- 13 - 1997 / 01
- 14 - 1197 / 02
- "Корабли и суда китайской Сунгарийской флотилии в 1929 году"
- "Строительство лидеров эскадренных миноносцев проекта "38" на Амурском судостроительном заводе"
- "Лидер эскадренных миноносцев "Баку" проекта "38"
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах"
- "Немецкие линейные корабли типа "Н"
Часть 3
- 15 - 1997 / 03
- "Первые программы броненосного флота.
Часть 3. Броненосные фрегаты "Hector" и "Valiant" - "Линейный корабль "Воля" и батарея "Mirus"
- "Германские эскадренные миноносцы проектов "Z".
- "Сталинские линкоры.
Часть 2 Проектирование линейных кораблей для Советского Союза в Соединенных Штатах" - "Плавание крейсера "Karlsrhue".
Часть 1 и 2
- "Первые программы броненосного флота.
- 16 - 1997 / 04
- 17 - 1997 / 05 - "Корабли флота Японии."
- Подводные лодки. 1905-1945 годы
- 18 - 1997 / 06
- "Первые программы броненосного флота.
Часть 5. Броненосный фрегат "Royal Alfred" - "Турецкие военные корабли периода войны 1877-1878 годов на Дунае"
- "Плавание крейсера "Karlsrhue".
Часть 4 - "Проекты эскадренных миноносцев военного времени в австро-венгерском флоте"
- "Германские миноносцы периода Второй мировой войны
- "Японские системы управления артиллерийской стрельбой"
- "Первые программы броненосного флота.
-
- 19 - 1998 / 01 - "Корабли флота Японии."
- Японские миноносцы и эскадренные миноносцы. 1878-1945 годы
- 20 - 1998 / 02 - "Корабли флота Японии."
- Сторожевые, эскортные и патрульные корабли, боевые катера, диверсионные средства
- 21 - 1998 / 03 - "Корабли флота Японии."
- Канонерские лодки, корабли минно-тральных сил, десантныех корабли и средства
- 22 - 1998 / 04- "Bismarck"
- 23 - 1998 / 05
- "Первые программы броненосного флота.
Часть 6. Броненосный фрегат "Achilles" - Проекты торпедных катеров в австро-венгерском флоте в 1914-1918 годах"
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах"
- "Германский линейный крейсер "Lutzow" в бою у Скагеррака"
- "Тенденции проектирования линейных кораблей в кайзеровском флоте. 1915-1918 годы"
- "Германские миноносцы периода Второй мировой войны
- "Первые программы броненосного флота.
- 24 - 1998 / 06
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии".
- "Французские контр-миноносцы межвоенного периода"
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии".
-
Германские миноносцы периода второй мировой войны
Судьбы кораблей
вступил в строй 2 декабря 1939 года.
До октября 1940 года находился в немецких водах, проводя большую часть времени на верфи.
В сентябре 1940 года участвовал в оккупации Франции, но вскоре вернулся в Германию, а ноябре перешел в норвежские воды.
С апреля по август 1941 года "Т. 1" находился в водах Балтики и в боевых операциях не участвовал.
15 августа выведен из боевого состава, а в июне 1942 года приписан к учебно-тренировочной торпедной станции.
С ноября 1943 года до марта 1944-го - в ремонте.
Затем, в апреле 1944 года перебазировался в восточную Балтику.
Потоплен 10 апреля 1945 года бомбардировщиками союзников в Киле, у причала N-7 завода "Deutsche Werke". С кораблем погибли 9 человек.
После войны останки миноносца разобраны на металл. Работы окончены 20 мая 1946 года.
вступил в строй 9 декабря 1939 года.
До июня 1940 года находился в немецких водах, проводя большую часть времени на верфи.
Затем до сентября числился в боевом составе.
В сентябре 1940 года участвовал в оккупации Франции, однако вскоре вернулся в Германию, причем во время перехода легко поврежден.
В ноябре "Т.2" перешел в норвежские воды, где базировался до января 1942 года.
Период с февраля до июня 1941 года миноносец находился на верфи "Schichau" - на нем проводились ремонтные работы, а затем проводил испытания и выполнял программу боевой подготовки.
