Статья из журанала "Моделист-Конструктор" № 2003-11

Выпуск: 06 Корабли на конвейере

  • Схемы ТТХ
  • Вступление
  • Описание
  • Описание
  • Описание
  • Описание
  • Служба
  • 24. Эскортный миноносец «Бакли», США, 1943 г.
  • 25. Эскортный миноносец «Эвартс», США, 1943 г.
  • 26. Эскортный миноносец «Раддероу», США, 1944 г.
  • 27. Фрегат «Такома», США, 1943 г.
24
24. Эскортный миноносец «Бакли», США, 1943 г.

Головной корабль типа «ТЕ», построен фирмой «Бетлхем».

Водоизмещение стандартное 1420 т, полное 1815 т.

Длина наибольшая 91,44 м, ширина 11,28 м, осадка 3,4 м.

Мощность двухвальной паротурбинной установки 12000 л.с., скорость 23 узла.

Вооружение:

три 76-мм универсальных орудия, один четырехствольный 28-мм и восемь 20-мм автоматов, один 533-мм трехтрубный торпедный аппарат, восемь бомбометов и два бомбосбрасывателя.

Всего в 1942-1945 гг. построено 154 единицы, из которых шесть достроено (и еще три переоборудовано после вступления в строй) в качестве быстроходных десантных транспортов «APD».

25
25. Эскортный миноносец «Эвартс», США, 1943 г.

Головной корабль типа «GMT», построен на верфи ВМС в Бостоне.

Водоизмещение стандартное 1195 т, полное 1430 т.

Длина наибольшая 88,22 м, ширина 10,72 м, осадка 3,1 м.

Мощность двухвальной дизельной установки 6000 л.с., скорость 19,5 узла.

Вооружение:

три 76-мм универсальных орудия, один четырехствольный 28-мм и девять 20-мм автоматов, один реактивный бомбомет «Хеджехог», восемь бомбометов и два бомбосбрасывателя.

Всего в 1942-1944 гг. построено 97 единиц, в том числе 32 для ВМС Великобритании.

26
26. Эскортный миноносец «Раддероу», США, 1944 г.

Головной корабль типа «TEV», построен на верфи ВМС в Филадельфии.

Водоизмещение стандартное 1435 т, полное 1810 т.

Длина наибольшая 93,27 м, ширина 11,23 м, осадка 3,1 м.

Мощность двухвальной турбоэлектрической установки 12000 л.с., скорость 23 узла.

Вооружение:

два 127-мм орудия, два спаренных 40-мм и десять 20-мм автоматов, один 533-мм трехтрубный торпедный аппарат, восемь бомбометов и два бомбосбрасывателя.

Всего в 1944-1945 rr. построено 22 единицы и еще 50 достроено в качестве быстроходных десантных транспортов «APD».

27
27. Фрегат «Такома», США, 1943 г.

Построен фирмой «Кайзер».

Водоизмещение стандартное 1510 т, полное 2220 т.

Длина наибольшая 91,9 м, ширина 11,13 м, осадка 4 м.

Мощность двухвальной паросиловой установки 5500 л.с., скорость 20 узлов.

Вооружение:

три 76-мм универсальных орудия, два спаренных 40-мм и девять 20-мм автоматов, один реактивный бомбомет «Хеджехог», восемь бомбометов и два бомбосбрасывателя.

Всего в 1942-1944 гг. для флота США построена 81 единица.

Далекие от разгоравшейся в Европе войны, американцы даже и в 1940 году все еще не помышляли о создании собственных эскортных миноносцев. Они продолжали строить свой «большой флот», включавший огромное количество эсминцев: полагали, что эти универсальные корабли смогут решить все проблемы. Что же касается специализированных сил противолодочной обороны, то от них отказались по финансовым причинам: неопытные проектировщики ухитрились создать некое «чудо техники», имевшее водоизмещение всего в 775 т, но которое стоило почти столько же, сколько полноценный 1850-тонный эсминец типа «Бенсон» - «Гливз»! Неудивительно, что именно эскадренным миноносцам и отдавалось предпочтение.

Вполне возможно, что развитие эскортных сил ВМС США и в дальнейшем пошло бы по такому сценарию, если бы не опыт их британских коллег. Буквально задыхаясь от нехватки противолодочных и конвойных судов, англичане решились на отчаянный шаг. Черчилль лично обратился к Рузвельту с просьбой обменять 50 безнадежно устаревших американских эсминцев-«гладкопалубников» четвертьвековой давности на 99-летнюю аренду британских баз на островах Вест-Индии. Главной ценностью странной «покупки» стало сближение будущих союзников.

