Статья из журанала "Моделист-Конструктор" № 2005-10

Выпуск: 28 Корабли третьего тысячелетия

  • Схемы ТТХ
  • Вступление
  • Описание
  • Описание
  • Описание
  • Описание
  • Служба
  • 125. Фрегат «Де Зевен Провинсиен», Нидерланды, 2003 г.
  • 126. Корвет «Аматола», ЮАР, 2003 г.
  • 127. Фрегат «Зансен», Германия, 2003 г.
  • 128. Фрегат «Альваро де Басан», Испания, 2002 г.
  • 129. Фрегат «Бергамини», Италия (проект).
  • 130. Многоцелевой десантный корабль «Абсалон», Дания, 2005 г.
  • 131. Проектное изображение корабля LCS, США.
  • 132. Корвет «Стерегущий», Россия (проект).
125
125. Фрегат «Де Зевен Провинсиен», Нидерланды, 2003 г.

Построен на верфи «Схелде» в Нидерландах.

Водоизмещение полное 6500 т.

Длина наибольшая 144,2 м; ширина 18,8 м, осадка 5,2 м.

Мощность двухвальной дизель-газотурбинной установки 73 600 л.с., скорость 29 узлов.

Вооружение:

8 ПКР «Гарпун», 1x40 вертикальная ПУ ЗРК ESSM («Си Спэрроу»), одна 127-мм артустановка «ОТО-Бреда», один семиствольный 30-мм автомат «Голкипер», два 20-мм автомата «Эрликон», два двухтрубных 324-мм торпедных аппарата, один вертолет NFH-90.

Всего в 2003 — 2005 гг. построено 4 единицы.

126
126. Корвет «Аматола», ЮАР, 2003 г.

Построен на верфи «Блом унд Фосс» в Гамбурге.

Водоизмещение полное 3590 т.

Длина наибольшая 121 м, ширина 16,34 м, осадка 5,95 м.

Мощность комбинированной дизель- газотурбинной установки 43 300 л.с., скорость 27 узлов.

Вооружение:

8 ПКР «Экзосет Блок-2», 1x12 УВП ЗРК «Умкхонто», одна 76-мм артустановка «ОТО-Мелара», один спаренный 35-мм автомат, вертолет «Супер Линкс».

Всего в 2003 — 2005 гг. построено 4 единицы.

127
127. Фрегат «Зансен», Германия, 2003 г.

Построен на верфи «Блом унд Фосс» в Гамбурге.

Водоизмещение полное 5600 т.

Длина наибольшая 143 м, ширина 17,4 м, осадка 4,4  м.

Мощность двухвальной дизель-газотурбинной установки 52 100 л.с., скорость 29 узлов.

Вооружение:

8 ПКР «Гарпун», 1x32 вертикальная ПУ ЗРК «Стандарт» SМ-2, 2x21 ПУ ЗРК RAM, одна 76- мм артустановка «ОТО-Бреда», два 27-мм автомата «Маузер», два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата, два вертолета NFH-90 или «Супер Линкс».

Всего в 2003 — 2006 гг. построено 4 единицы.

128
128. Фрегат «Альваро де Басан», Испания, 2002 г.

Построен на верфи «Басан» в Ферроле.

Водоизмещение полное 5802 т.

Длина наибольшая 133,2 м, ширина 17,5 м, осадка 4,5 м.

Мощность двухвальной дизельгазотурбинной установки 59 500 л.с., скорость 28 узлов.

Вооружение:

8 ПКР «Гарпун», 1x32 вертикальная ПУ ЗРК «Стандарт» SM-2/ESSM, одна 127-мм артустановка Мк-45, один 12-ствольный 20-мм автомат «Мерока», два 20-мм автомата «Эрликон», два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата, один вертолет «Си Хок». В 2002 — 2006 гг. построено 4 единицы.

129
129. Фрегат «Бергамини», Италия (проект).

Строится на верфи «Рива Тригозо» в Специи.

Водоизмещение полное 5500 т.

Длина наибольшая 135 м.

Мощность двухвальной дизель-газотурбинной установки 65 500 л.с., скорость 29 узлов.

Вооружение:

8 ПКР «Тезео», одна вертикальная ПУ ЗРК «Астер», одна 127-мм и одна 76-мм артустановки «ОТО-Бреда», два двухтрубных 324-мм торпедных аппарата, один вертолет «Мерлин» или NFH-90.

Головной фрегат заложен в 2004 г.,

Всего планируется построить 4 единицы

130
130. Многоцелевой десантный корабль «Абсалон», Дания, 2005 г.

