- От Порт-Артура до Владивостока
- Бой в Желтом море
- Бой у Ульсана
- Крейсерства и походы
- Цусимское сражение
- Заключительный этап войны
- Крейсера - долгожители
Досрочное выполнение судостроительной программы 1895-1896 гг. позволило японским морякам до начала войны с Россией хорошо освоить свои корабли. В марте 1901 г. состоялись первые крупные маневры "Тэйкоку Кай-гун". В них активно приняли участие "Асама" и "Токива". Первый крейсер к тому времени числился в эскадре военно-морского округа Йокосука, второй - в эскадре округа Куре. В соответствии со сценарием атакующая эскадра, в которую входила "Асама" (в качестве флагманского корабля контр-адмирала Хидаки), пыталась блокировать условного противника и не дать ему прорваться в море. Младший флагман второй эскадры - контр-адмирал Катаока - разместился на "Токиве". По сообщению печати того времени, атакующая сторона ничего не смогла сделать с обороняющимися. Последние без потерь прорвались из Куре во Внутреннее море.
После завершения первой фазы маневров на рейде Кобе состоялся императорский смотр. Контр-адмирал Хидака был вынужден перенести свой флаг на крейсер "Касаги", так как на борт "Асамы" для наблюдением за продолжением маневров поднялся сам император Муцухито. На этом же смотре свои функции флагманского корабля сдала и "Токива", поскольку контр-адмирал Катаока перенес свой флаг на броненосец "Ясима".
В течение нескольких дней "Асама" входила в императорский отряд. Утром 29 апреля в бухте Курой на борту крейсера были собраны все командиры кораблей и флагманы соединений. Император выразил им свое удовольствию по случаю успешного окончания маневров. После этого крейсера вернулись к повседневной службе.
В том же году, но уже в летних маневрах участвовали "Адзума" и "Якумо". Они совместно с броненосцами "Сикисима", "Асахи", крейсерами "Нанива" и "Такасаго" изображали вражеский флот, атакующий военно-морскую базу Сасебо. Против них действовали береговые батареи и части местного гарнизона. Нападающая эскадра так и не смогла прорваться в бухту.
Летом 1902 г. "Асама" совершила поход в Англию. Вместе с бронепалубным крейсером "Такасаго" она представляла Японию на международном морском параде, состоявшемся на Спитхэдском рейде в честь коронации короля Эдуарда VII. Последние предвоенные маневры, проведенные с большим размахом в апреле 1903 г., показали, что экипажи полностью овладели сложной техникой. Императорский флот получил долгожданное преимущество над своим будущим противником в дальневосточных водах и взял курс на скорейшую подготовку к войне.
В канун нового 1904 года японский флот был переформирован и теперь более соответствовал военному времени. Вместо Постоянной эскадры появился Соединенный флот - "Рэнго Кантай", включавший три эскадры (3-я эскадра, состоявшая из устаревших кораблей, поначалу считалась самостоятельной, но в феврале 1904 г. тоже официально вошла в состав Соединенного флота). Все 6 броненосных крейсеров вошли в одно соединение - они составили 2-й боевой отряд 2-й эскадры. Крейсером "Идзу-мо" командовал капитан 1 ранга Идзити Ки-син,(Здесь и далее приводятся сначала фамилия, а затем - имя (так было принято в Японии в описываемое время); если же имя сокращается до инициала, то он пишется по европейской традиции впереди фамилии. Например: Идзити Кисин, но К. Идзити.) "Иватэ"-Такетоми Хотэй, "Асама" - Ясиро Рокуро, "Токива" - Йосимацу Мотаро, "Якумо" - Мацути Аринобу, "Адзума" - Фудзии Коити.
На "Идзумо" держал флаг командующий 2-й эскадрой вице-адмирал Камимура Хиконадзо, на "Иватэ" - младший флагман контр-адмирал Мису Сотаро. 1 -ю эскадру и Соединенный флот в целом возглавил бывший командующий Постоянной эскадры вице-адмирал Того Хейхатиро.
Соединенный флот находился в порту Сасебо, когда вскоре после полуночи 6 февраля (24 января)( В скобках указываются даты по старому стилю, поскольку именно они обычно приводятся в отечественной литературе, посвященной Русско-японской войне.) 1904 г. был получен указ микадо о начале войны с Россией.
Утром флот в полном составе вышел в море. Основные силы направились к Порт-Артуру; 4-й боевой отряд под командованием контр адмирала Уриу Сотокити - в Чемульпо, где в качестве стационеров находились крейсер "Варяг" и канонерская лодка "Кореец". Поскольку отряд Уриу состоял в основном из устаревших бронепалубных крейсеров, ему временно придали "Асаму". Теперь превосходство шедших в Корею японцев выглядело подавляющим: один крейсер "Асама" был сильнее обоих русских кораблей вместе взятых.
Итогом внезапного нападения японских миноносцев на порт-артурскую эскадру, произошедшего в ночь на 9 февраля (27 января), стало торпедирование броненосцев "Цесаревич", "Ретвизан" и крейсера "Паллада". Однако, несмотря на победные реляции, адмирал Того вряд ли был удовлетворен результатом атаки, поскольку ни один из русских кораблей потопить не удалось. Наутро основные силы японского флота появились у Порт-Артура. Выстроив корабли I -го, 2-го и 3-го боевых отрядов в одну кильватерную колонну, Того приблизился к крепости с востока и открыл огонь по находившимся на внешнем рейде русским судам. Завязалась артиллерийская дуэль, причем по японцам начали стрелять не только корабли, но и береговые батареи. В тактическом отношении положение Соединенного флота было крайне невыгодным, что в итоге и вынудило его прекратить бой и отвернуть на юг.
Японские броненосные крейсера 2-го отряда вступили в бой в 12.12 (по японскому времени; русское для той долготы - минус 55 минут). Первым в колонне - в кильватер броненосцу 1-го отряда "Хацусэ" - шел "Идзумо" под флагом адмирала Камимуры. За ним следовали "Адзума", "Якумо", "Токива" и "Иватэ". Все они сначала стреляли по русским броненосцам и "Баяну", а когда к ним приблизились крейсера "Аскольд" и "Новик", перенесли огонь на них. По японским данным, 203-мм снаряд из носовой башни "Якумо" попал в "Новик", а как минимум один 152-мм с "Иватэ" - в "Аскольд". В свою очередь, получили повреждения и крейсера Камимуры. На "Якумо" русский снаряд взорвался в районе фок-мачты - он тяжело ранил выполнявшего функции дальномерщика гардемарина Кувабару. В батарее "Иватэ" осколками было ранено 10 человек, в том числе мичман Такахаси и гардемарин Аоки; осколки другого снаряда, разорвавшегося в воде, пробили обшивку корабля в кормовой части правого борта. На "Адзуме" снаряд пронзил боевой флаг. Вероятно, имелись и некоторые другие повреждения, о которых японские официальные источники умалчивают.
Флагманский "Идзумо" повернул влево в 12.26, за ним последовали и остальные крейсера отряда. Из-за увеличившейся дистанции бой прекратился, и в 12.45 японские корабли спустили стеньговые флаги. Ни одна из противоборствующих сторон не достигла сколько-нибудь значительных результатов - по сути, это первое столкновение русской и японской эскадр представляло собой лишь разведку боем, имевшей целью проверку техники и психологического состояния экипажей.
Более успешно для японцев развивались события на рейде корейского порта Чемульпо. Впрочем, у блокированных там русских кораблей не было никаких шансов на спасение. После часового боя "Варяг" и "Кореец" вернулись на мелководный рейд, где первый был затоплен, а второй - взорван. С японской стороны решающую роль в артиллерийской дуэли сыграла "Асама". Она выпустила 28 203-мм, 98 152-мм и 9 76-мм снарядов, из которых предположительно 10 попали в "Варяг" (3 203-мм и 7 152-мм).( Всего за время боя "Варяг" по японским данным получил 11 попаданий, по русским - 12 или 13.) Японской эскадре огонь русских кораблей никакого ущерба не нанес.
Соединенный флот вернулся от Порт-Артура на специально оборудованную якорную стоянку близ Чемульпо 10 февраля (28 января) в 14.00. Там уже находились отряд адмирала Уриу и "Асама", которая сразу же присоединилась ко 2-му боевому отряду эскадры Камимуры. "Все чины флота поздравляли друг друга с успешным началом кампании и прокричали три раза "банзай" в честь императора", - так подводится итог первых суток боевых действий в официальной японской истории войны 1904-1905 гг.
В течение последующих трех недель броненосные крейсера действовали в Желтом море совместно с основными силами Соединенного флота. 24 (11) февраля они осуществляли прикрытие пароходов-брандеров, безуспешно пытавшихся заблокировать выход из порт-артур-ской бухты, а на следующий день участвовали в перестрелке с крейсерами "Баян", "Аскольд" и "Новик", а также береговыми батареями в районе бухты Тахэ. Однако активизация действий владивостокских крейсеров, совершивших в феврале два похода к берегам Японии и Кореи, вынудила адмирала Того разделить свои силы и отправить отряд Камимуры в Японское море. Благо, для противодействия ослабленной порт-артурской эскадре численность Соединенного флота в тот момент была явно избыточной.
