• Содержание
  • Линкоры возвращаются в строй
  • Модернизация трех линкоров. Судьба «Фрунзе»
  • Модернизация«Марат»
  • Модернизация «Октябрьская революция»
  • Модернизация «Парижская коммуна»
  • Линейный корабль «Фрунзе»
  • Линкоры в огне Великой Отечественной
  • «Марат»
  • «Октябрьская революция»
  • «Парижская коммуна»
  • Послевоенные будни и финал
    «Петропавловск»
  • «Октябрьская Революция»
  • «Севастополь»
  • Литература и источники
  • Издательство об авторе

07---2003

Мидель-шпангоут

wunderwaffe.narod.ru · html

Линейные корабли типа «МАРАТ»

А.М. Васильев
  • Линкоры возвращаются в строй
  • Модернизация трех линкоров. Судьба «Фрунзе»
  • Линкоры в огне Великой Отечественной
  • Послевоенные будни и финал
  • Таблицы
  • Чертежи
  • Иллюстрации

«Марат»

Имя этого корабля стало нарицательным в отечественной истории. Этап послереволюционного воссозда­ния и дальнейшего развития флота, продлившийся до 50-х годов XX века, этап главенствования надвод­ных артиллерийских кораблей, можно смело назвать эпохой линейных кораблей типа «Марат».

В предвоенный период три линейных корабля — «Марат», «Октябрьская революция» и «Парижская коммуна» — символизировали боевую мощь Советского Военно-Морского Флота. Следует, конечно, по­мнить, что, несмотря на проведенную модернизацию, они оставались морально устаревшими кораблями, пригодными для морского боя разве что с финскими и шведскими броненосцами береговой обороны на Балтике, а на Черном море — со своим сверстником, турецким линейным крейсером «Yawuz» (бывший германский «Goeben»). По сравнению с последним линкор «Парижская коммуна» имел большие предель­ную дальность стрельбы главного калибра (161 вместо 127 кб) и огневую производительность (12,48 вме­сто 9,15 т/мин), а также более широкую зону свободного маневрирования под огнем (от 55 до 140 кб вместо от 63 до 100 кб), но уступал ему по скорости полного хода (около 23 вместо 27 уз).

После окончания Гражданской войны к лету 1921 года Морские силы Балтийского моря (МСБМ) рас­полагали четырьмя сравнительно современными линейными кораблями — дредноутами типа «Севасто­поль», заложенными в 1909 году, спущенными на воду в 1911 и вступившими в строй в конце 1914 года. «Марат» (до 31 марта 1921 года именовавшийся «Петропавловск) и «Парижская коммуна» (до 31 марта 1921 года — «Севастополь») стояли в Кронштадте, а «Гангут» и «Полтава» — в Петрограде, на длитель­ном хранении у стенки Адмиралтейского завода; при этом последний был тяжело поврежден пожаром, возникшим по недосмотру вахтенных.

Восстановление и введение в строй балтийских дредноутов и можно считать началом становления Военно-Морского Флота РСФСР, а позднее — СССР.

Модернизация линейного корабля «Марат»

Конкретные предложения по объему модер­низации были разработаны в конце 1927 года, а осе­нью 1928 года корабль был поставлен к стенке Бал­тийского завода (заказ С-1101). Первоначально пред­полагалось завершить все работы в мае 1930 года, но вскоре срок их окончания был перенесен на май 1931 года. Это объяснялось, в частности, тем, что корабль пришел на завод еще до того, как был готов проект его модернизации — хотели сэконо­мить время за счет периода организационной не­разберихи и выполнения демонтажных работ. Поз­же, в марте 1931 года, начальник Технического уп­равления А.К.Сивков в докладе начальнику ВМС РККА Р.А.Муклевичу оправдывался так: «...с про­ектами дело было скверно. Это, конечно, вреди­тельство, но постановку корабля в ремонт без про­ектов в той обстановке все же следует считать пра­вильной, так как иначе мы бы не получили линкора и в 1933 году».

Заслушивание в НТКМ проекта модернизации линкора, разработанного КБ Балтийского завода по указаниям Технического управления, состоялось лишь 28 апреля 1929 года. Проект предусматривал перевод котлов со смешанного на чисто нефтяное отопление, причем из двух возможных вариантов — замены прежних 25 котлов на 12 более производи­тельных (с линейных крейсеров типа «Измаил») либо переоборудования старых котлов с уменьше­нием их числа до 22 — был выбран второй, менее рациональный технически, но зато более дешевый (затраты соответственно 3,2 и 2,7 млн. руб.). Про­ектом предусматривались также переделка мачт, установка в носовой части ограждения для предот­вращения ее заливаемости на волнении, повыше­ние скорострельности орудий главного калибра, усиление зенитной артиллерии (установка четырех 37-мм орудий на крыше боевой рубки и на кормо­вом мостике), совершенствование средств связи, противохимической защиты и другие работы. В со­ответствии с проектом стандартное водоизмеще­ние модернизированного линкора должно было со­ставить 24 260 т, полное - 26 906 т, а скорость хода — 22,2 уз.

