22¦ 2009-01 ¦ Сборник
«Сюффрен», Красные итальянцы», Эскортные корабли типа «F»

23 ¦ 2009-02 ¦ Сборникк
Германские лодки «Ильтис», «Аудаче», «Ле Фюрьо»

24 ¦ 2009-03 ¦ Корабли Второй мировой войны
ВМФ СССР 1941-1945 гг.

25 ¦ 2009-04 ¦
Подводные лодки типа «АГ» на Черном море

26 ¦ 2009-05 ¦
Линейные корабли «Оклахома» и «Невада»

27 ¦ 2009-06 ¦
Легкие крейсера типов «Монтекукколи» и «Аоста»

28 ¦ 2009-07 ¦ Сборник
Крейсер «Плутон», «Железняков», Авизо «Грилле»

29 ¦ 2009-08 ¦
Подводный крейсер «Сюркуф»

Проектирование

Едва завершились работы над проектом первой пары французских «договорных» крейсеров, как Морской генеральный штаб начал выработку требований к кораблям программы 1925 г. К тому времени стало известно, что новые итальянские крейсера типа «Тренто» будут иметь 70-мм пояс и 50-мм палубу. В связи с этим основное внимание в будущем проекте уделялось защите, но при этом МГШ не хотел существенно снижать скоростные характеристики.

Первое указание Техническому отделу датировалось 11 февраля 1924 г. Основные требования к проекту были следующими:

•корабль должен сохранять плавучесть и остойчивость после прямого попадания 550-мм торпеды или близкого разрыва 100-кг бомбы, сохраняя при этом возможность двигаться своим ходом с пониженной скоростью;

•защита жизненно важных частей должна выдерживать попадания 140-мм снарядов или 100-кг бомб;

•вооружение на уровне крейсеров типа «Дюкень» с уменьшением штатного боезапаса главного калибра со 150 до 120 снарядов на орудие (но с возможностью в военное время принимать в погреба по 150 снарядов на орудие);

•дальность плавания 5000 миль 15-уз. ходом;

•максимально возможные, при соблюдении вышеуказанных требований, мощность силовой установки и скорость — в идеале, 33 уз.

Наиболее приемлемой и дешевой платой за усиление защиты сочли снижение скорости на 2 узла, что позволяло на четверть уменьшить мощность силовой установки. Чтобы свести переделки уже имевшегося проекта к минимуму, из него просто исключили один турбоагрегат и два котла. Оставшиеся должны были обеспечить мощность на валах 90 тыс. л.с. и скорость 31,6 уз. при полной нагрузке. В итоге корабль стал трехвальным, однако внутреннее разделение осталось почти таким же, как на «Дюкене», только кормовой ТЗА и оба котла располагались в отдельных отсеках в диаметральной плоскости.

Еще одним существенным отличием стало введение продольной переборки, прикрывавшей отсеки силовой установки. Для обеспечения дополнительной защиты пространство между ней и внешней обшивкой решено было заполнить углем — это широко использовалось в дредноутную эпоху, а проведенные по указанию МГШ дополнительные эксперименты подтвердили эффективность этой меры. Проблема заключалась лишь в том, что если уголь использовался исключительно для защиты и не относился к переменным грузам, его следовало включать в и без того ограниченное стандартное водоизмещение. Однако французские конструкторы нашли изящное решение. В отсеке позади носового машинного отделения появились два малых котла с угольным отоплением. Тем самым не только обеспечивалась возможность иной интерпретации статей нагрузки, так как уголь стало возможным отнести к топливу, но и увеличивалась дальность плавания — используя только эти два котла, корабль мог пройти 2000 миль, хотя и с более низкой скоростью (11 уз.).

Поскольку в ходе строительства первых двух «вашингтонских» крейсеров 40-мм зенитки были заменены на 37-мм, а число запасных торпед сократилось с 6 до 3, в январе 1925 г. эти изменения были утверждены и для нового проекта. Одновременно МГШ потребовал установку двух катапульт и увеличения числа принимаемых на борт самолетов до четырех.