Статья из журанала "Моделист-Конструктор" № 07-1997

Выпуск: 07 Повторение пройденного

  • Схемы ТТХ
  • Вступление
  • Описание
  • Описание
  • Описание
  • Описание
  • Служба
  • 37 «Ньюпорт», США, 1968 г.
  • 38 «Йорк Каунти», США, 1957 г.
  • 39 «Сэр Ланселот», Англия, 1964 г.
  • 40 «Наср-эль-Бахр», Оман, 1985 г.
  • 41 «Телук Бантен», Индонезия, 1982 г.
  • 42 «Миура», Япония, 1974 г.
  • 43 «Амбе», Нигерия, 1979 г.
37
37. Танкодесантный корабль «Ньюпорт», США, 1968 г.

Водоизмещение стандартное 5500 т, полное 8340 т.

Длина максимальная 171,3 м, ширина 21,2 м, осадка 5,3 м.

Дизели общей мощностью 16500 л.с., скорость 20 узлов.

Вооружение:

четыре 76-мм зенитных орудия (с начала 90-х годов заменены многоствольными 20-мм установками «Вулкан-Фаланкс» или 25-мм «Бушмейстер»).

Вместимость:

385 десантников и 500 т груза.

Всего в 1968-1972 годах построено 20 единиц.

38
38. Танкодесантный корабль «Йорк Каунти», США, 1957 г.

Водоизмещение стандартное 3860 т, полное 7850 т.

Длина максимальная 134,8 м, ширина 18,9 м, осадка 4,1 м.

Дизели общей мощностью 15000 л.с., скорость 17 узлов.

Вооружение:

шесть 76-мм зенитных орудий.

Вместимость:

635 десантников.

Всего в 1953-1955 годах построено 7 единиц.

39
39. Танкодесантный корабль «Сэр Ланселот», Англия, 1964 г.

Водоизмещение стандартное 3270 т, полное 5675 т.

Длина максимальная 116,8 м, ширина 19,6 м, осадка 4,3 м.

Два дизеля общей мощностью 9500 л.с., скорость 17 узлов.

Вооружение:

два 40-мм зенитных автомата (устанавливаются только в военное время).

Вместимость:

до 535 десантников или до 1500 т груза.

Всего в 1964-1967 годах построено 6 единиц:

«Сэр Галахэд», «Сэр Ланселот», «Сэр Бедивер», «СэрТристам», «Сэр Джервэн» и «Сэр Персиваль».

40
40. Танкодесантный корабль «Наср-эль-Бахр», Оман, 1985 г.

Построен в Англии фирмой «Брук Марин».

Водоизмещение стандартное 1600 т, полное 2500 т.

Длина максимальная 93,0 м, ширина 15,5 м, осадка 2,3 м.

Дизели общей мощностью 7800 л.с., скорость 16 узлов.

Вооружение:

четыре 40-мм и два 20-мм автомата.

Вместимость:

240 десантников и 450 т груза.

41
41. Танкодесантный корабль «Телук Бантен», Индонезия, 1982 г.

Строился в Южной Корее.

Водоизмещение стандартное 1800 т, полное 3780 т.

Длина максимальная 100,0 м, ширина 15,4 м, осадка 3,0 м.

Дизели общей мощностью 6850 л.с., скорость 15 узлов.

Вооружение:

два 40-мм и два 20-мм автомата.

Вместимость:

200 десантников и 700 т груза.

Всего в 1981-1982 годах построено для Индонезии 6 единиц.

42
42. Танкодссантный корабль «Миура», Япония, 1974 г.

Водоизмещение стандартное 2000 т, полное 3200 т.

Длина максимальная 98,0 м, ширина 14,0 м, осадка 3,0 м.

Дизели общей мощностью 4400 л.с., скорость 14 узлов.

Вооружение:

два 76-мм зенитных орудия, два 40-мм автомата.

Вместимость:

180 десантников и 1800 т груза.