Наиболее серьезные работы были выполнены по механической части. Перевод котлов на жидкое топливо позволил отказаться от трех малых котлов (паропроизводительность по 10,4 т/ч), что позво­лило освободить от механического оборудования носовое котельное отделение. Во всех оставлен­ных 22 котлах (паропроизводительность при сме­шанном отоплении по 11,5 т/ч, а при нефтяном не менее чем в 1,4 раза больше) сменили водогрей­ные трубки, прежние поршневые котельные венти­ляторы были заменены турбовентиляторами, все три котельных отделения были поделены пополам поперечными переборками (на 51,5, 69,5 и 80,5 шпангоутах), что улучшило непотопляемость кораб­ля. Прошли капитальный ремонт главные турбины, при этом были демонтированы не оправдавшие себя турбины крейсерского хода, размещавшиеся в сред­нем турбинном отделении. Вспомогательные меха­низмы заменили новыми с недостроенных линей­ных крейсеров типа «Измаил». Были отремонтиро­ваны все трубопроводы и системы. В результате суммарная мощность главной энергетической ус­тановки достигла 56 800 л.с. (вместо прежних 42000л.с.), а при форсировке — 61110 л.с. Вме­сто 1700 т угля и 750 т мазута корабль стал при­нимать до 2000 т жидкого топлива, что обеспечило дальность плавания 2310 миль при скорости 14 уз. На заводских ходовых испытаниях 8 мая 1931 года линкор при мощности на валах 56 800 л.с. развил и легко поддерживал скорость 23,8 уз, что ранее до­стигалось в исключительных случаях.

Определенные изменения получили и корпус­ные конструкции. В носовой части установили спро­ектированную с учетом опыта «Парижской комму­ны» увеличивающую высоту надводного борта на­делку в виде полубака, в твиндеке которого (высота над верхней палубой 1,5 м в диаметральной плос­кости и 1,2 м у бортов) были размещены плотниц­кая мастерская и аппаратура для постановки ды­мовых завес. Это потребовало снятия в районе 0— 13 шп. 76-мм брони верхнего пояса. На 14 шп. меж­ду палубой полубака и средней палубой был уста­новлен 100-мм броневой траверз. На верхней палу­бе разместили волнолом той же высоты, что и но­совая наделка. Были изготовлены и новые якорные клюзы. По всему корпусу сменили и переклепали пришедшие в негодность листы наружной обшив­ки, переборок, палуб и платформ (всего было заме­нено более 200 тыс. заклепок).

Значительные изменения претерпели надстрой­ки и мачты, так, стержневую фок-мачту заменили башенноподобной, конструктивно оформленной в виде цилиндрической трубы, к которой присоеди­нялись многочисленные площадки. Изменилась и носовая дымовая труба (ее верхний срез во избе­жание задымливания постов на фок-мачте был сме­щен в корму), что привело к появлению характерного для наших модернизированных линкоров силуэта.

В бывшем носовом котельном отделении были размещены: в трюме — центральный штурманс­кий пост и (по бортам) погреба 76,2-мм зенитного боезапаса; на платформе — пост энергетики и жи­вучести, центральный артиллерийский пост, радио­центр и пост гидроакустики; в вышележащих твин­деках — агрегатная средств радиосвязи, шифр-пост; зрительный зал (газоубежище). Ряд новых жилых и служебных помещений появился на сред­ней и нижней палубах (мастерские, прачечная, баня команды, амбулатория, политкабинет и другие).

В 1928—1931 годах удалось модернизировать 305-мм башни МК-3-12 только в части скорострель­ности: при углах возвышения орудий от -3° до +15° она достигла 3 выст./мин, а при больших углах (до предельного 25°) составила 2 выст./мин (вместо прежних 1,8 на всех углах). С легким (масса 314 кг вместо 409,9 кг) снарядом образца 1928 года, име­ющим улучшенную аэродинамическую форму, пре­дельная дальность стрельбы возросла до 170 кб (со старым снарядом —130 кб).

