• Содержание
  • Миноноски российского флота
  • От минных катеров к миноноскам
  • Первые опыты
  • По проекту фирмы «Ярроу»
  • По образцу «Сулина»
  • Строительство миноносок началось
  • Вооружение миноносок
  • Оценка современников
  • Маневры и учения
  • Подъемные миноноски
  • Четверть века в строю

04---2002

Мидель-шпангоут

wunderwaffe.narod.ru · html

Миноноски российского флота

Н.Н. Афонин
  • Миноноски российского флота
  • От минных катеров к миноноскам
  • Первые опыты
  • По проекту фирмы «Ярроу»
  • По образцу «Сулина»
  • Строительство миноносок началось
  • Вооружение миноносок
  • Оценка современников
  • Маневры и учения
  • Подъемные миноноски
  • Четверть века в строю
  • Таблицы
  • Чертежи
  • Иллюстрации
В.В. Яровой

Литература и источники

Берхман И. О миноносцах // Морской сборник. 1880. № 5.

Калугин, Результаты плавания миноносок 2-го отряда в 1880 г. // Морской сборник. 1881. № 11,12.

Мельников Р.М. Первые русские миноносцы. СПб., 1997.

О плавании миноносцев Черноморского отряда в кампанию 1879 г. // Известия Минного офицерского класса. 1880. Вып.4. 4.1.

Опыты над минами Уайтхеда в Черном море в навигацию 1879 г. // Известия Минного офицерского класса. 1880. Вып.2.

РГАВМФ. Ф.90. Оп.5. Д.4230, 4231, 4253; Ф.417. Оп.1. Д.427; Ф.421. Оп.1, Д.357,473,489,496,595, 705, 863,934; Ф.410. Оп.1. Д.4943; Оп.2. Д.4849,4913,5516; Ф.921.0П.2.Д.394.

Первые опыты

В России к опытам с шестовыми минами приступили в 1862 году, то есть за год до первой минной атаки, на Практической эскадре Балтийского моря Г.И.Бутакова. Кроме того, российские моряки одними из первых оборудовали минные катера, использовав для этой цели снятые с крупных кораблей флота паровые и гребные вельботы, катера и барказы. 4 октября 1874 года «для более успешного и правильного развития минного дела на флоте» из состава артиллерийского отдела Технического комитета была выделена Минная часть под руководством контр-адмирала К.П.Пилкина, сразу же получившая задание приступить к разработке проекта специального миноносного корабля.

8 марта следующего года минная комиссия представила на рассмотрение Кораблестроительного отделения Морского технического комитета (МТК) документ под названием «Проект миноносца», являвшийся, по существу, тактико-техническим заданием на разработку проекта миноносного корабля водоизмещением 11 000 т. В составе его вооружения предусматривалось восемь аппаратов для стрельбы самодвижущимися минами Уайтхеда, носовой минный шест, а также одно — два башенных орудия крупного калибра. Скорость этого одновинтового «океанского миноносного судна» определялась в 16—18 уз, причем для дальних переходов предусматривалось полное парусное вооружение, а сам «миноносец» предполагалось сделать высокобортным.

Хотя этот проект остался неосуществленным, он интересен как один из вариантов поиска путей разрешения проблемы мореходного миноносца.

Значительно более плодотворной оказалась мысль о создании малого быстроходного носителя торпед — «минного барказа». Задание на его проектирование практически целиком предопределило те требования, которые спустя несколько лет выдвинулись на первый план при строительстве самой большой, пожалуй, серии кораблей в русском флоте — миноносок. Они сводились к следующему: иметь скорость до 18 уз, защиту команды от ружейного огня, устройство для стрельбы торпедами.

Однако миноносками в России заинтересовались несколько позже, а пока на маневрах основной упор делался на крупные корабли флота: фрегат «Адмирал Лазарев», башенную лодку «Чародейка», вооруженные боковыми шестами, а также клиперы, имевшие, как правило, плавучие шесты.

Толчком для перехода к реальному использованию минного оружия послужило назревание вооруженного конфликта с Турцией из-за стремления России расширить свое влияние на юго-востоке Европы и в Закавказье, создать более благоприятные условия для успешного соперничества с Англией на Востоке, а также укрепить в Европе свои позиции, пошатнувшиеся после Крымской войны 1853—1856 годов. При этом не исключалось и вооруженное столкновение с Англией. В создавшейся обстановке требовались самые неотложные меры для обороны побережья Черного моря. В начале 1876 года на одном из совещаний высших чинов флота и Морского ведомства признали необходимым для успешного выполнения этой задачи иметь по крайней мере двадцать миноносок со скоростью не менее 18 уз. По предложению контр-адмирала Н.М.Чихачева восемнадцать из них решили строить силами Николаевского адмиралтейства, а две приобрести в Англии.

В ноябре согласие на приобретение миноносок в Англии было получено, и через месяц, благодаря усилиям русского морского агента в Англии контр-адмирала И.Ф.Лихачева, они были куплены и зимой доставлены в Одессу, где и «состояли при обороне этого порта» под номерами 1 и 2.

