- 25 - 2002 / сп - флот Италии
- 26 - 1999 / 02
- "Первые программы броненосного флота.
Броненосные фрегаты типа "Minotaur" - "Броненосец "PELAYO" военного флота Испании"
- "Война в Испании. Организация и боевые действия республиканского морского флота на севере Испании 14 мая - 11 октября 1937 года"
- "Испания. 1936-1939 годы. Гражданская война на море. Потери кораблей и судов воюющих сторон и нейтральных государств"
- "Германские миноносцы периода Второй мировой войны"
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии во время Второй мировой войны"
Часть вторая - "Тайна Скапа-Флоу. Гибель "Royal Oak"
(глава из книги "Тайны британской секретной службы". 1948)
- "Первые программы броненосного флота.
- 27 - 2006 / сп
- 28 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- 29 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- 30 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- Часть 4. "Гибель эскадры Шпее у Фолклендских островов"
- Часть 4. "Гибель эскадры Шпее у Фолклендских островов"
- 31 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть первая
- «Пирл Харбор. Шаг в историю»
- «Пирл Харбор накануне войны» «Япония готовится к нападению»
- «Офицеры морского командования»
- Япония готовится к нападению
- «Американский флот в Пирл Харборе накануне нападения»
- «Японский флот готов к атаке»
- «Американские авианосцы. Где же они были?»
- «Сверхмалые японские лодки в атаке на Пирл Харбор»
- «Пилоты готовы атаковать»
- «Атака на стоянку линейных кораблей»
- тревожное воскресенье часть первая
- 32 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть вторая атака на линейные корабли
- 33 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть третья
- Атака на военно-морскую верфь и корабли в средней бухте гавани
- Атака на район верфи вмс
- Минный заградитель СМ-4 «Oglala»
- Легкий крейсер CL-50 «Helena»
- Легкий крейсер CL-48 «Honolulu»
- Линейный корабль ВВ-38 «Pennsylvania» и эскадренные миноносцы DD-375 «Downes» и DD-372 «Cassin»
- Эскадренный миноносец DD-375 «Downes»
- Эскадренный миноносец DD-372 «Cassin»
- Эскадренный миноносец DD-373 «Shaw»
- Атака на территорию военно-морской верфи
Краткий исторический обзор миноносных сил военного флота Италии
Появление первых кораблей с торпедным вооружением в итальянском флоте, впрочем, как и в большинстве других флотов, было вызвано несколькими причинами, среди которых как основную можно выделить изученный опыт успешного боевого применения катеров, вооруженных самодвижущимися минами, - в частности, во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Этот опыт показал громадное влияние данного вида оружия на противоборствующий флот. И, как оказалось, наиболее важное значение имело здесь не столько достижение каких- либо боевых успехов, а само наличие этого оружия. Опасность, исходящая от возможности его внезапного применения, сильно сковывала действия крупных кораблей противника, оказывала влияние на их передвижения и базирование, требовала повышенной охраны при стоянке в базах, психологически действовала на личный состав кораблей.
Тем важнее этот вид оружия был для итальянского флота, с его небольшими театрами военных действий и весьма близко расположенными базами вероятных противников.
Несмотря на эти явные преимущества, итальянский флот обратил внимание на торпедные корабли позже других - только в 1882 году первые миноносцы были включены в состав флота. Это были небольшие корабли водоизмещением всего 10-14 тонн и скоростью 9-12 узлов при мощности механизмов (по одной паровой машине) до 90-100 индикаторных л.с. Они классифицировались как минные катера (Barche a vapore), наименования им не присваивались - только порядковые номера. Экипаж на всех катерах состоял из 10 человек, включая офицера-командира катера и одного специалиста-минера.
Всего флот получил 12 таких катеров четырех типов. О времени и местах их строительства данными мы не располагаем, по всей вероятности это были обычные катера, переоборудованные в 1882 году для военных целей и вооруженные каждый одной самодвижущейся миной калибра 350 мм. Их характеристики приведены в таблице.
Катера | D | L | В | Т | Мощн.ПМ |
1 и 2 | 14 т | 17,0 м | 2,9 м | 0,95 м | ? |
3 | 10 т | 15,9 м | 2,7 м | 0,89 м | 100 л.с. |
4 - 8 | 14 т | 17,0 м | 2,9 м | 0,95 м | 100 л.с. |
9 и 10 | 9,4 т | 14,6 м | 2,6 м | 0,93 м | 100 л.с. |
11 и 12 | ? | 12,2 м | 2,6 м | 0,95 м | 45 л.с. |
Как носитель катеров в 1883-1884 годах был построен специальный минный транспорт (классифицировался как транспорт 1-го класса) «America» (в начале 90-х переименован в «Trinacria»). Этот корабль водоизмещением 9207 т со стальным корпусом имел длину 134,7 метра, ширину 15,6 метра и осадку чуть меньше 8 метров (позже она увеличилась до 8,2 метра). Первоначально корабль имел паровую машину мощностью 8500 и.л.с., вращавшую один винт, и мог развивать скорость 18 узлов. Он был вооружен четырьмя 57-мм пушками Норденфельта и мог принимать на борт четыре минных катера для доставки их в район атаки. Запас угля составлял 1500 т. Экипаж составляли 265 человек.
Минный транспорт отличался красивым силуэтом и напоминал обычные для того времени пассажирские суда, имел две дымовых трубы и две мачты. И те, и другие были слегка наклонены к корме под одинаковым углом. В носовой части имелся короткий бушприт. Не удивительно, что позже (на рубеже XIX и XX веков), когда корабль утерял свою боевую ценность как носитель минных катеров, он был переоборудован в королевскую яхту. При этом на корабле были установлены 6 новых цилиндрических котлов, мощность машины уменьшилась до 6000 л.с., а скорость до 15 узлов.
Примерно одновременно с вооружением катеров торпедами итальянский флот приступил к пополнению своего корабельного состава миноносцами специальной постройки. В том же 1882 году морское командование, исходя из целей и задач миноносных сил, произвело классификацию своих будущих кораблей этого класса.
Было решено, что достаточно трех видов этих кораблей, не считая уже названных минных катеров.
Это были морские миноносцы (Torpediniere di alto mare) и прибрежные миноносцы (Torpediniere costiere) 1-го и 2-го класса.
Забегая вперед можно сказать, что в 1887-1888 годах были добавлены новые классы - минные авизо (Torpediniere aviso) и минные крейсеры (Incrociatori torpediniere).
Как и во многих других странах, итальянское морское командование на первых порах не предполагало строить миноносцы на собственных верфях, а решило накопить опыт создания миноносных сил, заказывая их за границей. Начать пополнение флота было решено с прибрежных миноносцев. Предполагалось заказать по несколько кораблей у разных фирм, а затем, проведя сравнительные испытания, сделать серийные заказы по выбранному лучшему проекту.
Для постройки кораблей была выбрана Англия, и в частности фирмы «Thornycroft» и «Yarrow», уже накопившие достаточно большой опыт строительства миноносцев. У каждой из этих фирм были заказаны по одному миноносцу примерно одинаковой величины, которая, впрочем, лишь немного превышала величину минных катеров. Когда миноносцы были построены и прибыли в Италию, они были всесторонне испытаны для определения более лучшего типа, и после этого, по результатам сравнений, была определена фирма для выдачи заказа на следующие корабли. Предпочтение было отдано фирме «Thornycroft», которая и получила несколько последовательных заказов на миноносцы суммарным числом 19 единиц. Все они имели разную величину, но по водоизмещению (за исключением одного), лишь ненамного превышали предыдущие минные катера. Паровые машины, вращавшие один винт, имели небольшую мощность, позволявшую однако кораблям, благодаря их небольшой величине, развивать скорость 17-18 узлов. Миноносцы вооружались одной или двумя трубами для 350-мм торпед, некоторые имели на вооружении 1 митральезу. Экипаж состоял из 10 человек. Все корабли, включая два первых, классифицировались в итальянском флоте как прибрежные миноносцы (Torpediniere costiere) 2-го класса.
