Статья из журанала "Моделист-Конструктор" № 11-1978

Выпуск: 10 Новые крейсера и грядущие сражения

  • Схемы ТТХ
  • Вступление
  • Описание Россия
  • Описание
  • "Память Азова", Россия,1888 г.
  • 46 "3абияка". Россия. 1878 г.
  • 47 "Аджей". Голландия, 1876 г.
  • 48 "Суматра". Голландия, 1890 г.
  • 49 "Валькирия". Дания. 1888 г.
  • 50 "Гекла", Дания, 1890 г.
Броненосный Крейсер "Память Азова", Россия,1888 г.
Броненосный Крейсер "Память Азова", Россия,1888 г.

Броненосный крейсер "Память Азова" строился на Балтийском заводе в Петербурге корабельными инженерами Андрущенко и Титовым.

Заложен в 1886-м, спущен в 1888-м, вступил в строй в 1890 году.

Водоизмещение 6734 т, мощность 5664 л. с., скорость хода 16 узл.

Длина между перпендикулярами 115.6 м, ширина 15,6 м, среднее углубление 7,55м.

Дальность плавания 3190 миль.

Бронирование:

борт 100-152 мм, палуба 37- 63 мм, рубка - 37 мм.

Вооружение:

2-203-мм пушки, 13-152-мм, 7-47-мм, 8-37-мм, 2 десантные пушки, 3 минных аппарата.

В 1906 году на крейсере произошло революционное восстание, подавленное правительством. С 1907 года - учебное судно "Двина", зачислен в состав учебно-минного отряда. Потоплен в Кронштадте в 1919 году при налете английских торпедных катеров.

46. Крейсер "3абияка". Россия. 1878 г.
46. Крейсер "3абияка". Россия. 1878 г.

Строился в США.

Водоизмещение 1236 т. мощность 1426 л. с., скорость хода 14,2 узл.

Длина между перпендикулярами 67 м, ширина 9,1, среднее углубление 3,9 м.

Дальность плавания 6000 миль.

Вооружение:

4-9-фунтовые пушки, 6-47-мм, 6-37-мм, 1 десантная пушка.

47. Крейсер "Аджей". Голландия, 1876 г.
47. Крейсер "Аджей". Голландия, 1876 г.

Водоизмещение 3565 т, мощность 2700 л. с,. скорость хода 13,5 узл.

Длина между перпендикулярами 80 м, ширина 12, среднее углубление 6,5 м.

Дальность плавания 3000 миль.

Вооружение:

6-170мм пушек, 8-120-мм, 2-75-мм, 2-50-мм, 8-37-мм пушек. 6 митральез, 1 минный аппарат.

Всего построено шесть:

"Аджей", "Де Рюйтер", "Иоганн Виллем Фризо", "Кенингин Эмма дёр Нидерланден", "Тромп", "Ван Спейк".

48. Бронепалубный крейсер "Суматра". Голландия, 1890 г.
48. Бронепалубный крейсер "Суматра". Голландия, 1890 г.

Водоизмещение 1708 т, мощность 3750 л. с., скорость хода 17 узл.

Длина между перпендикулярами 70 м, ширина 14,2, среднее углубление 4,3 м.

Дальность плавания 1800 миль.

Бронирование:

палуба 38 мм, рубка 150 мм.

Вооружение:

1-210-ми пушка, 1-150-мм, 2-120-мм, 4 скорострельные пушки, 2 минных аппарата.

49. Бронепалубный крейсер "Валькирия". Дания. 1888 г.
49. Бронепалубный крейсер "Валькирия". Дания. 1888 г.

Водоизмещение 2900 т. мощность 5300 л. с.. скорость хода 17 узл.

Бронирование:

палуба 63 мм.

Длина между перпендикулярами 82 м. ширина 14.2, среднее углубление 5,5 м.

Вооружение:

2-210-ми пушки, 6-150-мм. 4 скорострельные пушки, 10 митральез. 4 минных аппарата, 4 подводных минных аппарата.