Самостоятельная деятельность отряда Камимуры началась с "акции устрашения" - бомбардировки Владивостока. Утром 6 марта (22 февраля) "Идзумо", "Иватэ", "Якумо", "Адзума", "Асама" вместе с двумя бронепалубными крейсерами 3-го отряда "Касаги" и "Иосино"(В качестве "компенсации" за крейсера "Касаги" и "Иосино" в оставшийся под Порт-Артуром 3-й боевой отряд временно включили "Токиву". Этот корабль нес блокадную службу; 10 марта (26 февраля) он был свидетелем героической гибели миноносца "Стерегущий" и попал под обстрел русских береговых батарей, но избежал попаданий.) подошли к острову Аскольд. Оттуда корабли направились к восточному берегу полуострова Муравьева-Амурского, но путь им преградил мощный лед - его толщина достигала 45 см. С большим трудом найдя участок Уссурийского залива с более тонким льдом, японские броненосные крейсера легли на боевой курс и в 13.53 начали перекидную стрельбу по городу, продолжавшуюся с перерывами до 14.27 (по японскому времени; по русским данным японцы вели огонь с 13.35 до 14.20). Кроме того, они обстреляли форты Суворова, Линевича, Уссурийскую батарею, а также строящуюся батарею на берегу Уссурийского залива. Русская береговая артиллерия не отвечала: шансов попасть в неприятельские корабли со столь большой дистанции (от 45 кбт и выше) практически не было.
Эффективность японского огня, как и следовало ожидать, оказалась крайне низкой. Крейсера Камимуры выпустили около 200 снарядов, некоторые из них упали в восточной части города, в районе казарм и в бухте Золотой Рог. Несколько зданий получили незначительные повреждения; была убита одна женщина и ранены пять матросов. Ни корабли в порту, ни береговые батареи не пострадали. При взрывах японские снаряды имели слабое фугасное действие, а многие не взрывались вообще. Судя по всему, информация о низком качестве боеприпасов дошла командования японского флота, и оно сделало соответствующие выводы.
Русские крейсера "Россия", "Громобой", "Рюрик" и "Богатырь" смогли развести пары и выйти в Уссурийский залив только в 15.50, когда Камимура уже ушел на юг. Вечером они вернулись во Владивосток. Японские же крейсера, переночевав в море, на следующий день обошли окрестные бухты и в полдень опять появились у полуострова Муравьева-Амурского. Правда, огня они не открывали и ограничились лишь демонстративным маневрированием на виду у береговых батарей. Затем Камимура отдал приказ возвращаться, но по пути его отряд посетил заливы Посьет, Шестакова, корейские порты Сонджин и Гензан. Зайдя в Сасебо, он 16 (3) марта присоединился к основным силам флота, находившимся в Желтом море на временной базе у западного побережья Кореи.
22 (9) марта Соединенный флот в полном составе появился у Порт-Артура. После неудачной попытки броненосцев "Фудзи" и "Ясима" провести бомбардировку внутренней гавани через горный массив Ляотешань на внешний рейд неожиданно вышла русская эскадра - ее новый командующий вице-адмирал С.О.Макаров, несмотря на перевес противника в силах, попытался навязать ему бой вблизи собственной базы. В то время 2-й боевой отряд находился на некотором удалении, и адмирал Того приказал Камимуре срочно идти на соединение с главными силами, а сам пока предпочел отойти. В итоге бой так и не состоялся: при столь явном численном превосходстве японцев Макарову уходить слишком далеко от своих береговых батарей было бы слишком опасно.
Следующая операция броненосных крейсеров под Порт-Артуром 13 апреля (31 марта) совпала с трагическим для русского флота событием. Весть о неравном бое, который вел миноносец "Страшный" на подходе к крепости, привела к экстренному выходу в море сначала крейсера "Баян", а затем и всей русской эскадры, причем предварительного траления фарватера провести неуспели. Миноносец все равно спасти не удалось, прибывший к месту его гибели "Баян" смог поднять из воды лишь пятерых моряков. На отходе русский крейсер вступил в бой с кораблями 3-го боевого отряда и поддерживавшими их броненосными крейсерами "Асама" и "Токива", но перестрелка оказалась безрезультатной ("Баян" получил лишь незначительные повреждения от осколков). Наконец, главные силы противоборствующих сторон приблизились друг к другу, но в 9.43 русский флагманский броненосец "Петропавловск" подорвался на мине и в течение двух минут затонул. С.О.Макаров погиб, и на последующей деятельности порт-артурской эскадры это отразилось самым негативным образом. Она надолго замерла в гавани, позволив японцам беспрепятственно высадить десант на Ляодунском полуострове и оборудовать передовую военно-морскую базу на островах Эллиот (Личаншань), расположенную в непосредственной близости от осажденного Порт-Артура. Отрезанная от Маньчжурии крепость, еще недавно казавшаяся неприступной твердыней, теперь превратилась в западню, вырваться из которой русскому флоту было крайне сложно...
Затишье в действиях порт-артурской эскадры вывели в разряд наиболее актуальных задач японского флота противодействие крейсерам владивостокского отряда. Адмирал Камимура получил приказ снова идти в Японское море, и 2-й боевой отряд без оставшихся в Желтом море "Асамы" и "Якумо", но с добавленным вместо них броненосным крейсером "Касуга", покинул место стоянки у корейских берегов 16 (3) апреля. Вместе с ним снялись с якоря 4-й боевой отряд (бронепалубные крейсера "На-нива", "Такачихо", "Цусима" и "Нийтака"), посыльное судно "Чихая" и 1 -й отряд истребителей. Они отконвоировали военный транспорт "Кинсю Мару" до корейского порта Гензан, а затем направились к Владивостоку. Однако, попав в сплошной туман, Камимура повернул назад. Японский адмирал рассчитывал пополнить запасы угля и воды в Гензане, а с прояснением погоды снова выйти в море. 26 (13) апреля он подошел к корейскому порту, где его ждал неприятный сюрприз. Выяснилось, что несколько часов назад исчез оставленный Камимурой транспорт "Кинсю Мару", на борту которого находилось 129 солдат и офицеров японской армии.
"Кинсю Мару" стал жертвой русских крейсеров. Третий рейд "России", "Громобоя", "Рюрика", "Богатыря" и двух миноносцев проходил в условиях непогоды, что сопутствовало его благополучному возвращению во Владивосток. "Благодаря туману удалось выкрасть у Камимуры из-под носа транспорт", - так рапортовал в Петербург новый командующий отрядом контр-адмирал К.П.Иессен.
Японские крейсера в поисках русских прошли вдоль корейских берегов, но, никого не встретив, направились к Владивостоку. 28 (15) апреля с сопровождавшего их транспорта "Никко Мару" было выставлено минное заграждение - у о. Скрыплева и о. Циволька (всего 75 мин). Затем Камимура вновь вернулся к берегам Кореи, а 2 мая (19 апреля) приступил к охране Корейского пролива, сменив в этом качестве 3-ю эскадру.
Минная постановка под Владивостоком произвела определенный эффект. Несмотря на проведенное траление фарватеров, на нем позже подорвались немецкий грузовой пароход "Тибериус" (спасен) и русский миноносец №208 (погиб). Кроме того, обострившаяся после гибели адмирала Макарова боязнь мин привела к временной приостановке крейсерских операций владивостокского отряда.
Очередная операция русских крейсеров "Россия", "Громобой" и "Рюрик" ("Богатырь" после посадки на камни надолго выбыл из строя) состоялась в июне под флагом вице-адмирала П.А.Безобразова и принесла очередные плоды: два крупных транспорта с войсками и вооружением ("Идзумо Мару" и "Хитати Мару") были потоплены, третий ("Садо Мару") поврежден. 2-й боевой отряд Камимуры ("Идзумо", "Иватэ", "Адзума" и "Токива"), а также крейсера 2 класса "Цусима", "Нанива" и миноносцы с 15 (2) по 19 (6) июня безуспешно гонялись за русскими кораблями, причем с крейсера "Цусима" в течение нескольких часов даже наблюдали их в бинокль. Но владивостокскому отряду опять удалось скрыться в тумане и продолжить рейд у северо-западного побережья Японии. Камимура неправильно оценил курс русских крейсеров и тщетно искал их в южной части Японского моря.
