- 13 - 1997 / 01
- 14 - 1197 / 02
- "Корабли и суда китайской Сунгарийской флотилии в 1929 году"
- "Строительство лидеров эскадренных миноносцев проекта "38" на Амурском судостроительном заводе"
- "Лидер эскадренных миноносцев "Баку" проекта "38"
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах"
- "Немецкие линейные корабли типа "Н"
Часть 3
- 15 - 1997 / 03
- "Первые программы броненосного флота.
Часть 3. Броненосные фрегаты "Hector" и "Valiant" - "Линейный корабль "Воля" и батарея "Mirus"
- "Германские эскадренные миноносцы проектов "Z".
- "Сталинские линкоры.
Часть 2 Проектирование линейных кораблей для Советского Союза в Соединенных Штатах" - "Плавание крейсера "Karlsrhue".
Часть 1 и 2
- "Первые программы броненосного флота.
- 16 - 1997 / 04
- 17 - 1997 / 05 - "Корабли флота Японии."
- Подводные лодки. 1905-1945 годы
- 18 - 1997 / 06
- "Первые программы броненосного флота.
Часть 5. Броненосный фрегат "Royal Alfred" - "Турецкие военные корабли периода войны 1877-1878 годов на Дунае"
- "Плавание крейсера "Karlsrhue".
Часть 4 - "Проекты эскадренных миноносцев военного времени в австро-венгерском флоте"
- "Германские миноносцы периода Второй мировой войны
- "Японские системы управления артиллерийской стрельбой"
- "Первые программы броненосного флота.
-
- 19 - 1998 / 01 - "Корабли флота Японии."
- Японские миноносцы и эскадренные миноносцы. 1878-1945 годы
- 20 - 1998 / 02 - "Корабли флота Японии."
- Сторожевые, эскортные и патрульные корабли, боевые катера, диверсионные средства
- 21 - 1998 / 03 - "Корабли флота Японии."
- Канонерские лодки, корабли минно-тральных сил, десантныех корабли и средства
- 22 - 1998 / 04- "Bismarck"
- 23 - 1998 / 05
- "Первые программы броненосного флота.
Часть 6. Броненосный фрегат "Achilles" - Проекты торпедных катеров в австро-венгерском флоте в 1914-1918 годах"
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах"
- "Германский линейный крейсер "Lutzow" в бою у Скагеррака"
- "Тенденции проектирования линейных кораблей в кайзеровском флоте. 1915-1918 годы"
- "Германские миноносцы периода Второй мировой войны
- "Первые программы броненосного флота.
- 24 - 1998 / 06
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии".
- "Французские контр-миноносцы межвоенного периода"
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии".
-
Первые программы броненосного флота
Броненосный фрегат "Royal Alfred"
Появление в британском флоте броненосного фрегата "Royal Alfred" было вызвано все той же программой 1861/62 финансового года, в соответствии с которой были заложены два корабля типа "Hector" и началась перестройка в броненосные фрегаты шести деревянных линкоров, в числе которых был и "Royal Alfred". Первоначально предполагалось, что он не будет отличаться от кораблей типа "Caledonia", однако уже в начале 1862 года для Адмиралтейства все более становилось очевидным, что развитие артиллерии опережает оборонные свойства кораблей, и 4,5- дюймовая броня уже недостаточна для полноценной защиты корабля. Опыты по пробиванию брони, проводившиеся на полигонах Адмиралтейства (в основном в Шибуринессе), убеждали моряков, что уже в ближайшие годы на кораблях появятся более тяжелые и мощные орудия, снарядам которых существующая броня не сможет противостоять.
В связи с этим, еще в начальный период работ по перестройке деревянных кораблей в броненосцы, работы на двух из них приостановили. Было решено достроить их по индивидуальным проектам, с учетом новых взглядов на защиту. Эта программа потребовала проведения ряда дополнительных испытаний на стрельбозых полигонах. Опыты были проведены организованным ранее Комитетом по исследованию брони "Iron plate comittee" (дословно "Комитет железных плит") на полигонах в Шибуринессе и Портсмуте. При этом стрельба велась по щитам, изображающим бронированный борт фрегата "Warrior", а также и по другим щитам, представляющим предполагаемые варианты бортов новых кораблей.