50. Бронепалубный крейсер "Гекла", Дания, 1890 г.
50. Бронепалубный крейсер "Гекла", Дания, 1890 г.

Водоизмещение 1280 т. мощность 1600 л. с., скорость хода 17 узл.

Длина между перпендикулярами 71 м. ширина 8.4. среднее углубление 3,4 м.

Бронирование:

палуба 44 мм.

Вооружение:

2-150-мм, пушки. 4-57-мм, 6 - 37 мм, 4 минные пушки

Всего построено три:

"Гекла", "Гейзер", "Геймдал".

Никогда еще обыватели Нагасаки не видали одновременно такого множества русских кораблей, как 20 апреля 1890 года. Буквально облепленные японскими фунё, с которых на палубы подавали корзины со всякой снедью, на рейде стояли новейшие русские броненосные крейсеры "Память Азова", "Адмирал Нахимов" и "Владимир Мономах", клипер "Джигит", канонерские лодки "Бобр", "Манджур" и "Кореец", пароходы Добровольного флота "Петербург", "Владивосток" и "Байкал". Конечно, все эти корабли собрались на рейде Нагасаки не случайно: они пришли сюда в связи с визитом в Японию наследника русского престола, будущего царя Николая II...

А спустя полтора десятилетия пять из этих кораблей погибли в сражениях русско-японской войны. 9 февраля 1904 года вместе с крейсером "Варяг" гибнет взорванный своей командой "Кореец", 26 декабря от попадания японского снаряда идет ко дну на рейде Порт-Артура "Бобр". 2 января 1905 года при сдаче Порт-Артура затоплен "Джигит", 28 мая почти одновременно гибнут в Цусимском бою "Владимир Мономах" и "Адмирал Нахимов". "Джигит", "Владимир Мономах", "Адмирал Нахимов"... Названия, знаменитые в истории русского крейсеростроения.

В "М-К" № 4 за 1978 год рассказывалось о том, что в 1869 году русское морское ведомство решило создать для службы на Тихом океане четыре крейсерских отряда, каждый из которых должен был состоять из одного корвета и двух клиперов. Впоследствии вместо корветов удалось спроектировать и построить более сильные бронепалубные фрегаты "Генерал-адмирал" и "Герцог Эдинбургский" (см. "М-К" № 2. 1978г.), "Князь Пожарский" ("М-К" № 1,1978г.) и "Минин" ("М-К" №3, 1978 г.). Одновременно с разработкой этих фрегатов велось и проектирование винтовых неброненосных клиперов для океанского крейсерства. Прототипом послужил корпус "Жемчуга" (7), удлиненный на 4,27 м, с соответственно увеличенной шириной и углублением. Новый корабль решили делать железным с деревянной обшивкой подводной части.

Первым в серии был клипер "Крейсер". Он строился в Петербурге в новом Адмиралтействе из русского железа, его спустили на воду в 1875 году. В следующем, 1876 году на Галерном острове со стапелей сошел "Джигит" ("М-К" № 5, 1978 г.). Затем, в 1878 году на Невском заводе построили "Разбойника", а в 1879-м на Балтийском - "Стрелка". Машины для первых двух клиперов поставили Ижорские заводы, для "Разбойника" - петербургский завод Берда, для "Стрелка" - Балтийский.

Остальные четыре клипера по предложению адмирала А. Попова создавались композитными, то есть с железным набором, но с деревянной обшивкой Первым стал "Наездник", спущенный в 1878 году в новом Адмиралтействе в Петербурге. Вторым - "Пластун", сошедший на воду на Балтийском заводе в 1879 году. Наконец, в 1880 на Невском заводе построили клипер "Вестник", а на Балтийском - "Опричник".

Из этих клиперов два - уже упоминавшиеся "Джигит" и "Разбойник" - служили на Тихом океане, когда разразилась русско-японская война. Второй также был затоплен в Порт-Артуре 2 января 1905 года - перед сдачей крепости японцам. А незадолго до того на внутреннем рейде Порт-Артура от попаданий японских снарядов погиб крейсер "Забияка" (46) - корабль весьма интересной судьбы.

