22¦ 2009-01 ¦ Сборник
«Сюффрен», Красные итальянцы», Эскортные корабли типа «F»
- Уважаемые читатели!
- Гроза контрабандистов
- Морская универсальная артустановка 21-КМ
- Дополнения-уточнения
- Вопрос-ответ
Тяжелые крейсера типа «Сюффрен»
«Киров» и «Дзержинский» «Красные итальянцы» на Дальнем Востоке
Эскортные корабли типа «F»
23 ¦ 2009-02 ¦ Сборникк
Германские лодки «Ильтис», «Аудаче», «Ле Фюрьо»
- Уважаемые читатели!
- Эскадренный миноносец «Аудаче»
- Крейсера типа «Диана»: внешние различия и модернизации
Германские канонерские лодки типа «Ильтис»
Броненосец береговой обороны «Ле Фюрьо»
24 ¦ 2009-03 ¦ Корабли Второй мировой войны
ВМФ СССР 1941-1945 гг.
- Уважаемые читатели!
- Введение
- Линейные корабли
- Крейсера
- Эсминцы
- Подводные Лодки
- Сторожевые корабли
- Канонерские лодки
- Минные и сетевые заградители
- Тральщики
- Командный и начальствующий состав ВМФ СССР в годы Великой Отечественной войны
- Список сокращений предприятий-строителей
- Список прочих сокращений
Прочие боевые и вспомогательные корабли
Боевые катера
Корабли речных флотилий
25 ¦ 2009-04 ¦
Подводные лодки типа «АГ» на Черном море
- Уважаемые читатели!
- Американский заказ
- Устройство подводных лодок типа «АГ
- Гражданская война
- В составе отдельного дивизиона ПЛ МСЧМ (1921-1931 гг.)
- В составе бригады ПЛ МСЧМ (1931-1935 гг.)
- В составе 2-й бригады ПЛ ЧФ(1935-1941 гг.)
- В огне Великой Отечественной
- Послевоенная судьба лодок
- Оценка проекта
- Приложения
- Тактико-технические элементы подводных лодок типа «АГ»
- Источники и литература
26 ¦ 2009-05 ¦
Линейные корабли «Оклахома» и «Невада»
- Уважаемые читатели!
- Введение
- История создания линкоров «Оклахома» и «Невада»
- Описание конструкции
- История службы линкора «Оклахома»
- История службы линкора «Невада»
- Идеальный линкор США (Общая оценка проекта)
- Литература и источники
27 ¦ 2009-06 ¦
Легкие крейсера типов «Монтекукколи» и «Аоста»
- Уважаемые читатели!
- История создания
- Описание конструкции
- Вооружение
- Энергетическая установка
- Вспомогательное оборудование
- Модернизации
- История службы
- На стороне союзников (октябрь 1943 — май 1945 гг.)
- Послевоенная судьба крейсеров (1945 — 1965 гг.)
- Общая оценка проекта
- Таблицы
- Литература и источники
28 ¦ 2009-07 ¦ Сборник
Крейсер «Плутон», «Железняков», Авизо «Грилле»
- Уважаемые читатели!
- Крейсер — минный заградитель «Плутон»
- 14 дюймов для прибрежной войны
- «Железняков»
- Авизо «Грилле»
- «Фульмине» — первый итальянский эсминец
- Дополнения - уточнения
- Вопрос - ответ
В тени «Железнякова» Речные мониторы серии СБ-37
29 ¦ 2009-08 ¦
Подводный крейсер «Сюркуф»
- Сюффрен
- Кольбер
- Фош
- Дюпле
«Сюффрен»
Головной крейсер нового проекта, получивший название «Сюффрен», финансировался по бюджету 1925 г. и был заказан 1 ноября 1925 г. арсеналу Бреста.