На основании обобщенных результатов проведенных стрельб и их последующего исследования, проведенного капитаном Ноблем, Адмиралтейство сделало выводы о слабости 4,5" брони, применяемой на первых броненосцах. Например, во время опытов в Шибуринессе, 7-дюймовая пушка, весом в 6,5 тонн с расстояния 450 метров пробила щит 115-фунтовым снарядом (при весе заряда 22 фунта пороха), а 9- дюймовая пушка весом 12 тонн пробила щит с 1800 метров. Еще более крупная 12-дюймовая пушка в 25 тонн весом, с 2 миль пробивала борт любого броненосца того времени. Подобные орудия на кораблях еще не устанавливались, так как этому препятствовала батарейная система размещения орудий. Однако в Адмиралтействе уже рассматривались и иные варианты, в том числе казематная система. И, кроме того, капитан Каупер Кольз (Cowper Coles) уже несколько лет очень настойчиво ратовал за применение орудийных башен его собственной конструкции, а это означало установку на кораблях очень мощных и тяжелых орудий. Подобное мнение вполне подтверждалось полученными Адмиралтейством сведениями, что во Франции проводятся полигонные испытания с новыми нарезными казнозарядными орудиями калибром 7,5"; 9,5" и 10,6" (их вес соответственно равнялся 7,5; 13,75 и 21,75 тонн).
Реальным подтверждением были американские мониторы, большинство из которых уже имели на вооружении 15-дюймовые орудия со снарядом весом 450 фунтов (204 кг.). Более того, в это время в Северо-Американских Штатах уже планировалась установка 20-дюймовых орудий с весом снаряда 1080 фунтов (490 кг.), а также рассматривалась возможность размещения орудий-монстров калибром в 25 дюймов. Адмиралтейство, правда, считало, что мониторы не следует принимать во внимание, так как они не являются мореходными судами, но, тем не менее, сам факт установки подобных орудий на кораблях говорил о многом, ведь прогресс в судостроении не останавливался.
Влияние американского опыта броненосного кораблестроения просматривалось и в том, что во время разработки проекта перестройки кораблей рассматривался также вопрос о применении слоенной брони - по типу американских мониторов. Для англичан эта броня не была новинкой, но и всерьез до того времени не исследовалась. В январе 1862 года Комитет по исследованию брони провел сравнительные испытания различных типов брони, и в том числе слоенной. По признанию капитана Нобля, высказанном в его рапорте "О пробивании плит брони стальными ядрами", "...опыты были недостаточно обширны, однако определенно показали, что сплошная плита толщиной в 4 дюйма оказалась непробиваема для тех снарядов, которые легко проникали сквозь слоенную 6-дюймовую броню". На этом основании Адмиралтейству было рекомендовано принять более толстую (чем 4,5 дюйма) броню, но сплошную.
Во время этих же опытов выяснилось, что деревянная подкладка не укрепляет плиты брони, если она сама не подкреплена железными конструкциями. В то же время деревянный борт, используемый вместо подкладки оказался менее выгодным, чем твердая подкладка, например, тиковые брусья, используемые на железных броненосцах.
На основе результатов стрельб Начальник Портсмутского порта контр-адмирал Эллиот разработал и предложил на рассмотрение Адмиралтейству проект броненосного корабля с броневым поясом толщиной 9" и четырехугольным броневым казематом в средней части корабля с броней в 6". По проекту над казематом предполагалось соорудить башню с двумя 600-фунтовыми гладкоствольными пушками Армстронга. Проект принят не был, но идея усиления брони для защиты пояса и вооружения оказала сильное влияние на адмиралов. В соответствии с этой идеей в виде опыта было решено перестроить по новому проекту один из двухдечных линкоров "Royal Alfred", который до этого предполагалось достраивать по чертежам "Royal Oak" ([1]). Чертежи перестройки разрабатывались Портсмутским адмиралтейством.
Кроме основной идеи утолщения брони в проекте были воплощены и некоторые другие немаловажные идеи адмирала Эллиота, в частности устройство в оконечностях специальных броневых казематов для защиты погонных и ретирадных орудий.
Линейный корабль "Royal Alfred" был заложен в 1859 году на правительственной верфи в Портсмуте как 91-пушечный парусно-паровой деревянный линкор. В 1861 году, при почти полной его готовности, по приказу из Адмиралтейства началось ею переоборудование в броненосный фрегат типа "Caledonia". В соответствии с предложениями адмирала Эллиота корабль, как наименее готовый из этих фрегатов, был выбран для вторичной переделки. Выведенный из построечного дока в первый раз в октябре 1864 года "Royal Alfred" был снова поставлен в док и окончательно всплыл на воде 19 декабря 1865 года.