Зато следующий поход отряда адмирала Безобразова оказался малоуспешным. Ему предшествовал набег русских миноносцев на Гензан, не принесший существенных результатов, но наделавший много шума. В результате адмирал Камимура был наготове: утром 30 (17) июня он снялся с якоря (его 2-й боевой отряд базировался в бухте Одзаки на о. Цусима) и начал патрулировать воды к северу от Корейского пролива. На следующий день в 18.14 радиотелеграф флагманского "Идзумо" начал принимать помехи, и японцы сделали правильный вывод, что русские корабли где-то поблизости и умышленно мешают радиообмену. И уже в 18.35 на северо-востоке был замечен дым, а затем на расстоянии около 120 кбт (22 км) - силуэты крейсеров "Россия", "Громобой" и "Рюрик". Противники увидели друг друга; поскольку японцы обладали явным численным преимуществом, русские крейсера резко изменили курс на NO и начали уходить. "Идзумо" сделал несколько выстрелов, сигнализируя находившимся южнее крейсерам адмирала Уриу и миноносцам, а затем пустился в погоню. В кильватер флагману Камимуры следовали "Адзума", "Иватэ" и "Токива". К 20.00 дистанция между противниками сократилась до 70-80 кбт, но в этот момент зашло солнце. Атака восьми миноносцев, проведенная японцами с наступлением сумерек, окончилась безрезультатно. В момент ее отражения русскими крейсерами Камимура продолжал преследование, ориентируясь по свету прожекторов и вспышкам выстрелов, но с прекращением стрельбы он окончательно потерял неприятеля в темноте. Более того, его крейсера по ошибке открыли огонь по своим же миноносцам, возвращавшимся после неудачной атаки. Недоразумение быстро выяснилось, но все дальнейшие попытки японцев найти русский отряд окончились ничем. Опасаясь, что владивостокские крейсера могут выйти через Корейский пролив на коммуникации в Желтом море, Камимура повернул назад и до 4 июля (21 июня) патрулировал в водах южнее о. Цусима.
Во время самого дерзкого крейсерства русского отряда, осуществленного под командованием контр-адмирала Иессена с 18 (5) по 30 (17) июля, корабли Камимуры продолжали оставаться в Корейском проливе. Несмотря на смелый прорыв крейсеров "Россия", "Громобой" и "Рюрик" через Сангарский пролив в Тихий океан и даже их появление близ Токио, 2-й боевой отряд так и не стал охотиться за ними. Дело в том, что японские войска вышли на ближние подступы к Порт-Артуру, вследствие чего в ближайшее время следовало ожидать попытки прорыва русской эскадры из Желтого моря во Владивосток. И для японцев куда важнее было не допустить объединения морских сил их противника, чем гоняться за крейсерами Иессена на океанских просторах. Поэтому отряд Камимуры продолжал стоять в бухте Одзаки, находясь на телеграфной связи с адмиралом Того. А единственной контрмерой против русских рейдеров стало оповещение всех торговых судов и транспортов вместе с рекомендациями по возможности задержать рейсы на пару недель. Кстати, последнее принесло свои результаты: операция владивостокских крейсеров в итоге имела скорее моральный эффект, поскольку их реальная добыча оказалась весьма и весьма скромной.
Оставшиеся в составе Соединенного флота броненосные крейсера "Асама" и "Якумо" временно были приписаны к 3-му боевому отряду контр-адмирала С.Дэва. Они несли патрульную службу под Порт-Артуром, обеспечивали прикрытие заградительных операций пароходов-брандеров, "Якумо" 15 (2) мая 1904 г. оказывал помощь крейсеру "Касуга" после его столкновения с крейсером "Иосино". Однако, несмотря на довольно активное использование, ярких страниц в их карьере в этот период службы не было.
Тем временем русская эскадра, которую после гибели Макарова возглавил контр-адмирал В.К.Витгефт, получила категоричный приказ прорываться из осажденного Порт-Артура во Владивосток. Первая попытка, предпринятая 23 (10) июня, окончилась ничем: встретив в море основные силы Соединенного флота, Витгефт повернул назад и вновь укрылся в гавани. В последующие недели японские корабли постоянно дежурили вблизи внешнего рейда крепости, причем для этих целей очень часто привлекались "Асама" и "Якумо". Попутно они иногда решали и другие задачи. Например, утром 26 (13) июня "Асама" вместе со старым крейсером 2 класса "Ицукусима" поддерживала наступление сухопутных войск, ведя обстрел русских позиций в районе бухты Сикау.
Вторая попытка прорыва, состоявшаяся 10 августа (28 июля), привела к крупному морскому сражению, известному как бой в Желтом море или бой у Шантунга. Разумеется, адмирал Того ждал этого уже давно. Любопытные данные о подготовке японских кораблей к бою приводятся в секретном рапорте английского военного советника, отправленном в британское Адмиралтейство. Так, на "Асаме" оставили минимум шлюпок: 2 паровых катера, 2 гребных катера и 3 плоскодонных сампана; всех их укрыли брезентом и обмотали пеньковыми канатами. (Остальные шлюпки выгрузили на берег в базе на островах Эллиот, а две гички вообще оставили еще в Куре.) Очень широко применялись импровизированные ог-раадения из дюймовых канатов, брезента и матросских коек - ими окружили боевую рубку, палубные 152-мм и 76-мм орудии. Такая защита хорошо останавливала мелкие осколки, но сильно загромождала палубу и ухудшала обзор из боевой рубки - поэтому, кстати, командир "Асамы" намеревался наблюдать за ходом боя с фор-марса. Вместе с тем, вся деревянная мебель в кают-компании и офицерских каютах осталась на своих местах, а из каюты командира не были убраны даже большие зеркала.
В казематах 152-мм орудий было уложено по 50 готовых снарядов (38 фугасных и 12 бронебойных или 40 фугасных и 10 бронебойных) и соответствующее число зарядов к ним. На вопросы англичан, зачем это сделано, японцы ответили, что таким 'образом уменьшается риск взрыва погреба боезапаса при подрыве корабля на мине! Объяснение выглядит более чем странным: в артиллерийском бою опасность детонации этого боезапаса от попадания снаряда куда выше, чем гипотетический взрыв погреба от мины или торпеды. На самом деле, как уже отмечалось, складирование снарядов и пороховых картузов рядом с орудием имело целью повысить скорострельность, так как скорость подачи боезапаса элеваторами была недостаточной.
В момент выхода русской эскадры из Порт-Артура 1-й боевой отряд в составе четырех броненосцев под флагом Х.Того и присоединенной к нему "Асамой" находился чуть севернее о. Роунд. Командующий флотом приказал командиру "Асамы" срочно идти в Дальний и привести оттуда 4-й и 5-й отряды истребителей, а находившимся поблизости броненосным крейсерам "Ниссин" и "Касуга" вступить в кильватер броненосцам 1-го отряда. Таким образом, "Асама" в первой фазе боя участия не принимала.
Крейсер "Якумо" под флагом контр-адмирала Дэва возглавлял 3-й боевой отряд (крейсера 2 класса "Касаги", "Титосэ" и "Такаса-го") и утром 10 августа находился в 15 милях к югу от м. Ляотешань. Узнав о выходе русских кораблей, Дэва настиг их и, следуя параллельным курсом, попытался оттеснить их в сторону 1-го боевого отряда адмирала Того. В 13.15 (здесь и далее время японское) начался артиллерийский бой главных сил противоборствующих эскадр. Через два часа открыл огонь и отряд Дэва, получивший приказ атаковать русские крейсера, шедшие в хвосте кильватерной колонны. Однако последние прибавили ход, и стало ясно, что крейсеру "Якумо" их не догнать. Зато в перестрелку крейсеров включились броненосцы "Полтава" и "Севастополь". Причем кормовая башня "Полтавы" одним из первых залпов дала прямое попадание в "Якумо": взрыв 305-мм снаряда убил инженера Матиду и 21 матроса.(Так говорится в официальной японской истории войны "Описание военных действий на море в 37-38 гг. Мейдзи", Но по данным английского военного атташе кэптена УПэ-кинхема потери на "Якумо" составили 12 человек убитыми и 10 ранеными.)
Дэва предпочел выйти из-под обстрела. Поскольку тихоходный "Якумо" сковывал действия крейсеров, он отправил его на соединение с 1 -м боевым отрядом, а сам перенес свой флаг на "Касаги".
Во второй фазе боя, начавшейся после передышки в 17.30, "Якумо" был замыкающим в колонне основных сил и следовал в кильватер броненосному крейсеру "Ниссин". Поскольку японцы находились в положении догоняющих, "Якумо" вступил в артиллерийскую дуэль последним. Примерно с 18.00 он вел огонь по концевому кораблю русской эскадры - броненосцу "Полтава" и, по всей вероятности, добился нескольких попаданий. На самом крейсере больше потерь не было.
По намеченному плану боя "Асама" тоже должна была присоединиться к 1 -му боевому отряду, но сделать это она так и не сумела. Крейсер, следуя во главе 5-го отряда миноносцев, приблизился к месту сражения довольно поздно - около 18.00, а открыть огонь смог лишь еще через час. Перестрелка с русскими крейсерами и "Полтавой" проходила на больших дистанциях (6,2 - 8 км) и потому была малоэффективной. Но около 20.00 русские корабли повернули в направлении "Асамы", и расстояние между противниками начало стремительно уменьшаться. Несколько снарядов упали рядом с японским крейсером, и он резко отвернул, взяв курс на запад. В это время он имел кратковременную перестрелку с крейсерами "Аскольд" и "Новик", самостоятельно повернувшими на юг. Позже на пути последних оказался и отделившийся от 1-го боевого отряда "Якумо", но он быстро отстал.