Миноносцы и фирма-строитель | D | L-B- Т(нос/корма) | Мощн. ПМ | Зап. угля | ||
№№ | T | M | м | м | л.с. | т |
1 Thornycroft | - | 24,3 | 3,0 | . | . | _ |
2 Yarrow | 25,5 | 26,2 | 3,3 | 0,88 | 420 | 0,7 |
3-10 Thornycroft | 13,5 | 19,2 | 2,3 | 0.38/1,13 | 170 | 0,7 |
11 Thornycroft | 31,0 | 23,3 | 3,0 | 0,95 | 250 | 0,7 |
12-15 Thornycroft | 16,0 | 20,1 | 2,4 | 0,83 | 250 | 0,7 |
16-21 Thornycroft | 13,5 | 19,2 | 2,3 | 0,38 / 1,13 | 170 | 0,7 |
Практически одновременно фирмы «Thornycroft» и «Yarrow» получили заказы на более крупные корабли этого класса - предусматривалась постройка каждой фирмой по два одинаковых миноносца водоизмещением 35-40 т. Хотя разница была не столь велика (в сравнении с опытными миноносцами 1 и 2) эти корабли классифицировались уже как прибрежные миноносцы 1-го класса. После проведения сравнительных испытаний, как и в случае с миноносцами 2-го класса предпочтение было отдано фирме «Thornycroft», которой и были заказаны 30 следующих, немножко более крупных миноносцев также причисленных ко 2-му классу. Все эти миноносцы также имели одну паровую машину, вращавшую один винт. Скорость на испытаниях не превышала 20-21 узел, но реальная была меньше, особенно при высокой волне и в зыбь. Вооружение составляла одна митральеза и две минных трубы для 350-мм торпед. Экипаж 11 человек, включая одного-двух офицеров.
Миноносцы и фирма-строитель | D | L- В- Т(нос/корма) | Мощн. | Зап. угля | ||
№№ | T | M | M | M | л.с. | т |
22 Yarrow | 40 | 30,5 | 3,8 | 1,23 | 620 | 7 |
23 - 24 Thornycroft | 35 | 29,2 | 3,3 | 0,91 | 470 | 7 |
25 Yarrow | 40 | 30,5 | 3,8 | 1,23 | 620 | 7 |
26 - 49 Thornycroft | 39 | 30,6 | 3,6 | 0,38/1,6 | 430 | 7 |
50 - 51 Thornycroft | 39 | 31,0 | 3,6 | 0,38/1,6 | 430 | 7 |
52 - 55 Thornycroft | 39 | 30,6 | 3,6 | 0,30 / 1,6 | 430 | 7 |
Однако итальянское морское командование не ограничилось строительством таких малых миноносцев. С 1886 года Италия стала заказывать более крупные, морские миноносцы. При этом для их строительства была выбрана уже немецкая фирма «Schihau», которая, как и английские «Thornycroft» и «Yarrow», стала специализироваться на строительстве миноносцев и снискала к этому времени хорошую репутацию. Миноносцы проектов «Schihau», строившиеся для разных стран, показывали хорошие результаты на испытаниях, что говорило о качестве проектов и добротности постройки. Исходя из этого, правительство Италии в течение короткого времени сделало заказы на строительство нескольких серий миноносцев, очень близких по характеристикам.
Миноносцы и фирма-строитель | D | L - В- Т(нос/корма) | Мощн. ПМ | Зап. угля | ||
№№ | T | M | м | м | л.с. | т |
56 - 58 Schihau | 79 | 38,8 | 4,8 | 0,98 / 2,22 | 1000 | 17 |
59 Schihau | 79 | 38,8 | 4,8 | 0,98/2,22 | 1000 | 17 |
60 - 63 Schihau | 79 | 38,8 | 4,8 | 0,98/2,22 | 1000 | 17 |
64 Schihau | 79 | 38,8 | 4,8 | 0,98 / 2,22 | 1000 | 17 |
65 - 75 Schihau | 79 | 38,8 | 4,8 | 0,98 / 2,22 | 1000 | 17 |
Все миноносцы имели одинаковое водоизмещение и практически не отличались размерами. Одна паровая машина и 1 винт позволяли развивать скорость 21-22 узла на испытаниях и до 20 узлов в море в обычных условиях в тихую погоду. Вооружение составляли две 37-мм пушки Норденфельта и две торпедные трубы для торпед калибра 350 мм. В состав экипажа штатно зачислялись 17 человек.
Новый толчок строительству миноносцев был придан в 1887 году. В начале этого года морской министр Италии Бенедитто Брин (Benedetto Brin), помимо прочего председательствовавший в Главном морском строительном управлении, предложил палате депутатов рассмотреть необходимость ассигнования на флот сверхсметного кредита в 85 миллионов лир (ежегодный бюджет флота в этот период составлял 110-120 миллионов лир). Обосновывал он это требование ссылкой на происходившее в то время усиление флота соседней Франции, извечного противника Италии на Средиземном море. Брин предложил растянуть выделение этой суммы на 9 лет, что позволило бы не обременять бюджет страны новыми налогами. Из этой суммы 37 миллионов Брин предлагал использовать для нового кораблестроения и еще 25 миллионов предполагались на закупку самодвижущихся мин (торпед). В случае получения этих ассигнований Брин считал возможным к 1896 году довести корабельный состав флота до следующего состояния:
- 76 линейных боевых кораблей (из них 16 кораблей 1-го класса, подобных броненосцу «Italia», и 20 кораблей 2-го класса, подобных «Savoia» и «Bousan»);
- 190 минных судов (из них 12 минных авизо и минных крейсеров подобных «Folgore», 120 морских миноносцев и 58 миноносок прибрежной обороны 1-го и 2-го классов);
- 16 транспортов и посыльных судов.
Предложение морского министра было утверждено палатой практически без изменений. Более того, в проект вскоре были внесены некоторые поправки, благодаря которым выделение средств по этим статьям зачастую производилось с опережением. Благодаря этому итальянский флот получил широкие возможности для пополнения своего корабельного состава, и в том числе миноносных сил.
На фоне развернутого в это время широкого строительства минных крейсеров итальянское морское командование решило заказать серию крупных морских миноносцев (Torpediniere di alto mare) водоизмещением 110 тонн. В отступление от предыдущей практики, контракт был заключен с английской фирмой «Yarrow», строившей в это время уже и более крупные миноносцы. Заказ был выполнен без задержки, и флот Италии получил четыре больших миноносца, получившие номера 76 - 79. Они стали первыми 2-винтовыми миноносцами в итальянском флоте. В совокупности с более мощными механизмами и некоторым увеличением отношения L/B, это позволило кораблям достигнуть на испытаниях скорости 24 узла. Вооружены они были двумя 37-мм пушками (из них одна Норденфепьта и одна револьверная) и двумя торпедными трубами для 350-мм торпед. Экипаж состоял из 20 человек.
Одновременно и фирме «Thornycroft» были заказаны четыре прибрежных миноносца (Torpediniere costiere) 1-го класса. Их вступление в строй позволяло довести число миноносцев этого вида до предусмотренного новой программой морского министра Брина. Новые миноносцы Thornycroft практически не отличались от предыдущих кораблей этой фирмы, построенных для итальянского флота. Некоторые незначительные изменения увеличили водоизмещение на несколько тонн. Одновальная энергетическая установка (430 л.с.), скорость (21 узел на испытаниях), вооружение (митральеза и две торпедных трубы), экипаж (11 человек) оставались такими же.