В июле - октябре 1941 года участвовал в боевых действиях в водах восточной Балтики, у Моонзундских островов Даго и Эзель. Затем, в ноябре и первой половине декабря проводил ремонт.
В конце декабря 1941 года до февраля 1942-го переведен в подчинение морского командования "West".
С марта до февраля 1943 года находился в резерве.
На корабле проводились ремонтные работы силами верфи "Seebeck" (Везермюнде), а затем "Blohm und Voss" (Гамбург).
После окончания ремонта, в марте 1943 года переведен в западную Францию, где находился до июня.
В июле миноносец опять вернулся на Балтику, став флагманским кораблем 25-й флотилии подводных лодок в Либаве.
В октябре 1943 года приписан к учебно-тренировочной торпедной станции.
Потоплен 29 июля 1944 года американскими бомбардировщиками в Бремене, у стенки завода "Deschimag".
В сентябре того же года корабль был поднят на поверхность и отбуксирован в Куксхафен.
31 января 1945 года переведен в Эльбинг для восстановления, но в феврале, из-за нецелесообразности ремонта возвращен в Куксхафен, где и был разобран в 1946 году, после окончания войны.
вступил в строй 3 февраля 1940 года.
До июля 1940 года находился на верфи в немецких водах.
В августе-сентябре 1940 года числился в распоряжении морского командования "Nord".
В сентябре 1940 года участвовал в оккупации Франции, затем базировался в западных портах.
18 сентября 1940 года в 23.30 потоплен британскими бомбардировщиками в Гавре. С кораблем погибли 9 человек.
В 1941 году миноносец подняли на поверхность, отбуксирован в Германию и 16 марта поставлен в ремонт.
12 декабря 1943 года в Данциге "Т.З" вновь вступил в строй флота.
С января до ноября 1944 года находился в распоряжении учебно- тренировочной торпедной станции.
С декабря до марта 1945 года участвовал в боевых действиях в восточной Балтике.
14 марта 1945 года, вместе с миноносцем "Т.5" он подорвался на мине (заграждение выставлено советской ПЛ "Л-21") и затонул севернее Хелы. С кораблем погибли около 300 человек (включая эвакуируемых).
вступил в строй флота 27 мая 1940 года.
До октября 1940 года находился в немецких водах на строительной верфи.
С октября 1940 года до января 1941-го базировался в Норвегии, после чего прибыл в Штеттин на верфь "Oderwerke" для производства ремонта.
Ремонт закончил в августе, а с сентября до февраля 1942 года участвовал в боевых действиях в Северном море и в Английском канале, а затем, до мая,- у побережья Южной Норвегии.
В июне - декабре 1942 года миноносец воевал во Франции.
В январе 1943 года "Т.4" выведен из боевого состава и находился на верфи в Везермюнде до апреля.
В мае он был передан в распоряжение учебно-тренировочной торпедной станции - до февраля 1944 года.
С марта по июнь на миноносце провели капитальный ремонт механизмов, а в июле, после проведения испытаний, корабль перебазировался в восточную Балтику для участия в боевых действиях в Финском заливе.
После капитуляции Германии стал военным трофеем союзников. 9 января 1946 передан флоту США.
16 апреля 1948 года передан флоту Дании.
В 1950 году его, вместе с бывшим "Т. 19", предполагалось переоборудовать в флагманский корабль соединения торпедных катеров, но реализован этот план не был, и в 1951 году бывший "Т.4" исключили из списков флота Дании.
В феврале 1952 года корабль был продан судоразделочной фирме "H.I.Hansen, Odensee" и вскоре разобран.
вступил в строй флота 23 января 1940 года.
До июня 1940 года находился на верфи.
Затем, до октября базировался в немецких водах, участвуя в боевых действиях в Северном море и Скагерраке, а в ноябре перебазировался в Норвегию.
В марте следующего года миноносец прибыл на верфь "Deschimag" для производства ремонта.
В сентябре, после окончания ремонта, он прошел испытания на Балтике, где и оставался до конца года.
В январе - феврале "Т.5" воевал во Франции, а в марте - мае - вновь в Норвегии.
Затем он вернулся в Германию и в августе - ноябре прошел ремонт на верфи "Schihau" в Эльбинге.
