- 25 - 2002 / сп - флот Италии
- 26 - 1999 / 02
- "Первые программы броненосного флота.
Броненосные фрегаты типа "Minotaur" - "Броненосец "PELAYO" военного флота Испании"
- "Война в Испании. Организация и боевые действия республиканского морского флота на севере Испании 14 мая - 11 октября 1937 года"
- "Испания. 1936-1939 годы. Гражданская война на море. Потери кораблей и судов воюющих сторон и нейтральных государств"
- "Германские миноносцы периода Второй мировой войны"
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии во время Второй мировой войны"
Часть вторая - "Тайна Скапа-Флоу. Гибель "Royal Oak"
(глава из книги "Тайны британской секретной службы". 1948)
- "Первые программы броненосного флота.
- 27 - 2006 / сп
- 28 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- 29 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- 30 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- Часть 4. "Гибель эскадры Шпее у Фолклендских островов"
- Часть 4. "Гибель эскадры Шпее у Фолклендских островов"
- 31 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть первая
- «Пирл Харбор. Шаг в историю»
- «Пирл Харбор накануне войны» «Япония готовится к нападению»
- «Офицеры морского командования»
- Япония готовится к нападению
- «Американский флот в Пирл Харборе накануне нападения»
- «Японский флот готов к атаке»
- «Американские авианосцы. Где же они были?»
- «Сверхмалые японские лодки в атаке на Пирл Харбор»
- «Пилоты готовы атаковать»
- «Атака на стоянку линейных кораблей»
- тревожное воскресенье часть первая
- 32 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть вторая атака на линейные корабли
- 33 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть третья
- Атака на военно-морскую верфь и корабли в средней бухте гавани
- Атака на район верфи вмс
- Минный заградитель СМ-4 «Oglala»
- Легкий крейсер CL-50 «Helena»
- Легкий крейсер CL-48 «Honolulu»
- Линейный корабль ВВ-38 «Pennsylvania» и эскадренные миноносцы DD-375 «Downes» и DD-372 «Cassin»
- Эскадренный миноносец DD-375 «Downes»
- Эскадренный миноносец DD-372 «Cassin»
- Эскадренный миноносец DD-373 «Shaw»
- Атака на территорию военно-морской верфи
Звезда и смерть Адмирала Шпее
Часть вторая
В 70-х годах XIX века Союз Германских государств выступил на политической арене мира как колониальное государство. Несомненно, что для защиты колоний и представления там своего флага требовались корабли. Несомненно было также и то, что с военно-политической точки зрения присутствия в колониях кораблей класса канонерских лодок и небольших парусно-винтовых корветов было бы слишком недостаточно. Колониальные интересы требовали наличия и более крупных кораблей - крейсеров. Именно для этих целей и были построены два больших корвета "Leipzig" и "Sedan" (последний был переименован в "Prinz Adalbert"), пять меньших корветов "Bismarck", "Stosch", "Moltke", "Gneisenau" и "Stein", а также несколько небольших корветов-крейсеров. Очень быстро построенные, они быстро и устарели, главной причиной чему было весьма неудобное размещение артиллерии в бортовой батарее. Тем не менее, именно эти корветы, вооруженные 150-мм и 170-мм пушками, составляли основу колониального флота Германии до конца 80-х годов.
В 1884-85 годах среди немецких морских офицеров (как, впрочем, и в других флотах) стала очень популярна идея размещения жизненно важных для корабля помещений ниже ватерлинии и прикрытия их броневой палубой сверху и поясом целлюлозы по бортам. При наличии надводного местного бронирования артиллерии и постов управления, это позволяло сделать корабли неуязвимыми для крейсеров старого типа.
