А.А. Уляшев.
Некоторые сведения из истории создания корвета пр.20380 (с. 2)

Повествуется о истории создания и строительства корветов для ВМФ России, трудностях, которые приходилось преодолевать, разногласиях межбу бюро и заводом, которые приходилось решать и дается ответ на вопрос, почему этот корабль можно считать уникальным. А.А.Уляшев -- главный строитель проекта, судостроительный завод "Северная верфь".
«...Из-за позднего поступления чертежей и отсутствия чертежей насыщения надстройка к началу ноября 2004 г. оказалась также не готовой для доставки на заказ. Учитывая отсутствие главных двигателей, без которых погрузка надстройки невозможна, срок ее доставки был перенесен на май 2005 г. Надо сказать, что формирование и доставку надстройки намечалось осуществить на специальном понтоне, одновременно являющемся имитатором верхней палубы корабля, по Неве.
2005 год явился весьма богатым на события: -- в основном был завершен выпуск рабочей конструкторской документации -- в июле была произведена погрузка главной энергетической установки, после чего погружена на корабль надстройка. Сама по себе погрузка надстройки явилась уникальной операцией, потребовавшей принятия серьезных и ответственных решений заводских технологов. В преддверии дня ВМФ (27 июля 2005 г.), когда на стапеле закладывался третий корвет, гости могли видеть полностью сформированный корпус и надстройку головного корабля с погруженной энергетической установкой. Важнейшие события 2005 г. определили возможность подготовки корабля к спуску на воду весной 2006 г. К маю 2006 г. техническая готовность заказа приблизилась к 70%, завершался электромонтаж магистральных электротрасс. Это позволяло приступить к швартовным испытаниям систем, устройств и энергетической установки сразу после спуска корабля на воду...»

Н.В. Гриневич.
МРК на автоматически управляемых подводных крыльях пр.1240 "Ураган" (с. 8)

История возникновения замысла и реализации проекта "Ураган" -- первого и до сих пор, в течение прошедших 35 лет, единственного в мире ракетного корабля на автоматически управляемых подводных крыльях (АУПК) -- достойна специального исследования. Спроектированный коллективом ЦМКБ "Алмаз" под руководством главного конструктора В.М.Бурлакова и построенный ленинградским Приморским заводом (и проектант, и завод-строитель с 1970 г. входили в состав производственного объединения, которое возглавлял начальник -- главный конструктор ЦМКБ "Алмаз" Е.И.Юхнин) "Ураган" стал ярким достижением советского военного кораблестроения, опережавшим и превосходившим на момент своего появления всё созданное в этом направлении за рубежом, включая и нашего главного вероятного противника -- США. Идея создания корабля, который, имея вооружение малого ракетного корабля "Овод", обладал бы не только значительно большей скоростью полного хода, но -- и это самое главное -- высокой мореходностью и возможностью в штормовых условиях применять ударное ракетное оружие, была для своего времени очень дерзкой и казалась практически неосуществимой. Но тогда для людей, работавших на оборону страны по зову сердца, а не только за деньги, не было нерешаемых задач -- дайте лишь время на проверку самых рискованных технических решений!
Этой огромной работе предшествовали широкомасштабные НИОКР, в которых участвовали ЦНИИ минсудпрома и других отраслей промышленности. Ведь "несущая платформа", в отличие от уже освоенного оружия, была принципиально новой: АУПК из титанового сплава, главные ГТД и угловые редукторные передачи на мощность 20 000 л.с., гидроприводы с рабочим давлением 200 атм, механизмы подъёма крыльевых устройств, водомёты для движения малым ходом со своей системой управления, корпус из нового лёгкого сплава и многое-многое другое. Более 30 технических решений были защищены авторскими свидетельствами.
Публикуемые статьи написаны представителями ВМФ, участвовавшими в создании и опытной эксплуатации "Урагана". Мы надеемся, что в очередных выпусках альманаха появятся воспоминания не только проектантов корабля, его уникальных систем и устройств, оружия, но и строителей и многочисленных контрагентов. Взгляды офицера-кораблестроителя, осуществлявшего наблюдение за проектированием, строительством и испытаниями "Урагана", и военного моряка, которому довелось командовать МРК-5 во время его опытной эксплуатации, дают лишь некоторое представление о тех объективных и субъективных факторах, совокупность которых привела к печальному результату.
Для оправдания перед потомками придумали красивую фразу: "Этот корабль слишком опередил своё время". Так ли это на самом деле, или же корабль сгубили сначала быстро осознанная большими руководителями промышленности бесперспективность в получении высоких наград, затем безответственность конкретных руководителей испытаний, а дальше -- "конкуренция по-советски", "подковёрная борьба" и, наконец, конъюнктурные решения адмиралов "от кораблестроения и вооружения" -- судить Читателю.
Автор - Николай Васильевич Гриневич, капитан 1 ранга. Окончил ВВМИУ им. Ф.Э.Дзержинского. В 1975-1981 гг. -- ответственный от ГУК ВМФ за МРК пр.1240 и (1978-1981) -- зам. председателя комиссии Госприёмки ВМФ по пр.1240; 1981-1982 -- зам. председателя комиссии по опытной эксплуатации МРК-5 пр.1240 на ЧФ; 1983-1988 -- начачальник отдела боевых катеров и кораблей с динамическими принципами поддержания 1-го ЦНИИ МО.