Начало строительству миноносных кораблей на отечественных верфях положил владелец механического завода в Санкт-Петербурге Д.Ф.Берд. В октябре 1876 года он предложил построить корабль, специально предназначенный для действия минами Уайтхеда, а через месяц начал переговоры о строительстве дополнительно еще четырех «миноносных винтовых железных шлюпок».

17 декабря контракты на постройку «одного быстроходящего винтового судна, предназначенного для действия минами Уайтхеда» (впоследствии -«Взрыв») и четырех миноносок: двух «60-футовых» («Бычок» и «Черепаха») и двух «75-футовых» («Воробей» и «Ворона») — были подписаны.

Через три дня после этого Морское министерство подписало контракт с германской судостроительной фирмой «Шихау» («F.Schichau»), глава которой еще 25 ноября предложил построить для русского флота одну миноноску длиной «в 65 русских фут» (19,83 м) со скоростью 16 уз, запросив за нее с доставкой из Эльбинга 1400 фунтов стерлингов и заверив, что уже в мае 1877 года она будет доставлена в Санкт-Петербургский порт.

Завод Берда обещал сдать флоту две «60-футовые» и две «75-футовые» миноноски не позднее 2 мая и 2 июня следующего, 1877 года, при этом первые две миноноски должны были развить и поддерживать в течение часа скорость не менее 15, вторые две — не менее 16 уз. Особо оговаривалось, что запаса угля (6 т) должно хватить на шесть часов «самого полного хода» или на сутки при скорости 12 уз.

Однако выполнить эти требования заводу так и не удалось. «60-футовые» миноноски предъявили к испытаниям лишь к 3 июня, а «75-футовые» — только к концу июля 1877 года. На испытаниях, даже с покрытой графитом, для снижения трения скольжения, подводной частью все четыре миноноски так и не смогли развить скорость более 11,5 уз. Из-за ряда просчетов, оказавшихся неизбежными ввиду полного отсутствия какого-либо опыта постройки кораблей подобного класса, мореходные и боевые качества этих миноносок оказались настолько низкими, что даже поднимался вопрос о целесообразности приемки их в казну.

Неудачная конструкция шестового вооружения привела к тому, что при выходе одной из миноносок за боны Кронштадтского рейда у приемной комиссии создалось впечатление, что она «вот-вот перевернется». Много споров вызвало и устройство стальных топок в котлах, запрещенных к тому времени даже на локомотивах. К тому же миноноски, разделенные по длине на три отсека, имели, по существу, лишь одну водонепроницаемую переборку, и лишь позднее, в сентябре 1877 года: по настоянию МТК завод согласился установить на «75-футовых» миноносках еще по две водонепроницаемые переборки в носовом и кормовом отделениях.

Однако, несмотря на неудовлетворительные результаты испытаний, «60-футовые» миноноски «Бычок» и «Черепаха» по указанию управляющего Морским министерством стали готовить к перевозке на Дунай, куда они и отправились 11 июля 1877 го да: сначала по железной дороге, а от станции Фратешты — на волах. В ноябре обе миноноски спустили на воду недалеко от деревни Петрошаны.

Первые же походы показали преимущества новых кораблей перед имевшимися в составе русской флотилии на Дунае минными катерами, хотя и потребовались дополнительные работы, в том числе по переделке шестового вооружения.

После окончания Русско-турецкой войны обе миноноски перевели на Черное море, а в 1884 году передали Болгарии.

Две «75-футовые» миноноски «Воробей» и «Ворона» после окончания постройки остались на Балтике. На пробеге 24 мая 1878 года «Ворона» достигла скорости 12,08 уз. На «Воробье» в виде эксперимента заменили медную обшивку подводной части стальной и установили боковые кили. Испытания, проведенные в сентябре 1878 года, показали, что скорость миноноски уменьшилась из-за килей практически на целый узел, но мореходность при этом несколько повысилась.

Дальнейшего развития этот тип миноносок не получил, так как уже в августе 1877 года было признано, что «одновинтовые быстроходные шлюпки, выстроенные Бердом, валки и не обладают достаточной поворотливостью». Завод за нарушение условий контракта был, по решению Адмиралтейств-совета, наказан удержанием трети контрактной стоимости миноносок.

Впоследствии Берд даже решился на переделку этих двух миноносок по типу миноносок постройки английского завода «Ярроу». С них сняли кожухи, продлили палубу по всей длине, в корме установили боевые рубки.

Что касается переговоров с фирмой «Шихау»: то они завершились 20 декабря 1876 года подписанием контракта на постройку одной миноноски. Доставленная летом 1877 года в Санкт-Петербургский порт, она была направлена для испытаний на Черное море, где впоследствии зачислена в списки флота под наименованием «Карабин».

Вопрос же о дальнейшем заказе миноносок фирме «Шихау» в то время отложили, так как Морское министерство рассчитывало строить их на отечественных заводах.