Немецкое командование признавало, что для колоний такие нововведения оказались бы весьма полезны - ведь основу колониальных сил большинства стран составляли именно небронированные крейсера старого типа и канонерские лодки. Построенные в соответствии с новыми идеями бронепалубные крейсеры "Irene", "Princess Wilhelm" и несколько больший по величине "Kaiserin Augusta", предназначались именно для колоний. Они были вооружены 150-мм и 105-мм скорострельными орудийными установками на спонсонах и отличались от своих колониальных предшественников тем, что уже не имели парусов. До начала нового века эти крейсера вполне успешно несли службу во "внешних землях" (Ausland - так в Германии называли свои колониальные территории).
В 1888 году на германский престол взошел император Фридрих Вильгельм II. Именно с ним немецкие морские историки связывают небывалый по темпам период развития в немецком флоте. Уже в 1889 году германское морское министерство представило в рейхстаг новую программу усиления корабельного состава своего военного флота. В представлении было сказано, что военный флот Германии уже настолько слаб, что его нельзя сравнивать даже со второстепенными европейскими державами - в то время как коммерческий флот Германии достиг по численности уже третьего места в мире. Отмечалось, что "постройку испрашиваемых судов следует непременно окончить к 1895 году, и только в таком случае можно будет сравняться с второклассными флотами Европы".
В том же году Рейхстаг утвердил программу. В соответствии с ней предполагалось построить 4 новейших мореходных броненосца, 9 броненосцев для береговой обороны, 7 больших крейсеров (бронированных), 4 малых крейсера (небронированных), 2 авизо и 2 дивизиона миноносцев. Строительство кораблей должно было вестись сверх обычной ежегодной программы кораблестроения.
Однако население Германии не разделяло взглядов императора на столь реформистское обновление военного флота. Предложенный вскоре новый закон об усилении флота (крейсера в нем не предусматривались) был принят в очень урезанном виде. К тому же финансирование обоих программ велось из рук вон плохо. Постройка тормозилась, а это еще больше увеличивало стоимость крейсеров. От части кораблей пришлось отказаться, а часть других финансировать из ежегодных ассигнований на флот (а не дополнительных средств, как предусматривалось решением Рейхстага). И хотя Тирпиц позже назвал этот период "потерянным десятилетием", тем не менее, корабли пополняли флот, в том числе и заграничный. В первой половине 90- х годов в колониальные воды ушли несколько авизо, а также шесть малых крейсеров нового типа -"Bussard", "Falke", "Seeadler", "Condor", а также "Cormoran" и "Geier", в 1914 году застигнутые войной в составе восточного флота - правда, уже в качестве канонерских лодок.
Из больших крейсеров, строившихся по программе 1888 года, только "Gefion" удалось построить в срок и уложившись в выделенную смету - 5500 тысяч марок. Остальные большие крейсеры типа "Victoria Louise" строились по новому проекту. Их закладка состоялась только в 1895-96 годах, а стоимость превысила сметную почти в два раза. Из этих крейсеров три - "Herta", "Vineta" и "Hansa", а также и "Gefion" - некоторое время отслужили в колониях.
Они не имели бортовой брони, но зато довольно мощное палубное бронирование - толщина брони на скосах достигала 100 мм - и сравнительно сильную артиллерию из двух 210-мм и восьми 150-мм орудий. Примечательны они тем, что стали прототипом при проектировании первого крейсера немецкого флота с бортовой броней. Конструкция этих крейсеров воплотила множество нововведений (частично взятых из проектов броненосцев), которые были затем перенесены и в проект броненосного крейсера. Среди них можно назвать следующие:
- высокий надводный борт и скуловые кили для улучшения мореходности;
- полубачная архитектура и слияние боков носовой надстройки с вертикальным бортом;
- характерная для немецких броненосных крейсеров носовая оконечность с наклоненным "мореходным" носом и сильно выдающимся вперед тараном;
- отказ от орудийных спонсонов и применение в корпусе специальных бортовых уступов для казематной артиллерии;
- размещение главной и частично средней артиллерии в орудийных башнях;
- характерное для немецких кораблей этого периода включение носового торпедного аппарата в конструкцию форштевня;
- перенос боевых прожекторов с надстроек на специально устроенные площадки;
- отказ от шлюпочных грузовых стрел и установка специальных шлюпочных кранов;
- применение очень толстых нижних мачт из полых металлических труб с размещением поверх них боевого марса и другие.