Новый 1943 год миноносец встретил на Балтике и находился там до конца февраля.
С марта до июня 1943 года он вновь в Западной Франции.
В июле на миноносце провели капитальный ремонт с переборкой механизмов, и после испытаний, в октябре передан в распоряжение учебно-тренировочной торпедной станции.
С марта до августа 1944 года он снова в ремонте, затем воевал на Балтике.
14 марта 1945 года, вместе с миноносцем "Т.З", подорвался на мине, выставленной советской ПЛ "Л-21", и затонул севернее Хелы (Балтика). С кораблем погибли 20 человек.
вступил в строй 30 апреля 1940 года.
До июля 1940 года находился в немецких водах, проводя большую часть времени на верфи.
В июле - октябре базировался в Германии и принимал участие в боевых действиях в Северном море, в Английском канале и у Скагеррака.
В октябре перебазировался в Норвегию.
Во время боевого выхода 7 ноября 1940 года, в 00.15 ночью, затонул в районе Абердина после подрыва на мине.
С кораблем погибли 48 человек.
вступил в строй 20 декабря 1939 года.
До июля 1940 года находился на строительной верфи.
В августе - октябре 1940 года принял участие в боевых действиях в Северном море и в Английском канале.
В ноябре - декабре того же года перебазировался в Норвегию, а в январе прибыл в Везермюнде, где ремонтировался на частной верфи "Lloyd".
Испытания проходил на Балтике и с сентября до января 1942 года воевал в Английском канале и Скагерраке.
В феврале - марте базировался в Германии, а в апреле - июне - в Норвегии.
В августе - сентябре 1942 года прошел ремонт в Эльбинге, на верфи "Schihau", после чего, с октября до декабря числился в резерве.
С января 1943 года до апреля 1944-го был приписан к учебно-тренировочной торпедной станции.
В мае 1944 года прибыл в Бремен на верфь для проведения ремонта, завершить который полностью так и не удалось.
29 июля 1944 года "Т.7" был потоплен на мелководье бомбардировщиками в Бремене, в индустриальной гавани фирмы "Deschimag**.
Корабль был поднят на поверхность, но не восстанавливался. Разборка на металл началась в декабре 1947 года и закончена в июне 1949 года.
вступил в строй 8 октября 1939 года.
До июня 1940 года находился в немецких водах, проводя большую часть времени на верфи.
В июле - декабре базировался в Германии и принимал участие в боевых действиях в Северном море, в Английском канале и у побережья Южной Норвегии.
С января до июня 1942 года ремонтировался на верфи "Steltiner-Oderwercke".
С июля до конца года "Т.8" перебазировался в восточную Балтику, завершая ремонтные работы и занимаясь боевой подготовкой.
В конце декабря миноносец был выведен из боевого состава и до июня 1942 года находился в резерве.
В июле 1942 года его передали в распоряжение учебно-тренировочной торпедной станции, где корабль числился до октября следующего года.
С октября 1943 года до начала 1944-го он ремонтировался на верфи "Schihau" в Эльбинге, а с февраля 1944 года до апреля 1945 года воевал в Финском заливе и водах восточной Балтики.
3 мая 1945 года затоплен экипажем в Кильской бухте.
10 декабря 1945 года останки корабли взорваны глубинными бомбами и частично разобраны на металл.
вступил в строй 4 июля 1940 года.
До августа 1940 года находился в немецких водах, на строительной верфи.
С сентября до февраля 1941 года базировался в Германии и Южной Норвегии, а в март 1941 года прибыл в Киль на верфь "Deutschewerke".
15 августа 1941 года выведен из боевого состава и числил в резерве до июня 1942 года.
С августа до октября базировался в Норвегии, а в ноябре переведен во Францию, где воевал до апреля 1943 года.
В мае вернулся в Германию и до августа ремонтировался в Эльбинге на верф "Schihau".
В сентябре 1943 года передан в распоряжение учебно-тренировочной торпедной станции до середин 1944 года, а затем перешел в порты восточной Балтики, где и воевал почти до конца войны.
8 марта 1945 го, на переходе в Данциг поврежден авиабомбами.