К утру 11 августа (29 июля) основная часть русской эскадры вернулась в Порт-Артур, а корабли Соединенного флота собрались на рейде Эллиот. Но "Асама" и "Якумо" вскоре вновь вышли в море - им предстояли поиски ушедших в неизвестном направлении броненосца "Цесаревич", крейсеров "Аскольд", "Новик", "Диана" и нескольких миноносцев. В течение нескольких суток японские крейсера метались по Желтому морю, а 16 (3) августа подошли к заливу Киао-Чао (Циндао). Выяснив, что "Цесаревич" и три миноносца уже интернированы, а "Аскольда" и "Новика" в порту нет, они двинулись в обратный путь.
Всего в ходе боя в Желтом море "Асама" выпустила 27 203-мм снарядов из носовой башни (15 из правого орудия и 12 из левого), 24 - из кормовой (13 из правого и 11 из левого), а также 113 152-мм снарядов (28 из носовых орудий и 85 из кормовых). Потерь в личном составе на корабле не было.
Во время сражения в Желтом море 2-й боевой отряд вице-адмирала Камимуры по-прежнему находился в районе Корейского пролива. Затем он направился к острову Росс для перехвата русских кораблей, отделившихся от порт-артурской эскадры. 12 августа (30 июля), встретившись с 6-м боевым отрядом и узнав подробности боя, Камимура решил вернуться в Корейский пролив и патрулировать там совместно с 4-м отрядом, ожидая "Аскольд" и "Новик", которые, как предполагалось, будут прорываться во Владивосток.
Но встреча произошла с другим - прежде все время ускользавшим - противником. 14 (1) августа в 4.45 по японскому времени на кораблях Камимуры обнаружили сквозь утренний туман неясные очертания трех крейсеров владивостокского отряда. Русские корабли надеялись встретить эскадру Витгефта, так как о результатах боя в Желтом море на них еще не знали. В 5.10 "Идзумо" под флагом вице-адмирала Камимуры, "Адзума", "Токива" и "Иватэ" под флагом контр-адмирала Мису изменили курс и начали сближаться с противником. Через 13 минут флагманский "Идзумо" открыл огонь из 8-дюймовых орудий по замыкающему русский отряд "Рюрику". Так началось сражение, известное у нас как бой в Корейском проливе, а за рубежом - как бой у Ульсана (Урусана).
В общем-то, дальнейший ход событий хорошо описан в литературе, поэтому пересказывать его нет смысла. В ходе неравного боя, длившегося 4 часа 41 минуту, героически сопротивлявшийся "Рюрик" был потоплен, но поврежденным "России" и "Громобою" удалось оторваться от преследования и уйти во Владивосток.
Победа далась японцам не легко: броненосные крейсера Камимуры получили более 40 попаданий. Так, "Идзумо" поразили более 20 русских снарядов. Два матроса погибли, еще 17 получили ранения. Правда, по большей части попадания были не опасные и снарядами малого калибра. Однако в 6.17, когда противо борствующие стороны разделяло уже 9000 м, русский 203-мм снаряд чуть не решил судьбу флагманского корабля, пробив броню носовой башни ГК. По всей видимости, он не взорвался, так как ни о каких последствиях этого попадания в японских источниках не упоминается.
Зато крейсер младшего флагмана "Иватэ", шедший концевым, получил самые тяжелые повреждения из всех, какие понесли японские броненосные крейсера за всю войну. Примерно в 7.00 8-дюймовый снаряде "Рюрика", выпущенный с дистанции 5000 м, пробил крышу каземата 152-мм орудия №1, расположенного на уровне верхней палубы. Попав в стеллаж с боезапасом, находившийся непосредственно около 6-дюймовки, он вызвал его детонацию. В результате мощного взрыва каземат был полностью уничтожен: броневые плиты отвалились от борта, а расчет орудия просто испарился. Помимо 6-дюймовки №1 из строя до конца сражения вышли 152-мм пушки - в нижнем каземате №3 и установленная за щитом на верхней палубе №9. Также получила повреждения 12-фунтовая артустановка №3. В результате взрыва мгновенно погиб 31 человек, причем старший лейтенант Харагучи и 13 старшин и матросов пропали бесследно. Мичман Нота и 6 матросов умерли вскоре после боя. А еще двое из 16 раненых, доставленных на берег, умерли в госпитале. Помимо перечисленных, медицинская помощь потребовалась еще 20 членам экипажа. В числе раненых оказались старший артиллерийский офицер капитан-лейтенант Номура, старший минный офицер капитан-лейтенант Канно, старший лейтенант Канедзака, гардемарин Мацу-мура и старший писарь Иоситоми. Другое попадание, которое было отмечено в рапорте британского военного советника, относилось к снаряду, поразившему крейсер в кормовую часть. Взрыв разрушил одну из офицерских кают "Иватэ", а осколки, пронзившие кают-компанию, разбили висевший там корабельный хронометр.
Шедшая второй в строю "Адзума" получила более 10 попаданий. Было ранено 7 нижних чинов и один вольнонаемный. В 9.30 на крейсере случилась поломка в машине, и он покинул строй. Однако это повреждение устранили очень быстро, так что фактически корабль лишь переместился со второго места в колонне на третье.
Из всей четверки броненосных крейсеров в этом сражении наименее пострадала "Токива". В японской официальной истории войны отмечено, что в крейсер попало несколько снарядов. Ранения получили всего 3 человека (один нижний чин и два вольнонаемных).
Общие потери на японских кораблях, включая подошедшие позже бронепалубные крейсера "Нанива" и "Такачихо", составили 44 убитых и около 80 раненых. На русских крейсерах только убитых, утонувших и умерших от ран было 341. еще 626 человек попали в японский плен (из них двое позже скончались).
О причинах, заставивших японцев прекратить преследование "России" и "Громобоя", до сих пор нет единого мнения. По рапорту вице-адмирала Камимуры, он приказал повернуть назад после того, как получил доклад от старшего артиллерийского офицера об израсходовании большей части боезапаса. По имеющимся сведениям, флагманский корабль японского соединения в ходе сражения расстрелял 255 8-дюймовых, 1085 6-дюймовых и 910 12-фунтовых снарядов. По расходу боеприпасов остальными крейсерами данных найти не удалось.
После сражения у Ульсана 2-й боевой отряд вице-адмирала Камимуры вернулся в Сасебо для пополнения запасов снарядов, угля и исправления повреждений. Там он простоял два дня, а затем "Идзумо", "Адзума" и "Токива" отправились в Одзаки. "Иватэ" остался у стенки судоремонтного завода - на нем спешно устраняли полученные повреждения. Причем корабль латали на скорую руку: вместо разрушенного каземата установили лишь тонкий стальной щит, имитирующий броневое прикрытие. В таком виде крейсер и присоединился к своему отряду 19(6) августа.
В течение августа японский флот прошел не одну тысячу миль в поисках ускользнувших после боя в Желтом море русских кораблей. Вечером 16 августа к Шанхаю направился отряд вице-адмирала Уриу в составе броненосного крейсера "Токива" (флагман), бронепалубных крейсеров "Нанива", "Нийтака" и миноносцев "Хибари" и "Удзура". Сам же вице-адмирал Камимура с оставшимися силами занимался конвоированием судов специального назначения к берегам Кореи и патрулированием пролива. 26 (13) августа, после того, как угроза прорыва русских кораблей во Владивосток исчезла, по приказанию адмирала Того "Иватэ" отделился от отряда и ушел в метрополию для капитального ремонта.
16 (3) октября 1904 г. 2-й боевой отряд в полном составе ("Токива" вернулась из-под Шанхая 8 сентября) вышел в море для встречи германского принца Гогенцоллерна, следовавшего в Японию на пароходе "Ава Мару". На следующий день крейсера вернулись в Одзаки и продолжили нести охрану Корейского пролива. В ноябре японцам стало известно, что "Гро-мобой" получил серьезные повреждения в результате навигационной аварии. Пользуясь тем, что владивостокский отряд крейсеров полностью утратил боеспособность, командующий флотом приказал приступить к интенсивному ремонту кораблей. 16 (3) декабря Камимура вышел на "Идзумо" в Сасебо, где крейсеру предстояло встать в док. Командование над силами, несущими патрульную службу близ о. Цусима, было передано вице-адмиралу Уриу. К 31 декабря 1904 г. в его распоряжении остался только один броненосный крейсер - "Токива".
"Асама", "Адзума", "Якумо" и "Иватэ" в это время привлекались для борьбы с контрабандой в северных проливах. Первый из них находился там с 23 (10) декабря 1904-го по 1 апреля (19 марта) 1905 г. Добычей "Асамы" стали два парохода - английский "М.СДа-ра" тоннажем 4216 брт, захваченный близ Таппидзаки с грузом фуража, и австрийский "Сиам" (3160 брт), остановленный в 10 милях к юго-западу от мыса Эримодзаки с грузом английского угля. "Адзума" несла службу в северных водах с 23 декабря 1904 г. по 10 февраля следующего года - правда, безрезультатно. "Якумо" отметился там же с 25 января по 1 марта 1905 г., и с тем же результатом. С 9 февраля по 1 апреля охранную службу в проливах нес и "Иватэ". На его счету числится немецкий пароход "Ромулус" (2597 брт), захваченный около мыса Сивокуби.