Особенно широко развернулось строительство морских миноносцев. При этом морское министерство решило не отступать от уже принятого типа фирмы «Schihau», который был признан очень удачным для итальянского флота и присущего ему театра военных действий. Вскоре были выданы заказы сразу на 40 миноносцев двумя сериями. Строительство их велось очень быстро, чему в немалой степени способствовало регулярное выделение ассигнований, в том числе и по предложенной Бри- ном чрезвычайной программе. Несмотря на то, что один из кораблей этой серии (№ 105) вскоре погиб в результате катастрофы, итальянский флот настолько утвердился в этом типе миноносцев, что продолжил эту серию еще на тридцать единиц. При этом за строительство миноносцев, при непосредственном участии специалистов немецкой фирмы, взялись итальянские верфи, ведущее место среди которых заняла фирма «Pattison, С. & Т.Т.» в Неаполе. Благодаря их совместным усилиям к середине 90-х годов нумерация морских миноносцев была доведена до 154 (в ряде справочников указывается только 151 или 153). При этом все корабли строились по практически неизмененному проекту той же фирмы «Schichau» - лишь незначительно увеличилось водоизмещение и изменились главные размерения. Современные этим кораблям источники сообщают о увеличении скорости на испытаниях до 22-23 узлов, что, вероятнее всего, далеко не всегда соответствовало действительности, так как мощность энергетической установки на новых миноносцах практически не увеличилась.
Миноносцы и фирма-строитель | D | L- В | - Т(нос/корма) | Мощн. ПМ | Зап. угля | |
№№ | T | M | м | м | л.с. | т |
76 - 79 Yarrow | 110 | 41,2 | 4,3 | 1,37 | 1600 | 24 |
80 - 83 Thornycroft | 44 | 31,0 | 3,4 | 0,3/1,6 | 430 | 7 |
84 - 105 Schihau | 79 | 38,8 | 4,8 | 0,98 / 2,22 | 1000 | 17 |
106-123 Schihau | 79 | 38,8 | 4,8 | 0,98/2,22 | 1000 | 17 |
124-146 Schihau | 85 | 38,9 | 4,9 | 0,98/2,22 | 1000 | 17 |
147-154 Schihau | 85 | 38,9 | 4,9 | 0,98 / 2,22 | 1000 | 17 |
Наряду со строительством морских миноносцев типа Schichau итальянский флот с 1886 года стал пополняться более крупными миноносцами, основным предназначением которых стало сопровождение больших кораблей на дальних переходах в открытом море и отражение торпедных атак противника. Вместе с тем, с них не снималась задача производства торпедных атак во время эскадренного сражения. В соответствии с этими требованиями на миноносцах потребовалось не только максимально возможное улучшение мореходности и расширение района плавания, но также и увеличение мощности артиллерии, наряду с некоторым усилением и торпедного вооружения. На фоне прогресса миноносных сил за рубежом выдвигалось также и требование увеличения скорости. Все это, естественно, привело к заметному росту водоизмещения.
Первыми среди подобных кораблей - минных авизо (Torpediniere aviso) - стали «Folgore» и «Saetta», спущенные на воду в 1886 и 1887 годах. Эти 2-винтовые корабли со стальным корпусом, хотя и были неплохо вооружены (две 57-мм пушки Норденфельта и четыре 37-мм скорострельных пушки, три торпедных аппарата) показали на испытаниях скорость только 20 узлов, что, с учетом уменьшения реальной скорости в море, по мнению итальянского командования было явно недостаточно для выполнения поставленных перед этими кораблями задач.
Водоизмещение 317 т
Длина, ширина, осадка 56,7 х 6,3 х 2,35 м
Мощность механизмов (2 ПМ и 4 котла) 2040 л.с.
Запас угля 90 т
Экипаж 55 чел.
Не оправдала надежд итальянских моряков и попытка построить более крупные и скоростные минные корабли, предназначавшиеся для борьбы с миноносцами при охране эскадр на переходах. Подобно иностранным флотам, они стали классифицироваться как минные крейсеры (Incrociatori torpediniere). Первоначально предполагалось построить четыре таких корабля по двум разным проектам, но со сравнительно одинаковыми характеристиками. При вооружении из 57-мм и 37-мм орудий и нескольких торпедных аппаратах, они по контракту должны были показать скорость 17 узлов при мощности 1900 л.с. в нормальных условиях и 20 узлов при форсировании машин до 3600 л.с.
Первым из них стал минный крейсер «Tripoli» со стальным корпусом, сошедший на воду в 1886 году. Он был вооружен шестью 57-мм орудиями, двумя 37-мм пушками Норденфельта и тремя 37-мм револьверными пушками. Дополняли артиллерию пять торпедных аппаратов на поворотных платформах. Отличительной особенностью первого итальянского минного крейсера являлось наличие полубака с покатой палубой. На последующих минных крейсерах полубак был устранен, но из-за расширения мостика несколько увеличилась крутизна палубы бака.
Водоизмещение 848 т
Длина, ширина, осадка 70,0 х 7,9 х 2,76 / 3,61 м
Механизмы (3 винта) 3 ПМ-компаунд (2-цилиндровые)
Котлы 6 локомотивных
Мощность механизмов и скорость 2543 л.с. = 18,0 уз.
Запас угля 100/ 130т
Экипаж 105 чел.
В следующем, 1887 году, на воду был спущен схожий с «Tripoli», но не имевший полубака, минный крейсер «Goito». И том же году - также несколько отличающийся от них третий крейсер, которые получил наименование «Montebello». В следующем, 1888 году сошел на воду однотипный с ним «Monzambano».
Первый из названных кораблей, «Goito», практически неотличался от «Tripoli» размерами и энергетической установкой, но на вооружении имел не шесть, а только четыре 57-мм орудия, одинаковое с «Tripoli» число 37-мм пушек, а также шесть торпедных аппаратов.
Водоизмещение 840 т
Длина, ширина, осадка 70,0 х 7,9 х 2,76 / 3,71м
Механизмы (3 винта) 3 ПМ-компаунд (2-цилиндровые)
Котлы 6 локомотивных
Мощность механизмов и скорость 2620 л.с. = 18.0 уз.
Запас угля 100/ 180 т
Экипаж 110 чел.
Минные крейсеры «Montebello» и «Monzambano» при таких же размерах и насколько увеличенном водоизмещении отличались полностью измененной энергетической установкой, что отразилось даже на внешнем виде кораблей - вместо двух дымовых труб на первых минных крейсерах, на «Montebello» и «Monzambano» их было по три. По составу вооружения крейсеры почти не отличался от «Tripoli» - шесть 57-мм орудий и пять 37-мм револьверных пушек, наряду с пятью торпедными аппаратами такого же калибра.
Водоизмещение 860 - 870 т
Длина, ширина, осадка 70,0 х 7,9 х 2,76 / 3,71м
Механизмы (3 винта) 3 ВПМ III расш. (3-цилиндровые)
Котлы 6 водотрубных типа Blechynden и Yarrow
Мощность механизмов (соотв.) 2776 л.с. и 2500 л.с.
Скорость 18.0 уз.
Запас угля 110/130 т
Экипаж 105 чел.
Особенностью всех четырех крейсеров было наличие тонкой броневой карапасной палубы толщиной 40 мм над котлами и машинами и еще более тонкой в оконечностях. Имея схожее вооружение, они на испытаниях показали скорость порядка 18 узлов.