Построен на верфи «Оденсе» (Дания).

Водоизмещение полное 6300 т.

Длина наибольшая 137 м, ширина 19,5 м, осадка 6,3 м. Скорость 23 узла.

Вооружение:

8 ПКР «Гарпун», одна вертикальная ПУ ЗРК «Си Спэрроу», одна 127-мм артустановка Мк-45, два малокалиберных автомата, два противолодочных торпедных аппарата, два вертолета ЕН-101, два десантных катера LCP (предусмотренное проектом ракетное и торпедное оружие предполагается установить после 2007 г.).

Всего планируется построить 2 единицы.

131
131. Проектное изображение корабля LCS, США.

Один из вариантов «литорального боевого корабля», предложенный фирмой «Локхид Мартин».

Водоизмещение около 3000 т.

Длина наибольшая 115 м, ширина 13 м, осадка менее 4 м. Скорость около 60 узлов. Состав вооружения: ПКР «Гарпун», ЗРК самообороны, одна 127-мм артустановка Мк-45, вертолет.

Начиная с 2007 г. планируется построить 55 — 60 единиц.

132
132. Корвет «Стерегущий», Россия (проект).

Строится на Северной верфи в Санкт-Петербурге (проект 20380) с декабря 2001 г.

Водоизмещение около 2000 т

Длина наибольшая 100 м, ширина 13 м. Дизельная силовая установка, скорость 30 узлов.

Вооружение:

8 ПКР «Уран», зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Кортик», одна 100-мм артустановка АК-190, два шестиствольных 30-мм автомата АК-630М, противолодочный ракето-торпедный комплекс «Водопад», вертолет.

Всего заложено 2 единицы.

Спуск на воду очередного корабля семейства МЕКО — корвета «Аматола» для ВМС ЮАР — на первый взгляд не таил в себе ничего необычного. И тем не менее это событие, состоявшееся 7 июня 2002 года на гамбургской верфи «Блом унд Фосс», привлекло пристальное внимание специалистов из самых разных стран мира. И дело заключалось не только в том, что новому проекту МЕКО-А200 предрекали большое будущее на международном рынке морских вооружений. Южноафриканский корвет оказался примечательным сразу в нескольких аспектах, наглядно характеризующих тенденции современного кораблестроения.

В военно-морской литературе его уже нарекли первенцем поколения XXI века, и неспроста.

Прежде всего, обращает на себя внимание классификация корабля водоизмещением в 3500 т как корвета — на сегодняшний день это самый большой и мощно вооруженный корвет в мире. Конечно, здесь не последнюю роль сыграли политические мотивы — явно выраженные фрегаты были официально понижены в ранге для того, чтобы облегчить утверждение их постройки в парламенте страны. Но вместе с тем такое решение оказалось вполне соответствующим нынешним веяниям. Действительно, существующая множественность классов боевых кораблей устарела: невозможно провести четкие границы между большими ракетными катерами и корветами, между корветами и фрегатами, между фрегатами и эсминцами, между эсминцами и крейсерами. То есть если раньше у каждого из этих классов были свои определенные задачи, то теперь все они по назначению стали близкими, а корабли отличаются друг от друга лишь размерами. Тут невольно вспоминается историческая аналогия: на протяжении нескольких столетий парусные военные корабли фактически принадлежали к одному классу и делились на пять рангов лишь в соответствии с размерами и числом пушек. Логично предположить, что в недалеком будущем произойдет нечто подобное. За исключением авианосцев, подводных лодок и некоторых узкоспециализированных вспомогательных судов, все остальные боевые единицы флота могут превратиться в «многоцелевые надводные корабли такого-то ранга». Впрочем, де-факто это уже происходит.

Возвращаясь к корвету «Аматола», весьма любопытно проследить предысторию его появления. В 1990-е годы самыми современными надводными кораблями ВМС ЮАР были девять больших ракетных катеров типа «Министер», построенных частично в Израиле, а частично — на собственной верфи в Дурбане по израильской лицензии. Однако эти катера, спроектированные для ограниченной акватории Средиземного моря, для службы в открытом океане оказались малопригодными. В результате их пришлось вывести в резерв. Им на замену решили построить более крупные и мореходные корветы, причем с целью экономии средств вооружение и электронику для них должны были взять с катеров типа «Министер». По первоначальным замыслам новые корветы планировалось вооружить необычайно сильной артиллерией (три или четыре 76-мм артустановки «ОТО-Мелара» с линейно-возвышенным расположением) и целой батареей противокорабельных ракет «Скорпион» (копия израильских «Габриэль»). Но в дальнейшем от столь экстравагантного варианта отказались, отдав предпочтение проекту немецкой фирмы «Блом унд Фосс». Вся эта история лишний раз подтверждает характерный факт: все больше стран отказывается от «москитного» флота в пользу более крупных кораблей. Вероятно, класс ракетных катеров в будущем канет в небытие...