Первым броненосным крейсером германского флота (с поясной броней) стал "Furst Bismarck". Его проект разрабатывался в 1893-1895 годах, и он стал последним большим крейсером, спроектированным в рамках программы усиления флота 1888 года. Но все-таки чаще его причисляют к крейсерам постройки обычных ежегодных программ для замены устаревающих кораблей. И вполне правомерно - так как после создания чертежей его строительство финансировалось в порядке плановой замены крейсера "Leipzig", в 1893 году покинувшего колонии и вернувшегося в Германию для того, чтобы быть исключенным из состава флота.
"Furst Bismarck", проект которого представлял собой увеличенный и более мощный крейсер "Victoria Louise", имел бортовую броню толщиной до 200 мм и палубную - толщиной на скосах 50 мм. Вооруженный четырьмя 240-мм орудиями в башнях и двенадцатью 150-мм орудиями поровну в башнях и казематах, он имел скорость больше 18,5 узлов и обошелся казне в 3,5 раза больше, чем предполагалось по программе 1888 года.
При создании проекта учитывалось, что кораблю придется служить в колониях, и то, что его противниками могут оказаться сравнительно крупные крейсеры с броневой защитой. Поэтому моряки потребовали для крейсера мощную артиллерию и хорошую защиту. Как следствие этих требований водоизмещение крейсера оказалось весьма значительным - лишь ненамного меньше, чем у броненосцев того времени. Это не было характерно для немецких кораблей, и, видимо из-за этого несколько позже появилась весьма распространенная версия того, что проект крейсера являлся слегка уменьшенной копией одного из немецких броненосцев. На самом деле, это было не так. Да и сами немцы этого не подтверждают. Конечно же, проект являлся самостоятельной разработкой, но поскольку это был броненосный корабль, он не мог не иметь какой-то общности с броненосцами - еще и потому, что немецкие конструкторы придерживались собственной системы размещения брони - одинаковой и для броненосцев, и для крейсеров с бортовой броней.
Еще одной причиной появления упомянутой версии было то, что после постройки "Furst Bismarck" немецкое командование отказалось от постройки больших крейсеров для колоний. Следующие крейсеры строились для Северного моря, были меньше размерами и их никак нельзя были сравнивать с увеличившимися броненосцами. Но, самое важное, главный морской штаб стал придерживаться доктрины, утверждающей, что броненосные крейсеры могут и должны сражаться в одной линии с броненосцами. Соответственно, проекты новых броненосных крейсеров создавались под новые требования флота. Новая доктрина не получила распространения в Англии, Франции и России, но зато очень хорошо подходила для флотов с небольшим количеством броненосцев. А потому уже вскоре получила широкое распространение не только в немецком, но и в японском флоте - где так превосходно оправдала себя во время русско-японской войны. Именно в соответствии с ней Япония выбрала для строительства броненосных крейсеров Германию.
В самой Германии эту доктрину проверить не успели - эпоха дредноутов опрокинула ее, и броненосные крейсеры разом оказались устаревшими и ненужными кораблями. Британия от этого только выиграла - ее броненосные крейсера строились для "океанской охоты" и, как и прежде, оставались востребованными кораблями. И только "Schamhorst" и "Gneisenau", строившиеся для колониальной службы (как и большинство британских крейсеров) оказались весьма полезными кораблями
А сам "Furst Bismarck" оказался "выпавшим из общего ряда" немецких броненосных крейсеров - и потому иностранные специалисты сразу вписали его к разряд "уменьшенной копии броненосца".
Сразу после вступления в строй в 1900 году "Furst Bismarck" ушел в заграничное плаванье, долго служил в восточно-азиатской эскадре, некоторое время был флагманским кораблем. В "родной Фатерланд" крейсер вернулся только в 1909 году, когда его в Циндао сменил "Schamhorst".
