Статья из журанала "Моделист-Конструктор" № 2002-01

Выпуск: 51 С оглядкой на «законодателей моды»

  • Схемы ТТХ
  • Вступление
  • Описание
  • Описание
  • Описание
  • Описание
  • Служба
  • 274 «Чуррука», Испания, 1932 г.
  • 275 «Ван Гален», Голландия, 1929 г.
  • 276 «Реджеле Фердинанд», Румыния, 1930 г.
  • 277 «Кондуриотис», Греция, 1932 г.
274. Эскадренный миноносец «Чуррука», Испания, 1932 г.
274. Эскадренный миноносец «Чуррука», Испания, 1932 г.

Второй корабль с таким названием, заложенный вместо проданного Аргентине. Строился в Испании на верфи в Картахене.

Водоизмещение стандартное 1536 т, полное 2087 т.

Длина наибольшая 101,5 м, ширина 9,68 м, осадка 3,2 м.

Мощность двухвальной паротурбинной установки 42000 л.с., скорость 36 узлов.

Вооружение:

пять 120-мм орудий, одна 76-мм зенитная пушка, четыре пулемета, два трехтрубных 533-мм торпедных аппарата.

Всего в 1927-1951 годах построено 18 несколько различающихся кораблей, в том числе два для Аргентины.

275. Эскадренный миноносец «Ван Гален», Голландия, 1929 г.
275. Эскадренный миноносец «Ван Гален», Голландия, 1929 г.

Головной корабль второй серии эсминцев типа «Ван Гент». Строился в Голландии на верфи «Фиенорд».

Водоизмещение стандартное 1316 т, полное 1650 т.

Длина наибольшая 98,15 м, ширина 9,53 м, осадка 2,97 м.

Мощность двухвальной паротурбинной установки 31000 л.с., скорость 36 узлов.

Вооружение:

четыре 120-мм орудия, одна 75-мм зенитная пушка, четыре 40-мм автомата, четыре пулемета, два трехтрубных 533-мм торпедных аппарата.

Всего в 1928-1931 годах построено восемь единиц в двух несколько различающихся сериях.

276. Эскадренный миноносец «Реджеле Фердинанд», Румыния, 1930 г.
276. Эскадренный миноносец «Реджеле Фердинанд», Румыния, 1930 г.

Строился в Италии на верфи «Паттисон».

Водоизмещение стандартное 1400 т, полное 1850 т.

Длина наибольшая 101,9 м, ширина 9,6 м, осадка 3,5 м.

Мощность двухвальной паротурбинной установки 52000 л.с., скорость 37 узлов.

Вооружение:

пять 120-мм орудий, одна 76-мм зенитная пушка, два 40-мм автомата, два трехтрубных 533-мм торпедных аппарата.

Всего построено две единицы.

277. Эскадренный миноносец «Кондуриотис», Греция, 1932 г.
277. Эскадренный миноносец «Кондуриотис», Греция, 1932 г.

Строился в Италии на верфи «Одеро».

Водоизмещение стандартное 1389 т, полное 2050 т.

Длина наибольшая 96 м, ширина 9,75 м, осадка 3,65 м.

Мощность двухвальной паротурбинной установки 44000 л.с., скорость 38 узлов.

Вооружение:

четыре 120-мм орудия, три 40-мм автомата, два трехтрубных 533-мм торпедных аппарата.

Всего в 1932-1933 годах построено четыре единицы.

В странах, которые принято называть «морскими державами второго эшелона», можно заметить два диаметрально противоположных подхода к созданию собственных торпедных кораблей. Одни пытались построить самые мощные в мире суперэсминцы, остававшиеся, как правило, в единственном экземпляре; к их числу принадлежали Югославия и Польша (о чем мы уже рассказывали в предыдущем номере журнала). Другие страны, наоборот, отдавали предпочтение недорогим дестройерам со скромными боевыми возможностями, но которые можно было строить пусть небольшими, но все же сериями.