С 5 января охранную службу в северных проливах возглавил вице-адмирал Мису, державший свой флаг на "Адзуме". 22 января его сменил контр-адмирал Симамура, не ставший менять флагманский корабль. 22 февраля, после прибытия "Иватэ", Симамура перенес свой флаг на этот крейсер.
Оставшиеся два броненосных крейсера программы 1895-1896 гг. - "Идзумо" и "Токива" - конвоировали транспорты с войсками в Корейском проливе. Первый из них, под флагом вице-адмирала Камимуры, привлекался для этих целей дважды (со 2 февраля по 12 февраля и с 24 февраля по 6 марта 1905 г.). "Токива" приняла участие только в первой конвойной операции и 12 февраля была отослана в Сасебо для ремонта.
Приближение 2-й Тихоокеанской эскадры заставила адмирала Того к апрелю 1905 г. сосредоточить все наличные силы в Корейском проливе. К тому времени все броненосные крейсера прошли ремонт, на них демонтировали боевые марсы. Число 47-мм пушек уменьшили до четырех, с "Якумо" и "Адзумы" их вообще сняли, заменив четырьмя дополнительными 12-фунтовками. Орудия оснастили новыми прицелами. Готовясь к встречи с эскадрой Рожественского, на кораблях Соединенного флота проводилась интенсивная боевая подготовка. Особое внимание уделялось артиллерийским стрельбам. Правда, вопреки распространенному мнению, японцы вовсе не стремились расстрелять стволы своих орудий боевыми зарядами и снарядами. Основным способом подготовки комендоров стали стволиковые стрельбы и тренировки при помощи прибора Скотта.
Для японских броненосных крейсеров Цусимское сражение, произошедшее 27-28 (14-15) мая 1905 г., стало поистине звездным часом. Ход самого сражения описан множеством книг и статей, а его подробный разбор займет ни одну сотню страниц, поэтому мы остановимся только на роли, которую сыграли шесть рассматриваемых нами кораблей. Необходимо отметить, что даже сам бой во многом состоялся благодаря удачной работе радиотелеграфистов "Адзумы", ретранслировавших донесения разведчиков на "Микасу". Поставленные в единый строй с броненосцами, "Асама" и ее собратья во многом способствовали достижению победы. На этот раз их мощное вооружение было использовано на все 100%, дав адмиралу Того колоссальное превосходство по количеству стволов среднекалиберной артиллерии. Град снарядов этих орудий выводил из строя технику и людей, вызывал на русских кораблях пожары и мешал бороться с ними.
Достаточно сказать, что за два дня боя орудия японских броненосных крейсеров программы 1895-1896 гг. выпустили 915 8-дюймовых, 3716 6-дюймовых и 3480 76-мм снарядов. Хотя точные данные по каждому из кораблей отсутствуют, известно, что "Адзума", например, в ходе боя израсходовала 173 8-дюймовых, 719 6-дюймовых и 752 12-фунтовых снарядов. Но и сами они пострадали весьма серьезно - больше, чем в любом из предыдущих сражений (за исключением, разве что, "Иватэ", которому больше всего досталось от "Рюрика").
Бессменный флагман вице-адмирала Камимуры - "Идзумо" - получил порядка 9 снарядов крупного и среднего калибра. Первый из них разорвался в средней части крейсера на верхней палубе, в 14.36, около орудия №5, предварительно пробив коечные сетки. Его взрывом было ранено 6 человек (двое тяжело и четверо легко). Следующий снаряд поразил крейсер в 15.14. Он пробил борт и взорвался на батарейной палубе, ранив четырех человек. Его калибр оценили в 12 дюймов. Между 19.19 и 19.27 очередной 12-дюймовый снаряд пробил верхнюю и батарейную палубу, пролетел вдоль броневой и через дымоход проник в котельное отделение. На счастье японцев, он не взорвался. Всего на корабле было убито 3 матроса, а ранения получили гардемарин Кукубари, один вольноопределяющийся и 32 нижних чина.
"Иватэ", на котором находился младший флагман контр-адмирал Симамура, был поражен 17 снарядами (по японским данным, двумя 305-мм, тремя 203-мм, двумя 152-мм, одним 120-мм, пятью 75-мм и меньшего калибра). В 14.34 120-мм снаряд поразил кормовую часть крейсера и взорвался в офицерской каюте, ранив четырех человек. Через 5 минут 305-мм снаряд разорвался в помещениях, занимаемых командиром, ранив также четырех человек. В 16.19 очередное попадание пришлось в грузовую стрелу грот-мачты. Его осколками был ранен один человек. Два 203-мм снаряда(Если верить японским данным, то в их корабли попало довольно много 203-мм снарядов. Однако орудиями такого калибра был вооружен всего один корабль 2-й Тихоокеанской эскадры - крейсер "Адмирал Нахимов". Трудно поверить, что он добился столь большого числа попаданий. Скорее всего, калибр взорвавшихся русских снарядов японцы оценивали весьма приблизительно.) пробили борт чуть выше ватерлинии. Через эти пробоины на волнении стала поступать вода, в результате чего в некоторых отделениях ее уровень доходил до двух футов. Также была пробита дымовая труба. Всего на крейсере пострадало 15 человек (корабельный инженер Мацудзаки, 2 нестроевых и 12 нижних чинов). Убитых не было, но один матрос скончался после боя в госпитале.
Наименьшие повреждения получила "Токива". В корабль попал один 152-мм снаряд и 8 малого калибра. Самым опасным оказался 75-мм снаряд, который поразил 12-фунтовое орудие №12. Его осколками ранило четырех человек. Всего же на крейсере погиб один матрос, смертельно раненный осколками разорвавшегося в воде снаряда, еще 14 нижних чинов получили ранения разной степени тяжести.
"Якумо" поразили 7 снарядов: один 305-мм, четыре 152-мм и два малого калибра. На крейсере была пробита верхняя палуба, дымовая труба и фок-мачта. Повреждения получил паровой катер, в нос которого в 15.24 ударил снаряд малого калибра. Его осколками убило двух человек, еще 6 получили ранения, причем один - смертельное. Еще четверых вывели из строя осколки малокалиберного снаряда, взорвавшегося в каюте по правому борту на 50 минут раньше, в 14.34. Но в целом крейсер пострадал не очень сильно.
Куда более тяжелые повреждения получила "Асама". Ей досталась сомнительная честь первой покинуть боевую линию. В 14.27 русский 305-мм снаряд ударил в корму корабля, повредив рулевой привод. На исправление последнего ушло менее 10 минут, но за это время крейсер потерял из виду свой отряд. Пока он бродил в поисках своего соединения, его неожиданно подвергли сосредоточенному обстрелу сразу несколько русских кораблей. В 14.37 305-мм снаряд разорвался по правому борту в каюте командира, в очередной раз повредив рулевой привод. В 14.59 75-мм снаряд угодил в передний мостик, ранив матроса. Примерно в 15.10 в корму попало еще два 12-дюймовых "гостинца". Осколки одного из них, уничтожившего командирский буфет, прошили внешнюю обшивку у ватерлинии по левому борту. Через образовавшиеся пробоину внутрь корпуса стала поступать вода, в результате чего образовался 1,5-метровый дифферент на корму. На средней же палубе ее уровень доходил до колен. При взрыве погиб один человек, еще 6 получили ранения (один смертельное, четверо тяжелые и один легкое). Через 10 минут 75-мм снаряд, разорвавшийся на спардеке левого борта, уложил еще пятерых (один убит, четверо ранены). В 15.39 152-мм снаряд уничтожил каюту ревизора, ранив двух человек. Другой снаряд оставил небольшую отметину на нижней кромке вертикальной брони кормовой башни ГК. Примерно в 16.08 очередной 152-мм снаряд, разорвавшись у основания кормовой дымовой трубы, нанес ей ощутимые повреждения и вывел на некоторое время из действия котел. В результате этого "Асама" смогла присоединиться к своему отряду только после 17 часов. Всего в крейсер попало 12 снарядов (три 12"; два 8" или 10", пять 6", два 75-мм). Но, несмотря на такие повреждения, потери в экипаже корабля оказались небольшими: 4 человека (в том числе корабельный мастер Сакаи) были убиты, 12 - ранены.