Примечательно и другое - с постройкой первого броненосного крейсера немецкое морское командование отказалось в дальнейшем от постройки больших крейсеров (как броненосных, так и линейных) для заграничных станций.
И единственным исключением от этой практики стали "Scharnhorst" и "Gneisenau" - по существу последние броненосные крейсеры классического типа додредноутской эпохи.
Но еще до вступления в строй "Furst Bismarck", в 1898 году новый немецкий морской министр Тирпиц провел через рейхстаг свой первый закон об усилении флота. К этому времени население Германии вполне ощутимо почувствовало значение колоний, становилась очевидной необходимость иметь мощный военный флот, и Рейхстаг уже практически не сопротивлялся новым требованиям Тирпица.
Закон был принят, и в соответствии с ним к 1903 году, помимо прочих кораблей, флот должен был иметь 12 броненосных крейсеров, из которых шесть должны были служить в колониях. В наличии же имелся только один - да и тот еще строился. Учитывая его высокую стоимость, проектное бюро еще в 1896-97 годах разработало проект меньшего размера - с вооружением из двух 240-мм и десяти 150-мм орудий.
Крейсер "Prinz Heinrich" был заложен на стапеле 1 декабря 1898 года (Тирпиц торопился воплотить в жизнь только что принятый закон о флоте) и сошел на воду со стапеле всего за месяц до вступления в строй своего прототипа - и "Furst Bismarck". В новом проекте были учтены требования флота и устранены недостатки предыдущего проекта - за счет некоторого ослабления бронирования и вооружения увеличена проектная скорость до 20 узлов. Строгое ограничение водоизмещения заставило конструкторов экономить во всем. Например, из-за этого отказались от установки толстых нижних мачт и устройства боевых марсов. Как и "Furst Bismarck", новый крейсер на испытаниях немного не дотянул до проектной скорости, поэтому в следующих проектах "путы" жесткого регламентирования весов были несколько ослаблены, хотя требование соблюдения весовой дисциплины с конструкторов не снимались.
Незадолго до спуска на воду "Prinz Heinrich", в январе 1900 года Германию потряс инцидент с арестом английскими кораблями немецких пароходов в восточно-африканских водах. Тирпиц немедленно этим воспользовался и тот же месяц провел через Рейхстаг новый закон о флоте, предусматривавший резкое усиление судового состава флота и строительство кораблей форсированными темпами. Никаких проблем с принятием закона Тирпиц не предполагал. В действительности так оно и оказалось - Рейхстаг согласился с постройкой всех линейных кораблей и изъял только часть крейсеров. Да и то, как вспоминал Тирпиц, лишь потому, что надо было хоть что-то вычеркнуть. Но ими оказались именно крейсера - 6 броненосных и 7 легких. Впрочем, при принятии "Новеллы 1906 года", эти крейсеры были включены в закон о флоте.
В соответствии с программой кораблестроения 1900 года к 1920 году предполагалось иметь 4 больших крейсера в составе Флота Открытого моря, 3 - в колониях и еще 3 должны были составить резервный флот, куда должны были перечисляться устаревающие корабли. Срок службы броненосных крейсеров устанавливался 20 лет, поэтому "Furst Bismarck" к 1920 году должен был быть заменен другим крейсером. Программа предусматривала закладку на стапелях по одному броненосному крейсеру в год.
Так как, одновременно с усилением корабельного состава, Тирпиц занимался разработкой новой доктрины флота было принято решение в первую очередь пополнять броненосными крейсерами Флот Открытого моря. Пока же, для колоний было признано достаточным одного "Furst Bismarck".
В соответствии с графиком строительства, в 1900 и 1901 годах была начата постройку двух броненосных крейсеров по новому проекту, который отличался от "Prinz Heinrich" только установкой двухорудийных башен для главного калибра (соответственно добавились два орудия) и увеличением мощности механизмов и паропроизводительности котлов. Иное размещение машинно-котельной установки стало причиной добавления третьей дымовой трубы. Вновь конструкторы вернулись к установке толстых нижних мачт и боевых марсов. В остальном радикальных изменений в проекте не было, разве что связанных с некоторым увеличения размеров.
