Судно контроля и измерения физических полей пр.1806 (18061) (с.2)

История проектирования, строительства, факты из "биографий" судов. Статья хорошо иллюстрирована. Приведены чертежи СФП пр.1806, 18061 (различные проработки, предэскизные варианты и т.п.). Даны фотографии всех СФП пр. 1806 (18061).
Подготовлено сотрудником Зеленодольского ПКБ по материалам, хранящимся в бюро и воспоминаниями главных конструкторов.

474-й дивизион судов обеспечения Балтийского флота (с. 21)

История самого большого и самого ходового соединения БФ.
Летопись основных событий из истории соединения.
Выполняемые задачи
Суда дивизиона (ледоколы "Буран", "Пурга", суда СФП-511, КИЛ-1, СР-120, кабельное судно "Непрядва", транспорт "Индигирка", танкеры "Сосьва", ВТН-34, ВТН-45, буксиры МБ-162, МБ-169, РБ-167, пас. судно "Шуя", морской транспорт вооружения ВТР-77, Военный танкер ВТН-3, ПСК-1562, РК-1598, ПКЗ-33).
«Для обеспечения повседневной и боевой деятельности КВМК директивой начальника ГШ ВМФ от 3 августа 1955 г. было приказано сформировать к 30 августа 1955 г. управление 474-го отдельного дивизиона вспомогательных судов (474-го ОДнВС). Местом базирования определён Кронштадт, соединение подчинено начальнику отдела вспомогательных судов и гаваней тыла КВМК.
В состав дивизиона были включены ледокол «Волынец», рейдовый ледокол «Тазуя», транспорт «Шахтёр», шхуна ПМШ-7, тендер ТДН-7, буксиры МБ-13, МБ-14, МБ-16, МБ-17, МБ-47, МБ-56, МБ-57, МБ-84 и МБ-141 (всего 14 единиц).
Согласно штату, в дивизионе должно быть четыре офицера: командир дивизиона (капитан 3 ранга), дивизионный штурман (капитан-лейтенант), дивизионный связист (капитан-лейтенант), дивизионный инженер-механик (капитан-лейтенант).
Директивой начальника ГШ ВМФ от 17 сентября 1958 г. управление 474-го ОДнВС было переведено на новый штат, дивизион подчинён начальнику вспомогательных судов КВМК и потерял статус отдельного. В дальнейшем последовал ещё ряд организационно-штатных мероприятий, перевод с одного штата на другой. Была реорганизована и КВМК; подчинённые ей части вошли в состав ЛенВМБ, формирование которой было завершено в начале 1961 г. (приказ об этом был подписан командиром базы адмиралом И.И. Байковым 2 января 1961 г.).1
1 — Прим. авт. К окончанию формирования военно-морской базы в составе отдела вспомогательных судов тыла ЛенВМБ были:
— 474-й дивизион вспомогательных судов (ледоколы, буксиры, танкеры, паромы);
— 150-я группа вспомогательных судов и плавсредств технического обеспечения (11 судов, в том числе, ГКС, транспорты для перевозки торпедного оружия, транспортные плавдоки);
— 69-я группа базовых плавсредств (23 судна различного назначения);
— 136-я группа базовых плавсредств (2 судна);
— 144-я группа базовых плавсредств (90 судов);
— береговая база вспомогательных судов в Ломоносове;
— 122-я щитовая станция в Кронштадте.
Происходили изменения в корабельном составе. Включались новые суда, в том числе, нефтеналивной танкер «Сосьва» пр.437Н (с 1957 г.), морской автомобильный ледокольный паром ПРМ-2 (с 1957 г.), буксиры МБ-142, МБ-159 (с 1959 г.), МБ-162 (с 20 декабря 1961 г.), пассажирский катер ПСК-57, пассажирское судно «Шуя» (с 1969 г.), танкер ВТН-3, морской рефрижераторный транспорт МРТ-142, ледокол «Буран» (с 1966 г.), килектор КИЛ-14, баржи и суда МТБ-16150, МАБ-39150, МАБ-56150. В разные годы из состава дивизиона были исключены тендер ТДН-7, шхуна ПМШ-7, транспорт «Шахтёр», рейдовый ледокол «Тазуя», буксиры МБ-13, МБ-14, МБ-16, МБ-17, МБ-47, МБ-141.»