Окончательный состав вооружения корветов типа «Аматола» отличает одна особенность — в него входят системы не только западного, но и южноафриканского производства. Речь идет о зенитных ракетах «Умкхонто» и 35-мм автоматических артустановках фирмы «Денел». Эта новая тенденция — создание в странах «третьего мира» собственных современных систем оружия — распространяется столь быстро, что игнорировать ее со стороны американских и европейских «законодателей мод» в области производства вооружений уже невозможно.

В концептуальном плане «Аматола» представляет собой многоцелевой фрегат, спроектированный по модульной схеме МЕКО и в соответствии с технологией «стэлс». От своих предшественников корабль отличается оригинальной пропульсивной установкой, включающей два малошумных гребных винта и один водометный движитель «Вяртсиля-Липс» финского производства. В качестве силовой установки используется популярная комбинация из двух дизелей MTU мощностью по 8050 л.с. и газовой турбины LM-2500 фирмы «Дженерал электрик» (27 200 л.с.). Предусмотрено несколько режимов работы двигателей в разных сочетаниях; максимальная скорость при этом составляет 27 узлов. При экономической скорости хода в 15 узлов дальность плавания достигает 7700 миль.

Вооружение «Аматолы» включает восемь ПКР «Экзосет Блок-2», установку вертикального пуска зенитных ракет «Умкхонто» с дальностью стрельбы до 12 км, одну 76-мм артустановку «ОТО-Мелара» (фактически единственное наследство от списанных ракетных катеров типа «Министер»), 35-мм зенитную спарку и вертолет «Супер Линкс». Кроме того, зарезервировано место под установку двух противолодочных торпедных аппаратов и пары 20-мм «эрликонов».

Заказ на четыре корвета типа «Аматола» правительство ЮАР официально ратифицировало в декабре 1999 года. Под постройку кораблей образовали специальный консорциум с участием немецкого, французского и южноафриканского капитала. Головной корвет прибыл в Кейптаун в ноябре 2003 года. В следующем году вступили в строй «Исандлвана» и «Спиенкоп», в 2005-м — последний в серии «Менди». Предполагается, что полностью боеспособной вся четверка кораблей станет к началу 2006 года, после завершения курса боевой подготовки.

Вступление в строй корвета «Аматола» по времени совпало с появлением в Европе двух его «дальних родственников» — немецкого и голландского фрегатов «Заксен» и «Де Зевен Провинсиен». Эти корабли также «выросли» из модульной концепции МЕКО, но, по сравнению со своими экспортными собратьями, они значительно крупнее и оснащены более сложной электроникой. Их прототипом стал нереализованный проект «единого фрегата НАТО» NFR-90, разработанный совместно конструкторами из ФРГ и Нидерландов еще в начале 1990-х годов. Подобная кооперация уже имела место полтора десятилетия назад, когда эти две страны также пытались создать стандартный многоцелевой корабль (см. «Моделист-конструктор» №2 за 2005 г.). История повторилась: разработав эскизный проект совместно, немцы и голландцы окончательную доводку чертежей под свои требования решили делать самостоятельно. В итоге оба головных корабля оказались довольно близкими по характеристикам, но все же заметно отличались и внешне, и по составу вооружения.

Фрегат «Заксен» (тип 124) по сути представлял собой увеличенный «Бранденбург» (тип 123) с еще более ярко выраженной архитектурой «стэлс» и американским зенитно-ракетным комплексом коллективной обороны «Стандарт». Малошумная комбинированная энергетическая установка включала одну газовую турбину LM-2500 и два дизеля, работавших через редуктор на два пятилопастных винта. Особое внимание уделялось повышению живучести корабля. Сообщается, что корпус «Заксена» способен выдержать взрыв ракеты с боевой частью в 150 кг ВВ без угрозы для продольной прочности корабля. Каждый из 15 водонепроницаемых отсеков оборудован автономными водоотливной и вентиляционной системами, а также своим постом энергетики.