Всего в 1974-1976 годах построено 3 единицы.

43
43. Средний десантный корабль «Амбе», Нигерия, 1979 г.

Строился в ФРГ.

Водоизмещение стандартное 1470 т, полное 1750 т.

Длина максимальная 97,0 м, ширина 14,0 м, осадка 2,3 м.

Два дизеля общей мощностью 6700 л.с., скорость 17 узлов.

Вооружение:

один 40-мм и два 20-мм зенитных автомата.

Вместимость:

250-1000 десантников.

Всего для Нигерии построено 2 единицы:

«Амбе» и «Офиом».

Последовавшие по завершении второй мировой войны радикальные изменения в военно-морской политике не могли не сказаться и на дальнейшем развитии десантных сил. Из числа возможных претендентов на чужие территории выпали Германия, Япония и Италия. Франция и Советский Союз медленно восстанавливали разрушенную войной экономику. Создание мощного амфибийного флота для всех этих стран являлось делом далеко не первой важности. И только англосаксонские союзники оставались обладателями огромного «стада» десантных кораблей, барж и плашкоутов.

В сложившейся ситуации, когда у одних стран не было ничего, а у других - все (что, кстати, тоже не побуждало к строительству новых судов), кажется вполне естественным тот медленный темп, которым шло совершенствование десантных кораблей в 40-х и 50-х годах. Да и впоследствии они продемонстрировали определенную консервативность. Весь послевоенный западный мир как бы распался на две части: США, продолжавшие гонку вооружений «на полных парах», и остальные страны, не спеша повторявшие уже сделанные ранее шаги. Большинство построенных вне Американского континента высадочных средств и кораблей очень близки по параметрам к судам военной эпохи.

Основательно потрепанная войной и распадом империи, Британия приступила к обновлению своих изрядно обветшавших к этому времени амфибийных судов только в начале 60-х годов. Интересно, что заказ на постройку первого танкодесантного судна нового поколения «Сэр Ланселот» выдало не Адмиралтейство, а министерство транспорта. Предназначался он не для флота, а для армии. Более того, в целях экономии предполагалось в мирное время сдавать десантные корабли в аренду гражданским транспортным компаниям! Это наложило свой отпечаток на облик «Ланселота» и остальных «сэров» - рыцарей «круглого стола» короля Артура. Строившиеся по цивильному проекту, они имели иллюминаторы и крановое оборудование, а условия обитания команды были значительно улучшены, частично за счет ослабления боевых качеств. Впрочем, англичане и не думали использовать своих «рыцарей» в боевой обстановке. Высадка при сопротивлении противника считалась в 60-70-е годы крайне маловероятной, так что основной задачей новых танкодесантных кораблей становилась обычная перевозка крупных грузов. В качестве уступки Адмиралтейству их оборудовали площадками для вертолетов. Только в 1980 году флоту удалось окончательно перевести все шесть кораблей в свое распоряжение. И очень вовремя. В 1982 году разгорелся конфликт с Аргентиной из-за Фолклендских островов, перешедший в настоящую морскую войну. ВМС бывшей «владычицы морей» просто не имели других специализированных судов для перевозки техники, кроме пресловутых «сэров», которые попали в самое пекло.

При высадке у Блафф Коув «Сэр Тристам» и «Сэр Галахэд» получили бомбовые попадания с аргентинских самолетов. Оба объятых пламенем корабля вышли из строя. «Галахэд» спасти не удалось: его обгоревший остов пришлось отбуксировать в открытое море и затопить торпедой. После фолклендской кампании вопрос о полезности полугражданских «десантников» уже не стоял, и Адмиралтейство согласилось вывести их из состава флота только в обмен на новые единицы. Более того, проект понравился австралийцам, которые в 1980 году на его базе создали свой вариант, названный «Тобрук». Имевший в основном аналогичные ТТХ, «австралиец», предназначенный только для военного использования, отличался менее гражданским видом, оснащался более совершенным электронным и погрузочно-разгрузочным оборудованием, а также принимал вертолеты «Уэссекс».