В.В. Семашко.
Первая сормовская АПЛ — от проекта до сдачи (с. 37)

«Главным конструктором первой АПЛ пр.670 был Виталий Константинович Шапошников. Головная АПЛ пр. 670 (зав. № 701), как и вся серия, построена на заводе "Красное Сормово" в Горьком (ныне – Нижний Новгород).
С тех пор прошло более 30 лет, и многое забыто. В печати стали нередко появляться статьи (особенно юбилейные), авторы которых, не являясь участниками проектирования и строительства первой АПЛ пр.670, видимо, невольно искажают некоторые факты и называют основными героями этих событий людей, которые совсем или почти совсем не имели непосредственного отношения к созданию этого уникального (по тем временам) корабля. Всё это заставило меня взяться за воспоминания и краткое изложение отдельных эпизодов сложнейшего процесса проектирования и строительства головной АПЛ пр. 670.
Я проработал в должности главного строителя этого и других кораблей серии с апреля 1959 г. по апрель 1970 г. Практически на всех извещениях на корректировку проектных документов (чертежах) есть моя подпись. Я проследил все этапы проектирования, провёл все стадии строительства. Можете мне поверить, что на каждом листе корпусных конструкций, каждом механизме заводского изготовления и контрагентских поставок есть отпечатки моих ладоней.
Я знал в лицо, по имени и отчеству всех контрагентов – как разработчиков, так и изготовителей. Разработка всех видов графиков строительства, составление мероприятий цеховых, заводских, отраслевых и союзных масштабов происходили при моём участии. Мне довелось побывать на предприятиях многих городов, в проектных организациях, руководящих и контролирующих учреждениях. Дважды или трижды меня вызывали для отчёта о состоянии хода строительства в учреждение, располагающееся за стенами московского Кремля, хорошо видимого с Красной Площади. За все огрехи в выполнении графиков, сроков строительства, в общем состоянии корабля (поломки, пожары, затопления и т. д.) спрашивали, в первую очередь, с меня: "Ты ведь главный строитель! С тебя и первый спрос". Так воспитывали меня в парткоме завода и руководители всех рангов. Запомнилось выражение министра Б.Е.Бутомы, который, занимаясь разбором одной неприятности, спросил меня: "Где ты-то был? Куда смотрел?" А узнав, что я был в командировке, заявил: "Значит, когда ты в командировке, твои строители стоят босиком на вокзале и ждут твоего приезда?" Я всё понял и до сих пор с восторгом вспоминаю эту фразу.
Сколько часов пришлось выстоять, докладывая о ходе работ, перед различными коллегиями, совещаниями, комитетами, которые ругали, пугали, требовали новых сроков и так далее. Вспоминаешь А.С.Пушкина: "Всё прошлое я вновь переживаю..." Да простит меня читатель, если где-то, в чём-то злоупотребляю местоимением "я". Это не значит, что бахвалюсь, просто не смог иначе сформулировать фразу о том или ином событии.
В апреле 1959 г., после нескольких лет интереснейшей, напряжённой работы в различных должностях на ниве судостроения я был назначен главным строителем АПЛ пр.670. С этого момента началась моя тесная работа с конструкторским бюро, которое к тому времени отделилось от завода и стало самостоятельным.
В это время руководство государственного комитета по судостроению (ГКС) и авторы ТТЗ рассмотрели и забраковали представленный первый вариант ПЛ пр.670. Проектирование передали в СКБ-143 (Ленинград). Главным конструктором ПЛ пр.670 назначили А.В.Угрюмова, а В.К.Шапошникова, возглавившего группу конструкторов корабля – его заместителем. Мне часто приходилось бывать в СКБ-143 для согласования габаритов (исходя из возможностей цехов, верфи) и принципиальной технологии строительства, возможностей транспортировки на сдаточные базы.
В октябре 1959 г. главный инженер 1-го главка ГКС И.Б. Михайлов, рассмотрев эти проработки, забраковал их. Угрюмову объявили выговор, и пр.670 был закрыт. Видя такое положение с проектированием ПЛ с новой энергетикой (так тогда называли ПЛ с АЭУ), для загрузки завода "Красное Сормово" было принято решение строить в Горьком ДЭПЛ пр.651. Однако руководство завода и Горьковского совнархоза (СНХ) попросило ГКС продолжить поиск проекта АПЛ, подходящей для строительства на заводе "Красное Сормово".»
Автор - Владимир Владимирович Семашко. Родился в 1930 г. В 1954 г. окончил с отличием кораблестроительный факультет Горьковского политехнического института. Получил направление на завод «Красное Сормово». Работал исполняющим обязанности строителя судов, строителем судов, начальником стапеля, заместителем начальника цеха, главным строителем. Принимал активное участие в строительстве ДЭПЛ нескольких проектов, являлся главным строителем головной АПЛ пр.670 (шифр проекта «Скат») — первой атомной сормовской лодки. Далее был главным строителем серии АПЛ пр.670.
С 1970 г. — главный контролёр завода — начальник отдела технического контроля (ОТК), заместитель директора завода по качеству. С апреля 2001 г. на государственной пенсии.