"Адзуме" от русских артиллеристов досталось 15 снарядов. Из них 11 крупного и среднего калибра (шесть 12", один 8 или 10", четыре 6") и четыре малого (75-мм и менее). В 14.27 крупный осколок 305-мм снаряда отбил кусок ствола длиной примерно в 2 фута у 6-дюймовки в верхнем кормовом каземате правого борта. Двое человек при этом были ранены (один тяжело, один легко). Одновременно 152-мм снаряд пробил правый борт, но не взорвался, хотя и убил вестового и ранил одного матроса. В 14.37 305-мм снаряд ударил в стык между вертикальной броней и крышей кормового верхнего каземата правого борта, сделав пробоину внушительных размеров. Разорвавшись, он повредил станок 6-дюймовки, ствол у которой был отбит ранее осколком, и уничтожил весь ее расчет. Шесть человек погибло на месте, седьмой был ранен. Ранение также получил старший офицер корабля Того Сидзуносуке и еще 8 человек, находившихся на кормовом мостике. В 14.47 другой 12-дюймовый снаряд ударил в ствол кормовой установки ГК, заметно согнув его. После этого он срикошетировал в верхнюю палубу и, пробив ее и борт, улетел в море, так и не взорвавшись. По пути он ранил 4 человека. До момента выхода из строя 8-дюймовка успела сделать всего 19 выстрелов. В 15.35 разорвало одно из 12-фунтовых орудий. При этом пострадало двое - один погиб, второй был ранен. В 16.44 6-дюймовый снаряд пробил оба борта на вылет и, не разорвавшись, упал в море. Всего на корабле погибло 10 нижних чинов, а ранения помимо старшего офицера получили гардемарин Таке-нака, старший кондуктор Накамура и 27 старшин и матросов.
Однако потери в личном составе и полученные повреждения ничуть не помешали всем шести броненосным крейсерам поучаствовать в заключительном акте этой драмы. Утром 28 (15) мая практически весь Соединенный флот окружил недалеко от острова Такесима остатки 2-й Тихоокеанской эскадры, которыми к тому времени командовал контр-адмирал Н.И.Небогатое, и вынудил их сдаться.
А около 17 часов "Иватэ" и "Якумо" нагнали поврежденный броненосец береговой обороны "Адмирал Ушаков". Контр-адмирал Симамура, державший флаг на "Иватэ" предложил русскому кораблю сдаться. Но его командир предпочел принять бой с превосходящими силами противника. Японские броненосные крейсера открыли огонь с дистанции 9000 м, постепенно сближаясь с броненосцем. Через 45 минут "Адмирал Ушаков" затонул: видя бесполезность своей стрельбы, его экипаж открыл кингстоны, чтобы корабль не попал в руки врага. Всего в броненосец береговой обороны попало два 203-мм и три 152-мм снаряда.
После Цусимского сражения японский флот получил безраздельное господство на всем театре военных действий. Остававшиеся во Владивостоке русские крейсера уже не представляли никакой угрозы. Это позволило сократить корабельный состав японских боевых отрядов, но при этом увеличить их число. 14(1) июня 1905 г. Соединенный флот был переформирован - теперь он включал не три, а четыре эскадры. В составе 2-го боевого отряда 2-й эскадры вице-адмирала Камимуры остались лишь четыре крейсера - "Идзумо", "Иватэ", "Асама" и "Токива". "Якумо" и "Адзума" вместе с крейсерами "Ниссин" и "Касуга" составили 5-й боевой отряд 3-й эскадры вице-адмирала С.Катаоки.
В последние месяцы войны броненосные крейсера несли службу порознь. В июле-августе 5-й боевой отряд прикрывал высадку японского десанта на Сахалин, а также нес патрульную службу во время боевых действий на острове. "Якумо" выполнял функции флагманского корабля вице-адмирала Катаоки. "Адзума" 7 августа доставила десантную партию, включая артиллерийскую батарею, к мысу Цунайча (юг Сахалина), а три дня спустя па- ровые катера крейсера поддерживали начавшееся наступление огнем 47-мм пушек и пулеметов. 16 августа высадила еще один десант на рейде Ошеро.
Броненосные крейсера 2-го отряда, завершив экстренный ремонт боевых повреждений, в течение лета несли патрульную службу в Корейском проливе, время от времени подключаясь к конвоированию войсковых транспортов, следовавших на север Кореи.(В книге "Русско-японская война: от Владивостока до Цусимы" (М., ACT, 2004), представляющей собой переиздание 3-го и 4-го томов японского труда "Описание военных действий на море в 37-38 гг. Мейдзи", подробно рассказывается одей-ствиях крейсера "Идзумо" у Сахалина н Курильских о-вов. Однако это явная ошибка: в оригинале японской книги речь идет не об "Идзумо", а о крейсере 3 класса "Идзуми".) Так, в середине июля "Идзумо", "Иватэ" и "Токива" сопровождали транспорты "Гирай Мару", "Хокурику Мару" и "Сёока Мару" от Цусимского пролива до Сонджина. В августе аналогичную операцию по эскортированию семи транспортов выполняли "Идзумо", "Токива" и "Асама" ("Иватэ" 18 июля ушел на ремонт в Сасебо).
5 сентября (23 августа) 1905 г. Россия и Япония заключили мир. А две недели спустя, 18 (5) сентября, на рейде близ корейского порта Расин состоялись переговоры о разграничительной линии на море и порядке перехода к режиму мирного времени. Японскую делегацию представлял начальник штаба Соединенного флота контр-адмирал Симамура, прибывший на крейсере "Иватэ" в сопровождении бронепалубного крейсера "Нийтака" и миноносцев "Оборо" и "Акебоно". С российской стороны в точку рандеву прибыл контр-адмирал К.П.Иессен с крейсерами "Россия", "Богатырь", миноносцами "Бравый" и "Грозный". Во время визита на "Иватэ" находившийся на катере русский офицер успел разглядеть в правом борту японского крейсера, в районе кормового трапа, 8 аккуратно заделанных пробоин, а по возвращении им был сделан соответствующий эскиз. Это было первое свидетельство того, что русские снаряды при попадании в цель имели слишком малое разрушительное действие, либо не разрывались вообще.
На грандиозном морском параде, состоявшемся 14 октября 1905 г. в честь победы Японии над Россией, "Асаме" выпала почетная роль императорской яхты. Император Муцухито с многочисленной свитой прибыл на крейсер около 10.00 и находился на его борту более пяти часов. За это время "Асама" обошла строй расцвеченных кораблей Соединенного флота (а всего на рейде Иокогамы собралось 165 вымпелов, не считая торговых судов и приглашенных на торжества английских и американских кораблей), причем адмирал Х.Того лично рассказывал микадо об участии каждого корабля в войне, перечислял их командиров и отличившихся офицеров. По завершении смотра и торжественного обеда император отбыл в Токио, а непрерывное чествование японских моряков продолжалось еще два дня.
После "высочайшего" смотра сильно изношенные корабли "Тэйкоку Кайгун" в порядке очереди отправились на верфи для капитального ремонта, а их экипажам был предоставлен долгожданный отдых. 20 декабря 1905 г. Соединенный флот был расформирован; вместо него вновь появились 1-я и 2-я эскадры, а также учебный отряд и отряд Южного Китая.
Японские броненосные крейсера программы 1895-1896 гг. находились в первой линии боевых кораблей вплоть до начала Первой мировой войны. Однако уже после вступления в строй четырех кораблей типов "Цукуба" и "Ибуки", вооруженных 12-дюймовой артиллерией ГК, их боевая ценность резко уменьшилась. Ну, а с появлением в 1913 г. линейного крейсера "Конго" стало ясно, что "Асама" и ее сверстники окончательно устарели.
Тем не менее, крейсерам-ветеранам предстояла еще очень и очень долгая карьера. "Токива" в 1910 г. прошла модернизацию, в ходе которой старые цилиндрические котлы были заменены 16-ю новыми системы Миябара. "Асаму" 1 июня того же года временно зачислили в состав учебной эскадры морской академии в Йокосуке, и в октябре она, взяв на борт кадетов, вместе с бронепалубным крейсером "Касаги" ушла в пятимесячное плавание к берегам Северной и Центральной Америки. К тому времени максимальная скорость хода крейсера оценивалась в 16 узлов. В апреле 1912 г. в состав учебной эскадры вошла "Адзума", совершившая затем учебный поход в Австралию совместно с крейсером "Сойя" (бывшим "Варягом"), В следующее дальнее плавание, проходившее с апреля по август 1914 г., "Адзума" отправилась вместе с "Асамой", вновь переданной в состав учебной эскадры. Так бывшие крейсера Камимуры начинали осваивать новый для себя род занятий, ставший в последующие два с половиной десятилетия едва ли не основным. В мировую войну Япония вступила 23 августа 1914 г. на стороне Антанты. Первой крупной операцией "Тэйкоку Кайгун" стали осада и последующий штурм германской крепости Циндао. Под эту задачу была специально сформирована 2-я эскадра вице-адмирала Като, 1-й и 2-й отряды которой составляли трофейные русские броненосцы, а 3-й - броненосные крейсера "Иватэ" (флаг контр-адмирала Тоциная), "Якумо" и "Токива". Правда, участие 3-го отряда в боевых действиях у Циндао было чисто символическим.