После примерно десяти пет службы, когда минные крейсера как класс кораблей утратили свое боевое значение, эти три минных крейсера были переоборудованы для постановки мин, которых они могли брать на борт до 60 штук. Соответственно, при этом на них изменилось вооружение - количество торпедных аппаратов сократилось до трех, а артиллерию заменили на шесть 57-мм орудий на «Tripoli» и «Goito», и четыре 57- мм орудия на «Montebello». Одновременно, в 1898 году, «Tripoli» в виде опыта был переоборудован на жидкое топливо (запас 72 тонны) с установкой водотрубных котлов Belleville. В 1906 году они прошли капитальный ремонт, при этом на жидкое топливо были переведены и два других крейсера. В дальнейшем они были вновь перевооружены на 102-мм артиллерию, получив по два таких орудия.
Все итальянские моряки, включая морского министра Бенедитто Брина, ожидали от этих кораблей большей скорости. Поэтому выступая в 1887 году со своей программой, Брин назвал эти корабли типовыми, которые и предлагалось принимать как прототипы в последующих разработках. Однако скоростные результаты, полученные на испытаниях, не вполне удовлетворили моряков - по крайней мере это коснулось минных авизо типа «Folgore», которые не получили дальнейшего развития. Более крупные корабли типа «Tripoli», предназначавшиеся для сопровождения эскадр, для которых полученная скорость оказалась более или менее приемлема, в дальнейшем был принят за основу при проектировании минных крейсеров типа «Partenope».
Таким образом, программа, предложенная в 1887 году морским министром Бенедитто Брином (190 миноносных кораблей разных типов к 1896 году), имела вполне реальные шансы быть выполненной. При этом если в отношении миноносцев особых изменений не наблюдалось - флот продолжал пополняться морскими миноносцами типа «Schihau» - то в развитии минных авизо и минных крейсеров обозначились заметные корректуры, вносимые развитием техники военно-морского флота. Как уже говорилось, минные авизо типа «Folgore» не удовлетворили своими качествами итальянских моряков. Поэтому следующие минные авизо типа «Aquilla», спроектированные фирмой «Schihau» и спущенные на воду уже в 1888 году, оказались гораздо меньше по водоизмещению, но зато их скорость достигала почти 25 узлов на испытаниях и 21-23 узлов в реальных морских условиях. Эти пять авизо - «Aquilla», «Avvoltoio», «Falco», «Nibbio» и «Sparviero» - при резком уменьшении водоизмещения (в сравнении с «Folgore») соответственно получили и более слабое вооружение - всего две 37-мм пушки и три минных аппарата для 457-мм торпед. Несмотря на это корабли оказались очень удачными для итальянского флота. Рассматривался даже вопрос о продолжении строительства подобных кораблей на итальянских верфях (шесть единиц), однако сделано это не было. Основной причиной этого стала уже наметившаяся в флотах других стран тенденция слияния класса минных авизо с все увеличивающимися по величине миноносцами. Итальянское командование отмечало, что это неизменно произойдет и в национальном флоте, и поэтому предполагало уже в ближайшем будущем строить более крупные миноносцы. И хотя минные авизо (Torpediniere aviso) как класс вскоре исчезли из списков итальянского флота, тем не менее первые крупные миноносцы («Condore» и «Pellicano») появились в итальянском флоте только в 1898 году.
А минные авизо типа «Aquilla», переклассифицированные вскоре в миноносцы (Torpediniere), построенные добросовестными немцами еще долго числились в итальянском флоте и даже приняли участие в Первой мировой войне. Моряки отмечали их отличные достоинства при действии в тихую погоду и при небольшом волнении. Конечно, из-за своей малой величины они сильно теряли при ухудшении погоды.
Водоизмещение (корпус из стали) 139 - 140 т
Длина, ширина, осадка 45,54 х 5,1 х 1,12 / 2,21 - 2,40 м
Механизмы (2 винта) 2 ВПМ III расш.
Мощность механизмов и скорость 2200 л.с. = до 24,0 уз.
Запас угля 40 т
Экипаж 23 - 24 чел.
Так как дальнейшее строительство минных авизо после типа «Aquilla» продолжено не было, а в развитии миноносцев итальянское командование не шло дальше новых заказов у фирмы «Schihau» все развитие миноносных сил почти до конца XIX века в Италии заключалось в усовершенствовании класса минных крейсеров. После «Montebello» и «Monzambano» следующим стал «Confienza». Этот крейсер, к сожалению итальянских моряков, также не оправдал их надежд. В проекте этого корабля предполагалось воплотить идею минного крейсера, в котором предпочтение отдавалось бы артиллерийскому вооружению перед торпедным. Имея только четыре торпедных аппарата крейсер получил одно 120-мм орудие в носовой части, шесть 57-мм орудий Норденфельта побортно и в корме, а также одну (по другим данным две) 37-мм пушку Гочкиса. Как и предыдущие минные крейсера он имел карапасную броневую палубу над машинами и котлами толщиной 40 мм.
Водоизмещение 768 т
Длина, ширина, осадка 70,0 х 8,1 х 2,8 / 3,23 м
Механизмы (2 винта) 2 ПМ и 6 локомотивных котлов
Мощность механизмов и скорость 1887 л.с. = 17,0 уз.
Запас угля 100 / 168т
Экипаж 105 - 107 чел.
Несмотря на то, что водоизмещение корабля было даже несколько меньше, чем у «Tripoli», из-за большей ширины и изменения осадки (в связи с установкой на носу тяжелого орудия уменьшился дифферент на корму) скорость его на испытаниях оказалась всего лишь 17 узлов. И, тем не менее, этот корабль стал прототипом для серии примерно одинаковых кораблей типа «Partenope», построенных на собственных верфях в Кастелламаре и Ливорно по полностью разработанному в Италии проекту инженера Vigna.
«Partenope», головной из серии минных крейсеров нового типа, был спущен на воду в Кастелламаре в 1889 году. Крейсер имел стальной гладкопалубный корпус, разделенный на 14 отсеков. В носовой части палуба имела некоторую покатость, но гораздо меньшую, чем на предыдущих крейсерах. Обе машины размещались в одном отсеке, в нос и корму которого имелось по одному котельному отсеку с двумя котлами в каждом. Этим и было обусловлено наличие двух дымовых труб, сильно разнесенных по длине корабля. На пробных испытаниях в 1890 году этот крейсер, как было первоначально объявлено, развил скорость до 22 узлов при форсированной мощности 4157 л.с. (по контракту предполагалось 4000 л.с.). Однако позже стало известно, что его фактическая скорость на испытаниях оказалась равной только 18,6 узлов. На 24-часовых испытаниях с естественной тягой машины крейсер легко развивал мощность 2300 л.с., что было признано отличным результатом.
Последующие крейсера этой серии незначительно отличались от головного, отчего в ряде источников их даже относили к иному типу. Они показали вполне неплохие результаты. Например, крейсер «Aretusa», построенный в Ливорно на верфи «Orlando», на пробе машин развил скорость 20,7 узлов при мощности машин 4422 л.с., а последний из этой серии крейсеров «Calatafimi» легко достиг скорости 20 узлов при мощности машин 4033 л.с. Следует отметить, что головной крейсер «Partenope» получил машины итальянского производства фирмы «Pattison», в то время как почти все серийные корабли имели машины британской фирмы «Hawthorn Leslie».