Затоплен личным составом 3 мая 1945 года в Кильской бухте. 10 декабря 1945 года останки корабли взорваны глубинными бомбами и частично разобраны на металл.
вступил в строй 5 августа 1940 года.
В сентябре - октябре находился на строительной верфи и занимался боевой подготовкой на Балтике, после чего перебазировался в Норвегию.
В январе - феврале 1941 года передан в распоряжение морского командования "Nord".
В марте 1941 года "Т. 10" прибыл в Киль для ремонта на верфи "Deutschewerke". Закончив ремонт в июле миноносец после прохождения испытаний 15 августа был выведен из боевого состава и до 13 мая следующего года числился в резерве.
С августа до декабря 1942 года воевал во Франции, а затем вновь в резерве до 20 апреля 1943 года.
С мая 1943 года до февраля 1944 года находился в ведении учебно-тренировочной торпедной станции (в июле - августе 1943 года временно передавался в распоряжении 25-й флотилии подводных лодок в Либаве).
В феврале - апреле 1944 года ремонтировался, а в мае 1944 года перебазировался в восточную Балтику, принимал участие в боях в Финском заливе.
Находясь в плавучем ремонтном доке N.4 завода "Deutschewerke" в Готенхафене (р-н Данцига) 18 декабря 1944 года сил поврежден британскими бомбардировщиками.
Восстановление не производилось и позже корабль был разобран.
вступил в строй 7 мая (по другим данным 24 мая) 1940 года.
До июля находился на строительной верфи.
С июля участвовал в боевых действиях в Скагерраке, а затем в Северной Франции.
18 сентября 1940 года во время авианалета союзников поврежден в Шербуре британскими бомбардировщика Blenheim* 56-й эскадрильи.
До ноября оставался во Франции, а в декабре был выведен из боевого состава и прибыл на завод в Везермюнде, где ремонтировался до июня 1941 года.
С июля до ноября 1941 года базиро ся на Балтике, а в декабре перешел в базы Северного моря.
До февраля 1942 года принимал участие в боев действиях в Английском канале, с марта до мая - в Норвегии.
В июне - декабре 1942 года миноносец был вы ден в резерв и вновь ремонтировался, в этот раз на верфи "Stettiner Oderwerke".
С начала января до марта 1 года корабль заканчивал ремонт и проходил испытания на Балтике, а затем, с апреля 1943 года до середи 1944-го, был причислен к учебно-тренировочной торпедной станции.
Вторую половину года, до конца 1944-г вновь ремонтировался.
С января 1945-го вплоть до конца войны воевал на Балтике.
После капитуляции Германии "Т.11" захвачен британским флотом.
4 февраля 1946 года передан флоту Франции и получил новое наименование "Bir Hakeim". Однако в боевой состав ВМС Франции никогда не вводился.
7 октября 1951 года исключен из списков флота и вскоре разобран.
вступил в строй 3 июля 1940 года.
До сентября 1940 года находился на строительной верфи.
В сентябре перебазировался в Норвегию и находился там до февраля 1941 года. Затем, в марте - сентябре, ремонтировался в Везермюнде на частной верфи "Lloyd".
С октября до декабря 1941 года передан в распоряжение командования "Nord".
С декабря до февраля 1942 года воевал во Франции, а с марта до мая - в Норвегии.
В мае миноносец прибыл в Германию и до августа ремонтировался.-После чего, в августе, вновь вернулся в Норвегию и находился там до октября. Затем - снова Западная Франция.
В мае 1943 года "Т. 12" прибыл в Киль и до октября проходил ремонт, а после проведения испытаний, в декабре передан в распоряжение учебно- тренировочной торпедной станции.
После капитуляции Германии стал трофеем союзников.
27 декабря 1945 года передан советскому флоту
В начале 1946 года в Либаве переименован в "Подвижный".
В 60-х годах исключен из списков флота и затем разобран на металл.
вступил в строй 31 мая 1941 года.
В июле - августе проходил испытания, затем был зачислен в состав соединения новых кораблей.
До января 1942 года занимался боевой подготовкой на Балтике.
В феврале ушел в Роттердам, где ремонтировался до июня 1942 года.