По конструкции "Royal Alfred" практически не отличался от кораблей типа "Caledonia". Деревянный корпус с диагональными ридерсами, подкрепляющими набор. Одинаковое крепление продольных и поперечных связей, а также связывающих их книц. Детали набора, внутренняя и наружняя обшивки имели такую же толщину, как на фрегате "Caledonia". Аналогичное внутреннее устройство, расположение переборок и палуб, размещение механизмов и корабельных систем и устройств.
Форштевень был незначительно уклонен внутрь, но носовой шпирон для нанесения таранного удара не предусматривался. Носовой фигуры также не было, имелись только незначительные резьбовые украшения.
Деревянная подводная часть корпуса была обшита листами из медно-цинкового сплава Мюца и защищена против коррозии подобно предыдущим броненосцам.
"Caledonia" | "Royal Alfred" | ||
Водоизмещение | 6832 ts | 6707 ts | |
Вместимость (полезная нагрузка) | 4125 ts | 4068 ts | |
Длина наибольшая | 273’0" 83,21 м. | 283’7" | 86,50 м. |
Длина между перпендикулярами | 231 '3,7" 70,51 м. | 273'0" | 83,21 м. |
Длина по килю | 283'7" 86,5 м. | 232'8,1" | 70,92 м. |
Ширина наибольшая | 59'2" 18,03 м. | 58'7" | 17,85 м. |
Глубина интрюма | 57’11" 17,65 м. | 19'10" | 6,05 м. |
Осадка по чертежу: носом | 19’10" 6,05 м. | 23'6" | 7,16 м. |
кормой | 25'2" 7,67 м. | 27"0" | 8,23 м. |
Осадка на испытаниях: носом | 26'7И 8,10 м. | 22'6" | 6,86 м. |
кормой | 22’4” 6,81 м. | 27'0" | 8,23 м. |
Площадь погруженной части: | 23' 11” 7,82 м. | ||
мидель-шпангоута | 1180 кв.фут = 109,63 кв.м. | 1191 кв.фут = | 110,65 кв.м. |
грузовой ватерлинии | н.д. | 12.566 кв.фут = | 1167,42 кв.м. |
Как и броненосцы типа "Caledonia", фрегат "Royal Alfred" первоначально рассчитывалось вооружить десятью 100-фунтовыми нарезными орудиями Армстронга и двадцатью четырьмя 68-фунтовыми гладкоствольными пушками, из которых только два 100-фунтовых орудия должны были размещаться на верхней палубе в оконечностях на поворотных платформах, а остальные в батарее. Таким образом, бортовой залп предполагался из двенадцати 68-фунтовых и шести 100-фунтовых пушек при весе залпа 1416 фунтов (642,3 кг.).
Однако изменение проекта вызвало и изменение вооружения, причем это было сделано посредством резкого увеличения калибра за счет снижения количества пушек.
В новом виде, к моменту вступления в строй флота фрегат штатно был вооружен крупнокалиберными нарезными дульнозарядными орудиями: в бронированной батарее в середине корпуса - десять 12,5-тонных 9"/13,9-калиберных пушек; в носовом и кормовом казематах - в каждом по две
6,5-тонных 7"/15,9-калиберных пушки; на верхней палубе - четыре таких же 7" пушки.
Общий вес залпа орудий на каждый борт равнялся 1377 фунтов (624,61 кг.), вес залпа в нос и корму - 256 фунтов (по 116,12 кг.).
Помимо этого, имелись две 20-фунтовые и одна 3" пушки Армстронга для вооружения шлюпок, а также одна 12-фунтовая десантная пушка
В центральной батарее были устроены по пять орудийных портов на каждом борту. Расстояние между вырезами портов было сравнительно большим и равнялось 4,27 метра; это позволило разместить крупнокалиберные орудия с возможностью свободно и удобно обслуживать их при стрельбе. Размеры портов в свету 1,12 метра, в ширину 0,89 метра. Нижние косяки портов при полном водоизмещении отстояли от ватерлинии на высоту 2,51 метра. В носовом и кормовом казематах было прорезано по четыре порта, хотя устанавливалось только по две пушки. Это позволяло увеличить возможности артиллерии, сосредоточивая при необходимости пушки казематов для стрельбы на один борт или в оконечности.
Как уже говорилось, на "Royal Alfred" была опробована абсолютно новая система броневой защиты, не обеспечивающая прикрытие броней всей площади надводного борта, но, несмотря на это, как оказалось более надежную и совершенную.
Бронепояс по ватерлинии шел по всей длине корпуса и поднимался на 1,22 метра (4 фута), но плиты по высоте не доходили до бимсов батарейной палубы, что являлось существенным недостатком. Ниже ватерлинии плиты пояса опускались на 1,52 метра (5 футов).