Британским опытом воспользовались не только их младшие партнеры по бывшей империи. Конструкция «сэров» приглянулась Ирану, заказавшему в 1972 году сразу шесть единиц несколько уменьшенных размеров. Однако внутренние потрясения в этой стране и последовавшее затем противостояние Западу задерживало сроки готовности кораблей. В итоге англичане построили только четыре из заказанных, а два последних в виде как бы «госпитальных судов» (без вооружения) поставили лишь в 1982 году. Иранские «Хенгам», «Ларак», «Лавн» и «Тонб» заметно уступали по размерам прототипу: полное водоизмещение их было около 2500 т, длина - 93 м и ширина - 14,9 м. Тем не менее они могли принимать дюжину танков Т-55 или шесть более крупных и тяжелых британских «чифтенов». Активно задействованные в войне с Ираком, они имели неплохое для наших времен вооружение: четыре 40-мм «бофорса» последней модели или восемь 23-мм советских зениток с автономным радиолокационным управлением; на корме располагалась небольшая площадка для вертолета. Кроме того, на них устанавливались системы залпового огня для поддержки войск.

Приобщились к английскому «эталону» и арабы. Султанат Оман заказал в начале 80-х годов в Британии танко-десантный корабль и три плашкоута. Еще два аналогичных LST были построены для Алжира. В общем, амфибийное судостроение еще пользуется значительным спросом в мире, хотя его сильно теснят конкуренты.

В 70-е годы в подкрепление крупным «рыцарям короля Артура» в Англии строились и десантные плашкоуты малого и среднего размеров. Средние «Арденны» и «Аракан» (водоизмещение в грузу около 1400 т) создавались по гражданскому проекту и со своей длинной и высокой надстройкой в кормовой части имели не слишком военный вид. Вооружение на них отсутствовало, но каждое судно могло принимать пять тяжелых танков весом до 70 т. Однако чаще им приходилось возить альтернативный груз - до 20 стандартных 7-метровых контейнеров. Вместимость по десантникам можно оценить как ничтожную - принималось не более 34 человек с легким вооружением. В общем, эти суда, да еще в столь незначительном количестве (две единицы) едва ли стали достойной заменой старым LCT-8.

Не более удачными оказались малые лихтеры типа «Звон» (водоизмещение около 100 т). Построенные в 1961-1967 годах, они спустя 20 лет уступили место судам типа «Арроманш», практически ничем не отличавшимся от своих предшественников. Все они находились в распоряжении армии. Флоту удалось ввести в строй только серию из 12 традиционных плашкоутов типа LCM-9, восемь из которых предназначались для транспортов-доков «Фирлесс» и «Интрепид», а остальные четыре - в качестве резерва. Плашкоут мог принимать два стандартных танка или 100 т груза и имел полное водоизмещение 176 т. Один из них пал жертвой фолклендского конфликта. По иронии судьбы бывший доминион Великобритании - Австралия примерно в то же время создала десантные силы, почти равные силам бывшей метрополии. Восемь средних плашкоутов, названных в честь мест высадок австралийских войск в войне с Японией (тип «Баликпапан»), имели водоизмещение в грузу около 500 т, скорость 10 узлов и могли принимать три средних танка. По местной классификации они значились как «тяжелые десантные средства» (LCH - Landing Craft Heavy). В 1974 году два из них перекочевали в распоряжение новоиспеченного государства Папуа - Новая Гвинея, ближайшего соседа Австралии.