На топе фок-мачты был установлен командно -дальномерный пост КДП2 - 6, который из-за выя­вившейся при испытаниях вибрации пришлось амортизировать. На крыше кормовой рубки соби­рались установить открытый 8-м дальномер; подоб­ными встроенными дальномерами были оснащены и башни главного калибра. Кроме того, существен­но усовершенствовали ПУС системы Н.К.Гейслера. На второй сверху площадке фок-мачты установили два дальномерных поста для управления огнем про­тивоминного калибра. Из-за отсутствия новой ма­териальной части зенитная артиллерия осталась прежней (по три 76,2-мм орудия системы Лендера на двух концевых башнях). По этому поводу началь­ник управления вооружения ВМС РККА в справке от 16 марта 1930 года отмечал: «...находящиеся на вооружении 3" орудия образца 1915 года, конечно, не­удовлетворительны, но в данный момент ни мы, ни армия ничего лучшего не имеют...Получить что-либо от своих заводов в ближайшее время надежды нет».

На корабле предусматривалось и авиационное вооружение: была установлена гидропланная ле­бедка с электроприводом, обеспечивающая воз­можность использования гидросамолета, как тогда говорили, «на стреле», то есть опускание его стре­лой на воду для разбега и подъем с воды после полета. Гидросамолет-разведчик типа КР-1 раз­мещался под стрелой на крыше 3-й башни. При мо­дернизации корабль получил также новые радио­приемники, передатчики и гидроакустическую ап­паратуру (шумопеленгатор). Кроме того, были зна­чительно обновлены и усилены штурманское вооружение и средства внутрикорабельной связи.

Состав и мощность корабельных электростан­ций остались неизменными (четыре турбогенерато­ра по 320 кВт, два дизель-генератора по 320 и два по120 кВт), однако прежние дизели, приводившие кормовые генераторы, были заменены новыми мар­ки МАИ производства Коломенского завода. Было капитально отремонтировано все электрооборудо­вание с заменой обмоток якорей электромоторов, части фидеров, кабелей, проводов и арматуры сети освещения. Кроме того сменили прожекторы с их преобразователями (новые типа МПЭС-90 имели дальность действия луча до 16 кб), а в носовой над­стройке смонтировали пассажирский лифт. Корабль получил средства противохимической защиты: был герметизирован ряд помещений, установлены га­зофильтры, оборудованы дегазационная камера и посты санитарной обработки. В носу и корме уста­новили дымаппаратуру.

Водоизмещение линкора порожнем после мо­дернизации возросло на 377 т и достигло 21 947 т, метацентрическая высота при полном водоизмеще­нии 25 890 т (оно оказалось меньшим, чем по про­екту модернизации) оценивалась в 1,93 м. Общие затраты на ремонт и модернизацию корабля соста­вили 16,7 млн.руб. (из них работы по корпусу, ме­ханизмам и электрооборудованию —12, по артил­лерии — 2,78, по связи — 0,5 млн. руб.).

К весне 1931 года основной объем намеченных работ был выполнен, и 8 апреля на «Марате» под­няли Военно-морской флаг, а 6 июня 1931 года об­новленный линкор официально вошел в состав МСБМ. Начальник ВМС РККА Р.А.Муклевич докладывал по этому поводу наркому по военным и морским делам К.Е.Ворошилову: «Результаты (мо­дернизации. — А.В.) следует признать весьма удачными... раньше ход был не более 23 уз, причем механики добивались этого в исключительных слу­чаях и на очень короткое время. Теперь этот ход (23,4 уз) линкор может давать запросто. Артилле­рийские переделки в башнях полностью себя оп­равдали. Скорострельность увеличилась почти вдвое, несомненно, что когда личный состав осво­ит новую технику, скорострельность будет еще выше. Новые средства центральной наводки за­паздывают. Носовая наделка—новая вполне себя оправдала. Нос линкора на волнении совершенно сухой. Новые кормовые дизеля работают отлично...

На линкоре полностью достигнуты все улучшения, намеченные планом. Балтфлот в лице этого лин­кора получил огромное усиление своей боевой мощи».

После модернизации «Марат» ежегодно в пе­риоды летних кампаний (обычно с мая по конец ок­тября) участвовал во всех учениях и дальних похо­дах флота, пройдя за 10 лет свыше 75 тыс. миль.