Интересно отметить, что эти два крейсера своим появлением подтвердили распространенное в то время мнение, что частные верфи строят корабли намного быстрее, чем государственные заводы. В самом деле, "Friedrich Carl", заложенный на верфи "Blohm und Voss" в Гамбурге на год с лишним позже, чем "Prinz Adalbert" в Киле на казенной верфи, был предъявлен к испытаниям на месяц раньше. Аналогичное мнение высказывалось и про качество постройки, однако в этом отношении крейсера ничего не подтвердили - на испытаниях они оба не дотянули до проектной скорости полузла, показав только 20,5 узлов.
В 1902 и 1903 годах началась постройка броненосных крейсеров "Roon" и "Yorck". Проект этих крейсеров также имел лишь незначительные отличия от предыдущего, связанные лишь с некоторым увеличением размеров и некоторым улучшением бронирования. Главная и средняя артиллерия, как по составу, так и по размещению, оставалась прежней. Основным отличием стало увеличение мощности машин и новое изменение котельной установки. Теперь было устроено четыре котельных отделения и, соответственно, имелось 4 дымовые трубы. Однако это ничем не помогло - крейсера хоть и смогли незначительно превысить проектную скорость, но лишь из-за того, что она не была увеличена по сравнению с предыдущим проектом и оставалась в 21 узел. Крейсера строились теми же верфями, и как прежде, частная гамбургская верфь построила "Yorck" намного быстрее, чем казенная верфь предъявила к испытаниям "Roon".
Все пять последних, вышеназванных броненосных крейсеров после принятия в казну и окончания программы боевой подготовки были зачислены в состав Флота Открытого моря, в котором и приняли участие в войне.
В 1903 году Проектное бюро Имперского морского ведомства, закончив работу над проектом "Roon", приступило к дальнейшему усовершенствованию проекта. Общее руководство проектными работами осуществлял главный строитель имперского флота, тайный советник Бюркнер (Burkner).
Главной задачей конструкторов становилось добиться существенного увеличения скорости и улучшения мореходности - новые крейсера создавались специально для колониальной службы, отчего ходовые качества для них имели жизненно- важное значение. Сохранив архитектуру корабля и основные особенности, конструкторы вновь увеличили мощность энергетической установки и изменили расположение котельных отделений. Причем на этот раз было увеличено не только количество котельных отделений - с четырех до пяти, хотя и с сохранением все тех же четырех дымовых труб, - но также увеличено и само количество котлов до 18 штук более современной конструкции. Предусматривалось также частичное нефтяное отопление котлов.
Была улучшена и защита - при некотором увеличении площади бронирования толщина поясной брони и казематов составляла 150 мм, толщина лобовой брони башен увеличилась до 170 мм, а боевой рубки - до 200 мм.
Значительно усилилось артиллерийское вооружение крейсеров. На уровне верхней палубы был устроен бронированный каземат, в котором 150-мм орудия прежнего проекта были заменены на 210-мм орудия. Таким образом, бортовой залп крейсеров составлял шесть 210-мм и три 150-мм орудий. За счет устранения тяжелых бортовых орудийных башен и некоторого изменения обводов подводной части корпуса было достигнуто значительное улучшение остойчивости и, в некоторой степени, экономия веса.
Важной особенностью проекта являлось то, что крейсера задумывались для совместных действий в парном составе. Поэтому большое внимание уделялось маневренности кораблей и разработке методов совместного управления стрельбой.
Тем не менее, в общем виде проект не претерпел кардинальных изменений, поэтому был проработан сравнительно быстро и в июне 1904 года на стапеле верфи "A. G. Weser" в Бремене состоялась закладка нового броненосного крейсера с бюджетным именем "С", а 3 января 1905 года на верфи "Blohm und Voss" в Гамбурге был заложен крейсер "D". Несмотря на более позднее начало работ гамбургская верфь, уже накопившая опыт в постройке броненосных крейсеров схожих проектов, вела работы намного быстрее и довела корабль до спуска намного раньше. 22 марта 1906 года крейсер "D" был спущен на воду, получив при этом новое имя "Schamhorst". Только через три месяца, 14 июня, в Бремене сошел на воду заложенный первым крейсер "С", названный "Gneisenau".