Франция довольно быстро догнала Британию в постройке собственных амфибийных средств. Серия новых танкодесантных судов появилась в начале 60-х годов. Пять кораблей типа «Трие» в сущности мало отличались от стандартных американских LST, восемь из которых после войны действовали в составе французского флота. «Французы» имели несколько облагороженный вид и несли четыре катера LCVP на шлюпбалках по бокам от надстройки. Что касается скорости (11 узлов при частичной загрузке) и вооружения (два-три 40-мм и два 20-мм автомата), то они не обладали никакими преимуществами перед своими предшественниками американской постройки. «Трие» могли принимать 330 десантников (или вдвое больше - на короткие расстояния), а также до 1000 т различных грузов, в том числе, конечно, танки. Примерно через 10 лет после начала службы на двух из них, «Трие» и «Блавэ», перед надстройкой установили ангар на два легких вертолета, и десантные суда приобрели статус кораблей управления.

Французы строили и довольно оригинальные небольшие десантные суда, промежуточные по размерам между большими танкодесантными кораблями и плашкоутами. Спущенные на воду в 1973 году «Шамплэн» и «Франсис Гарнье» имели стандартное водоизмещение 750 т (полное свыше 1300 т) и развивали скорость 16 узлов. Имея традиционную компоновку LST, они могли перевозить роту десантников (около 150 человек), шесть джипов и шесть грузовиков и предназначались для действий на «заморских территориях», которыми в конце 70-х годов обладала только Франция. Могли они принимать и легкие танки - как на верхнюю палубу, так и в трюм. Идея небольшого, быстрого и дешевого десантного корабля понравилась, и в 80-е годы было заказано еще семь единиц, в том числе три для отечественного флота, столько же для Марокко и один - для Габона.

Чтобы обновить свой плашкоутный флот, Франция построила две серии совершенно одинаковых крупных высадочных барж типа EDIC. Примечательно то, что обе серии разделяет 10 лет: первые шесть единиц сдали в 1958 году, а еще пять - только в 1969-м. С конструктивной точки зрения эти суда, имевшие в полном грузу водоизмещение около 740 т и скорость восемь узлов, вооруженные двумя 20-мм автоматами, являлись обыкновенными открытыми плашкоутами, хотя и весьма больших размеров (длина 60 м и ширина 12 м). Еще две единицы в несколько облегченном варианте (CDIC) были построены совсем недавно, в конце 80-х годов. Они служат в качестве главного средства доставки техники с кораблей-доков типа «Ураган».

Бывшие традиционные соперники Франции на море, а теперь союзники по НАТО - итальянцы - также попытались сконструировать промежуточный по размерам десантный корабль. Практически такой же по водоизмещению, как «Шамплэн» (760 т - стандартное), «Куарто» спустили на воду даже раньше французского собрата, в 1967 году. Однако с этим судном вышел полный конфуз. Хотя «Куарто» и по проекту имел умеренную скорость в 13 узлов, она оказалась не под силу трем достаточно мощным дизелям (2300 л.с.) из-за неудачной формы носа. Кроме того, судно не держалось на курсе в свежую погоду - по той же причине. Из запланированных пяти единиц в строю остался только «Куарто», да и тот не плавал, а использовался в качестве опытного корабля. Эта история показывает, что даже в столь простой конструкции, как десантная «коробка», есть свои секреты.

Демилитаризованная и полностью потерявшая после второй мировой войны свой боевой потенциал Япония приступила к обновлению амфибийных сил (состоявших исключительно из старых американских LST, LSM и LCS) только в 70-е годы. Три LST типа «Ацуми», построенные в 1973-1977 годах, мало отличались от американского прототипа. При стандартном водоизмещении 1550 т и полном 2400 т они имели скорость 13-14 узлов и вооружение из четырех 40-мм «бофорсов». На борт можно было принимать 120 десантников и 20 бронеавтомобилей, грузовиков или легких танков. Более совершенными, в особенности в части вооружения, стали три корабля типа «Миура» (1975-1977 годы), имевшие 2000-тонное стандартное водоизмещение. Их артиллерия состояла из спарок автоматических 76-мм универсальных орудий и 40-мм зенитных автоматов с высокими характеристиками и управлением от радиолокационных станций. Увеличилась и грузоподъемность, а скорость достигла 14 узлов, что значительно больше, чем у американских танкодесантных судов времен второй мировой войны, но явно маловато по современным меркам. Японцы построили также несколько средних плашкоутов типа «Юра» полным водоизмещением 600 т, вооруженных 20-мм револьверной многостволкой и развивающих скорость 12 узлов. Как большие, так и средние десантные корабли имеют традиционную компоновку и, за исключением новых видов зенитного и электронного вооружения, не являют собой большого прогресса в военном кораблестроении.

