Звезда и смерть Адмирала Шпее
Часть третья Бой у Коронеля
(Подробное описание и анализ боя приведены в первой части статьи в специальном выпуске "Бриз 27")
Боевое столкновение между эскадрами вице-адмирала Шпее и контр-адмирала Крэдока, произошедшее 1 ноября 1914 года у чилийского побережья известно всем, кто интересуется историей военного флота, или хотя бы просто военной историей. И, несмотря на широкую известность этого примечательного события и на то, что имеются достаточно подробные, хотя и не многочисленные его описания, тем не менее, этот бой скрывает в себе множество непознанных моментов.
Сам бой примечателен тем, что в нем британский флот впервые почти за сто предыдущих лет потерпел сокрушительный разгром в эскадренном поединке. Другая его особенность в том, что абсолютно полная гибель экипажей двух главных кораблей и всего штаба британской эскадры не позволяет объективно воссоздать картину боя с британской стороны. А последовавшая вскоре гибель экипажей германских кораблей в Фолклендском бою создала примерно такую же проблему со стороны немецкой эскадры. Ситуация осложняется еще и тем, что до сих пор скрыты для широкого доступа официальные рапорты и иные подобные документы, позволяющие пролить свет на многие возникающие вопросы - за исключением опубликованных кратких рапортов и отчетов, написанных специально для публикаций в прессе.
В связи с этим приходится учитывать и допускать также и тот факт, что основные британские источники - официальное описание боя (Корбетт) и близкое к нему неофициальное исследование (Вильсон) - может включать в себя некоторую тенденциозность в предоставлении сведений. В самом деле, при чтении этих книг чувствуется общая направленность убеждения читателя в том, что Крэдок, во всех отношениях грамотный офицер и храбрый моряк, неверно понял свои задачи и вопреки указаниям Адмиралтейства вступил в заведомо проигрышный бой, с заранее предопределенным результатом. И старательно умалчивая при этом, что сама возможность столь неравного боя оказалась реальностью именно по вине Адмиралтейства. При описании боя и Корбетт, и Вильсон указывают, что Крэдок не смог правильно оценить обстановку (отмечается слабость соединения и неподготовленность экипажей из резервистов) и проиграл в тактическом маневрировании (в результате которого английские корабли якобы оказались, в подветренном положении, из-за чего казематы заливались волнами, а также и при неблагоприятном освещении). Главной ошибкой Крэдока указывается само вступление в бой британской эскадры без поддержки отставшего броненосца, что якобы являлось прямым нарушением инструкций адмиралтейства. В этих же описаниях боя адмиралу Шпее отдаются лавры "хитрого лиса", который умело оттягивал начало боя, ожидая благоприятного освещения.
В некоторой степени с этими утверждениями, несомненно, можно согласиться. Однако подробный разбор маневрирования и анализ известных сведений показывает, что намерение Крэдока вступить в бой было вполне объяснимо, а своим умелым маневрированием еще до начала перестрелки он заставил немецкого адмирала отказаться от своих первоначальных намерений активного предбоевого маневрирования и затем лишь пассивно ожидать момента, когда его противник решит начать бой. Это позволяет также совсем иначе взглянуть на встречу эскадр и иначе оценить их действия как до открытия огня, так и после начала перестрелки. И, тем не менее, в начавшемся бою все решила артиллерия. Решила быстро, со всем известным результатом. И, к тому же, совсем не так, как предполагали оба командующих эскадрами - надо полагать, что Крэдок, по всей видимости, не ожидал столь быстрого разгрома, а победитель Шпее вряд ли рассчитывал на столь решительную победу с такими минимальными потерями.
Победа при Коронеле досталась немцам практически без потерь. В "Scharnhorst" попали только два снаряда, но они не взорвались. В "Gneisenau" попали четыре снаряда, но хоть какой-то ущерб нанес только один, которым были ранены три человека.
После боя Шпее до утра шел на северо-восток. Его намерения по этому поводу не ясны. Предположение, что он опасался боевого столкновения со старым броненосцем "Canopus" вряд ли оправданы. Здесь можно вспомнить, что при нападении на Apia Шпее рассчитывал на бой с линейным крейсером "Australia" (правда, условия для боя он предполагал иные), но ведь и старый "Canopus" не линейный крейсер - тем более с деморализованным после такого поражения экипажем. Косвенно это подтверждается также и тем, что позже, при нападении на Фолклендские острова, Шпее абсолютно не был смущен первыми выстрелами этого старого броненосца.
Возможно, что Шпее просто искал "Monmouth", в затоплении которого он не был уверен.
Печуконис Н.И.