...Победы русского оружия в русско-турецкой войне 1877-1878 годов крайне обеспокоили европейские державы, в особенности Англию, которая предприняла враждебные России шаги на внешнеполитической арене. Тут и возникла мысль - снова, как в 1863 году, послать русские крейсеры в Атлантический океан, чтобы создать угрозу английской торговле. Но на этот раз выполнить такую операцию оказалось гораздо труднее: Кронштадт был скован льдом. И все же удалось разработать смелый план: 30 марта 1878 года 66 офицеров и 606 матросов, разбитые на три отряда под общим командованием капитан-лейтенанта Семечкина, прошли по льду Финского залива до Ораниенбаума, оттуда по железной дороге доехали до Балтийского порта, погрузились на частный, заранее зафрахтованный немецкий пароход и через 16 дней были уже в Америке.

Внезапное появление такой массы русских военных моряков вызвало поначалу большой переполох, но волнение улеглось, как только стало ясно, что это экипажи для вспомогательных крейсеров, в которые решено было переделать готовые торговые суда, купленные русским правительством в США. Так, в списках флота появились вспомогательные крейсеры "Европа", "Азия" и "Африка", переделанные из пароходов американской постройки "Стейт оф Калифорния", "Колумбус" и "Саратога"

Хотя корабли эти и построили в Америке, своему превращению в военные крейсеры они были обязаны труду русских моряков. Американская техника так удачно соединилась здесь с русским военно-морским опытом, что получились корабли, способные составить серьезную угрозу английской торговле.

Кроме этих крейсеров, решили заказать в Америке еще один совершенно новый - с малым углублением и большой скоростью хода. Такие характеристики диктовались предназначением корабля: в случае войны он должен был расстроить английские рыбные промыслы между Ньюфаундлендом и Канадой и задерживать суда с американским хлопком, идущие в Англию. Об ущербе, который мог бы нанести крейсер, можно судить по такой цифре: во время рыболовного сезона на банках Ньюфаундленда собиралось иногда до 24 тыс. (!) больших и малых английских рыболовных судов.

Фирме Крампа, взявшейся построить такой корабль, поставили очень жесткие условия: за избыточное углубление, недостаточную скорость и за каждый просроченный день полагался штраф. Крамп гнал изо всех сил и все-таки нарушил контракт так, что штраф достиг почти половины стоимости корабля. В результате русский флот едва ли не за половинную цену получил крейсер "Забияка".

Как клиперы, так и вспомогательные крейсеры предназначались для крейсерства в отдаленных морях, преимущественно на путях парусных купеческих судов. Для действий против вооруженных в военное время пароходов и вообще против всякого вражеского неброненосного корабля русские кораблестроители разрабатывали тип океанского парового рангоутного броненосного крейсера, начало которому положили "Генерал-адмирал" и "Герцог Эдинбургский".

Мы упоминали о том, что за первыми четырьмя броненосными фрегатами последовали два примерно однотипных, более мощных крейсера "Владимир Мономах" и "Дмитрий Донской" (см. "М-К" № 4, 1978 г.). Следующим кораблем этого класса стал "Адмирал Нахимов" ("М-К" № 9, 1978 г.), по праву считавшийся тогда одним из сильнейших крейсеров мира. Он вступил в строй в 1887 году, а в следующем году на Балтийском заводе сошел на воду броненосный крейсер "Память Азова".

При изучении русских броненосных крейсеров, крейсеров-одиночек, предназначенных для истребления вражеской торговли, нетрудно убедиться, что им были присущи некоторые характерные черты. Во-первых, поскольку тихоокеанская крейсерская эскадра комплектовалась на Балтике и поскольку балтийскому флоту предписывалось выполнять роль резерва для Дальнего Востока, русским крейсерам по необходимости требовалось совершать весьма дальние переходы. Для получения нужной дальности плавания и автономности все они были снабжены полным рангоутом. Во-вторых, во время крейсерских операций на торговых путях им требовалось нагонять быстроходные торговые корабли: отсюда сравнительно высокая быстроходность. В-третьих, их артиллерия значительно превосходила артиллерию любого вооруженного парохода и была достаточна для боя с любым неброненосным кораблем противника.