В носу и корме броня пояса поднималась до уровня бимсов верхней палубы, образуя казематы, защищающие орудия в оконечностях. Железные листы носового каземата прикрывали борт от форштевня до крамбола, частично дополняя функции носового бронетраверза. Далее в корму шло незащищенное выше пояса пространство, длиной 22,8 метра. Затем, в средней части корпуса начиналась центральная батарея с пятью орудийными портами на каждом борту. Длина равнялась 30,48 метра. С оконечностей батарея прикрывалась носовым и кормовым броне- траверзами, толщина которых была уменьшена в сравнении с толщиной брони борта. За батареей в корму шло также незащищенное пространство длиной 10,67 метра, за которым начинался кормовой броне- каземат, длившийся до ахтерштевня. Ниже приведены толщины плит брони для различных мест:
Толщина брони пояса в средней части 6"
Толщина брони пояса в оконечностях 3"
Толщина брони казематов в оконечностях 3"
Толщина брони центральной батареи 6"
Толщина брони траверзов в батарее 4,5"
Мощные орудия, установленные на батарейной палубе, потребовали специального укрепления орудийных портов, так как диагональных бортовых ридерсов, выполнявших в большей степени функции подкрепления корпуса, чем защиты, было явно недостаточно. Для улучшения защиты вокруг каждого порта снаружи подкладки были уложены специально изготовленные кованые плиты эллиптической формы, размерами - 2,44 х 1,98 метров. Толщина их в середине доходила до 4", но ближе к краям уменьшалась до 1,5". В плитах были прорезаны отверстия, соответствующие размерам порта.
Железные листы верхней палубы приклепывались к железным бимсам. Они имели толщину 1/2" в средней части и 3/4" ближе к бортам. На железо сверху стелилась дубовая настилка.
Бронировалась также капитанская рубка, размещенная на верхней палубе Плиты рубки толщиной 4,5" размещали поверх металлического каркаса на деревянной подкладке.
Броневые плиты крепились прямо на деревянный борт, без подкладки. Функции подкладки выполняла наружняя обшивка борта. Жесткого соединения между кромками плит (как на "Warrior") не было. Так же как и на большинстве предыдущих броненосцев, включая фрегаты типа "Caledonia", все плиты крепились кромками встык. Между плитами и бортом прокладывался слой смоляного войлока.
Все броневые плиты были изготовлены в Шеффильде заводами Брауна "Atlas Steel and Iron Works" и "Cammel & C° Плиты весили no 4 тонны и имели примерные размеры 15 х 3,5 фут (4,6 х 1,0 м.). Общий вес брони и подкреплений составлял 950 тонн.
В целом гораздо более совершенная система защиты броненосца имела один существенный недостаток. Плиты бронепояса, поднимаясь выше ватерлинии на 4 фута, не доходили 1,5 фута до бимсов батарейной палубы. Так как борт выше пояса бронировался не на всей площади, то естественно имелись незащищенные участки, и в случае попадания снаряда и образования пробоины в этом месте ситуация могла стать опасной для корабля, особенно при крене. Помимо этого отмечалась недостаточная защита оконечностей, а также опасные для корабля неприкрытые участки деревянного борта, создающие угрозу пожара.
Детали | под броней | ниже брони | ||
дм. | /мм. | дм. | / мм. | |
внутренняя обшивка (тик) | 8" | /203 | 12" | /305 |
набор (дуб) | 13,5” | /343 | 14" | /356 |
наружная обшивка (тик) | 8" | /203 | 6" | / 152 |
Оба проекта переделки корабля не предполагали замену механизмов, изготовленных заводом Модслея и Фильда.
Паровая машина горизонтального типа, двухцилиндровая, с прямой передачей на вал. В котельном отделении, расположенном впереди машинного отсека, располагались шесть котлов (в некоторых источниках говорится о восьми котлах в двух отсеках, но, это, по всей видимости, неверные сведения). Каждый котел имел по четыре топки и 480 трубок.
Двухлопастный винт Гриффита имел специальное приспособление для изменения шага. Винт не мог подниматься на палубу, так как кормового колодца не имелось. Однако для передвижения под парусами его можно было специальным механизмом отсоединить от вала и подтянуть выше по борту.
Диаметр винта 19'2,5" / 5,855 м.
Шаг винта 22'- 27,5* / 6,706 - 8,382 м.
Шаг на испытаниях 27,5' / 8,382 м.
Вес винта 19 т.