В.Е. Кузьмичёв.
МРК-5 глазами командира (с. 16)

«После обработки всех полученных во время испытаний параметров, а также предоставленных данных Госиспытаний началась жёсткая баталия по каждой цифре, которую необходимо вносить в отчёт о сравнительных испытаниях. Комиссия раскололась на два лагеря, об объективности речи не шло, главное -- протолкнуть свой проект в серию, причём не как унифицированную платформу для любых классов кораблей, а конкретно под противолодочный.
Отдельные члены комиссии, в частности, главный наблюдающий проекта "Ураган" капитан 2 ранга Н.В.Гриневич, невзирая на объективно лучшие результаты "Урагана", отдавали предпочтение "Соколу" под лозунгами важности противолодочной борьбы, готовности Зеленодольского завода строить серию, технической сложности "Урагана", неготовности промышленности к его строительству.
При докладе командующему ЧФ адмиралу Н.И. Ховрину на его прямой вопрос, почему при лучших показателях проекта "Ураган" комиссия рекомендует к серийному производству проект "Сокол", никто не смог дать вразумительный ответ.
В результате этой конъюнктурной борьбы флот получил не лучшее, а то, что сумели протолкнуть.»
Автор - командир МРК пр.1240, в дальнейшем командир соединения, имеющий богатый служебный опыт, с высоты прожитых лет дает оценку кораблю и высказывает свое мнение о причинах, почему в серию пошел другой проект, а не МРК пр.1240.

В.М. Моисеев.
К-43 пр.06709 в ВМС Индии (с. 20)