Крейсера "Идзумо" и "Асама" в начале войны занимались поисками растворившейся на просторах Тихого океана немецкой эскадры адмирала Шпее. "Идзумо" летом 1914 г. находился в Мексике, осуществляя "защиту японских интересов" в этой охваченной беспорядками стране. С началом военных действий против Германии крейсер ушел на юг, к Галапагосским островам, в надежде перехватить находившийся где-то поблизости крейсер "Лейпциг". "Асама" была включена в состав 1 -й эскадры Южного моря под командованием адмирала Ямая; 14 сентября она под командованием капитана 1 ранга Иосиока Хансаку ушла из Йокосуки для поддержки высадки десанта на Маршалловых и Каролинских островах, считавшихся владениями Германии. 25 октября она взяла курс на Гавайи и вместе с линкором "Хидзен" (бывшим русским "Ретвизаном") блокировала Гонолулу, где укрылась старая немецкая канонерская лодка "Гейер". 8 ноября канонерка была вынуждена интернироваться, японцы сняли блокаду и вновь отправились на поиски неуловимой эскадры Шпее. Ктому времени в составе эскадры Ямая находились и крейсера, ранее действовавшие у Циндао, причем "Токива" уже успела побывать в Индийском океане, пытаясь настичь там крейсер "Эмден". Но все поиски, увы, оказались безуспешными. Немецкие корабли покинули Тихий океан, а японским броненосным крейсерам так и не довелось сделать ни одного выстрела по неприятелю.
22 ноября отряд кораблей в составе крейсеров "Идзумо" (флаг контр-адмирала Морияма Кэйдзабуро), "Асама" и линкора "Хидзен" стал на якорь в заливе Магдалена у побережья Мексики. Там он находился в течение последующих двух месяцев, так как не исключалось, что в данном районе могут появиться немецкий рейдер "Принц Эйтель Фридрих" и ускользнувший от англичан крейсер "Дрезден". Причем японцы даже хотели оборудовать в мексиканских водах свою временную базу - подобную созданной в 1904 г. на островах Эллиот. Одним из подходящих мест для нее был пустынный залив Пуэрто Сан-Бартоломе (английское название Тётл Бэй) на побережье полуострова Калифорния. Для его обследования адмирал Морияма направил "Асаму", и этот приказ едва не оказался для крейсера роковым. Днем 31 января 1915 г. "Асама" при входе в залив Сан-Бартоломе во время шторма наскочила на необозначенный на карте риф и распорола днище. Длина пробоины составила около 15 футов (5 м); корабль принял много воды и прочно сел на камни. К 16.00, то есть примерно через два часа после аварии, котельные отделения были полностью затоплены, и корабль лишился электроэнергии. Радиограмму о бедствии своевременно не отправили, а теперь без электричества радиопередатчик не работал. Находившийся поблизости британский угольщик "Лена" вообще радиостанции не имел, поэтому весть об аварии дошла до американского порта Сан-Диего только 2 февраля.(Следует заметить, что в известном справочнике HJentschura, D.Jung, RMickel, "Warships of the Imperial Japanese Navy 1869-1945" говорится одвух посадках "Аса-мы" на мель - 3.12.1914 в заливе Тётл Бэй и 31.1.1915 в заливе Сан-Бартоломе. Однако эта информация явно ошибочна, и в действительности речь идет об одном и том же случае 31 января.)
12 февраля в Пуэрто Сан-Бартоломе прибыл крейсер "Идзумо", вслед за ним - крейсер "Титосэ" и транспорт "Конан Мару". 19 марта пришли крейсер "Токива" и спасательное судно "Камакура Мару", а еще через 5 дней - спасатель "Канто" (бывший русский пароход "Ман-джурия") с группой специалистов и 250 рабочими из Японии. Спасательные работы были сопряжены с огромными трудностями; к 14 апреля с "Асамы" удалось снять 1200 т разных грузов, а из почти полностью затопленного корпуса откачать 6764 т воды. Обследование показало, что днище корабля деформировано практически по всей площади, в носовом котельном отделении обнаружили пробоину размерами 7,8 х 0,9 м, а в кормовом - 2,1 х 0,1 м. Пробоины кое-как заделали стальными листами и цементом (последнего ушло 150 т), и 8 мая крейсер удалось снять с камней. К августу восстановили работоспособность половины котлов, и "Асама" теперь могла двигаться самостоятельно со скоростью 6 узлов. Однако о переходе через океан не могло быть и речи: кораблю требовался доковый ремонт. Выполнить его в США не представлялось возможным по политическим причинам (Соединенные Штаты все еще сохраняли нейтралитет), поэтому "Асаму" решили отправить в Канаду, на британскую военно-морскую базу Эскимо. 23 августа она в сопровождении крейсера "Титосэ" и спасательного судна "Канто" покинула залив Сан-Бартоломе. Аварийный крейсер тек, как решето: помпы работали без остановки, откачивая 700-800 т воды в час. Тем не менее, 4 сентября корабли благополучно достигли пункта назначения. В доке английской базы днище залатали 43-мя дополнительными стальными заплатами, и 23 октября "Асама" вместе с "Канто" вышла из Канады в Японию. Герметичности корпуса по-прежнему не было, и во внутренние отсеки крейсера фильтровалось примерно по 100 т воды в час. К счастью для японцев, во время трансокеанского перехода удалось избежать встречи с сильными штормами, и 18 декабря 1915 г. многострадальный корабль прибыл в Иокосу-ку. Его окончательный ремонт проходил там же, в Йокосуке, и продолжался до марта 1917 г. В его ходе помимо исправления повреждений корпуса заменили и котлы - на 16 типа Мия-бара, как это было сделано ранее на "Токиве".
В дальнейшем участия в Первой мировой войне японские броненосные крейсера практически не принимали. Правда, в 1917 г. "Ниссин" перешел на Средиземное море, позже к нему присоединился "Идзумо". Некоторое время они действовали совместно с британским флотом; хотя фактически их функции сводилась лишь к "показу флага". Остальные броненосные крейсера первого поколения с 1916-1917 гг. использовались преимущественно в роли учебных судов и ежегодно совершали плавания с кадетами к берегам Америки и Австралии, а также к южным тихоокеанским островам. В 1920 г. "Адзума" и "Токива" пересекли Индийский океан и через Суэцкий канал дошли до Средиземного моря.
1 сентября 1921 г. броненосные крейсера программы 1895-1896 гг. были переклассифицированы в суда береговой обороны, хотя они по-прежнему продолжали служить учебными кораблями. В августе 1921 г. "Идзумо" и "Якумо", взяв на борт примерно по 150 кадетов, пересекли Тихий океан, через Панамский канал вышли в Атлантику, а во время работы Вашингтонской конференции посетили порты Восточного побережья США. Затем они отправились в Европу и через Индийский океан вернулись в Японию, совершив за семь с половиной месяцев кругосветное плавание. Бывшие броненосные крейсера продолжали ходить в ежегодные учебные плавания вплоть до начала Второй мировой войны. Всего до 1939 г. "Асама" сделала 12 дальних учебных походов, "Якумо" - 14, "Иватэ" - 16, "Идзумо" - 6, "Адзума" - 5 и "Токива" - 3.
В начале 1920-х гг. крейсера были частично разоружены. Так, на "Адзуме" осталось 4 203-мм и 8 152-мм орудий, 4 76-мм пушки, а также одна 76-мм зенитка и 4 торпедных аппарата. К 1930-м гг. примерно такой же состав вооружения имели и все остальные корабли серии.
Крейсер "Токива" в 1922- 1924 гг. был переоборудован в минный заградитель. Его кормовую башню демонтировали, помещения под верхней палубой приспособили для хранения мин. Две дорожки минных рельсов проложили по верхней палубе, еще две - по батарейной. Всего корабль мог принять до 300 мин. Из артиллерийского вооружения сохранились 2 203-мм, 8 152-мм и 2 76-мм пушки, одна 76-мм зенитка и 3 пулемета. "Токива" вновь вступила в строй в марте 1924 г., но служба в новом качестве омрачилась трагедией. В августе 1927 г. на ее борту произошел взрыв мины, от которого сдетонировали еще две, находившиеся рядом. Бывший крейсер сильно пострадал, 38 членов экипажа погибли. Корабль находился в ремонте до апреля 1928 г., а еще через два года был выведен в резерв и поставлен на прикол в Сасебо.
Весьма интенсивная служба крейсеров-ветеранов потребовала обновления их устаревших и сильно изношенных силовых установок. В 1927 г. на "Якумо" вместо прежних 24 котлов Бельвиля установили 6 несколько более современных типа "Ярроу" со смешанным отоплением, снятых в ходе модернизации с линейного крейсера "Харуна". В 1931 г. аналогичное переоборудование прошел "Иватэ" (он тоже получил 6 котлов "Ярроу"), а в 1935-м - "Идзумо" (6 котлов типа "Кампон" (Распространенное обозначение "Кампон" представляет собой сокращение от "Кансэй Хонбу" ("Технический департамент") и часто пишется как "Канпон". Однако иероглиф "кан" перед слогом, начинающимся со звуков "м", "б" и "п", звучит как "кам". Например, слово "палуба" по-японски "кампан", а не "канпан" (см. Б.П.Лаврентьев. Самоучитель японского языка. М., Наука, 1982, с.28.).) ).