Также малоинтересны с инженерной точки зрения средние плашкоуты другого бывшего участника «антикоминтерновского пакта» - Германии. Страна, восстановившая к 60-м годам свою армию и сделавшая ее сильнейшей в Западной Европе, вследствие договорных ограничений не баловала свой флот, в том числе и амфибийные силы, особым вниманием. 22 корабля серии «Бутт» (он же «тип 520») явились развитием американских LCD-1640 и сразу пришлись не ко двору. В связи с нехваткой подготовленных команд и постоянно меняющимися доктринами использования ВМС большинство судов были отправлены в резерв сразу же после вступления в строй. В конце 70-х годов их извлекли из небытия, перевооружили новыми 20-мм зенитками и оборудовали средствами для минных постановок. Интересной особенностью этих 400-тонных (в грузу) суденышек являются специальные «замки» в носу и корме, позволяющие соединять несколько единиц в виде своеобразного плавучего моста шириной почти 9 м.

Ситуация несколько изменилась в 70-х годах. Фирмой «Ховальдтсверке» в Гамбурге был создан проект универсального десантного судна «502», имевшего вполне приличные характеристики и способного в мирное время перевозить обычные грузы, а в военное - танки весом до 52 т. Все же отвергнутый бундесмарине проект не пропал: две единицы этого типа заказала Нигерия. В отличие от привыкших к комфорту европейских солдат, нигерийцы ухитрялись размещать на в общем-то небольших кораблях до 1000 человек, правда, при следовании на короткие расстояния. Нигерийские «крокодилы» (оба носят одно и то же название, но на разных языках многонациональной Нигерии) скоро справят свое 20-летие, в течение которого они все время находились в строю - неплохая реклама германскому судостроению.

Постепенно к постройке традиционных судов подключились и новые «восточные тигры». Так, южнокорейские верфи создали несколько вариантов средних десантных кораблей для стран своего региона, в том числе шесть единиц типа «Телук Семангка» для Индонезии (водоизмещение в грузу 3750 т, скорость 15 узлов,вооружение по два 40-мм и 20-мм автомата, вместимость 200 десантников, 1700 т груза или 17 танков). Четыре аналогичных корабля чуть больших размеров (водоизмещение в грузу 4070 т) построены на корейском филиале американской фирмы «Такома» для Венесуэлы в 1984-1985 годах. Конструкция оказалась удачной, и еще два корабля того же типа заложены в 1995 году уже для самой Кореи. Десантные корабли строились также в некоторых европейских странах, традиционно известных как «кораблестроительные» - например, в Норвегии. Однако, несмотря на некоторые удачные технические решения и неплохие тактико-технические данные, все они являлись вариациями на тему старых LST, LCT и LCI. На большее не хватало средств ни у заказчиков, ни у строителей.