С июля до февраля 1943 года воевал в Западной Франции. В марте прибыл в Гамбург и до июля вновь ремонтировался.
В августе 1943 года перешел на Балтику, где передан в введение учебно-тренировочной торпедной станции. Одновременно использовался для испытаний новых систем оборудования.
В середине 1944 года находился в распоряжение морского командования "Ost", а затем 2-го оперативного соединения.
В январе - апреле 1945 года принимал участие в боевых действиях в Скагерраке.
10 апреля 1945 года потоплен в Категатте британскими бомбардировщиками "Halifax" 58-й эскадрильи берегового командования. С кораблем погибли 20 человек.
вступил в строй 14 июня 1941 года.
До ноября 1941 года миноносец проходил испытания на Балтике в составе соединения новых кораблей.
В декабре 1941 года был введен в боевой состав и до марта оставался на Балтике.
В апреле - мае 1942 года прошел ремонт и после испытаний, в августе 1942 года ушел в Западную Францию, где воевал до октября 1943 года.
В ноябре "Т. 14" был передан в введение учебно- тренировочной торпедной станции и до января 1944 года находился в распоряжении 25-й флотилии подводных лодок в Либаве.
В феврале - октябре 1944 года прошел капитальный ремонт, а затем до мая 1945 года воевал на Балтике, в составе оперативного соединения "Ost". После капитуляции Германии и раздела флота 9 января 1946 года передан флоту США.
В сентябре 1947 году передан французскому флоту.
24 октября того же года в Шербуре переименован в "Dompaire".
В боевой состав флота не вводился.
7 октября 1951 года исключен из списков флота и позже разобран на металл.
вступил в строй флота 26 июня 1941 года.
До ноября 1941 года проходил испытания на Балтике и занимался боевой подготовкой.
С декабря 1941 года до марта 1942-го участвовал в боевых действиях в северном море и у побережья Голландии, затем перебазировался в Норвегию, где оставался до июня 1942 года.
В августе - сентябре временно был прикомандирован к учебно-тренировочной торпедной станции.
В октябре 1942 года "Т. 15" прибыл в Штеттин, где ремонтировался на заводе "Oderwerke" до февраля 1943 года.
После испытаний, в апреле 1943 года вновь передан торпедной станции.
В сентябре - ноябре 1943 года, после нового ремонта в Роотоке (в июле - августе) находился в распоряжении 25-й флотилии подводных лодок в Либаве и 24-й флотилии в Мемеле.
Потоплен днем 13 декабря 1943 года американскими бомбардировщиками в Киле у заводского причала N-9 "Deutsche Werke".
вступил в строй флота 24 июля 1941 года. До января 1942 года проходил испытания на Балтике и занимался боевой подготовкой.
В феврале - апреле 1942 года участвовал в операции "Cerberus" (прорыв через Ла-Манш) и воевал в Норвегии.
В мае - сентябре 1942 года ремонтировался в Киле, затем до февраля 1943 года проходил испытания на Балтике. После этого ушел во Францию, но из-за плохого состояния механизмов в марте вновь прибыл в Киль для их капитального ремонта.
В апреле - августе прошел испытания и исправлял замечания на верфи.
В сентябре - декабре "Т. 16" прикомандирован к 23-й флотилии подводных лодок (Мемель и Данциг).
21 февраля 1944 года подорвался на мине в районе Мемеля и до августа ремонтировался в Штеттине на верфи "Oderwerke".
С сентября участвовал в боевых действиях на Балтике, а в конце войны - в Скагерраке.
10 апреля 1945 года сильно поврежден британскими бомбардировщиками "Halifax" 58-й эскадрильи, а вскоре 13 апреля 1945 года потоплен на мелководье в Фридрихсхафене.
После войны разобран на металл.
вступил в строй 28 августа 1941 года. До декабря 1941 года проводил испытания на Балтике и занимался боевой подготовкой.
С января 1941 года до марта 1942-го базировался в немецких водах.
В марте - сентябре ремонтировался.
В октябре ушел в Западную Францию, где воевал до февраля 1943 года.
В марте - июле вновь ремонтировался в Киле, а после прохождения испытаний, в сентябре - декабре был прикомандирован к 24-й флотилии подводных лодок (Мемель) и 23-й флотилии (Мемель и Данциг).