Мощность энергетической установки на всех трех кораблях уменьшилась до 7000 л.с, а максимальная скорость хода - до 16 узлов. Полное водоизмещение "Идзумо" на испытаниях в 1935 г. составило 10 692 т. Наибольший запас топлива на этом корабле - 1405 т угля и 324 т нефти; на "Якумо" - 1210 т и 306 т соответственно. В 1937-1938 гг. модернизации подверглась и находившаяся в резерве "Токива": 16 ее котлов типа Миябара были заменены на 8 типа "Кампон". Одновременно с корабля сняли носовую башню, а число принимаемых мин увеличили до 500.
В 1930-е гг. наиболее яркая "биография" выпала на долю "Идзумо". Этот корабль с 20 июня 1931 г. числился флагманом так называемого "Китайского флота" (2-й специальной эскадры) и в основном находился в Шанхае. Он был свидетелем "шанхайских событий" 1932 г., ставших прологом широкомасштабной войны императорской Японии против Китая. Правда, ощутимые потери и осуждение агрессии мировым сообществом вынудили Токио заключить перемирие. Однако 5 лет спустя, в июле 1937 г., японские войска вновь напали на гоминьдановский Китай. Причем в боях за Шанхай крейсер "Идзумо" оказался в самом центре событий. Старая артиллерия флагмана (4 203-мм и 8 152-мм орудий) оказалась весьма эффективной при стрельбе по береговым целям и сыграла важную роль в поддержке японского десанта. Особенно сильно от огня "Идзумо" пострадали отряды китайских добровольцев, оборонявшие квартал Путун. Китайская авиация с 14 по 16 августа 1937 г. трижды пыталась разбомбить стоявший на реке Хуанпу крейсер, но ни одна из бомб не попала в цель. Тогда 17 августа в атаку вышли 4 торпедных катера; два из них, 14-тонные, были английской постройки, два другие, 18-тонные. - итальянской. Катер №4 сошел с дистанции из-за поломки двигателя, зато остальные три приблизились к неприятелю и выпустили 5 торпед. Одна торпеда взорвалась при ударе о берег, две затонули, еще две попали в установленную вдоль борта "Идзумо" противоторпедную сеть, причем одна из них взорвалась. Крейсер получил небольшие повреждения, потребовавшие, тем не менее, срочного ремонта. Все три атаковавших катера погибли: № 1 был потоплен огнем японцев в момент пуска торпед, №2 при повороте сел на мель и также был расстрелян, а №3 потерял управление и разбился при ударе о каменную набережную. Но их гибель нельзя считать напрасной: японцам пришлось отвести "Идзумо" вниз по реке для ремонта у борта плавмастерской. Крейсер вернулся на свою позицию лишь 23 августа, и китайские войска получили необходимую передышку. Впрочем, отстоять город им все равно не удалось.
"Идзумо" оставался в Шанхае до конца 1943 г. За это время на его боевой счет была занесена еще одна (в общем-то, весьма сомнительная) победа. Ночью 8 декабря 1941 г. - сразу же после сообщения о нападении на Пёрл-Харбор - японцы начали боевые действия против находившихся в Шанхае англичан и американцев. Но если стоявшую на реке Хуанпу американскую канонерку "Уэйк" им удалось взять на абордаж без единого выстрела (ее командир находился на берегу, экипаж спал, а вахтенный был захвачен врасплох и разоружен), то с английской канонерской лодкой "Питрел" ("Peterel") этот номер не прошел.
Ее командир лейтенант резерва С.Полкинг-хорн, получив накануне из британского консульства секретную информацию о возможном нападении, объявил боевую тревогу. Японцы предъявили ультиматум о сдаче, но Полкингхорн отверг его. Тогда крейсер "Идзумо", находившийся в 1100 м от "Питрела", открыл огонь из 203-мм орудий. Одновременно британский кораблик подвергся обстрелу и из установленных на противоположном берегу реки полевых 75-мм пушек. Англичане геройски ответили огнем из пулеметов, но это был, скорее, жест отчаяния. 310-тонная канонерка, лишенная какой-либо защиты, по сути представляла собой беспомощную мишень. Через 20 минут она превратилась в объятый пламенем остов, сорванный с бочек и дрейфующий по течению. Вскоре "Питрел" затонул. Из его экипажа шесть человек погибли, многие, включая командира, были ранены. Так уверовавшие в свою непобедимость самураи "отблагодарили" своего недавнего учителя - Британскую империю, столь охотно помогавшую дальневосточному союзнику в борьбе с Россией...
Все 6 японских броненосных крейсеров первого поколения дожили до Второй мировой войны, правда, не все из них оставались в исправном состоянии. Так, "Асама" в ночь на 13 октября 1935 г. вторично за свою карьеру наскочила на необозначенную на карте скалу - на сей раз, в проливе Курусима во Внутреннем море. Повреждения оказались весьма серьезными, и проводить дорогостоящий ремонт совершенно устаревшего корабля не имело никакого смысла. Поэтому крейсер полностью разоружили и поставили на прикол в Куре для использования в качестве несамоходного учебного судна. В августе 1942 г. "Асаму" отбуксировали в Симоносеки, где она служила в роли учебно-артиллерийского блокшива вплоть до окончания войны. Бывший крейсер-патриарх был продан на слом в августе 1946 г. и окончательно разобран на металл на верфи "Хитачи" в Инносиме к концу марта следующего года.
Еще раньше встала на прикол "Адзума". Из-за плохого технического состояния механизмов она после 1921 г. в море практически не выходила, а 1 октября 1927 г. официально была переклассифицирована в несамоходное учебное судно морского инженерного училища в Майдзуру. Бывший крейсер полностью разоружили в 1941 г. и превратили в блокшив. 18 июля 1945 г. он находился в Йокосуке, где и попал под бомбы американской палубной авиации. Сильно поврежденный корабль сел на грунт и был брошен в полузатопленном состоянии.
"Токиву" в 1940 г. вывели из резерва и снова включили в состав действующего флота в качестве учебного минного заградителя. Бывший крейсер оставил за кормой не одну тысячу миль: весной 1942 г. он находился в составе соединения, действовавшего в Коралловом море и у Соломоновых островов, а в конце войны активно использовался для постановки оборонительных минных заграждений, в том числе в Цусимском проливе - Япония ожидала американского вторжения. К 1945 г. артиллерийское вооружение "Токивы" состояло из четырех 152-мм орудий в казематах на верхней палубе, одной 76-мм зенитки, двух 40-мм "пом-помов", десяти спаренных и примерно десяти-пятнадцати одноствольных 25-мм автоматов. Кроме того, в корме были установлены бомбосбрасыватели и стеллажи для 80 глубинных бомб. В довершение всего старинный крейсер оснастили двумя радиолокаторами: "лестничную" антенну радара типа 13 разместили на грот-мачте, а "граммофоны" станции типа 22 - на площадке впереди фок-мачты. Столь мощное радиолокационное вооружение на корабле постройки XIX века - случай поистине беспрецедентный!
В мае 1945 г. "Токива" подорвалась на мине, но осталась на плаву и была отремонтирована на верфи в Майдзуру. Но 9 августа, едва закончив ремонт, она попала под налет американской авиации и вновь получила тяжелые повреждения. Одна из бомб попала в машинное отделение; корабль сел на грунт вблизи Оминато и был оставлен экипажем.
Но самая невероятная метаморфоза произошла с оставшимися тремя крейсерами - "Идзумо", "Иватэ" и "Якумо". В июле 1942 г. эти корабли, числившиеся судами береговой обороны, вновь возвратили в класс тяжелых крейсеров. И это при том, что максимальная скорость их хода к тому времени составляла от 9 до 12 узлов! Мало того, летом 1944 г. был выдан заказ на полное перевооружение этих кораблей, пригодных к тому времени разве что к роли музейных экспонатов. Тем не менее, к весне 1945 г. с крейсеров сняли 203-мм башни (орудия ГК пошли на усиление береговой обороны Японских островов), вместо которых на возвышенных площадках установили по две спаренные 127-мм зенитки. Из старого вооружения на каждом корабле осталось лишь по четыре 152-мм орудия в казематах на верхней палубе. Зенитная артиллерия включала одну ("Иватэ" - три) 76-мм зенитку и от 9 до 14 стволов 25-мм автоматов. Кроме того, на "Идзумо" имелось два 13,2-мм пулемета.
Стоит, правда, заметить, что изменение официального статуса крейсеров-ветеранов, в общем-то, никак не повлияло на род их занятий. Все три корабля продолжали выполнять функции учебных судов. "Идзумо" и "Иватэ" были приписаны к морскому училищу в Этадзиме, "Якумо" - к военно-морской базе Куре. Первые два крейсера затонули на рейде Куре под бомбами американских самолетов соответственно 28 и 24 июля, причем "Идзумо" опрокинулся и лег на левый борт. Лишь "Якумо" пережил массированные бомбардировки и после капитуляции Японии до июня 1946 г. использовался в роли репатриационного судна, занимаясь перевозкой бывших солдат армии микадо. Его списали 15 июля 1946 г. и вскоре разобрали на металл на верфи в Майдзуру. Одновременно с ним, в 1946-1947 гг., были сданы на слом и пять остальных затонувших на мелководье броненосных крейсеров.