Сосредоточив главное внимание на броненосных крейсерах, которые все строились на отечественных верфях, русское военное ведомство не имело достаточно средств, чтобы заняться разработкой более легких бронепалубных крейсеров. В сущности, весь отечественный опыт в этом направлении сводился к постройке двух бронепалубных корветов "Витязь" и "Рында" ("М-К" № 6, 1978 г.), у которых броневая 38-мм палуба прикрывала только машинные отделения. Первый более или менее крупный бронепалубный крейсер морское ведомство заказало во Франции: это был "Адмирал Корнилов" ("М-К" № 7, 1978 г.).

В 1892 году английский военно-морской специалист С. Эрдли-Вилмот писал, что единственной европейской страной, не обзаведшейся крейсером, была Бельгия. Все остальные поспешили либо приобрести корабли этого класса за границей, либо начать строить их на своих верфях. Большинство стран сочетало оба эти способа в составлении своих крейсерских эскадр. Россия, Испания, Италия, Австро-Венгрия как покупали за границей, так и строили крейсеры самостоятельно. Самые сильные тогдашние морские державы - Англия, Франция, США, а также самые слабые - Голландия и Дания - создавали крейсеры на собственных верфях.

Голландия, некогда грозная соперница Англии, на протяжении полутора столетий держала весьма сильный парусный флот, пока в 60-х годах не испытала потрясения: она вдруг убедилась, что один английский броненосец может уничтожить всю ее многочисленную армаду. Поэтому вплоть до 1880 года голландцы лихорадочно заказывали за границей и строили сами броненосцы береговой обороны, уделяя сравнительно мало внимания постройке крейсеров. Лишь в 1875 году был удачно спроектирован железный корветского класса "Аджей" (47), пригодный для дальних крейсерских плаваний. По одному проекту с небольшими отличиями на протяжении 1876-1880 годов на правительственной верфи в Амстердаме построили шесть кораблей такого типа.

Особенностью голландского крейсеростроения следует считать наличие Ост-Индского флота, приноровленного к местным нуждам. Его корабли, трудно поддающиеся классификации, принято было именовать крейсерами IV ранга, как по причине их незначительного водоизмещения, так и из-за слабого вооружения. Однако в 1890 году по заказу правительства Ост-Индии в Амстердаме на правительственной верфи создали единственный в своем роде, но вполне современный, бронепалубный крейсер "Суматра" (48) с необычным артиллерийским вооружением: одно 210-мм орудие в носу, одно 150-мм орудие в корме и два 120-мм орудия в бортовых спонсонах.

Маленькую Данию по праву можно считать одной из древнейших морских держав мира. На протяжении столетий датский флот храбро и с успехом сражался с англичанами, испанцами, голландцами, французами, португальцами, шведами. Даже в середине прошлого столетия он дважды ставил в тупик военное командование коалиции германских государств. Но к 90-м годам у Дании уже не было сколько-нибудь широких морских задач. Она ограничивалась кораблями береговой обороны и небольшим крейсерским флотом для защиты вест-индских колоний и морских промыслов у берегов Исландии и Гренландии. Причем корабли крейсерского флота отличались самобытностью и строились на датских верфях.

Для сравнительно дальних плаваний предназначался бронепалубный крейсер "Валькирия" (49), спущенный на воду на правительственной верфи в Копенгагене в 1888 году. Однако более интересны и своеобразны три крейсера Ш класса типа "Гекла" (50). предназначенные для мелководных фарватеров Датского архипелага, недоступных для кораблей с осадкой больше 3 м. При проектировании этих крейсеров особое внимание было уделено защите команды от огня скорострельной артиллерии противника, для чего впервые применили легкие башни из 76-мм брони, вращающиеся вместе с орудием, но открытые сзади.

Под редакцией заместителя главнокомандующего Военно-Морского Флота СССР адмирала Н. Н. Амелько

Г. Смирнов, В. Смирнов, инженеры

Научный консультант И. А. Иванов