В качестве исходного образца для копирования идеально выглядели британские эсминцы «алфавитной» серии (см. «Моделист-конструктор» № 2 за 2001 г.). Несмотря на свои вполне заурядные характеристики, они отличались надежностью, неприхотливостью в эксплуатации, хорошей мореходностью и, что немаловажно, невысокой стоимостью. Не последнюю роль здесь сыграл и все еще высокий авторитет Великобритании как «владычицы морей». Так или иначе, но в межвоенный период английские верфи были вне конкуренции. В 1928-1939 годах oни построили на экспорт 20 дестройеров: десять для Аргентины (три типа «Мендоса» и семь типа «Буэнос-Айрес»), шесть для Чили (типа «Серрано»), два для Греции (типа «Василеос Георгиос») и два для Португалии (типа «Вога»). Еще десять кораблей - шесть для Бразилии и четыре для Турции - были заказаны накануне войны; позже их реквизировали для Ройял Нэйви (за исключением двух турецких типа «Демирхиссар», которые в 1942 году все же достались заказчику). Кроме того, пять эсминцев строились по английским чертежам и с английской же помощью в Португалии, причем два из них уже на стапеле были проданы Колумбии.

Все эти корабли и внешне, и по характеристикам в основном повторяли английские эсминцы «алфавитной» серии. Полное водоизмещение большинства из них находилось в диапазоне от 1600 до 2000 т, скорость составляла 35-36 узлов, вооружение включало в себя четыре 120-мм пушки, одну-две зенитки и два трехтрубных (реже четырехтрубных) 533-мм торпедных аппарата. Несколько отличались лишь аргентинские типа «Мендоса» (они были крупнее и несли по пять 120-мм орудий) и чилийские типа «Серрано» (имевшие, напротив, уменьшенные размеры и вооруженные лишь тремя 120-миллиметровками). Кроме того, на греческих эсминцах устанавливались не английские, а немецкие 127-мм пушки.

Ближайшими родственниками британского «алфавита» были и все голландские эсминцы межвоенного периода. Приступая в 20-е годы к модернизации своего флота, морское командование Нидерландов решило не «изобретать велосипед» и не пытаться создать собственный проект, а обратиться к ведущему разработчику торпедных кораблей - фирме «Ярроу». Четыре эсминца типа «Ван Гент» были заложены на голландских верфях в 1925 году. По конструкции они повторяли английский «Эмбаскейд», отличаясь лишь артиллерией (на них устанавливались 50-калиберные 120-миллиметровки «Бофорс») и системой управления огнем. Кроме того, необычной чертой этих кораблей стало наличие гидросамолета «Фоккер», установленного на специальной площадке позади грот-мачты. По мнению голландских адмиралов, самолет-разведчик мог оказаться очень полезным на морском театре в Ост-Индии, с его огромными акваториями и множеством островов.

Вслед за первой четверкой эсминцев последовала вторая - типа «Ван Гален». Они почти в точности повторяли своих предшественников, но оснащались более современными котлами с повышенными параметрами пара и увеличенным на 30 т запасом топлива. Внешне голландские эсминцы отличались от «англичан» несколько смещенной в корму носовой трубой и щитами 120-мм орудий (из-за того, что «бофорсовские» пушки были тяжелее британских, щиты пришлось сделать более легкими, и к тому же они монтировались только на двух артустановках - первой и четвертой).

Последней серией голландских эскадренных миноносцев довоенной постройки стали четыре корабля типа «Герард Калленбург», заложенные в 1938-1939 годах. Их проект разрабатывался опять-таки с помощью фирмы «Ярроу» и во многом повторял своих предшественников. Вместе с тем, новые корабли были крупнее и несли другой состав вооружения. Торпедные аппараты стали четырехтрубными, число стволов 120-мм пушек увеличилось до пяти, причем две установки были спаренными, а третья - возвышенная - одноорудийной. Длину ствола пушек уменьшили до 40 калибров, зато увеличили угол возвышения, что позволяло использовать их в качестве зенитных. Важной новинкой стало и появление на корабле спаренных 40-мм автоматов «Бофорс» - самого эффективного средства ПВО того времени. Правда, реально штатный состав вооружения получил лишь головной эсминец «Герард Калленбург», который, так и не вступив в строй, был затоплен экипажем после германского вторжения в Нидерланды. Позже его подняли немцы и ввели в состав Кригсмарине под обозначением ZH-1. В июне 1944 года он был потоплен торпедами британских эсминцев «Тартар» и «Ашанти».