«Во главе немногочисленной группы советских специалистов ЦКБ "Лазурит" мне пришлось вылететь в республику Индия на смену нашим коллегам, обеспечивавшим оказание технической помощи индийским экипажам и группе советских инструкторов на первом этапе эксплуатации АПЛ, переданной Советским Союзом на три года в аренду республике Индия. Указанному событию предшествовала многолетняя напряжённая работа промышленности Советского Союза по подготовке АПЛ пр.670 (проект разработан в ЦКБ "Лазурит", постройка корабля осуществлена на заводе "Красное Сормово" в Горьком) к передаче в аренду республике Индия. Но начнём своё повествование с самого начала.
АПЛ для ВМС Индии
В начале 1980-х гг. в Индии началась реализация программы создания атомного подводного флота. В 1982-1990 гг. в рамках советско-индийского военного сотрудничества в СССР был выполнен комплекс мероприятий по подготовке советской АПЛ пр.670 (К-43, зав. №701, вступила в состав ВМФ СССР в 1967 г.) для передачи республике Индия в аренду сроком на три года. В том числе, в течение двух лет проводилось теоретическое обучение индийских экипажей в СССР и эксплуатация лодки в тропических условиях с целью практического обучения индийских экипажей.
Работы включали в себя следующие этапы:
1. Выработка концепции подготовки АПЛ к эксплуатации индийскими экипажами в тропических условиях под наблюдением советского инструкторского состава.
2. Разработка проекта переоборудования одной из находящихся в составе ВМФ СССР АПЛ, включая разработку технического проекта, комплекта рабочих чертежей, а также учебной и эксплуатационной документации в экспортном исполнении на русском языке.»
Автор - Виктор Михайлович Моисеев. Родился в 1941 г. По окончании Сормовского машиностроительного техникума в 1962-1970 гг. (с перерывом на службу в армии) работал техником-конструктором, затем -- инженером-конструктором в организации п/я 208 (в дальнейшем -- ЦКБ "Лазурит"). В 1970 г. окончил Горьковский институт инженеров водного транспорта по специальности "инженер-механик".
В 1970 г. по переводу продолжил трудовую деятельность в ЦКБ по судам на подводных крыльях. В качестве ведущего конструктора и заместителя начальника команды технического обслуживания занимался проектированием, строительством и испытанием экранопланов.
После катастрофы одного из экранопланов и практического закрытия соответствующей тематики вернулся в ЦКБ "Лазурит" -- в группу главного конструктора, занимавшуюся разработкой проекта переоборудования АПЛ К-43 (зав. №701) пр.670 для передачи в аренду республике Индия с целью обучения индийских экипажей. За период работы в ЦКБ "Лазурит" в должностях руководителя конструкторской бригады и заместителя главного конструктора принимал участие в разработке проекта переоборудования лодки и, далее, в переоборудовании К-43 на дальневосточном заводе "Звезда". В 1989 г. был командирован в республику Индия в качестве руководителя группы советских специалистов для оказания технической помощи индийским экипажам и группе советского инструкторского состава. Награждён медалями "За трудовую доблесть" и "300 лет Российскому флоту".

Г.И. Гавриленко.
Соединение ПЛ в Кронштадте в послевоенный период (1945-1967) (с. 27)

История дивизиона (бригады) ПЛ в Кронштадте. Приведены схемы, на которых прослеживается история Балтийского подплава с 1945 г. до наших дней (какие соединения имелись, когда были созданы, расформированы и переформированы).

С.А. Слугин.
Лишняя дивизия (с. 35)

История Амурской флотилии (49-й дивизии речных кораблей). Создание дивизии, ее состав в различные годы.
В 1965 г. дивизия пополнилась: с Дуная в 12-ю бригаду прибыли 12 АКА пр.1124. Хотя эти катера были военной и послевоенной постройки, но все же намного солиднее катеров "368-го и 376-го проектов". Пополнилась дивизия и ТЩ, переданными ей ТОФ и БФ.
В следующем году пополнение дивизии кораблями продолжилось: 28-я бригада получила три ДКа пр.Т-4.
К 1967 г. 12-я бригада состояла из трех дивизионов: 64-й дивизион АКА пр.1124, 65-й дивизион (катера пр.368, 376 и 123) и 38-й дивизион КТЩ (6 ед. пр.361). 28-я бригада имела три дивизиона: 14-й дивизион АКА (пр.123, 368 и 376), 240-й дивизион ДКа (пр.Т-4) и 27-й дивизион КТЩ (пр.361). 74-я бригада была двухдивизионного состава: 329-й и 63-й дивизионы АКА (пр.123, 191, 368 и 376). 15-й отдельный дивизион речных кораблей был трехзвеньевого состава: два звена по четыре катера пр.368 -- на озере Ханка и на реке Уссури и звено КТЩ из 3 ед. на Уссури.
401-й дивизион имел шесть катеров, а в 385-й дивизион судов обеспечения входили штабной корабль «Амур», плавказарма, транспорты и разъездные катера. 439-й дивизион аварийно-спасательных судов включал в себя водолазные и буксирные катера, а также пожарное судно.