Внешне корабль сильно походил на «Дюкень», имея ту же треногую фок-мачту, однодревковую грот-мачту с расположенной на ней прожекторной площадкой, две широко разнесенные трубы с установленным между ними краном, аналогичное размещение 75-мм и 37-мм зениток и торпедных аппаратов. Обе катапульты стояли побортно между кормовой трубой и грот-мачтой. Наиболее необычной внешней особенностью «Сюффрена» стало местонахождение ходового мостика — чтобы не закрывать в бою
обзор из боевой рубки, его «оторвали» от носовой надстройки и приподняли на два уровня, закрепив между опорами фок-мачты. Данная конструкция оказалась непрактичной и от ее использования на последующих кораблях серии отказались из-за протестов командиров, но «Сюффрен» сохранял подобное расположение мостика до конца службы.
Конструкция корпуса отличалась от предшественников гораздо сильнее. Прежними остались высокий борт (12,05 м от киля до верхней палубы), наличие полубака, разделение по палубам и отсекам. Кормовой оконечности была придана удачная форма типа «утиный хвост» (cul de poule), впоследствии повторявшаяся не только на крейсерах, но и на контрминоносцах.
Почти на всем протяжении корпуса имелась продольная переборка, состоявшая из трех отрезков. Первый начинался от 3-го шпангоута и в районе кормовых машинно-котельных отделений проходил в 5,3 м от диаметральной плоскости. Второй (шп.91 —125) прикрывал носовую группу машин и котлов и находился в 7,2 м от ДП. Третий продолжался дальше в нос до 156-го шпангоута, защищая носовые погреба. Продольная переборка простиралась от главной палубы до внешней обшивки. На промежутке от 52-го до 91 -го шп. между ней и внешней обшивкой находилась еще одна переборка, разделявшая топливные цистерны и угольные ямы. Последние имели ширину до 2 м.
Наконец, почти по всей длине корпус имел второе дно.
В системе бронирования отличия были еще более существенными. «Сюффрен» получил 50-мм пояс из нецементиро-ванной стали высотой 2,56 м, прикрывавший отсеки силовой установки (шп. 52—125). Вес пояса вместе с подкреплениями составлял около 150 т. Борт выше него выполнялся из 20-мм кораблестроительной стали. Верхняя палуба в средней части выполнялась толщиной 25 мм, а главная — 18 мм.
Погреба главного калибра (шп. 20—52 и 130—156) сохранили «коробчатую» защиту — 50 мм с боков, 20 мм сверху, спереди и сзади. Защита артиллерии и боевой рубки не претерпела изменений по сравнению с «Дюкенем». Румпельное отделение (шп. 3—20) защищали 20-мм продольные переборки и кормовой траверс, а сверху прикрывала 18-мм палуба — все из обычной кораблестроительной стали.
Общий вес защиты корпуса «Сюффрена» достигал 670 т,*[* Официально приводимая цифра 554 т вызывает определенные сомнения. Вес защиты «Кольбера» оказался больше примерно на 100 т, хотя ни схема, ни толщина бронирования существенных изменений не претерпели.] артиллерии — 91 т. В сумме это составляло 7,6% от стандартного водоизмещения. Хотя это все еще не дотягивало до уровня британских или итальянских крейсеров, но уже существенно превосходило предыдущие французские проекты,
заслуженно прозванные «жестянками», в связи с чем в спецификациях корабль классифицировался как «бронированный крейсер в 10 000 вашингтонских тонн» (Croiseur protege de 10.000t W).**
** В начале XX в. термином Croiseur protege (англ. Protected cruisers) обозначались бронепалубные крейсера, в отличие от броненосных — Croiseur cuirasse (англ. Armoured cruisers).
«Кольбер»
4 августа 1926 г. флоту были выделены средства на строительство четвертого «вашингтонского» крейсера, получившего название «Кольбер». Заказ на
постройку выдали 1 марта 1927 г. арсеналу Бреста.
