берегли для батареи Электрического Утеса. Свои последние семь выстрелов «Пересвет» сделал 13 ноября по блиндажам противника на Кумирненском редуте.
Во время штурмов с кораблей на берег свозились десантные роты. Личный состав «Пересвета» участвовал в попытке ввести в строй имевшуюся в Порт-Артуре подводную лодку конструкции С.К. Джевецкого. Инженер-меха- ник П.Н. Тихобаев занимался ее модернизацией, а мичман Б.П. Дударев даже был назначен ее «заведующим». Лейтенант с «Пересвета» Н.Ф. Винк получил в заведование 240-мм орудие, найденное в старом китайском арсенале. Личный состав «Победы» под командованием старшего артиллерийского офицера лейтенанта В.А. Любинского обеспечивал снарядами и зарядами переданное в его заведование 254-мм орудие батареи Электрического Утеса. Старший минный офицер «Пересвета» лейтенант Н.В. Кротков изобрел схему подвода тока высокого напряжения к проволочным заграждениям. Демонстрация действия на корове произвела ошеломляющее действие на сухопутное начальство, до этого относившееся к идее скептически. Под руководством лейтенанта электрофицированные проволочные заграждения установлены перед некоторыми фортами и батареями. При штурмах электрическая сеть часто нарушалась артиллерийским огнем. Однако когда провода и проволока оставалась целой, заграждения оказывали существенную помощь обороняющимся. Так при штурме Курганной батареи на одном участке было обнаружено около 150 обожженных трупов солдат противника.
7 сентября японцы заняли часть Длинной горы, в результате чего получили возможность просматривать часть внутреннего рейда и использовать это для корректировки огня из 120-мм орудий. 15 сентября в «Победу» попало пять снарядов, причинивших повреждения в небронированных частях корабля, были убиты и ранены два матроса. На другой день попал один, а на следующий — восемь 120-мм снарядов. «Пересвет» в начале сентября получил 17 попаданий.
19 сентября японцы начали обстрел крепости и рейда из 280-мм орудий. Но никаких попыток к выходу в море русская эскадра не предпринимала. В тот день в «Пересвет» попало девять 280-мм снарядов. На кораблях были вынуждены сократить ремонтные работы и часть личного состава свезти на берег. 25 сентября «Победа» переменила место, подтянувшись ближе к Золотой Горе, чтобы ее не видели корректировщики противника с Длинной Горы. Сделано это было весьма своевременно, так как на следующий день противник начал интенсивный обстрел крепости и гавани.
28 сентября в «Пересвет» попало одиннадцать 280-мм снарядов, 30 сентября — еще четыре. Падавшие под большим углом к горизонту снаряды осадных мортир пробивали несколько палуб, разрывались во внутренних помещениях и причиняли большие повреждения. Вертикальная броня пояса и казематов против навесных выстрелов была бесполезна. В ночь на 1 октября «Пересвет» перешел ближе к берегу у Перепелиной горы. 11 октября в «Победу» попал 120-мм снаряд, который пробил палубу и, разорвавшись в каюте штурмана, произвел пожар. 15 октября в «Победу» попал первый 280-мм снаряд, разорвавшийся в батарейной палубе. Он уничтожил 75-мм орудие, тяжело ранил одного и легко — четырех матросов. Броненосец переменил место, но 30 октября получил еще один 280-мм снаряд, который разорвался в салоне командира.
В этот период катера броненосцев продолжали участвовать в тралении, а 23 октября минные катера с «Победы» под командованием лейтенанта Б.П. Дудорова и с «Пересвета» под командованием мичмана С.М. Поливанова выставили мины в бухте Луиза. 17 ноября там подорвалась и погибла канонерская лодка «Сай-Иен».