Август Вильгельм Антон фон Гнейзенау, прусский генерал-фельдмаршал (1825), граф Нейтхардт (1814) (August Wilheim Anton Graf Neidhardt von Gneisenau, General Feldmarschal) - родился 27.10.1760 в Шильдау (близ Торгау). Сын австрийского офицера. Окончил Эрфуртский университет. С 1782 г. офицер в австрийской армии. С 1786 г. в прусской армии. В 1807 г. успешно оборонял крепость Кольберг от французов. После разгрома Пруссии Наполеоном Гнейзенау вместе с Шарнхорстом и др. работал в комиссии по реорганизации армии. В 1809 г. по требованию французского правительства уволен в отставку и назначен Инспектором крепостей и начальником крепостных инженеров. Командировался в Австрию, Великобританию, Швецию и Россию для организации антинаполеоновской коалиции. В 1813 г. вновь на службе в прусской армии в качестве генерал-квартир- мейстера, а с мая 1813 г. - начальник штаба Силез- ской армии генерала Блюхера. Осуществленный по замыслу Гнейзенау маневр прусской армии способствовал победе при Ватерлоо (1815 г.). Из-за военных и политических разногласий уволен из армии королем Фридрихом Вильгельмом. В 1825 году командует прусской армией во время польского мятежа. С 1830 г. главнокомандующий прусской армией. Умер от холеры 23.8.1831 в Познане (Posen).
Герхард Иоганн Давид фон Шарнгорст, прусский военный деятель, генерал (1807) (Gerhard Johann von Scharnhorst, General). Родился 12.11.1755 в Bordenau (Ганновер). Сын вахмистра. С 1777 г. служил в ганноверской армии в артиллерии, с 1801 г. - в прусской армии в чине полковника (Oberstleutnant). С 1802 г. начальник Берлинского военного училища. В 1804 г. возведен в дворянство. Во время войны с Францией в 1806 г. был начальником штаба главнокомандующего герцога Брауншвейгского, участвовал в сражениях при Ауэрш- тедте и Пройсиш-Эйлау. С июля 1807 г. директор военного департамента, начальник Генштаба и председатель комиссии по реорганизации армии. С 1808 возглавлял вновь созданное Военное министерство, но ранга министра не имел. Вместе с Гнейзенау значительно улучшил организацию армии и подготовку офицеров, осуществил прогрессивные изменения в тактике, сокращение срока службы (в результате был создан обученный резерв) и подготовил введение воинской повинности (введена в 1813). Был сторонником войны против Франции и по требованию французского правительства в 1811 уволен в отставку. В 1813 году вел переговоры в Калише (Польша) о союзе с Россией против Наполеона. Во время войны 1813 был начальником штаба Силезской армии генерала Блюхера. Тяжело ранен в бою под Лютценом (май 1813). Несмотря на ранения ведет переговоры с Радецки (Radetzky) и Шварценбергом (Schwarzenberg) о вступлении Австрии в союз с Пруссией и Россией. Умер от ран 28.6.1813 в Праге.
Первым кораблем в немецком флоте под именем «Gneisenau» был деревянный парусно-паровой корвет постройки 1878-1880 годов водоизмещением 3100 тонн и вооруженный шестнадцатью 150-мм пушками в бортовой батарее. До 1886 года корвет находился в заграничном плавании в колониях, а затем использовался как учебное судно. 16 декабря 1900 года корвет был застигнут внезапно налетевшим ураганом, когда стоял в порту Малага. Сильным ветром судно было брошено на мол, были разбиты борта, и корабль затонул прямо у стенки мола. Погибли 41 моряк.