Второй однотипный корабль, «Исаак Свеерс», в мае 1940 года удалось отбуксировать в недостроенном виде в Англию. Через год он вошел в строй, но с вооружением из трех британских спаренных 102-мм зенитных установок и комплектом радаров. Эсминец активно действовал бок о бок с Ройял Нэйви и был потоплен в феврале 1942 года на Средиземном море германской подводной лодкой U-431. Остальные два корабля серии на стапелях достались немцам, но их так и не достроили.

Весьма интересна «родословная» румынских эсминцев типа «Реджеле Фердинанд» - самых мощных боевых кораблей флота этой страны. Когда в середине 20-х годов правительство Румынии выделило средства на постройку двух современных эскадренных миноносцев, контракт заключили с давним подрядчиком - итальянской фирмой «Паттисон», поскольку в румынском флоте уже имелись два эсминца типа «Мэрэшти», построенные на этой верфи в годы Первой мировой войны. Как частную компанию, «Паттисон» не слишком баловали заказами для итальянского флота, и потому эта фирма продолжала разрабатывать проекты кораблей в кооперации с британскими коллегами (ведущие итальянские кораблестроители от такого партнерства уже давно отказались). В данном случае в качестве прототипа румынского эсминца выбрали английский лидер «Шекспир», построенный в 1918 году. Правда, в проект внесли ряд существенных изменений: перекомпоновали машинно-котельные отделения, среднюю 120-мм пушку перенесли за вторую трубу, установили треногие мачты. Артиллерию приняли такую же, что и на голландских эсминцах - шведские 120-мм орудия «Бофорс» с длиной ствола в 50 калибров. Дальномеры и систему управления огнем поставила немецкая компания «Сименс». В целом для своего времени «Реджеле Фердинанд» выглядел вполне современной боевой единицей и за счет «интернациональной» доработки существенно превосходил свой английский прототип.

Британские корни легко угадываются и в конструкции всех эсминцев испанского флота, строившихся на Пиренейском полуострове вплоть до начала 50-х годов. Эскадренные миноносцы типа «Чуррука» представляли собой практически копию английского лидера «Скотт» - аналога и современника «Шекспира». Первые две серии испанских потомков отличались от своего «предка» лишь некоторыми деталями - увеличенной на 5 процентов мощностью да повышенным запасом топлива. Любопытно, что строившиеся на верфи в Картахене первые два корабля - «Чуррука» и «Алькала Гальяно» - сразу же после спуска на воду были перекуплены Аргентиной, и для их замены заложили новую пару под теми же названиями.

За первой серией из семи эсминцев типа «Чуррука» последовала вторая, также из семи единиц. Корабли зарекомендовали себя как весьма удачные, и в 1936 году приняли решение строить третью серию, однако осуществить эти планы помешала гражданская война. Постройка последних двух кораблей семейства затянулась, и в конце концов «Алава» и «Линьерс» вошли в строй только в 1951 году! Внесенные в их конструкцию изменения выглядели крайне незначительными: треногая мачта и слегка усиленное зенитное вооружение, установленное вместо одного из 120-мм орудий, не могли скрыть очевидной древности проекта. Фактически корабли представляли собой все тот же английский «Скотт» периода Первой мировой войны и к моменту вступления в строй выглядели настолько архаично, что почти сразу же были вновь отправлены на верфь для капитального переоборудования в противолодочные фрегаты.

Вторым после Великобритании европейским «законодателем мод» в классе эскадренных миноносцев в межвоенные годы считалась Италия, и поэтому неудивительно, что продукция кораблестроения этой страны на внешнем рынке пользовалась определенной популярностью. Помимо Румынии, эсминцы на итальянских верфях заказывали Греция и Турция. Контракт на постройку четырех кораблей типа «Кондуриотис» был заключен с Грецией в октябре 1929 года. Проект разрабатывался на основе новейшего итальянского эсминца «Фречча», но по пожеланию заказчика артиллерийское вооружение состояло из четырех 120-мм пушек в одиночных, а не спаренных установках (из-за этого по силуэту «Кондуриотис» очень напоминает советские «семерки»). Правда, за счет большего веса артиллерии пришлось отказаться от тяжелых командно-дальномерных постов, ограничившись легким открытым дальномером на носовой надстройке.