Вооружение новых крейсеров также было несколько усилено - одно 120-мм орудие в носу, шесть 57-мм Норденфельта побортно и три 37-мм пушки Гочкиса на мостиках. Число торпедных аппаратов вновь доведено до пяти - один носовой и четыре поворотных на верхней палубе побортно. На последних крейсерах серии был добавлен еще один торпедный аппарат в корме, а также уменьшена толщина карапасной броневой палубы до 25 мм. Всего же было построено семь таких кораблей. За «Partenope» в 1891 году на воду были спущены «Aretusa», «Euridice», «Iride» и «Urania», в 1892 году - «Minerva», а в 1893 году - «Calatafimi». Все они внешне были очень похожи и различались только конфигурацией козырьков дымовых труб.
Водоизмещение 834-846 т
Длина, ширина, осадка 70,0 х 8,2 х 3,3 - 3,4 м
Механизмы (2 винта) 2 ВПМ III расш. (3-цилиндровые)
Котлы 4 локомотивных
Мощность механизмов 2000 - 2500 и.л.с.
Скорость 18,6-20,7 уз.
Запас угля 100 - 120/ 180 т
Экипаж 7-8 офицеров и 98 чел. команды
В последующем некоторые крейсеры этой серии прошли реконструкцию. На крейсере «Minerva» в 1900-1901 годах были установлены водотрубные котлы типа Blechynden. После подведения итогов русско-японской войны было усилено артиллерийское вооружение - несмотря на то, что крейсера уже во многом утратили свое боевое значение, на них установили по два современных 102-мм орудия, оставив при этом по четыре 57- мм и три 37-мм пушки и все торпедные аппараты. Незадолго до Первой мировой войны «Partenope», «Aretusa» и «Minerva» были приспособлены для постановки мин, при этом на них вновь было усилено артиллерийское вооружение, но удалены торпедные аппараты. Уже во время войны в заградитель переоборудовали и крейсер «Iride». На всех этих кораблях позже были установлены зенитные пушки, а крейсер «Iride», по существу, был перевооружен в корабль ПВО, получив шесть зенитных орудий.
Следующим стал минный крейсер «Саргега», спущенный на воду в 1894 году и не ставший серийным кораблем. Первоначально предполагалось построить его однотипным с «Calatafimi», однако уже в ходе строительства его проект был пересмотрен в сторону усиления артиллерийского вооружения. Для улучшения мореходности конструкторы отказались от гладкопалубной схемы, вернувшись к полубачной. При этом палуба полубака не имела покатости. Имелась также и броневая палуба, вновь увеличенная до толщины 40 мм. Первоначально предполагалось вооружить его двумя 120-мм орудиями, шестью 57-мм и тремя 37-мм пушками, а также шестью (затем пятью) торпедными аппаратами. Учитывая, что величина корабля не изменялась, корабль в результате оказался сравнительно сильно перегружен. Сперва пришлось отказаться от двух 57-мм и одной 37-мм орудий, а позже пришлось убрать и одно 120-мм орудие. Тем неменее, еще имея два 120-мм орудия, крейсер развил на испытаниях 19,8 узлов в форсированном режиме.
Водоизмещение 853 т
Длина, ширина, осадка 70,1 х 8,23 х 3,35 (нб) м
Механизмы (2 винта) 2 ВПМ III расш. (3-цилиндровые)
Котлы 4 цилиндрических
Мощность механизмов и скорость 4250 и.л.с. = 19,8 уз.
Запас угля 120 / 180 т
Экипаж 118 чел.
По существу, «Саргега» стал последним итальянским минным крейсером в классическом стиле этого класса боевых кораблей. В самом конце XIX века были построены еще два корабля, зачисленные в этот класс - «Agordat» и «Coatit», спущенные на воду в 1899 году. Однако их, по большей части, можно причислить к еще не появившемуся в то время классу лидеров миноносцев, так как в этих кораблях при достаточно сильном росте водоизмещения уже было заметно явно выраженное преимущество артиллерийского вооружения над торпедным - первоначально крейсеры были вооружены двенадцатью 76-мм орудиями и двумя надводными торпедными аппаратами 356-мм калибра. Это было сделано в соответствии с требованиями итальянского морского командования, которое считало необходимым иметь корабли для вывода миноносцев в атаку и прикрытия их отхода артиллерийским огнем. Так как сами крейсера в атаке участвовать не должны были, то, соответственно, и торпедное вооружение было сведено до минимума. Таким образом, на эти два крейсера возлагались именно те функции, которые впоследствии привели к созданию класса лидеров. Проект предусматривал также увеличение скорости кораблей до 22-23 узлов, что также вполне соответствовало поставленным перед ними задачам. Однако следует отметить, что такая скорость еще могла в какой-то мере устраивать моряков на период создания проекта (1895 год), но уже при спуске кораблей она уже явно считалась недостаточной, так как многие иностранные крейсеры 2-го и 3-го ранга, гораздо более лучше вооруженные, в 1899-1900 годах вполне могли сравняться с ними скоростью, а то и превосходили их. Не удивительно, что уже вскоре после постройки «Agordat» и «Coatit» был поднят вопрос о их перевооружении на более крупный калибр, однако сделано это было только во время Первой мировой войны. На пробах механизмов крейсеры успешно показали ожидаемую скорость - на 3- часовых испытаниях при форсированной мощности «Agordat» развил скорость 23,1 узлов при мощности 8200 и.л.с., a «Coatit» на 6-часовых испытаниях хорошо держал средний ход 20,6 узлов при мощности 5080 и.л.с.
Водоизмещение 1313т
Дпина, ширина, осадка 87,63 х 9,3 х 3,12 (нб) м
Механизмы (2 винта) 2 ВПМ III расш. (3-цилиндровые)
Котлы 8 типа Blechynden
Мощность механизмов и скорость 8000 и.л.с. = 23,0 уз.
Запас угля 160 / 270 т + жидкое топп.
Экипаж 154 (позже 175) чел.
Во время Первой мировой войны оба крейсера были оборудованы для постановки минных заграждений. При этом они прошли перевооружение, получив по два 120-мм орудия в оконечностях, и четыре 76-мм орудия (по некоторым данным последние были зенитными пушками), сохранив также и оба торпедных аппарата. Одновременно была также незначительно увеличена дальность плавания, за счет увеличения запаса угля до 180/300 тонн.
В дальнейшем Италия строила скоростные крейсеры небольшой величины, такие как «Quarto», «Nino Bixio» и «Marsala». Они имели на вооружении торпедные аппараты, но причислить их к минным крейсерам никак нельзя, так как еще при создании проекта к ним предъявлялись требования, соответствующие классу скаутов. Да и сами итальянцы причисляли их к классу разведчиков (Esploratori).
В последние годы XIX столетия итальянское морское командование пришло к выводу о том, что величина построенных в большом количестве миноносцев становится недостаточной. Приходилось учитывать то, что французские и британские флоты в Средиземном море стали пополняться миноносцами гораздо более крупного водоизмещения. Австро-венгерский флот также с 1896 года стал пополняться миноносцами водоизмещением более 100 тонн - «Natter», «Viper», «Cobra», «Pithon» и другие. Все это привело к тому, что итальянское морское командование сосредоточилось на строительство двух классов миноносных кораблей. Первым из них стали собственно миноносцы (Torpediniere), вторым - эскадренные миноносцы - дестройеры (Cacciatorpediniere). При этом, как и в других флотах, практически прекратилось строительство минных крейсеров, а класс минных авизо по характеристикам и назначению, по существу, слился с эскадренными миноносцами.
В первое время миноносцы «не прижились» в итальянском флоте. Морское командование в виде опыта решило построить два разнотипных корабля, представляющих проекты двух частных судостроительных фирм Италии. Предполагалось после сравнительных испытаний строить серию кораблей по лучшему из проектов. В 1898 году на воду был спущен миноносец «Condore» фирмы «Ansaldo» (Sestri-Ponente), а в апреле 1899 года миноносец «Pellicano» фирмы «Odero» (Sestri-Ponente). Оба миноносца имели одинаковое вооружение - три (по другим данным две) 47-мм пушки и два поворотных 356-мм торпедных аппарата.