Внешней отличительной особенностью фрегата стали массивная многогранная мачта с четырьмя плоскими фазированными антеннами многофункционального радара APAR и характерной поворотной антенной РЛС дальнего обнаружения воздушных целей SMART- L, установленной на крыше ангара. По сообщениям зарубежной печати, система APAR позволяет одновременно следить за 200 целями, а SMART-L — сразу за 1000! Все данные от радаров и других средств обнаружения поступают на боевую информационно-управляющую систему SEWACO, являющуюся своего рода европейским ответом на американскую многофункциональную систему «Иджис». Высокий уровень автоматизации позволил сократить численность экипажа корабля до 255 человек.

Штатное артиллерийское вооружение фрегатов типа «Заксен» включает одну 76-мм артустановку «ОТО-Бреда» (ранее известную как «ОТО-Мелара»). Однако на втором корабле серии, «Гамбурге», в ходе испытаний вместо нее установили башню с армейской 155-мм гаубицей PzH-2000, способной стрелять обычными снарядами на дальность 40 км, а активно-реактивными — на 80. Увеличение калибра морской артиллерии — это еще одна обозначившаяся тенденция военного кораблестроения нового тысячелетия.

Головной фрегат типа 124 «Заксен» официально вступил в строй 31 декабря 2003 года (прямо как во времена советской плановой экономики — в приемных актах наших кораблей постоянно мелькают очень похожие даты!); за ним в 2004 — 2005 годах последовали «Гамбург» и «Гессен». Заказ на постройку четвертого и последнего корабля — «Тюринген» — был выдан несколько позже; его сдача флоту ожидается в конце 2006 года.

Серия голландских фрегатов типа «Де Зевен Провинсиен» также состоит из четырех единиц. Они заказывались парами, отличающимися друг от друга типом ЗРК. Так, вертикальная пусковая установка Мк-41 головного корабля и следующего за ним «Де Рейтера» укомплектована контейнерами с ракетами самообороны «Си Спэрроу» (модификация ESSM с дальностью полета около 50 км), а «Тромпа» и «Эвер- стена» — ракетами «Стандарт» SM-2 с дальностью стрельбы до 74 км. Примечательно, что в процессе проектирования корабли типа «Де Зевен Провинсиен» значились как эсминцы, но в ходе постройки в целях «общеевропейской стандартизации» были переклассифицированы во фрегаты.

Из более-менее важных отличий голландских фрегатов от немецких следует отметить состав главной энергетической установки (две газовые турбины «Роллс-Ройс Спей» вместо одной LM-2500) и более мощное штатное артиллерийское вооружение (одна 127-мм артустановка «ОТО-Бреда», семиствольный 30-мм автомат «Голкипер» и два 20-мм «эрликона») в ущерб зенитно-ракетному (ЗРК RAM не устанавливался). Основное радиоэлектронное оборудование — системы APAR, SMART-L и SEWACO — то же, что и на «Заксене». Широкая автоматизация позволила еще больше сократить численность экипажа — до 227 человек, что для 6000-тонного корабля является рекордно малой величиной.

На первом этапе в разработке перспективного фрегата NFR-90 помимо ФРГ и Нидерландов участвовала и Испания, однако вскоре она вышла из соглашения и сделала ставку на собственный проект. Итогом работ испанских конструкторов стал фрегат «Альваро де Басан». По концепции он весьма близок к своим немецким и голландским сверстникам, но по составу вооружения и радиоэлектронному оборудованию выглядит более «американизированным». Да и внешне корабль сильно напоминает уменьшенный американский эсминец «Арли Берк». В то же время, «Альваро де Басан» стал первым в мире фрегатом, оснащенным многофункциональной системой «Иджис» — ранее она устанавливалась только на американских и японских кораблях класса «эсминец — крейсер». Всего испанцы построили четыре таких фрегата; в настоящее время они выполняют заказ от Норвегии на строительство серии похожих, но меньших по размерам кораблей типа «Фритьоф Нансен».

Альтернативой фрегату NFR-90 стал англо-франко-итальянский проект «Оризон» («Горизонт»). В 1993 году между правительствами трех европейских стран было заключено соглашение о разработке многоцелевого корабля, соответствующего концепции «стэлс» и оснащенного перспективным ракетным оружием нового поколения. Но дальше, как водится, между партнерами возникли разногласия... В конце концов Великобритания вышла из совместной программы и создала собственный проект, по традиции отнесенный к классу эсминцев. Впрочем, строящийся ныне «Дэринг» все же сильно напоминает свой прототип «Ори- зон». Он лишь немного крупнее (полное водоизмещение 7350 т), несет иной состав артиллерийского вооружения и незначительно отличается силуэтом.