По-другому обстояли дела в Америке. Промышленный и военный гигант атомной эпохи, Соединенные Штаты после завершения боевых действий с Японией обладали огромным флотом десантных кораблей. Новая роль «международного полицейского» требовала не только поддержания в готовности этой армады, но и создания амфибийных средств новых типов. Главным критерием теперь стала скорость. Изрядно настрадавшиеся во время второй мировой войны со своими 8-10-узловыми LST и LCT американские адмиралы считали, что следующее поколение десантных сил должно соответствовать 20-узловому стандарту. Засевшие за чертежные доски конструкторы выдали целую серию экстравагантных проектов, имевших, например, дополнительные винты в носовой части или приставные носовые конструкции, обеспечивающие приемлемую гидродинамику судам с носовой рампой. Моряки встретили все эти ухищрения с отвращением, и первая послевоенная серия танкодесантных кораблей типа «Терриборн Пэриш» выглядела крайне консервативно. Военные согласились с умеренной скоростью 15 узлов, полученной исключительно за счет увеличения мощности дизелей 5800-тонных судов до 6000 л.с. Вооружение включало три спаренные установки 76-мм универсальных пушек. Из 15 LST первой послевоенной генерации многие перешли к союзникам: три попали в Испанию, по два - в Грецию и Турцию, один - в Венесуэлу. Остальные применялись для различных целей, пока в конце 70-х годов не были исключены из списков или переданы транспортному флоту.

Не прошло и трех лет после завершения строительства серии «каунти» (послевоенные танкодесантные суда носили имена графств США), как со стапелей сошел головной корабль следующего семейства «Де Сото Каунти». Американцы постепенно увеличивали водоизмещение и скорость этого «станового хребта» амфибийных сил (до 7850 т в полном грузу и 17 узлов соответственно). Вновь скорость была куплена ценой удвоения мощности энергетической установки, хотя носовую оконечность пришлось несколько облагородить. Заметно улучшилась мореходность, главным образом вследствие более высокого борта, полностью лишенного отверстий в соответствии с требованиями противоатомной защиты. Значительно увеличилась вместимость: «Де Сото» принимал до 650 десантников, которые размещались в кубриках, оборудованных системой кондиционирования воздуха. Обширная верхняя палуба могла служить в качестве полетной для пяти вертолетов; в альтернативном варианте на нее устанавливался средний плашкоут LCU в дополнение к четырем малым на шлюпбалках.

Однако даже 17-узловой ход не позволял «каунти» второй серии действовать совместно с 20-узловыми оперативными десантными соединениями, куда входили новые корабли-доки. Поэтому в конце 60-х годов была создана серия танкодесантных кораблей принципиально нового проекта - «Ньюпорт». Они наконец-таки достигли желанной скорости 20 узлов, прежде всего из-за нормальной «корабельной» носовой оконечности. Конструкторам пришлось повозиться: острый у ватерлинии нос в верхней части раздваивался, и между двумя длинными и массивными балками раскладывался целый подвесной мост-рампа длиной 34 м. В корме также располагалась сходня для спуска плавающей техники в воду, на плашкоуты или непосредственно на причал. Еще один путь доставки грузов на берег проходил по воздуху: вертолеты размещались на обширной специальной палубе в кормовой части. Вообще 8300-тонные высокобортные новички выглядели очень внушительно: суда того же назначения смотрелись рядом с ними, как эсминцы рядом с крейсерами. После вступления «ньюпортов» в строй началась быстрая распродажа «каунти» второй серии: ими обзавелись флоты Италии, Греции, Бразилии, Мексики и других союзников США.

Обновлялись не только крупные десантные корабли, но и малые. Заменой многочисленным катерам и плашкоутам стали в первую очередь более солидные многоцелевые LCU (Landing Craft Utility), строившиеся в значительных количествах (несколько сотен единиц). Обычно их не вооружали, хотя в случае необходимости свое место могли занять два 20-мм автомата. Начиная с конца 70-х годов американские кораблестроители почти полностью перешли на легкие алюминиевые конструкции не только надстроек, но и корпуса. Еще одно усовершенствование - вторая сходня-рампа в корме, так что люди и грузы стало возможным перемещать через суда «транзитом».

В наименьшей степени прогресс затронул десантные катера: LCM-6, спроектированный еще во время второй мировой войны, строился по программе 1975 года! Мало отличался от него и LCM-8, удлиненный до 22 м для того, чтобы он мог принимать современный танк М-60. Самые малые LCVP грузоподъемностью 4 т также являлись практически неизмененным проектом времен войны.

В. Кофман