Водоизмещение 136 т
Осадка 1,52 / 2,43 (нб) м
Механизмы ВПМ III расш. и 2 котла типа Normand
Мощность механизмов и скорость 2400 и.л.с. = 25,7 уз.
Запас угля 40 т
Экипаж 28 чел.
Водоизмещение 147 т (позже до 154 т)
Осадка 1,52 / 2,36 (нб) м
Механизмы ВПМ III расш. и 2 котла типа Blechynden
Мощность механизмов и скорость 2700 и.л.с. = 25 уз.
Запас угля 40 т
Экипаж 28 чел.
Эти миноносцы неплохо показали себя, развив на испытаниях скорость более 25 узлов. Позже на «Condore» была произведена реконструкция - установлены нефтяные котлы (запас топлива 26 т), при этом водоизмещение возросло до 169 тонн, а экипаж уменьшился до 26 человек. Во время войны на нем даже было установлено одно 76-мм орудие вместе с двумя 47-мм пушками. Но, тем не менее, в ближайшее после их постройки время миноносцы развития не получили, так как командование флота, считая, что морских миноносцев типа «Schihau» для прибрежной обороны вполне достаточно, обратило свое внимание на дестройеры.
Первым из них стал «Fulmine», заложенный в июле 1897 года на верфи фирмы «Ansaldo» в Sestri-Ponente. В 1898 году он был спущен на воду, в следующем году прошел длительные испытания, но только в 1900 году был зачислен в списки флота. Контрактная скорость эсминца предполагалась 28 узлов при мощности машин III расширения 4800 л.с. Однако на испытаниях он не смог превысить 26 узлов. Эсминец был вооружен пятью (по другим данным четырьмя) 57-мм пушками и тремя 457-мм торпедными аппаратами. Позже была предпринята попытка вооружить корабль (по примеру с эсминцами немецкой постройки типа «Lampo») одним 76-мм орудием с тремя 57-мм пушками, но вскоре итальянцам пришлось отказаться от этого. Впоследствии, желая по возможности увеличить скорость эсминца, его торпедное вооружение было уменьшено на один аппарат. Это облегчило корабль, но, как оказалось, на скоростных качествах не отразилось.
Водоизмещение 298 т (позже до 340 т)
Длина, ширина, осадка 60,96 х 6,4 х 2,75 (нб) м
Механизмы 2 ВПМ III расш. и 4 котла типа Blechynden
Запас угля 60 т угля
Дальность плавания 820 (15 узлов) миль
Экипаж 46 чел.
Считая «Fulmine» не совсем удачной попыткой построить эскадренный миноносец на собственных верфях, морское командование вновь обратилось к иностранному опыту. В 1899 году хорошо зарекомендовавшая себя немецкая фирма «Schihau» получила заказ на шесть эсминцев для итальянского флота. Немцы, не теряя времени, уже в ноябре того же года спустили на воду эсминцы «Lampo» и «Freccia». В 1900 году за ними последовали «Dardo», «Strale», Euro», а в 1901 году - «Ostro». До 1902 года вся серия вошла в строй флота. Контракт на строительство предполагал скорость 30 узлов при мощности 6000 л.с. Как всегда, немецкие судостроители не подвели, и эсминцы развили на испытаниях скорость до 31,2 узла. Вооружение эсминцев составляли одно 76-мм орудие и пять 57-мм пушек, вместе с двумя 457-мм торпедными аппаратами. Миноносцы приняли участие в Первой мировой войне, при этом на них было усилено артиллерийское вооружение до четырех 76-мм орудий.
Водоизмещение 320 - 330 т
Длина, ширина, осадка 59,97 х 6,48 х 2,64 (нб) м
Механизмы ВПМ III расш. и 3 котла Schulz-Thornycroft
Запас угля 80 т угля
Дальность плавания 1100 (15 узлов) миль
Экипаж 53 (позже 58) чел.
Получив таким образом в свой флот эсминцы наиболее современного проекта, итальянцы посчитали, что теперь они и сами смогут справиться со строительством эсминцев. К этому времени морское командование уже имело предложение неаполитанской фирмы «Pattison», создавшей собственный проект (правда, не без большой помощи английской фирмы «Thornycroft»). И поэтому следующими эсминцами в итальянском флоте стали корабли серии «Nembo», построенные в Неаполе. Строились они, правда, не так быстро, как в Германии. В 1901 году сошли на воду эсминцы «Nembo» и «Turbine», в 1902 году - «Aquilone» и в самом конце года «Вогеа», в 1904 году два последних «Zeffiro» и «Espero». Они оказались ничем не хуже немецкой серии. Как и для эсминцев немецкой постройки, контракт с фирмой «Pattison» предусматривал скорость 30 узлов при 6000 л,с. На испытаниях все эсминцы превысили контрактную скорость, показав усредненный результат для серии 30,3 узла при мощности 5350 л.с. Интересно отметить, что часть эсминцев этой серии (включая «Aquilone» и «Espero») в виде опыта получила котлы с нефтяным отоплением. Вооружение эсминцев составляли пять 57-мм орудий и четыре 457-мм торпедных аппарата. Эсминцы имели также один боевой прожектор, а также радиотелеграфную станцию - впервые на миноносцах итальянского флота.
Водоизмещение 330 - 350 т (позже до 380 т)
Длина, ширина, осадка 63,4 (пп) х 5,95 х 2,29 (нб) м
Механизмы ВПМ III расш. и 3 котла типа Thornycroft
Запас топлива 80 т угля или 60 т нефти
Дальность плавания 1000 (15 узлов) миль
Экипаж 53 (позже 58) чел.
Во время Первой мировой войны эсминцы этого типа получили новую артиллерию (четыре 76-мм орудия) и приняли активное участие в боевых действиях.
Три корабля этой серии войну не пережили. «Turbine» был потоплен артиллерией австрийских эсминцев «Csepel», «Lika» и «Tatra» 24 мая 1915 года в районе Barletta. «Nembo» был торпедирован австрийской субмариной «U-16» 17 октября 1916 года в Адриатике. «Вогеа» погиб в бою с австрийскими эсминцами «Csepel» и «Balaton» 15 мая 1917 года.
Следующими стали одиннадцать эсминцев, разработанные на основе предыдущего проекта. Они были заказаны у фирмы «Ansaldo» и построены в Сестри-Поненте несколькими сериями. Эти корабли стали последними эсминцами итальянского флота, сохранившими в своем силуэте отличительные черты миноносных кораблей рубежа веков - низкий и удлиненный надводный борт, гладкопалубный корпус, ходовой мостик в носовой части (обычно с расположенным на специальной площадке орудием), покатая палуба перед мостиком. Первыми среди них стали четыре эсминца, спущенные на воду в 1906 году, и вошедшие в строй в следующем году - «Artigliere», «Lanciere», «Bersagliere» и «Granatiere». Все эсминцы были вооружены четырьмя 76-мм орудиями и тремя 450-мм торпедными аппаратами, один из которых находился в корме на поворотной платформе, а два в носовой части по бортам от мостика, также на поворотных платформах. Каждый корабль имел по два боевых прожектора и был оборудован радиотелеграфной станцией.
Водоизмещение 380 - 390 т
Длина, ширина, осадка 64,47 (пп) х 6,1 х
х 2,0 - 2,13 (ср) / 2,67 (нб) м
Механизмы (2 винта) ВПМ III расш. и 3 котла Thornycroft
Мощность механизмов и скорость:
контрактная 6000 л.с = 28,5 уз.