Вопреки распространенному мнению, новый корабль сохранил конструкцию корпуса, состав силовой установки и схему бронирования «Сюффрена», но отличался от него внешними деталями и составом зенитного вооружения.
По требованию МГШ, на «Кольбере» 75-мм зенитки были заменены новыми ЭО-мм/50 образца 1926 г. Они были тяжелее и вкупе с боезапасом давали 40 т лишнего веса. Конструкторам пришлось в очередной раз пойти на хитрость: в стандартное водоизмещение было включено только 90% зенитного боезапаса и лишь треть запаса
провизии, питьевой воды и питательной воды для котлов. В итоге общую цифру удалось удержать в договорных нормах.
Внешне «Кольбер» заметно отличался от своего предшественника. Прежде всего, его носовая надстройка получила более традиционную форму, практически в точности повторяя по форме надстройки «Дюкеня» и «Турвилля». Чтобы уменьшить задымленность мостика, первую дымовую трубу сместили на 3 м в корму и снабдили скошенным козырьком. Катапульты, наоборот, перенесли ближе к носу, а вместо расположенного междутрубами самолетно-шлюпочного крана появилось два Г-образных
по бокам от второй трубы. Крейсер лишился сплошной шлюпочной палубы, при этом кормовые 90-мм зенитки опустили на верхнюю палубу. Наконец, грот-мачту отодвинули от башни III и сделали треногой.
Данные изменения имели лишь тот недостаток, что для 37-мм зениток места в средней части уже не осталось. Поэтому их число пришлось сократить с 8 до 6, две из которых по-прежнему стояли на полубаке, остальные — на юте.
«Фош»
Третий крейсер типа «Сюффрен» строился по программе 1927 года, заказ был выдан 1 марта 1927 г. Первоначально он получил название «Лувуа» («Louvois»), но после смерти 20 марта 1929 г. маршала Фоша был переименован в его честь.
К тому времени уже стало известно о многочисленных уловках, применявшихся в других странах с целью искусственного занижения стандартного водоизмещения. В свете этой информации, в июне 1927 г. Технический отдел подготовил новые правила вычисления водоизмещения, позволявшие сэкономить для крейсера около 250 т. Используя этот резерв, можно было увеличить мощность на 10 000 л.с. для обеспечения максимальной скорости на уровне «Дюкеня» и «Турвилля». Однако это потребовало бы перекомпоновки машинно-котельных отделений, поэтому МГШ распорядился пустить сэкономленный вес на усиление защиты.
Технический отдел подошел к решению задачи радикально, полностью изменив схему бронирования. От имев-
шегося на «Сюффрене» и «Кольбере» узкого 50-мм пояса отказались совсем. Борт в районе отсеков силовой установки выполнялся из 20-мм кораблестроительной стали. Внутренняя продольная переборка на участке от 52-го
до 125-го шп. стала бронироваться 54-мм плитами высотой от 5,5 до 6,1 м, причем между шп. 52 и 91 она простиралась до внешней обшивки, утончаясь книзу до 40 мм, а между шп. 91 и 125 опускалась до уровня нижней плат-
формы. На участке от 52-го до 125-го шп. между главной и верхней палубами в 3,18 м от ДП проходила еще одна 20-мм продольная переборка. Общий вес вертикальной брони вырос до 360—370 т по сравнению со 150 т на первых двух кораблях серии.
Схема защиты погребов не изменилась, только толщину стенок увеличили до 54 мм. Аналогично, до 26 мм увеличилась толщина продольной переборки в районе румпельного отделения.
Горизонтальное бронирование «Фо-ша» также усилили. Верхняя палуба в районе машинно-котельных отделений по-прежнему имела толщину 25 мм, а в районе кормовых погребов (шп. 20—52) утончалась до 20 мм. Одновременно, верхняя платформа над погребами бронировалась 20-мм плитами, над рум-пельным отделением — 18-мм.