В 1940 году через океан отправилась американская военно-морская миссия, в состав которой вошел, в частности, специалист по противолодочной борьбе коммандер Э.Кокрейн. На него сильнейшее впечатление произвели эскортные миноносцы типа «Хант» - небольшие, с сильным вооружением, высокой скоростью и при этом относительно дешевые. После возвращения в Соединенные Штаты энергичный офицер самостоятельно разработал аналогичный проект корабля уже для своего флота, который при водоизмещении около 1100 т требовал только половинных затрат на постройку, по сравнению с «Бенсоном». Проект с воодушевлением встретили в Управлении кораблестроения, главном центре по созданию новых боевых судов. Казалось бы, он должен был понравиться и адмиралам, тем более, что становилось совершенно очевидно: до вступления в войну оставались считанные месяцы. Однако глава Управления кораблестроения контр-адмирал Д.Робинсон напрасно обивал пороги высокого начальства: командующий флотом отложил чертежи в долгий ящик.

Дело сдвинулось с мертвой точки благодаря все тем же англичанам. После принятия закона о ленд-лизе они обратились к «заокеанскому дядюшке» с просьбой построить как можно быстрее крупную серию эскортных кораблей для охранения трансокеанских конвоев. Адмиралтейство даже любезно предоставило несколько «образцов» из числа канадских «риверов», благо их не требовалось даже перегонять через океан.

Американцы бодро взялись за дело, применив свой гигантский опыт серийного строительства любой техники на конвейерах. Фрегаты типа «Такома» собирались на верфях из целых секций, отчасти даже уже начиненных оборудованием. Так удалось добиться отличных темпов постройки, но вот что касается качества... Первый блин, как обычно, вышел комом: сварные корпуса из разнородных секций скрипели и давали трещины на сильном волнении. Кроме того, паровые машины тройного расширения обеспечивали крайне малую маневренность. Радиус циркуляции, один из важнейших тактических параметров в борьбе с подводными лодками, был слишком большим - как у среднего крейсера. Неудачным выглядело и вооружение. Англичане, ставшие первыми потребителями заокеанских фрегатов, с большим удивлением знакомились с 76-миллиметровками, стоявшими открыто в невысоких кольцевых ограждениях из стального листа, служивших хорошей ловушкой для заливавшейся в них воды. Еще сильнее озадачили технические характеристики пушек, подвигнувшие остроумных моряков Ройял Нэйви на такие определения, как «ружья для охоты на слонов» и «средневековые мушкетоны». Справедливости ради следует заметить, что на самом деле американская трехдюймовка не выделялась в худшую сторону из длинного ряда аналогичных артсистем межвоенного периода, являясь даже универсальным орудием. Но для 1942 года ее могло бы не хватить в поединках с подводными лодками стран «оси», подавляющее большинство которых имели в годы войны по одному, а то и по два значительно более мощных и дальнобойных орудий калибром 88-1271 мм.

Большую часть не слишком удачных фрегатов типа «Такома» американцы благополучно сплавили союзникам (в Британии они получили обозначение «тип «Колони», поскольку им дали имена бесчисленных островков и других небольших владений империи), но и на их долю оставалось немало этого добра. Моряки отзывались о боевых возможностях «таком» весьма скептически, настаивая на создании более мощных и быстроходных кораблей. Вот тут и вспомнили про основательно запылившийся проект Кокрейна. Несомненно, эскортные миноносцы выглядели заметно привлекательнее плохой имитации в общем-то экспромтного английского эскортника.

Накопленный к тому времени опыт конвейерного строительства очень помог в развертывании производства самой большой в истории серии крупных надводных военных кораблей. В дело пошло все - вплоть до трехтрубных торпедных аппаратов, снятых в свое время с «гладкопалубных» эсминцев времен Первой мировой войны. В качестве главной артиллерии в проекте предусматривались две четырехдюймовки, не способные вести огонь по самолетам, что совершенно не соответствовало тактическим установкам флота США, уже хорошо понявшего опасность авиации для кораблей всех классов. Поэтому вначале на них устанавливали все те же 76-мм «мушкеты», что и на фрегатах. Лишь после настоятельных протестов флотского начальства на палубах эскортных миноносцев появились две 127-мм универсальные пушки в башенных установках - основное зенитное оружие дальнего действия всех американских боевых кораблей периода Второй мировой войны. Вскоре улучшилось положение и с легким зенитным вооружением. В 1942 году в Соединенных Штатах удалось наладить массовое производство 40-мм «бофорсов» и 20-мм «эрликонов», которые и заняли свое место на эскортных кораблях, заменив ненадежные четырехствольные 28-мм автоматы.

Главная проблема, однако, заключалась в недостатке силовых установок. Проектные турбины с редуктором могли бы обеспечить кораблю 24-узловую скорость, достаточную для любой противолодочной и эскортной работы. Но по-настоящему массовое производство довольно сложных в техническом плане редукторов оказалось не по зубам даже самой мощной индустрии мира. Пришлось сделать ставку на дизели. Само по себе оригинальное техническое решение (сочетание восьми дизельных двигателей мощностью по 1500 л.с., четыре из которых приводили в действие электромоторы, а остальные соединялись с валами через небольшую, то есть простую и дешевую, зубчатую передачу) не вызывало возражений, хотя и добавляло к водоизмещению лишних 130 т. Однако этот проект «подрубило» требование передать как можно больше моторов для производства десантных судов, в результате чего эскортные миноносцы лишились половины своих дизелей, как раз тех, которые должны были действовать через «зубчатку». Итог - потеря четырех узлов скорости - сделал тип «GMT» эквивалентом большинству британских фрегатов. Зато после «хирургической операции» удаления половины двигателей стало возможным несколько сократить длину корпуса, за что эти корабли часто называли «короткокорпусными» («short hull»).

