Статья из журанала "Моделист-Конструктор" № 1999-09

Выпуск: 20 Несостоявшийся фурор «Фурора»

  • Схемы ТТХ
  • Вступление
  • Описание
  • Описание
  • Описание
  • Описание
  • Служба
  • 142 «Берсальере», Италия, 1907 г.
  • 143 «Фурор», Испания, 1896 г.
  • 144 «Фульмине», Италия, 1900 г.
  • 145 «Нембо», Италия, 1902 г.
142. Эскадренный миноносец «Берсальере», Италия, 1907 г.
142. Эскадренный миноносец «Берсальере», Италия, 1907 г.

Строился в Италии фирмой «Ансальдо».

Водоизмещение нормальное 395 т, полное 415 т.

Длина наибольшая 65,1 м, ширина 6,1 м, осадка 2,1 м.

Мощность двухвальной паросиловой установки 6000 л.с., скорость 28,5 узла.

Вооружение:

четыре 76-мм пушки, три 450-мм торпедных аппарата.

Всего в 1907—1913 годах построено 11 единиц:

«Берсальере», «Гранатьере», «Артильере», «Ланчиере», «Кораццьере», «Карабиньере», «Гарибальдино», «Альпино», «Фучильере», «Понтиере» и «Аскаре».

«Гарибальдино» погиб в июле 1918 г. в результате столкновения, остальные сданы на слом в 1923—1932 гг.

143. Эскадренный миноносец «Фурор», Испания, 1896 г.
143. Эскадренный миноносец «Фурор», Испания, 1896 г.

Строился шотландской фирмой «Томсон».

Водоизмещение нормальное 380 т.

Длина наибольшая 67,05 м, ширина 6,8 м, осадка 1,7 м.

Мощность двухвальной паросиловой установки 6000 л.с., скорость 28 узлов.

Вооружение:

две 76-мм и две 57-мм пушки, два пулемета, два 356-мм торпедных аппарата.

Всего в 1896—1898 годах построено 6 единиц:

«Фурор», «Террор», «Аудас», «Осадо», «Плутон» и «Прозерпина».

Последние четыре имели нормальное водоизмещение 400 т, мощность машин 7500 л.с. и проектную скорость 30 узлов

«Фурор» и «Плутон» погибли 3 июля 1898 года в бою у Сантьяго-де-Куба, остальные сданы на слом в 1925—1932 гг.

144. Эскадренный миноносец «Фульмине», Италия, 1900 г.
144. Эскадренный миноносец «Фульмине», Италия, 1900 г.

Строился в Италии фирмой «Одеро».

Водоизмещение нормальное 293 т, полное 337 т.

Длина наибольшая 62,2 м, ширина 6,41 м, осадка 2,3 м.

Мощность двухвальной паросиловой установки 4700 л.с., скорость 24 узла.

Вооружение:

пять 57-мм пушек, три 356-мм торпедных аппарата.

Построена одна единица. Исключен из списков флота в 1921 г.

145. Эскадренный миноносец «Нембо», Италия, 1902 г.
145. Эскадренный миноносец «Нембо», Италия, 1902 г.

Строился в Италии фирмой «Паттисон».

Водоизмещение нормальное 325 т, полное 380 т.

Длина наибольшая 64 м, ширина 5,94 м, осадка 2,3 м.

Мощность двухвальной паросиловой установки 5200 л.с., скорость 30 узлов.

Вооружение:

одна 76-мм и пять 57-мм пушек, два 356-мм торпедных аппарата.

Всего в 1902—1905 годах построено 6 единиц:

«Нембо», «Турбине», «Бореа», «Аквилоне», «Зеффиро» и «Эсперо».

Первые три погибли в ходе Первой мировой войны, остальные сданы на слом в 1923-1924 гг.

Утром 3 июля 1898 года испанская эскадра под командованием адмирала П.Серверы предприняла попытку вырваться из ловушки. Силы были неравными, но ничего другого не оставалось: ее, блокированную с суши и с моря американцами в кубинском порту Сантьяго-де-Куба, ждала та же участь, какая постигла шесть лет спустя русскую эскадру в Порт-Артуре. В 9.35 флагманский броненосный крейсер «Инфанта Мария Тереза» вышел из бухты и полным ходом устремился на дежурившие в море американские корабли. За ним последовали крейсера «Бискайя», «Кристобаль Колон» и «Альмиранте Окендо». Замыкали строй два новейших эсминца — «Фурор» и «Плутон».

Обе стороны открыли огонь практически одновременно. Поначалу казалось, что план Серверы близок к осуществлению: пользуясь тем, что на американских кораблях пары в котлах были подняты не полностью, испанцы проскочили буквально под носом броненосного крейсера «Бруклин» и ринулись на прорыв. Однако оторваться от преследования им не удалось. Через полчаса их настигла американская эскадра. Дальнейший ход боя был предрешен уже хотя бы потому, что испанские корабли по суммарному весу залпа уступали своему противнику втрое...