В.Н. Муратов, Н.С. Митичкин.
Хроника Тихоокеанского флота (с.44)

Основные события из жизни флота в 1999-2006 гг. В том числе:
— включение вновь построенных кораблей и судов;
— исключение выслуживших свой срок кораблей и судов;
— учения;
— походы и визиты;
— аварии и происшествия;
— назначения
и т.п.
Продолжение, начало см. «Тайфун» выпуск №19 (№7 за 1999 г.) и выпуск №20 (№1 за 2000 г.) «2001 год
В состязаниях на первенство ВМФ по видам боевой подготовки ТОФ занял 10 первых мест.
Из состава флота исключены ПЛ Б-248 пр.877, БПК «Адмирал Спиридонов» пр.1155, БДК-14 пр.775, базовые тральщики БТ-78 пр.1265, БТ-76, ракетные катера Р-42, Р-83, десантный катер Д-282, катера пр.ПВ1415 — П-333, П-378, П-402, и учебные катера УК-231, УК-432, УК-644, УК-646, УК-157.
2002 год
Январь — завершено расформирование 922-го ПМТО в п. Камрань СРВ, 323-го флотского учебного центра, 8-го учебного отряда.
Февраль — командующему ТОФ вице-адмиралу В.Д. Фёдорову присвоено воинское звание адмирал.
Март — АПЛ К-263 «Дельфин» переименована в К-263 «Барнаул».
Апрель — командующий войсками и силами на северо-востоке РФ вице-адмирал К.С. Сиденко назначен начальником штаба — 1-м зам. командующего ТОФ...»

25-я дивизия подводных лодок ТОФ (с. 52)

История самого мощного соединения ТОФ.
История 25-й дивизии ракетных подводных лодок стратегического назначения берёт своё начало в 1973 г., когда, в соответствии с директивой ГШ ВМФ от 5 февраля 1973 г. и директивой ГК ВМФ от 6 февраля 1973 г., началось формирование соединения. С 1 по 20 октября 1973 г. продолжалось формирование управления соединения ПЛ в б. Крашенинникова.
Изначально в состав дивизии вошли РПКСН К-252, К-258, К-446, К-430, К-436, К-451 и четыре плавучие казармы (ПКЗ-182, ПКЗ-2, ПКЗ-94, ПКЗ-155) для личного состава. Лодки К-252, К-258 и К-446 были переведены в состав соединения из 8-й ДиПЛ; К-446 находилась в аварийном ремонте на заводе «Восток», К-430, К-436, К-451 — на различных стадиях строительства или испытаний. Вторые экипажи этих кораблей проходили обучение в 93-м УЦ ВМФ (г. Палдиски, Эстонская ССР). Указанные лодки относились к АПЛ пр.667АУс ракетным комплексом Д-5У (БРПЛ Р-27У) увеличенной дальности и точности стрельбы.
Первым командиром соединения был назначен капитан 1 ранга Г.Ф.Авдохин, начальником политического отдела — капитан 1 ранга Б.В.Михайленко, начальником штаба — капитан 1 ранга В.В.Привалов, заместителем командира дивизии — капитан 1 ранга Н.Т.Иванов, заместителем командира по ЭМЧ — капитан 2 ранга-инженер Ф.А.Клещёв. Управление соединения размещалось на ПКЗ-182, экипажи ПЛ — на ПКЗ-2, ПКЗ-94, ПКЗ-155.
С окончанием формирования 25-й ДиПЛ начала набирать обороты БП. С первых дней лидирующее положение среди кораблей занимает экипаж К-258 под командованием капитана 1 ранга А.Н.Луцкого. Именно этому экипажу в мае 1974 г. на К-252 было доверено первым выйти на боевое патрулирование, итоги которого были высоко оценены командованием флота.

В.И. Королев.
Мои командиры и корабли (с. 61)