на испытаниях 6500 л.с = 29,1 уз.
Запас топлива 80 т угля
Дальность плавания 1000 (15 узлов) миль
Экипаж 4 офицера + 52 чел. команды (позже 50 чел.)
За ними последовали четыре эсминца второй серии - «Alpino», «Carabiniere», «Corraziere» и «Fuciliere». Все они сошли на воду в 1909 году и вошли в строй в 1910-м. В том же 1910 году были спущены на воду еще два практически не отличавшихся от них эсминца «Garibaldino» и «Pontiere», а в 1912 году последний «Ascaro». По вооружению они не отличались от эсминцев типа «Artigliere», за исключением эсминца «Ascaro», который был перевооружен на два 76-мм орудия и четыре 57-мм пушки. Такое же вооружение получили и остальные эсминцы всей этой серии, но несколько позже - в начале 1915 года. Один из эсминцев этой серии - «Garibaldino» - затонул 16 июля 1918 года у Виллефранса после столкновения с британским эсминцем «Cygnet».
Водоизмещение 415 - 420 т («Ascaro» 398 т)
Длина, ширина, осадка 65,07 (пп) х 6,11 х
х 2,10 (ср) / 2,67 (нб) м
Механизмы (2 винта) 2 ВПМ III расш. и 3 котла Thornycroft
Мощность механизмов и скорость:
контрактная 6000 л.с = 28,5 уз.
на испытаниях 6500 л.с = 29,1 уз.
Запас топлива 90 т нефти
(на «Ascaro» 50 т угля + 33 т нефти)
Дальность плавания 1250 (15 узлов) миль (на «Ascaro» 915 миль)
Экипаж 4 офицера + 52 чел. команды (позже 50 чел.)
С вступлением в строй действующего флота эсминца «Ascaro» в 1913 году было завершено строительство этой, достаточно большой серии. Строительство эсминцев на этом не прекратилось, однако для них наступила новая эпоха - все последующие корабли этого класса, начиная с типа «Ardente», кардинально отличались от предыдущих как по величине, калибру артиллерии, скорости и силовой установке, так и по конструкции корпуса и внешнему виду.
Примерно в одно время с расширением строительства эсминцев на национальных верфях в первые годы XX века, командование итальянского флота пересмотрело некоторые свои взгляды на миноносцы. Уже первый опыт начавшейся на Дальнем Востоке русско-японская войны показал, что относительно небольшие миноносцы могут оказаться весьма полезными не только при обороне своего побережья, но и при проведении операций по блокированию гаваней и портов неприятеля. Однако, как оказалось, имевшиеся в большом количестве морские миноносцы типа «Schihau», оказались не в такой степени «морскими», как требовалось для подобных операций. К тому же приходилось уже и задуматься об хотя бы частичной их замене, так как миноносцы первых серий уже достаточно сильно «постарели», не говоря уже о прибрежных миноносцах самых первых серий. В 1905 году командование считало в большей или меньшей степени боеготовыми только некоторые миноносцы постройки с 1890 года из того периода - в действующем флоте в строю оставались миноносцы 78 и 79 фирмы «Yarrow» (1895 год постройки) и 43 миноносца «Schihau» начиная со 112 номера (1890-1895 годы постройки). Все остальные морские и прибрежные миноносцы постройки 1882-1889 годов были либо исключены из состава флота, либо выведены в резерв с частичным разоружением (всего таких в списках флота оставалось 85 миноносцев).
В связи с этим, не прекращая строительства эсминцев, итальянский флот занялся срочным пополнением своего состава морскими миноносцами более современных проектов, полагая, что все номерные миноносцы к настоящему времени могут считаться только прибрежными. В 1904-1905 годах были выданы заказы на несколько серий кораблей. Следует отметить, что командование флота не требовало от разработчиков проектов слишком большой скорости, ограничившись 25-26 узлами, и справедливо полагая, что для миноносцев больше будет важна скрытность. Приоритет в выдаче заказов отдавался национальным верфям, однако первая серия миноносцев для ускорения строительства и одновременно для заимствования иностранного опыта была заказана в Германии, все у той же фирмы «Schihau».
Шесть миноносцев этой серии - «Saffo», «Serpente», «Sagittario», «Scorpione», «Sirio» и «Spica» - были построены в довольно короткий срок и все сошли на воду в 1905 годах. В 1906 году они уже вошли в строй флота. Миноносцы имели на вооружении три 47-мм пушки и три однотрубных 457-мм торпедных аппарата на поворотных платформах в диаметральной плоскости. Для действий ночью имелся один боевой прожектор. Один из миноносцев, выделенный в качестве флагмана флотилии, был оборудован радиотелеграфной станцией. На испытаниях все миноносцы превысили контрактную скорость, показав средний результат для серии 26 узлов.
Водоизмещение 210-215 т
Длина, ширина, осадка 50,0 х 6,0 х 1,59 (ср) / 2,45 (нб) м
Механизмы (2 винта) ВПМ III расш.
Котлы 2 типа Schulz-Thornycroft
Мощность механизмов и скорость:
контрактная 3000 л.с = 25,5 уз.
на испытаниях 3120 л.с = 26,0 уз.
Запас топлива 40 т угля
Дальность плавания 1000 (15 узлов) миль
Экипаж 34-35 чел.
Миноносцы этой серии приняли активное участие в Первой мировой войне и два из них погибли - «Serpente» погиб на мине в Адриатическом море в июне 1916 года, a «Scorpione» затонуп после столкновения 15 мая 1917 года. В конце войны на миноносцах было изменено вооружение - удален один торпедный аппарат, а артиллерия заменена на две 76-мм пушки с возможностью стрелять по самолетам.
Одновременно с «Schihau» заказ на миноносцы получили итальянские фирмы «Pattison» и «Odero» - каждая по четыре корабля. Наработавшая достаточно большой опыт в строительстве миноносцев верфь «Pattison» в Неаполе уже в 1905 году спустила на воду все свои миноносцы - «Pegaso», «Perseo», «Procione» и «Pallade». В 1906 году все они вошли в строй флота. Также как и миноносцы немецкой постройки они имели на вооружении по три 47-мм пушки и три 457-мм торпедных аппарата на поворотных платформах. Однако вместо размещения аппаратов в диаметральной плоскости, принятого на типе «Saffo», на миноносцах итальянской постройки - типа «Pegaso» и последующих (типов «Orione», «Airone» и «Cigno») - только кормовой аппарат был установлен в диаметрали, а два других аппарата размещались побортно в носовой части. Каждый миноносец имел по одному боевому прожектору. На одном из кораблей была установлена радиотелеграфная станция. В конце войны вместо 47-мм пушек на миноносцах установили по два 76-мм орудия с большим углом возвышения с возможностью стрельбы по самолетам. Один из миноносцев, «Perseo», затонул в марте 1917 года в результате столкновения.
Водоизмещение 210 -220 т
Длина, ширина, осадка 50,1 х 5,3 х 1,74 (ср) / 2,2 (нб) м
Механизмы (2 винта) ВПМ III расш.
Котлы 2 типа Thornycroft
Мощность механизмов и скорость:
контрактная 2900 п.с = 26,0 уз.
на испытаниях 3160 п.с = 26,6 уз.
Запас топлива 40 (позже 30) т угля
Экипаж 32-34 чел.