В самом трудном положении оказались эсминцы. На них градом посыпались тяжелые снаряды. Испанцы пытались отвечать огнем из своих малокалиберных пушек, но это не дало никаких результатов. Уже через четверть часа после начала артиллерийской дуэли объятый пламенем концевой «Плутон» резко повернул к берегу и выбросился на отмель. А спустя еще несколько минут взрыв 330-мм снаряда с броненосца «Индиана» разломил несчастный миноносец на две части. Список жертв на «Плутоне» был ужасен: из 80 человек его экипажа погибло 43, кроме того, многие были ранены.

Затем настал черед «Фурора». Даже после того, как на нем были убиты или ранены все офицеры и замолчали пушки, американский вспомогательный крейсер «Глостер» продолжал расстреливать его в упор — до тех пор, пока оставшиеся в живых матросы не спустили флаг. Но захватить эсминец в качестве трофея не удалось: бушевавший в отсеках пожар подобрался к погребам боезапаса. Прогремело несколько взрывов, и «Фурор» мгновенно затонул, унеся на дно 37 человек его команды. Так завершилась недолгая жизнь двух «дестройеров», не без оснований считавшихся лучшими в мире, но так и не реализовавших своих возможностей...

Испания стала второй после России европейской страной, оценившей появление британских «истребителей миноносцев» и сразу же заказавшей их для своего флота. В качестве подрядчика испанцы выбрали фирму «Томсон» из Клайдбэнка, ранее построившую для них весьма удачную торпедную канонерскую лодку «Деструктор», а еще раньше создавшую первый русский миноносец-«стотонник» «Выборг». «фурор» (такое название получил головной корабль) на момент своего появления по совокупности характеристик оставлял позади всех «братьев по классу». О прогрессе «дестройеров» свидетельствует хотя бы тот факт, что всего лишь год назад «ярроуский» «Сокол» при полном водоизмещении в 240 т и вооружении из одной 75-мм и трех 47-мм пушек казался верхом совершенства. А «Фурор» уже имел водоизмещение около 400 т и нес вооружение из двух пар 76-мм и 57-мм пушек, что обеспечивало ему вес артиллерийского залпа почти вдвое больший, чем у «Сокола». Первые два корабля — «Фурор» и «Террор» — были построены в рекордные сроки: заложенные в феврале 1896 года, они вступили в строй уже через восемь месяцев. Но, не дожидаясь завершения их постройки, испанцы заказали еще четыре усовершенствованных эсминца типа «Аудас» с увеличенной мощностью машин и скоростью в 30 узлов. К февралю 1898 года все они были приняты испанским флотом. Таким образом, к началу войны с США Армада Эспаньола располагала шестью самыми совершенными в мире контрминоносцами (contratorpederos — так испанцы назвали новый класс кораблей). Во флоте Соединенных Штатов тогда не имелось ничего подобного.

Разумеется, нельзя не отметить, что испанские эсминцы при впечатлявших боевых характеристиках обладали всеми присущими тогдашним миноносцам недостатками: их корпуса были чрезмерно облегчены и непрочны, а о достигнутой на испытаниях рекордной скорости в 28—30 узлов в процессе эксплуатации пришлось забыть. Слабой стороной проекта оказалось и торпедное вооружение: принятые в испанском флоте 356-мм самодвижущиеся мины Шварцкопфа по сравнению с современными тогда английскими минами Уайтхеда выглядели явно устаревшими.

В апреле 1898 года адмирал П. Сервера, эскадра которого находилась на островах Зеленого мыса, получил приказ следовать на Кубу. В его подчинении находились «истребители» «Фурор», «Террор» и «Плутон», а также несколько старых миноносцев. Предстоявший трансатлантический переход представлял для них серьезную проблему. Вот как характеризовал состояние своих торпедных сил Сервера в одной из своих депеш в метрополию: «Котлы миноносца «Ариете» совершенно негодны, так что это судно вместо того чтобы считаться элементом силы, есть ничто иное, как кошмар эскадры... Что касается «истребителей» «фурор» и «Террор», то их листы носовой обшивки сдают при волнении, причем несколько шпангоутов у них уже переломилось. «Истребитель» «Плутон» обладал таким же недостатком, когда он шел из Англии, и поэтому ему скрепляли носовую часть в Ферроле».

В конце концов, малые миноносцы Сервера решил отправить в метрополию, а с собой взял только контрминоносцы, которые большую часть пути через океан пришлось вести на буксире. Все равно пункта назначения — порта Сантьяго-де-Куба — достигли лишь «Фурор» и «Плутон», а «Террор» из-за повреждения рулевого устройства оставили на острове Мартиника. Незавидная судьба двух первых кораблей нам уже известна. Последний самостоятельно перешел в порт Сан-Хуан на острове Пуэрто-Рико. 22 июня 1898 года он под командованием лейтенанта Де Ла-Рока предпринял попытку атаковать американский вспомогательный крейсер «Сент-Пол», но попадания двух вражеских 127-мм снарядов вынудили его повернуть назад. Тяжело поврежденный «Террор» едва «доковылял» до порта. Этот эпизод лишний раз подтвердил точку зрения военно-морских теоретиков о том, что с появлением скорострельной артиллерии дневная торпедная атака одиночного корабля, сколь мощным и быстроходным он бы ни был, обречена на провал. Таким образом, первая война, в которой участвовали «истребители», не принесла им лавров победителей.