Последовало другое решение: заменить механический редуктор электромотором, то есть перейти к турбоэлектрической установке. Удобная в эксплуатации и в бою, она всегда превышала по весу обычные турбины. В результате серии, получившие такую механику, имели корпус длиннее на 4 м и обозначались как «длиннокорпусные». Заодно пришлось несколько увеличить и ширину, чтобы сохранить остойчивость. Все изменения размеров стоили в итоге около 400 т полного водоизмещения, но скорость удалось довести до проектной.

Но на этом приключения с двигателями не закончились. Американцам все-таки удалось разработать относительно небольшой и дешевый редуктор, который использовался как совместно с турбинами (тип «WGT»), так и с дизелями (тип «FMR»). Для унификации производства длину и ширину решили больше не менять, и в «длиннокорпусном» варианте строились также и малоскоростные дизель-электрические эскортники (тип «DET»).

Масштаб постройки обещал превысить самые смелые фантазии. Программа «DE» (destroyer escort-эскортный миноносец) в своем зените в 1943 году предусматривала строительство 1005 единиц - число, как оказалось, фантастическое даже для США. Хотя в этом критическом году битвы за Атлантику удалось поставить флоту 300 эскортных миноносцев вместо 260 планировавшихся. Затем, однако, производство их пошло на убыль. Всего же до конца войны пришлось отменить заказ на 440 единиц, а 95 из уже заложенных перестроили в быстроходные десантные транспорты («APD»). Еще семь начали свою службу в качестве радиолокационных дозорных кораблей.

Не содержавшие в себе никаких принципиальных новшеств и секретов, но прочные и по-американски комфортабельные, «короткие» и «длинные» эскортные миноносцы по завершении Второй мировой войны буквально заполонили весь мир. Их продавали, сдавали в аренду и просто раздавали не только верным союзникам по НАТО, но и всевозможным латиноамериканским режимам, а также Южной Корее и Китаю. С оставшимися «коротышками» поступили весьма жестко, отправив их разом на слом в 1946-1947 годах. Более приличные турбинные единицы со 127-мм орудиями прослужили до середины 1960-х, однако реальная роль их в послевоенном флоте США быстро сошла на нет.

Помимо крупных эскортных кораблей, американцы строили также аналоги британских корветов. И здесь влияние обладавшего большим боевым опытом европейского союзника оказалось решающим. Если англичане взяли в качестве основы для малого эскортного корабля тральщик, то почему бы не пойти тем же путем? В 1941 году единственным подходящим прототипом для этой роли (если не считать дорогого и страшно дефицитного тральщика-минзага типа «Рейвен») был только что спроектированный «Эдмирейбл», простота которого позволяла развернуть крупномасштабное производство с минимальными затратами времени и денег. Именно его корпус стал основой для РСЕ (Patrol Craft Escort), или, как его еще часто называли по длине корпуса, 180-футового эскортника.

Корабль получился более чем сомнительного качества. Относительно приличное противолодочное вооружение («Хеджехог» и обычные бомбометы) сопровождалось очень слабой артиллерией, включавшей, помимо автоматов, единственную 76-миллиметровку все того же «мушкетного» образца. Но основной недостаток заключался в явно неудовлетворительной скорости: 15 узлов по проекту на практике обернулись едва ли 14-ю. Причина - замена турбоэлектрической механической установки на дизель-электрическую, как и в случае с их более крупными собратьями. Правда, РСЕ имел крепкий корпус, приличную мореходность и большой радиус действия - свыше 8000 миль.

Неудивительно, что не слишком удачные «эскортники» не прижились в США. Первые полтора десятка тут же сплавили готовым принять практически все англичанам, а из остальных запланированных 92 единиц 22 перепроектировали в спасательные суда; другие попали в береговую охрану, а часть выполняла столь экзотические миссии, как управление десантными катерами, размагничивание судов и даже наблюдение за погодой. Заказ на 40 единиц вообще отменили. По иронии судьбы, главным малым противолодочным кораблем Соединенных Штатов стал PC, имевший вдвое меньшее водоизмещение, чем РСЕ, и явно недостаточную мореходность. Но он оказался незаменимым для прикрытия баз и портов при входе и выходе из них боевых эскадр и конвоев. Произведенный по количеству в истинно американских масштабах, он после войны гармонично дополнил бывшие эскортные миноносцы в составе флотов всех союзников и вассалов теперь уже главной морской державы мира.

В. Кофман