«Выбор профессии подводника для меня не был случайным. Значительную часть своей жизни отдал подводному плаванию дед, занимавшийся моим воспитанием в детстве. Он пришел в подплав в 1908 г., начав службу на бубновских «барсах», и прослужил на Балтике до 1917 г., а после того как флот начал «хиреть», ушел на берег. Общение с дедом, его рассказы о подводном плавании, морской службе постепенно сформировали желание стать офицером ВМФ. По его настоянию я поступил именно в ВВМУ им. М.В.Фрунзе, которое окончил в 1977 г.
Службу я начал на славной флотилии — старейшем объединении АПЛ советского ВМФ. Многое в атомном подводном флоте начиналось в Западной Лице. Назначение получил на должность командира электронавигационной группы БЧ-1 К-467 пр.671РТ...
За пять лет командования лодками пр.671РТ у меня имелась возможность получить собственное представление о корабле, изучить сильные и слабые стороны лодок второго поколения. Позднее, уже в должности заместителя командира дивизии мне довелось служить на АПЛ пр.971, которые являются кораблями третьего поколения, поэтому опыт службы позволяет мне высказываться об их возможностях. К тому же мне довелось служить как в плавсоставе (то есть быть практиком), так и на берегу.
В последнее время стало модным ругать нашу технику и восхвалять иностранные достижения в области военного кораблестроения, причем на стезю очернения наших достижений становятся как любители, вообще не имеющие реального представления о возможностях наших кораблей, так и специалисты-теоретики...
АПЛ пр.671РТ была спроектирована в ленинградском СКБ-143 (ныне — СПМБМ «Малахит») под руководством главного конструктора Г.Н.Чернышева, который, без сомнения, является выдающимся проектантом. Его конструкторские решения, воплощенные в металл, в дальнейшем позволили создать лодки, не только не уступающие иностранным аналогам, но и превосходящие их по некоторым характеристикам.
Основным преимуществом, которое получили лодки пр.671РТ по сравнению с отечественными лодками первого поколения и иностранными АПЛ, стал ракетоторпедный комплекс (с 533-мм и 650-мм ТА), являвшийся для своего времени уникальным оружием. Наличие такого комплекса позволяло в случае необходимости применить противолодочные ракеты и торпеды увеличенной дальности и уничтожить противника на дистанциях больших, чем те, на которых он мог нам эффективно противостоять...
Рассуждая о возможностях «барсов», надо помнить, что это не только отличные, но еще и относительно дешевые в постройке корабли. Уместно вспомнить строительство американской АПЛ «Seawolf»: промышленность США создала супердорогую и суперсовременную лодку, но, как мне кажется, они осознали, что заплатили слишком дорогую цену за те небольшие достижения, что им удалось достичь, и, как следствие, прекратили их постройку. Американцы всегда считают деньги, и критерий «эффективность/стоимость» в данном случае их, видимо, не устроил.
Ведя разговор о тех или иных возможностях отечественных и зарубежных АПЛ, часто забывают, что в подводном противостоянии участвуют, образно говоря, не только лодки, но и целые системы. Государственный подход в ВМС США чувствуется во всем, начиная с базирования, комплектования экипажей и заканчивая боевой подготовкой, дальними плаваниями.
Концепция использования АПЛ у них увязана с государственной политикой, действия подводников санкционируются и одобряются на самом высоком уровне, а в области подводного плавания существует четкая и продуманная политика. В районах постоянного действия американцы всегда разворачивают свои базы, где экипажи лодок могут отдохнуть, пополнить запасы и привести в порядок матчасть...»
Автор — Командующий Черноморским флотом Владимир Иванович Королёв. Родился 1 февраля 1955 г.
Образование: в 1977 г. окончил ВВМУ им. М.В. Фрунзе (штурманский факультет); в 1987 г. — 6 ВСОК ВМФ; в 1995 г. — ВМА (заочно).
Похождение службы: курсант ВВМУ им. М.В. Фрунзе (1972-1977); командир группы БЧ-1 К-467 пр.671РТ (1977); командир БЧ-1 К-467 пр.671РТ (1979); помощник командира К-495 пр.671РТ (1981); ст. помощник командира 246-го экипажа ПЛ пр.671РТ 6-й ДиПЛ СФ (1984); слушатель 6-х ВСОК ВМФ (1986-1987); командир К-488 пр.671РТ 24-й ДиПЛ СФ (08.1987); командир К-387 пр.671РТ 24-й ДиПЛ СФ (1988); зам. командира 24-й ДиПЛ СФ (12.1993); начальник службы противолодочной борьбы оперативного управления штаба СФ (04.1996-08.2000); командир 24-й ДиПЛ СФ (08.2000); НШ 12-й ЭсПЛ СФ (2002); командир 12-й ЭсПЛ СФ (2005); заместитель командующего СФ (19.11.2007); начальник штаба — 1-й заместитель командующего СФ (09.2009); начальник штаба СФ (2009); командующий ЧФ (2010).
Награды: ордена «За службу Родине в ВС» 3-й ст., «За заслуги перед Отечеством» 4-й ст., "За военные заслуги", медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й ст. и медали.

Новые «Варшавянки»

О закладке на "Адмиралтейских верфях" новых ПЛ для ВМФ России и ВМС Вьетнама.

РКА пр.12418 для ВМС Туркменистана

О новых кораблях для нашего соседа.

Тайфун 54