В.И. Аликов.
Призовая стрельба К-244 пр.671РТМ (с. 39)

«...История экипажа К-244 и завоевания приза ГК ВМФ за торпедную стрельбу.
Отведённое нам на бой с ОБК время бежало, а где наш противник, -- мы не знали. Вместе с начальником РТС капитаном 3 ранга Ю.И.Онучиным я вслушивался в переливы гидролокаторов, пытался обнаружить синхронное движение пеленгов, значимое усиление силы сигнала и прочие известные "признаки" ОБК. Лодка приближалась то к одной, то к другой кромке района -- и отбегала назад, ближе к его середине. Переходы между позициями в районе выполняли энергично, при этом тренируя управленцев в управлении мощностью ядерных реакторов и оборотами турбины. Глубину погружения я задавал минимально возможную -- и по гидрологическим условиям, и из соображений безопасности. Но при увеличении хода уходили на глубину, исключающую кавитацию.
Так прошли 9 октября и ночь на 10 октября. Около 7 часов утра 10 октября, после очередной безуспешной попытки обнаружить ОБК на дальних подступах к нашему району, я вызвал в ЦП старпома капитана 2 ранга Е.Н.Филиппова, передал ему управление лодкой, поручил отойти из юго-восточного угла района в его центральную часть и пошёл освежиться -- ополоснуться в умывальнике 3-го отсека. Уходя, слышал чёткие команды Евгения Николаевича, который приказывал циркулировать, погружаться и увеличить ход. Зайдя в умывальник и сняв рубаху, я стал обливаться водой, снимая накопившееся напряжение. В это время лодка вдруг резко начала "задирать" нос, раздались звонки аварийной тревоги...
Я выскочил из умывальника в ЦП -- капитан 2 ранга Е. Филиппов доложил мне, что при погружении ПЛ в 6-м отсеке вдруг выбило какую-то прокладку, в отсек стала поступать забортная вода, но действия по локализации аварии и устранению неисправности выполнены, и лодка всплыла на безопасную глубину. Всё было сделано правильно, безопасность лодки была обеспечена.
Выполнив все действия по аварийной тревоге, проинформировали о случившемся личный состав и после отбоя аварийной тревоги продолжили поиск в районе по готовности № 2. Так уставшая, ветхая материальная часть К-524 напомнила нам о своём критическом состоянии...»

В.Р. Фролов.
Выпуск Военно-Морской Академии им. Н.Г. Кузнецова 2007 года (с. 47)

Приводятся биографии офицеров-выпускников Академии, которые в настоящее время командуют ведущими соединениями отечественного ВМФ. Феликс Владимирович Меньков в 1990 г. поступил на штурманский факультет ВВМУ им. М.В.Фрунзе. Сомнений в выборе жизненной стези не возникало, так как Феликс представлял третье поколение военных моряков и, вслед за отцом и дедом, продолжил семейную традицию.
В 1995 г. Ф.В. Меньков окончил с отличием штурманский факультет и был направлен на СФ, для прохождения службы в должности инженера электронавигационной группы БЧ-1 РКР «Маршал Устинов» пр.1164. Вся дальнейшая корабельная служба Ф.В.Менькова, до поступления в ВМА им Н.Г.Кузнецова в 2005 г., проходила на этом крейсере в различных должностях (Феликс Владимирович убыл на обучение с должности старшего помощника командира).
Среди событий, в которых довелось участвовать за время службы на РКР «Маршал Устинов», для Ф.В.Менькова стали памятными главный военно-морской парад в честь 300-летия ВМФ в Санкт-Петербурге в 1996 г., боевые службы в Северной Атлантике в 2003 г. и 2004 г., приём на борту президентов России и Польши в 2003 г. в Балтийске и другие. Из старших товарищей капитан 2 ранга Ф.В.Меньков отмечает первого командира Серея Иосифовича Авакянца (ныне -- контр-адмирала) и капитана 1 ранга Сергея Юрьевича Жугу, оказавших наибольшее влияние на становление молодого офицера и передавших ему свой богатый опыт службы.
После окончания ВМА им. Н.Г. Кузнецова капитан 2 ранга Ф.В. Меньков был назначен командиром ТАРКР «Петр Великий» пр.11442.

Тайфун 53