Французские и итальянские фрегаты типа «Оризон» близки по характеристикам, но тоже несколько отличаются внешне. Процесс их проектирования затянулся почти на десятилетие — вступление в строй первых кораблей ожидается не ранее 2006 года. Головной фрегат во Франции получил имя «Форбэн», в Италии — «Бергамини».

У всех новых проектов боевых кораблей XXI века четко просматриваются общие тенденции — универсальность, увеличенные размеры, повышенные живучесть и расчетный срок службы, низкий уровень собственных физических полей. Причем, что касается универсальности, то в этом направлении следует ожидать новых небанальных решений. Так, вызывает несомненный интерес «первая ласточка» —датский многоцелевой десантный корабль «Абсалон», вошедший в строй в 2004 году. Это в своем роде «мастер на все руки», объединивший в себе черты чисто боевого фрегата и полноценного амфибийного корабля. Он оборудован помещениями площадью около 1000 кв. м для морских пехотинцев, аппарелью для выгрузки тяжелой техники, взлетно-посадочной площадкой, ангаром на два вертолета ЕН-101 «Мерлин» и двумя небольшими десантными катерами. При этом вооружение, радиолокационное оборудование и общая архитектура в стиле «стэлс» вполне соответствуют классу фрегатов. Да и по скорости (23 узла) «Абсалон» не сильно отстает от своих чисто боевых собратьев. По всей вероятности, в будущем у «датчанина» появятся последователи — особенно привлекательна идея «сверхуниверсального» корабля для небогатых стран.

Датский первенец нового подкласса универсалов удачно вписывается и в американскую концепцию так называемой «литоральной» войны, подразумевающей активные действия флота против территории неприятеля из его же прибрежных вод. Недавно в США приступили к проектированию нового корабля LCS (Littoral Combat Ship), также сочетающего в себе черты ударного фрегата и десантного судна. Следует заметить, что американцы в течение полутора последних десятилетий фрегатов не строили вообще — они отдавали предпочтение более крупным эсминцам. Похоже, что вскоре эта традиция будет нарушена: в Пентагоне вынашивают планы строительства 55 — 60 кораблей LCS водоизмещением порядка 3000 т каждый. Правда, какими будут эти суда, пока не ясно — сегодня существует несколько эскизных проектов, принципиально отличающихся друг от друга по архитектуре и характеристикам.

Ну, и в завершение разговора о перспективных многоцелевых кораблях нельзя не упомянуть последние отечественные разработки. Увы, здесь сразу бросается в глаза главное отличие наших боевых судов от западных — их весьма небольшие размеры. Если в США и странах НАТО пришли к выводу, что универсальный надводный корабль нового поколения должен иметь водоизмещение не менее 5000 — 7000 т, то ВМФ России при его нынешнем финансировании постройка таких боевых единиц явно не по карману. Нашему флоту — вразрез с общемировыми тенденциями — приходится делать ставку на корабли куда более скромные и по размерам, и по боевым характеристикам.

Первая попытка приступить к серийной постройке новых сторожевых кораблей для ВМФ России была предпринята в 1997 году. Тогда на заводе «Янтарь» в Калининграде заложили «Новик» — многоцелевой сторожевик проекта 12441 полным водоизмещением около 2900 т. Однако из этой затеи ничего не получилось: оторванность Калининградской области от России привела к тому, что доставка туда материалов и оборудования многократно подорожала. Строить там военные корабли стало экономически невыгодно, и работы на «Новике» замерли, толком так и не начавшись.

В декабре 2001 года на Северной верфи в Санкт-Петербурге состоялась закладка нового многоцелевого корабля морской зоны «Стерегущий» (проект 20380). Считалось, что он станет головным в серии из десяти единиц. Отдавая дань моде, разработчики проекта назвали сторожевик корветом, хотя официально такого класса кораблей в составе ВМФ России нет. В облике «Стерегущего» отобразились все современные веяния — технология «стэлс», низкий уровень шумов и вибрации механизмов, повышенная живучесть, внедрение новых конструкционных материалов... Вместе с тем относительно небольшие размеры корвета (полное водоизмещение около 2000 т) ограничивают его боевые возможности, а нерешенные финансовые проблемы грозят превратить объект в очередной долгострой. К настоящему времени заложены два корабля проекта 20380, но сроки их сдачи флоту выглядят весьма туманными.

Прошедшие в 2003 и 2005 годах в Санкт- Петербурге международные морские салоны показали, что у России в области военного кораблестроения сохранился высокий интеллектуальный потенциал, и пока у нашей страны есть все шансы остаться в числе ведущих морских держав. Хочется надеяться, что эти шансы не будут упущены.

В. Кофман