Остатки былой роскоши
Остатки былой роскоши
Напрасные усилия Итальянских кораблестроителей, или с чем вел и закончил войну Итальянский флот
Боевые действия в Средиземном море во время Второй мировой войны, хотя и имевшие некоторые свои особенности, в общем плане в конце концов привели все противоборствующие стороны к примерно одинаковым и вполне закономерным выводам. Как и на других морских театрах военных действий несомненную боевую мощь проявили подводные лодки и морская авиация, с той лишь особенностью, что на Средиземном море, в отличие от Атлантики и особенно Тихого океана, эффективность авиации берегового базирования не уступала авианосной авиации. В связи с этим резко возросло значение эскортных кораблей и специальных охотников за подводными лодками, а также необходимость в эффективных и мощных средствах противовоздушной обороны. Во многих флотах такое положение потребовало кардинального пересмотра как довоенных кораблестроительных программ, так и планов военного времени.
Но, в отличие от своих соперников, итальянское командование не получило возможности не только реально скоординировать новые программы военного кораблестроения, но и достроить многие необходимые корабли из заложенных в довоенное время или в самом начале войны. Те же из новых кораблей, которые все-таки оказались в строю флота, в своем большинстве успели повоевать сравнительно недолго, а часть вообще не успела принять участие в боевых действиях. Капитуляция Италии резко изменила судьбу этих кораблей. Некоторые из них, собравшиеся в основном в портах Северной Италии, были захвачены немецкими войсками, и даже успели принять участие в боях под германским флагом. Но наиболее боеспособная часть, базировавшаяся в южной части страны, выполняя приказ правительства и Верховного морского командования, ушла в базы своих бывших противников и была интернирована. После окончания войны они частично были репатриированы и ходили под флагами разных флотов, другие составили ядро восстанавливающегося итальянского флота. Большая же часть старых кораблей, которые не были интересны ни победителям, ни самим итальянцам, пошла на слом.
В данной статье собраны обзорные, но весьма интересные сведения о кораблях, которые составляли ядро итальянского военного флота в течение войны, а также о кораблях, находившихся в постройке ко времени капитуляции Италии.
По состоянию на 10 июня 1940 года, когда Италия оказалась в состоянии войны на стороне Германии и Японии - своих союзников по «Стальному пакту» - Королевский итальянский флот (Regia Marina Italiana) включал следующие корабли основных классов (водоизмещение стандартное), числившиеся в строю флота и находившиеся в боеспособном состоянии:
Модернизированные линкоры по 26.000 т
2 «Giulio Cesare» и «Conte di Cavour»;
еще два - «Andrea Doria» и «Caio Duilio») находились в стадии аналогичной модернизации)
Современные тяжелые крейсеры «вашингтонского» типа по 10.000 т 7
«Trento», «Trieste», «Bolzano» - 36-узловые;
«Zara», «Fiume», «Gorizia», «Pola» - 32-узловые
Современные легкие крейсеры типа «Condottieri» 12
4 по 5300 т типа «Bande Nere»;
2 по 5600 т типа «Cadorna»;
2 по 7500 т типа «Montecuccoli»;
2 по 8600 т типа «D'Aosta»;
2 по 9500 т типа «Garibaldi»
Старые крейсеры 3 «Bari», «Taranto» и «San Giorgio»
Старые большие эсминцы 5
2 типа «Mirabello» и
3 типа «Leone»
Эсминцы 14
2 старых типа «Sella»;
4 типа «Sauro»;
8 типа «Turbine»
Большие эсминцы (бывшие лидеры) по 1940 т
12 все типа «Navigatori»
Эсминцы 8 типов «Dardo» и «Folgore»
Современные эсминцы 20
4 типа «Maestrale»,
4 типа «Alfieri»,
12 типа «Soldati»
Современные миноносцы 30 типа «Spica»
Эскортные миноносцы 4 типа «Orione»
Старые миноносцы постройки 1913-1922 годов по 600 т 25
Старые большие миноносцы 8 типов «Palestro» и «Curtatone»
Подводные лодки 115 различных типов, включая 8 подводных заградителей
В постройке находились корабли различных классов, в том числе четыре новейших линкора, два из которых проходили испытания. Еще два более старых линкора заканчивали на верфях модернизационные работы. Судьба всех этих кораблей сложилась по разному.