Не обошли корабль в мирное время и чрезвычай­ные происшествия. Так, 7 августа 1933 года из-за преждевременного открытия замка орудия после затяжного выстрела во 2-й башне вспыхнул пожар. Его возможные последствия —взрыв боезапаса и гибель корабля — были предотвращены затопле­нием погребов башни. Погибла вся прислуга башни (68 человек), но линкор был спасен и действия его командования были признаны правильными.15 ок­тября 1933 года отремонтированная башня была введена в строй.

Вторым чрезвычайным происшествием стало столкновение с подводной лодки Б-3 (бывшая «Рысь») во время учений в Финском заливе 25 июля 1935 года. Вследствие ошибок командиров обоих кораблей вышедшая в учебную атаку на линкор под­водная лодка была перерублена им почти пополам и затонула с экипажем в 55 человек (поднята 2 ав­густа 1935 года спасательным судном «Коммуна»),

С 10 мая по 5 июня 1937 года «Марат» под ко­мандованием капитана 1 ранга В.И.Иванова совер­шил заграничный поход. 20 мая линкор участвовал в морском параде на Спидхедском рейде по слу­чаю коронации английского короля Георга VI, пока­зав при этом высокую морскую выучку. На обрат­ном пути корабль нанес визиты в Клайпеду, Лие­паю и Таллин. Во время этого похода «Марат» прошел 3655 миль со средней скоростью 14 уз.

После окончания летних кампаний в зимние периоды линкор обычно проходил текущие ремон­ты, в последние предвоенные годы сочетавшиеся с частичным совершенствованием его вооруже­ния и технических средств. С 1938 года началось постепенное обновление штурманского вооружения (установка нового эхолота, лага, гирокомпасов). В 1939 году было усилено бронирование крыш башен (с 76 мм до 152 мм), проведен капитальный ремонт их материальной части с заменой всех 12 стволов, несколько обновлено оборудование центральных артиллерийских постов. В 1940 году шесть откры­тых 76,2-мм зенитных орудий системы Лендера (на концевых башнях) заменили на такое же количе­ство новых 76,2-мм артустановок 34-К с 12-мм бро­невыми щитами. Кроме того, на кормовых срезах разместили побортно еще две щитовые спаренные 76,2-мм артустановки 81-К, для чего пришлось снять два кормовых 120-мм орудия, в казематах которых были оборудованы погреба зенитного боезапаса. Уп­равление огнем носовой и кормовой 76,2-мм зенит­ных батарей осуществлялось с помощью двух 3-м стереодальномеров и системы ПУАЗО «Планшет», установленных в 1932 году. В дальнейшем корабль получил шесть новейших по тому времени 37-мм автоматов 70-К (по три на носовом и кормовом мо­стиках), для выдачи целеуказания которым были установлены два 1,5-м стереодальномера, а также 13 12,7-мм пулеметов ДШК. К середине 1941 года полное водоизмещение корабля оценивалось в 26184 т, а метацентрическая высота—в 1,7 м. Эки­паж включал 1286 чел.

Несмотря на все эти усовершенствования, «Ма­рат» из-за отсутствия современной центральной наводки орудий главного калибра, конструктивной подводной защиты, а также слабости горизонталь­ного бронирования и ветхости многих корпусных конструкций в конце 1940 года было решено модер­низировать и капитально отремонтировать еще один раз. По «Плану проектных работ НК ВМФ на 1941 г.» ЦКБ-4 (до 1939 года — КБ-4 Балтийского завода) должно было выполнить проект модернизации ко­рабля к октябрю 1941 года.

В предвоенный период «Марат» использовал­ся также для отработки новых технических реше­ний, которые должны были применяться на строив­шихся линкорах проекта 23типа «Советский Союз». Так, с 1938 года на нем испытывалась опытная си­стема замещения котельного топлива морской во­дой. Наиболее важной опытной работой явились проводимые на «Марате» Ленинградским физико-техническим институтом (ЛФТИ) первые в мире ис­следования в области размагничивания крупного бронированного корабля. В октябре 1938 года на линкоре были уложены секционные системы обмо­ток, запитывавшиеся автономно от корабельной сети постоянного тока через реостаты, и проведены из­мерения магнитного поля корабля. Было установ­лено, что с помощью сравнительно несложных уст­ройств оно может быть снижено в несколько десят­ков раз. В конце 1940 года на корабле начался монтаж стационарного размагничивающего устрой­ства системы ЛФТИ, закончившийся в мае 1941 года. Его регулировку, испытания и приемку должна была проводить специальная межведомственная комиссия, прибывшая на борт корабля 19 июня 1941 года. На переходе в Таллин, где предполагалось про­водить испытания, заметили неопознанные подвод­ные лодки, и корабль вернулся в Кронштадт.