В феврале - июне 1944 года был передан в распоряжение учебно-тренировочной торпедной станции.
В июне - июле на миноносце произвели капитальный ремонт механизмов на верфи "Stettiner-Oderwerke".
В августе - октябре 1944 года воевал на Балтике в составе 2-й оперативной группы, а с ноября до конца войны участвовал в боевых действиях у Скагеррака.
После капитуляции Германии и раздела флота 15 января 1946 года передан флоту СССР. В феврале 1946 года в Либаве переименован в "Порывистый".
В 1957 году исключен из списков флота и позже разобран.
вступил в строй флота 22 ноября 1941 года.
До апреля 1942 года проходил испытания и занимался боевой подготрвкой на Балтике.
В мае - сентябре 1942 года был прикомандирован к учебно- тренировочной торпедной станции, а затем перебазировался в Западную Францию, где воевал до июня 1943 года.
В июле 1943 года возвращен торпедной станции, но в сентябре - ноябре передан в распоряжение 23-й флотилии подводных лодок (Мемель и Данциг).
С декабря до мая 1944 года ремонтировался в Эльбинге заводом "Schihau".
В июне 1944 года перешел в восточную Балтику и участвовал в боевых действиях в Финском заливе.
Потоплен 17 сентября 1944 года в 7.08 утра советскими самолетами севернее порта Балтийский, в районе острова Моон. С кораблем погибли 30 человек.
вступил в строй 18 декабря 1941 года.
До апреля 1942 года проходил испытания и- занимался боевой подготовкой на Балтике.
В мае - сентябре 1942 года находился в введении учебно- тренировочной торпедной станции.
Затем до сентября 1943 года воевал в Западной Франции.
С октября до января 1944 года ремонтировался в Бремене, и в феврале вновь передан торпедной станции.
В июне - октябре 1944 года воевал в восточной Балтике, в составе 2-го оперативной группы, а с ноября 1944 года до конца войны - в Скагерраке. После капитуляции Германии и раздела флота 9 января 1946 года передан флоту США.
25 ноября 1947 года продан Дании за 5 млн.долларов.
В 1950/51 году его, вместе с бывшим "Т.4", предполагалось переоборудовать в флагманский корабль соединения торпедных катеров, но реализован этот план не был и в 1951 году корабль был исключен из списков флота Дании.
В феврале 1952 года продан судоразделочной фирме "H.I.Hansen, Odensee" и вскоре разобран.
вступил в строй флота 5 июня 1942 года.
До февраля 1943 года проходил испытания и занимался боевой подготовкой на Балтике.
В феврале 1943 года перешел в Западную Францию, а в мае - в Норвегию.
В октябре 1943 года - марте 1944-го находился в введении учебно-тренировочной торпедной станции, затем до августа ремонтировался
В сентябре - октябре воевал в восточной Балтике, в составе 2-го оперативной группы, а с ноября 1944 года до конца войны - в Скагерраке.
После капитуляции Германии захвачен англичанами.
4 февраля 1946 года передан флоту Франции и переименован в "Baccarat". В боевой состав флота не вводился.
Исключен из списков флота 7 октября 1951 года и вскоре разобран.
вступил 8 строй флота 11 июля 1942 года.
До января 1943 года проходил испытания и занимался боевой подготовкой на Балтике.
В феврале 1943 года перешел в Западную Францию, а в мае - в Норвегию.
В октябре 1943 года - апреле 1944-го находился в введении учебно-тренировочной торпедной станции.
В мае - августе воевал в восточной Балтике и в Скагерраке.
В августе - сентябре ремонтировался в Штеттине на верфи "Oderwerke", а затем в октябре - ноябре вновь воевал в восточной Балтике.
В декабре 1944 года прибыл в Эльбинг для ремонта, там доковался, а затем 4 февраля отбуксирован на завод "Deschimag" в Бремен.
В 1945 году в поврежденном и разукомплектованном состоянии захвачен американцами в Везермюнде.
16 декабря 1946 года (иные данные 10 июня) затоплен в Скагерраке вместе с крейсером "Leipzig".