Оборотов на полной скорости 60,5 в мин.
Расчетная дальность плавания, по сравнении с первоначальным проектом, уменьшилась в связи с уменьшением запаса угля до 500 тонн. Выигрыш в весе, полученный при этом был использован для усиления броневой защиты. Средний расход топлива равнялся примерно 1,5 кг./IHP в час.
Кроме главной машины имелась вспомогательная, мощность в 40 л.с. Она использовалась для привода помп, вентиляторов и шпилей, а также для нагнетания воздуха в топки при раздуве пламени. Помпы, установленные на фрегате могли использоваться как для откачки воды, так и для наполнения противопожарных трубопроводов.
Уже через два месяца после выхода из дока, 17 февраля 1866 года "Royal Alfred" вышел на заводскую пробу при неполной загрузке, имея осадку 6,02 метра носом и 6,96 метра кормой. На полном ходу фрегат достиг скорости 13,166 узлов при индикаторной мощности около 3230 IHP. Скорость среднего хода оказалась 10,19 узлов.
Через год, после завершения всех работ, 22 марта 1867 года фрегат провел официальные ходовые испытания при полном водоизмещении. Но достигнутый результат - 11,796 узлов при 3294 IHP на полном ходу и 8,604 узлов на среднем ходу - не удовлетворил Лордов Адмиралтейства. Они ожидали большего. Вскоре испытания повторили, но для этого фрегат был специально подготовлен - был загружен специальным отборным углем. 5 апреля 1867 года в Сток-Бее "Royal Alfred" несколько превысил прежний результат. При индикаторной мощности 3434 IHP он достиг полного хода 12,358 узлов, среднего хода - 9,716 узлов. Но этот результат считался не более, чем рекламным и за истинный принимался полученный в марте.
Испытания на поворотливость показали, что маневренность фрегата не хуже, чем у близких к нему по конструкции броненосцев типа "Caledonia". При площади погруженной части руля равной 163,5 кв.фут (15,19 кв.м.) время полной циркуляции составляло:
мин. 54 сек. - руль лево на борт 28 град, и
мин. 06 сек. - руль право на борт 28,5 град.
Позже броненосец неоднократно участвовал в сравнительных испытаниях в составе эскадры Английского канала, но превысить результаты, показанные на официальных пробах, никогда не смог.
Номинальная мощность | 800 HP |
Диаметр цилиндров | 82" / 2,08 м. |
Ход поршней | 48" / 1,22 м. |
Площадь поверхности нагрева | 18.722кв.фут. / 1739,33 кв.м. |
Площадь колосников | 671 кв.фут. / 62,34 кв.м. |
Рабочее давление пара | 22 фунта. |
Первоначально броненосец по проекту должен был иметь оснастку барка с голой бизанью, но это решение было пересмотрено и корабль получил полное фрегатское вооружение. Площадь парусов составляла 21.426 кв.футов (1990,28 кв.метров). Железные мачты и бушприт, внутри полые, были изготовлены заводом "Finch & С° " в Чепстау. Реи деревянные. Стоячий такелаж проволочный.
Клотик фок-мачты от ватерлинии 41,00 м.
Клотик грот-мачты от ватерлинии 42,37 м.
Клотик бизань-мачты от ватерлинии ... 38,56 м.
Фрегат хорошо держался в штормовую погоду. На нем были учтены недостатки первых четырех переоборудованных броненосцев и по возможности исправлены - в частности более рационально распределена нагрузка, частично облегчены оконечности. В результате мореходность корабля оказалась несколько лучшей, чем у фрегатов типа "Caledonia" и заслужила всяческих похвал. Во время службы фрегат совершил немало дальних плаваний, несколько раз переходил через Атлантику, продолжительное время находился в Вест-Индии и у берегов Северной Америки. На переходах фрегат нередко использовал в дополнении к машине паруса, выдерживая длительное время при этом скорость до 12,5 узлов. Корабль довольно легко управлялся и не страдал от бортовой так сильно, как его предшественники.
Для казны броненосец обошелся несколько дороже, чем его предшественники. Данные о стоимости кораблей смотрите в таблице.
"Royal Alfred" | |
Корпус с броней | 221.765 фт.ст. |
Механизмы и отделка | 47.512 фт.ст. |
Рангоут, такелаж, паруса и запасы | 7.417 фт.ст. |
ВСЕГО: | 291.540 фт.ст. |
С 12 % накладных расходов | 321.881 фт.ст. |
В состав экипажа по штату, как и на большинстве броненосных фрегатов, входили 600 человек, включая офицеров.