Четыре миноносца, заказанные у фирмы «Odero» в Sestri-Ponente, строились не так быстро как «паттисоновские». В 1905 году на воду сошел только «Orione», в 1906 году за ним последовали «Orsa» и «Olimpia», а в 1907 году - «Orfeo». В строй все миноносцы вступили до конца 1907 года. Эти миноносцы были практически одинаковы с предыдущими типа «Pegaso», лишь немного отличаясь размерами и некоторыми деталями проекта, объясняющимися строительством на иной верфи. В отличие от «паттисоновских», превысивших на испытаниях контрактную скорость, эти миноносцы едва-едва смогли дотянуть до нее. Корабли имели аналогичное вооружение, боевой прожектор и радиотелеграф на флагманском миноносце. Все корабли этой серии пережили войну, в конце которой вместо 47-мм пушек на них установили по два 76-мм орудия, включая одно с большим углом возвышения.
Водоизмещение 210 -220 т
Длина, ширина, осадка 51,0 х 6,0 х 1,52 (ср) / 2,2 (нб) м
Механизмы (2 винта) ВПМ III расш.
Котлы 2 типа Blechynden
Мощность механизмов и скорость:
контрактная 2900 л.с = 26,0 уз.
на испытаниях 3300 л.с = 25,4 уз.
Запас топлива 40 т угля
Экипаж 32-34 чел.
По мнению итальянского командования проект миноносцев собственной постройки оказался вполне удачным, и готовые корабли, как ожидалось не будут уступать по характеристикам миноносцам иностранной постройки. Поэтому еще до окончания постройки миноносцев в Неаполе и Сестри-Поненте обе итальянские фирмы получили заказы еще по шесть миноносцев примерно такого же проекта - лишь с незначительными усовершенствованиями. Причем фирма «Pattison» вскоре получила заказ еще на два таких же миноносца, но с нефтяным отоплением.
Фирма «Odero» (в Sestri-Ponente) в 1906 году успела спустить на воду только один миноносец «Alcione». Остальные пять - «Airone», «Ardea», «Albatros», «Astore», «Arpia» - сошли на воду в следующем году. Все миноносцы получили одинаковое с прежними сериями вооружение, прожектор, а также радиотелеграфные станции. Как и предыдущие, они в конце войны были перевооружены на два 76-мм зенитных орудия. Миноносец «Airone» отличался от остальных тем, что вместо угольных котлов получил два котла Thornycroft нефтяного отопления. Соответственно запас топлива на нем был значительно меньше (только 30 тонн), а экипаж составляли 33 человека.
Водоизмещение 216 -220 т
Длина, ширина, осадка 50,1 х 5,3 х 1,74 (ср) / 2,4 (нб) м
Механизмы (2 винта) ВПМ III расш.
Котлы 2 типа Thornycroft
Мощность механизмов и скорость:
контрактная 2900 л.с = 26,0 уз.
на испытаниях 3260 л.с = 25,8 уз.
Запас топлива 40 т угля
Экипаж 34-35 чел.
Фирма «Pattison» в Неаполе, как и ранее, строила свои миноносцы быстрее, чем «Odero». 9 мая 1906 года на воду сошел головной в серии «Cigno», а затем до конца году были спущены на воду «Cassiopea», «Calliope» и «Clio», а в следующем году оставшиеся «Сапоро» и «Centauro». Все двенадцать миноносцев вошли в строй итальянского флота до конца 1908 года, а в следующем 1909 году флаги подняли также миноносцы «Calipso» и «Climene», заказанные дополнительно у фирмы «Pattison» и спущенные на воду в 1908 году. Эти два миноносца получили нефтяное отопление котлов и, в связи с этим, были выделены в отдельную серию, хотя это было их единственное отличие.
Водоизмещение 216 - 220 т
Длина, ширина, осадка 50,1 х 5,3 х 1,74 (ср) / 2,4 (нб) м
Механизмы (2 винта) ВПМ III расш.
Котлы 2 типа Thornycroft
Мощность механизмов и скорость:
контрактная 2900 л.с = 26,0 уз.
на испытаниях для типа «С» (угольные) 3260 л.с = 27,2 уз. на испытаниях для типа «С» (нефтяные) . 3183 л.с = 26,0 уз.
Запас топлива 40 т угля или 30 т нефти
Экипаж 34-35 чел. (на «Calipso» и «Climene» 33 чел.)
В этот период итальянский флот получил еще один миноносец, который несколько выпадал из общего ряда построенных в Неаполе и Сестри-Поненте. Как видно из выше сказанного, все итальянские миноносцы, как, впрочем, и эсминцы, строились частными верфями по их собственным проектам. Участие флота выражалось в отработке тактико-технических заданий к проекту и незначительной совместной работе по проектированию. Тем не менее, в 1905-1906 годах флот разработал и собственный проект миноносца, по которому в 1906 году был заказан и в 1907 году спущен на воду один корабль. Построила его казенная верфь ВМС в Специи. В том же 1907 году миноносец вошел в строй флота. Этот миноносец, названный «Gabbiano», по величине был гораздо меньше предыдущих и первоначально был классифицирован как прибрежный миноносец 1-го класса. Он был вооружен двумя 37-мм пушками и тремя однотрубными 457-мм торпедными аппаратами. Позже один из аппаратов был снят с корабля, (эти сведения подтверждается не всеми источниками). При выдаче заказа флот потребовал от верфи получения скорости всего 22,5 узла - эти явно заниженные требования, по всей вероятности, были сделаны для поднятия престижа государственных верфей, так как еще на этапе проектирования от корабля ожидалась скорость не меньше 25 узлов.
Водоизмещение 162 т
Длина, ширина, осадка 48,46х 5,33 х 1,68 (ср) / 2,29 (нб) м
Механизмы (2 винта) ВПМ III расш.
Котлы 2 типа Normand
Мощность механизмов и скорость:
контрактная 2000 л.с = 25,0 уз.
на испытаниях 2200 л.с = 26,0 уз.
Запас топлива 18 т нефти
Экипаж 27 чел.
Возможно, что именно этот миноносец сыграл знаменательную роль в истории этого класса кораблей в итальянском флоте. Во всяком случае, следует отметить, что «паттисоновские» корабли серии «Cigno» стали последними итальянскими морскими миноносцами в их классическом виде того периода. Строившиеся после них номерные миноносцы были гораздо меньше, приближаясь по величине к «Gabbiano». И хотя их некоторое время также относили к морским миноносцам, задания, которые ставились при создании их проектов, были гораздо шире тех задач морского миноносца (Torpediniere di alto mare), которые были заложены в него в период образования этого класса кораблей в итальянском флоте.
Примерно в этот период итальянский флот начал проводить полную реорганизацию, которая, естественно, коснулась и миноносных сил. Помимо уже сформировавшегося класса эсминцев (Cacciatorpediniere) сохранился также класс миноносцев, который был разбит на четыре группы:
- морские миноносцы (Torpediniere di alto mare), в которые были зачислены все миноносцы, начиная с серии «Saffo»;
- прибрежные миноносцы 1-го класса (Torpediniere costiere)
- миноносцы «Gabbiano», «Pellicano», «Condore» и пять бывших минных авизо «Aquilla»;
- прибрежные миноносцы 2-го класса (Torpediniere costiere)
- все сохранившиеся бывшие морские номерные миноносцы проекта «Schihau»;
- прибрежные миноносцы 3-го класса (Torpediniere costiere)
- все сохранившиеся бывшие прибрежные номерные миноносцы различных проектов (в основном «Thornycroft»).
Почти все минные крейсеры, еще находившиеся в строю флота, но уже утратившие к этому времени свое боевое значение в качестве торпедоатакающих кораблей, были переоборудованы в минные заградители. Только три, наиболее современных крейсера «Саргега», «Agordat» и «Goatit» некоторое время числились как торпедные канонерские лодки, но и они затем были перестроены в заградители.