Две пары турецких эсминцев строились одновременно с греческими, а их проект базировался на том же прототипе. Два корабля типа «Зафер» несли 120-мм артиллерию аналогично «итальянцам» - в двух спаренных установках, а эсминцы типа «Коджатепе» - в четырех одноорудийных. Корабли оснащались вполне современной системой управления огнем, но отличались от «Фреччи» несколько меньшей мощностью механизмов. Кроме того, они обладали более традиционным двухтрубным силуэтом - однотрубный эсминец в то время выглядел слишком экстравагантно.

Помимо постройки эсминцев на заказ, итальянцы продали еще шесть кораблей из состава своего флота. Два эсминца постройки 20-х годов типа «Квинтино Селла» в 1940 году приобрела Швеция, а четыре еще более старых «эсплоратори» в 1937 году перешли под флаг Испании. Впрочем, это был «сэкондхэнд», уже не представлявший особой ценности.

Судьба многих эсминцев стран третьего мира сложилась трагично. Испанские корабли типа «Чуррука» приняли активное участие в гражданской войне. Поначалу все они были на стороне республиканцев, но постепенно один за другим - чаще всего в поврежденном виде - попадали в руки франкистов. «Альмиранте Феррандис» в сентябре 1936 года был уничтожен артиллерией тяжелого крейсера «Канариас». Зато полтора года спустя республиканский флот сполна отомстил своим противникам: эсминцы «Санчес Баркайстеги», «Альмиранте Антекера» и «Лепанто» сумели выйти в классическую торпедную атаку и отправить на дно тяжелый крейсер «Балеареас». В марте 1939-го «Санчес Баркайстеги» был потоплен в гавани Картахены франкистской авиацией, но впоследствии его подняли и восстановили.

Самые большие потери понес голландский флот: все десять входивших в его состав эсминцев погибли в ходе Второй мировой войны. В основном они стали жертвами японского флота во время боев в голландской Ост-Индии. Реализовать свои наступательные возможности в качестве торпедных кораблей им не удалось, зато «Кортенаер» сам был потоплен торпедой с тяжелого крейсера «Хагуро». Один затопленный эсминец, «Банкерт», японцы смогли поднять и формально включить в состав своего флота, однако капитуляция застала его во все еще небоеспособном состоянии. Его возвратили Голландии, но единственное применение, которое ему нашлось, - послужить несколько лет в роли плавучей мишени...

Пожалуй, не менее драматичным было участие в войне и греческих ВМС. Из четырех эсминцев типа «Кондуриотис» два - «Гидра» и «Псара» - погибли в апреле 1941 года под бомбами немецких «юнкерсов». Остальные после оккупации Греции прорвались в Александрию и до осени 1943 года несли службу вместе с британским флотом в восточном Средиземноморье. Но затем из-за сильного износа механизмов и отсутствия запчастей их поставили на прикол, а сразу после окончания войны сдали на слом.

Два греческих эсминца английской постройки волею судеб оказались «по разные стороны баррикад». Поврежденный самолетами Люфтваффе «Василеос Георгиос» был захвачен в Саламисе немецкими войсками. Его отремонтировали и включили в состав Кригсмарине под обозначением ZG-3, а в августе 1942 года переименовали в «Гермес». Артиллерия германского производства облегчала снабжение боеприпасами, и корабль использовался в боях весьма интенсивно. Он потопил английскую подводную лодку «Сплендид» 21 апреля 1943 года, но через десять дней сам получил тяжелейшие повреждения в результате авианалета. Восстанавливать его не стали и вскоре затопили.

Однотипная «Василисса Ольга» в апреле 1941 года эвакуировала из Афин греческое правительство и военно-морское командование. Эсминец действовал совместно с британским флотом на Средиземном море и в Индийском океане, но в сентябре 1943-го его потопила германская авиация.

А вот румынские эсминцы благополучно пережили войну, и в 1944 году они вошли в состав советского Черноморского флота. «Реджеле Фердинанд» стал «Лихим», «Реджина Мария» - «Летучим». В 1951 году их вернули Румынии, где они еще несколько лет служили в роли учебных кораблей.

В. Кофман