В начале ноября начальник Квантунско- го укрепленного района генерал-лейтенант А.М. Стессель обратился к командующему отрядом броненосцев и крейсеров контр-адмиралу Р.Н. Вирену с просьбой в случае общего штурма крепости с участием японского флота оказать содействие правому флангу обороны, для чего направить к бухте Лунвантан броненосцы. Не решаясь взять на себя ответственность, последний «передал просьбу генерала Стесселя на обсуждение» контр-адмиралов И.К. Григоровича и М.Ф. Лощинского. 9 ноября состоялось совещание адмиралов, на котором рассматривался вопрос возможности выхода броненосцев. Оказалось, что в тот момент могли выйти в море только «Победа», «Севастополь» и «Полтава». 305-мм орудия последних двух могли вести огонь на расстояние не более 65-70 кб. Японские броненосные крейсера «Ниссин» и «Касуга» (с дальностью стрельбы до 100-110 кб) могли их безнаказанно расстреливать. 254-мм орудия «Победы» могли вести огонь на 90 кб, но значительная часть снарядов уже была передана на батарею Электрического Утеса. Приняв во внимание это, а также то, что для укомплектования каждого броненосца нужно было снять с позиций по 300 человек из состава десантов и резервов, необходимость траления, адмиралы решили, что «при настоящем положении дел выгоднее для обороны крепости судам не выходить, а продолжать помогать ей всеми средствами».32
В боях за гору Высокую, с которой просматривался внутренний рейд, принимали участие десантные роты с обоих броненосцев. 15 ноября рота с «Победы» в количестве 171 штыка под командой мичманов А.С. Бершадского и Б.А. Флейшера понесла на Высокой большие потери. Флейшер был убит, Бершадский через три дня скончался в госпитале от ран. Командование ротой принял лейтенант В.И. Сипайло. Кроме него в боях на Высокой принимали участие мичманы Н.А. Арбенев, Б.С. Николаев, С.И. Воронцов- Вельяминов, граф К.А. Бенкендорф, священник иеромонах отец Никодим. Под Высокой оказывал помощь раненым судовой врач Григорович. С «Пересвета» в боях на Высокой участвовали мичманы А.А. Рыжей, H.J1. Максимов, B.C. Денисов, В.Н. Буткевич, инженер-механик Г.Д. Гебенштрейт и прапорщик Семенов.
В эти критические для эскадры дни японцы продолжали стрельбу по кораблям. 21 ноября 152-мм снаряд попал в «Победу», не причинив существенных повреждений. На следующий день 22 ноября японцы окончательно овладели горой Высокой и начали расстрел русских кораблей. 23 ноября по пять 280-мм снарядов попало в «Победу» и «Пересвет», хотя главной целью этого дня был «Ретвизан». Покончив с ним, на следующий день, 24 ноября, японцы взялись за «Пересвет» и «Победу». В этот день в «Пересвет» попало около 20 280-мм снарядов. После первых десяти попаданий начался сильный пожар. Командовавший кораблем капитан 2 ранга А.А. Дмитриев, опасавшийся взрыва погребов, приказал открыть кингстоны. Броненосец затонул, причем вода в кормовой части дошла почти до верхней палубы. Еще некоторое время обстрел продолжался, затем японцы перенесли огонь на «Победу». В этот день по ней было выпущено 270 280-мм снарядов, 23 из них попали. Через образовавшиеся пробоины вода свободно распространялась по отсекам, так как водонепроницаемые переборки во многих местах были пробиты осколками. Броненосец сильно накренился на правый борт. Чтобы уменьшить крен, командир приказал затопить шесть бортовых коридоров левого борта, левую машину и две угольные ямы. Крен уменьшился, но из-за большого количества принятой в корпус воды корабль сел на грунт всем днищем. Японцы продолжали расстрел до вечера. С наступлением темноты команды были свезены на берег. В этот день получили ранения десять человек. Из личного состава «Победы» сформировали роту нового резерва под командованием мичмана графа Бенкендорфа. Уже после гибели «Победы» ее минный катер под командованием квартирмейстера Апалинова в ночь на 2 декабря охранял «Севастополь» и выпустил торпеду по миноносцу противника.
Команды броненосцев продолжали сражаться на сухопутном фронте до капитуляции крепости. 18 декабря при отражении штурма на Митрофаньевскую гору погиб мичман С.И. Воронцов-Вельяминов. Из состава роты с «Победы» невредимыми остались 12 человек.
Перед сдачей Порт-Артура затопленные в гавани корабли были подорваны. Однако корпусам не было причинено таких повреждений, которые исключали бы их подъем и использование противником. Один из минных катеров «Победы» под командой мичмана С.Н. Власьева перед самой сдачей крепости сумел прорвать японскую блокаду и уйти в Чифу.