Общий вес брони по сравнению с «Кольбером» увеличился почти вдвое и достиг 1374 т или 13,5% от стандартного водоизмещения. По оценке
Технического отдела, сочетание 20-мм борта и 54-мм внутренней переборки обеспечивало защиту от 138-мм снарядов на дистанциях свыше 70 кбт. При этом вес корпуса за счет сварки и широкого применения дюралюминиевых сплавов для внутренних деталей уменьшился с 4967 т (49% водоизмещения) до 4126 т (41%).
Схема противоторпедной защиты не изменилась, сохранились и угольные ямы, хотя малые котлы с угольным отоплением на «Фош» не устанавливались, что позволило сэкономить еще 50 т.
По размещению надстроек, вооружения и оборудования на палубе «Фош» повторял «Кольбер», но внешне отличался формой фок-мачты. Ее опоры не сходились в одну точку, как на остальных кораблях, а были широко расставлены, поддерживая просторную верхнюю площадку, на которой помимо командно-дальномерного поста главного калибра разместилось еще два поста управления зенитным огнем.
«Дюпле»
В 1927—1928 гг. итальянский парламент санкционировал постройку первой серии легких крейсеров со 152-мм артиллерией, теоретически способной поражать броню всех французских крейсеров, до «Кольбера» включительно. Исходя из этого, МГШ при заказе очередного крейсера программы 1928 г. дал указание о дальнейшем усилении бронирования, которое теперь должно было обеспечить защиту от 155-мм снарядов на дистанциях до 18 000 м. Второе требование касалось увеличения калибра зенитной артиллерии до 100 мм, поскольку по этому показателю французские крейсера проигрывали всем зарубежным аналогам.
Из-за загруженности заводу Бреста заложить корабль в 1928 г. не удалось, поэтому строительство перенесли в программу следующего года. Контракт на постройку был выдан 1 апреля 1929 г. Крейсер получил название «Дюпле».
Основные изменения проекта вновь касались защиты. Ее схема в общих чертах повторяла «Фош» с рядом усовершенствований. Толщина вертикальной переборки в районе силовой установки и погребов была увеличена до 60 мм. При этом ее центральный, ближний к внешней обшивке, участок был продлен в корму до 77-го шп. (точнее — до шп.76,75), а на участке от 77-го до 91-го шп. за ним сохранилась вторая продольная переборка, толщину которой в этом месте уменьшили до 20—30 мм. Толщину нижней трети продольной переборки в корме увеличили до 50 мм (между шп. 60,5 и 68,5) и 60 мм (между шп. 52 и 60,5).
Вторым существенным нововведением стало 30-мм бронирование главной палубы между продольными
переборками. Толщину крыш погребов также довели до 30 мм. Верхняя палуба выполнялась из 22-мм кораблестроительной стали.
Суммарный вес брони увеличился на 227 т и достиг на «Дюпле» 1553 т или 15,5% водоизмещения. Зато надстройки выполнялись полностью сварными, благодаря чему удалось компенсировать 185 т.
Производство 100-мм зениток задерживалось, поэтому крейсер вооружили 4 спаренными 90-мм установками образца 1930 г., причем кормовую пару вновь подняли на шлюпочную палубу. Освободившееся пространство на первом ярусе носовой надстройки отдали еще одному новому образцу вооружения — счетверенным 13,2-мм пулеметам «Гочкис».
Корпус четвертого корабля серии стал на 0,2 м короче, а также отличался
иной формой кормовой оконечности (с дейдвудом среднего вала), что позволило уменьшить диаметр циркуляции и сопротивление на высоких скоростях.
Внешне «Дюпле» больше всего походил на «Кольбер», за исключением того, что изначально не имел стеньги на фок-мачте (с остальных крейсеров ее тоже вскоре сняли). От применения «широкой» фок-мачты по образцу «Фоша» отказались, по всей видимости, из-за проблем с «верхним» весом.