В то же время сам факт появления в составе флота второстепенной морской державы (а Испания в конце XIX века относилась именно к таковым) столь незаурядного корабля, как «Фурор», не мог не оказать влияния на судостроительные программы других стран. Первыми интерес к нему проявили итальянцы. Правда, они решили сэкономить и не стали заказывать однотипный «истребитель» в Англии, а попытались создать его аналог собственными силами. Проект первого итальянского эсминца, получившего имя «Фульмине» («Молния»), был разработан под руководством инженера Э.Мартинеса. Его закладка состоялась на верфи «Одеро» в июле 1897 года. По силуэту он сильно напоминал «Фурор», но этим сходство, собственно, и ограничивалось. Остальные характеристики «итальянца» уже в проекте выглядели гораздо скромнее, а в действительности вообще оказались совершенно неудовлетворительными. Так, при контрактной скорости в 26,5 узла «Фульмине» на испытаниях едва достиг 24 узлов, да и то кратковременно. Если к тому же добавить, что эсминец строился более трех лет и вошел в строй только в конце 1900 года, то станет ясно, что в деле создания кораблей нового класса у итальянцев первый блин вышел комом. Не меняло дела и состоявшееся уже в 1901 году перевооружение «истребителя», в ходе которого две 57-мм пушки заменили на одну трехдюймовку, а вместо трех 356-мм торпедных аппаратов установили два 450-мм.

Видя, что «Фульмине» превращается в объект долгостроя, командование Реджа Марины заказало в Германии шесть «истребителей» типа «Лампо» (см. «Моделист-конструктор» № 6 за 1999 г.). Однако от строительства современных эскадренных миноносцев на собственных верфях оно отнюдь не отказалось. Следующий проект готовился более тщательно. Чертежи «Нембо» разрабатывались инженером Л.Скалья при технической помощи фирмы «Торникрофт». Шесть таких кораблей строились на верфи «Паттисон» в Неаполе и были очень похожи на своих японских собратьев типа «Муракумо». На испытаниях они достигли проектной 30-узловой скорости, что само по себе следует считать хорошим результатом. Явным минусом проекта было лишь применение 356-мм аппаратов для устаревших торпед. Впрочем, этот недостаток устранили в процессе модернизации: с 1909 года эсминцы типа «Нембо» несли новое вооружение из четырех 76-мм пушек и двух 450-мм торпедных аппаратов.

Следующая, самая крупная серия эсминцев типа «Берсальере» строилась в Генуе на верфи «Ансальдо». Эти корабли получили названия в честь разных представителей сухопутных войск — «Артиллерист», «Карабинер», «Улан» («Ланчиере»), «Кирасир» («Кораццьере») и т.п., из-за чего их часто именуют эсминцами типа «Солдати». В принципе, они представляли собой усовершенствованный «Нембо» с вооружением из четырех 76-мм пушек и трех 450-мм торпедных аппаратов. Их проектную скорость уменьшили до 28,5 узла, однако фактически они не были тихоходнее своих предшественников: просто к тому времени в большинстве стран уже отказались официально признавать «одноразовую» рекордную скорость на испытаниях, отдавая предпочтение реально достигаемым на практике значениям.

Всего в 1907—1910 годах в состав Реджа Марины вошли 10 эсминцев типа «Солдати», причем три из них — «Альпине», «Фучильере» и «Понтиере» — сразу получили паровые котлы с нефтяным отоплением (остальные — как, впрочем, и корабли типа «Нембо» — были оснащены ими в процессе модернизации). Еще один практически однотипный «дестройер» строился по заказу Китая, но из-за революции в Поднебесной империи контракт пришлось расторгнуть. В 1913 году корабль вступил в строй итальянского флота под названием «Аскаре», став последним представителем многочисленного семейства прямых потомков английского «Хэвока».

К началу Первой мировой войны итальянские эсминцы первого поколения уже морально устарели, тем не менее, для действий на акватории Адриатики оказались вполне пригодными. Все они использовались очень интенсивно, выполняя самые разные боевые задачи. Наибольшие потери понесли корабли типа «Нембо». «Турбине» был потоплен в мае 1915 года австрийским крейсером «Гельголанд» и эсминцами «Чепель», «Татра» и «Лика»; «Бореа» спустя два года — эсминцами «Чепель» и «Балатон». Но поистине уникальный случай произошел с головным «Нембо». 17 октября 1916 года его торпедировала австрийская подводная лодка U-16. Когда «итальянец» ушел под воду, на нем взорвались глубинные бомбы, гидростатические взрыватели которых были установлены на заданную глубину. Мощный взрыв стал роковым и для находившейся рядом атаковавшей субмарины — та тоже пошла ко дну вслед за своей жертвой.

В. Кофман