Статья из журанала "Моделист-Конструктор" № 10-1994

Выпуск: 32 Четыре — как дважды два

  • Схемы ТТХ
  • Вступление
  • Курбэ - Бретань
  • Нормандия - Лион
  • Служба
  • Служба
  • 167 «Курбэ», Франция, 1913 г.
  • 168 «Бретань», Франция, 1916 г.
  • 169 «Нормандия», Франция (проект).
167. Линейный корабль «Курбэ», Франция, 1913 г.
167. Линейный корабль «Курбэ», Франция, 1913 г.

Заложен в 1910г., спущен на воду в 1911 г.

Водоизмещение: нормальное 23 000 т, полное 25 600 т.

Длина максимальная 166 м, ширина 28,2 м, среднее углубление 8,8 м.

Четырехвальная турбинная установка мощностью 28 000 л.с., проектная скорость 21 уз.

Броня:

пояс 270—180 мм, верхний пояс 180 мм, палубы 40 + 50 мм, башни 320 мм, барбеты 270 мм, казематы 180 мм, рубка 300 мм.

Вооружение:

двенадцать 305-мм и двадцать два 138-мм орудия, четыре малокалиберных салютных пушки, четыре 450-мм торпедных аппарата.

Построено 4 единицы:

«Курбэ», «Жан Бар» (1913 г.), «Париж» и «Франс» (оба 1914 г.).

168. Линейный корабль «Бретань», Франция, 1916 г.
168. Линейный корабль «Бретань», Франция, 1916 г.

Заложен в 1912 г., спущен на воду в 1913 г.

Водоизмещение: нормальное 23 600 т, полное 26 000 т.

Длина максимальная 166 м, ширина 27,3 м, среднее углубление 8,9 м.

Четырехвальная турбинная установка мощностью 28 000 л.с., проектная скорость 20,5 уз.

Броня:

аналогично типу «Курбэ», за исключением брони каземата (170 мм), башен (240—270 мм, центральная башня — 400 мм) и барбетов (250 мм).

Вооружение:

десять 340-мм, двадцать два 138-мм орудия и семь малокалиберных, четыре 450-мм торпедных аппарата.

Построено 3 единицы:

«Бретань», «Прованс» и «Лоррэн».

169. Линейный корабль «Нормандия», Франция (проект).
169. Линейный корабль «Нормандия», Франция (проект).

Заложен в 1913 г., спущен на воду в 1914 г., в строй не вступал.

Водоизмещение нормальное 25 200 т.

Длина максимальная 176,4 м, ширина 27,1 м, среднее углубление 8,8 м. Две турбинные установки и две паровые машины общей мощностью 32 000 л.с., скорость 21 уз. (при форсировке до 22,5 уз.).

Броня:

пояс 300—180 мм, верхний пояс и казематы 180 мм, палубы 50 + 50 мм, башни 250—340 мм, рубка 300 мм, противоторпедная переборка 30 мм.

Вооружение:

двенадцать 340-мм и двадцать четыре 138-мм орудия, шесть 450-мм торпедных аппаратов.

Заложено 5 единиц:

«Нормандия», «Лангедок», «Фландр», «Гасконь» и «Беарн», 4 первых спущены на воду в 1914—1915 годах

«Беарн» спущен в 1920 году и достроен в качестве авианосца.

Первая операция Антанты в Средиземном море готовилась с размахом. Война еще не была объявлена, но французский флот уже сосредоточился на Мальте: там уже находилась и английская эскадра. 15 августа все корабли снялись с якоря и направились в Адриатику — «ловить австрийцев». Союзные силы разделились на две группы: более быстроходные крейсера и эсминцы шли вдоль побережья Албании, а французские линкоры в сопровождении многочисленных легких сил продвигались в виду итальянского берега и затем повернули на Катарро.

Слаженная работа мощной «гребенки» увенчалась успехом: утром следующего дня в 15 милях от побережья впереди по курсу были замечены два дыма. Линкоры дали полный ход, и ровно в 9 утра адмирал Буа-де-Лаперейр приказал открыть огонь по небольшому крейсеру и миноносцу, прилагавшим все усилия, чтобы уйти в свою базу. Быстроходному «Улану» удалюсь проскользнуть в Катарро под защиту своих береговых батарей, а крейсеру «Зента» не повезло. На маленький, уже устаревший кораблик посыпались 12-дюймовые снаряды с дредноутов «Жан Бар» и «Курбэ», а он мог отвечать лишь из своих 120-мм пушек, совершенно безопасных для бронированных гигантов. Вскоре все было кончено. «Зента» осел на корму и скрылся под водой, а союзная армада, гусю дымя, отправилась дальше.

Кто бы мог предположить, что этот успех мощных кораблей Франции останется первым и последним. Более ее дредноутам не удалось потопить ни одного корабля. А вот им самим пришлось претерпеть немало неприятностей.

Первые французские дредноуты рождались в муках. Дезорганизация некогда второго в мире военного флота к моменту появления на свет английского «прародителя» этого нового типа кораблей достигла своей вершины. Корабли строились недопустимо долго для периода быстрого развития техники и устаревали, еще не войдя в строй.

1910 год стал годом разработки новой военно-морской программы, которая впервые включала 4 дредноута. Реализацию проекта взял на себя молодой (ставший «генералом от кораблестроения» всего в 45 лет — редчайший случай для Франции тех времен) инженер Льясс. Он не только разработал чертежи первых французских дредноутов, но и четко организовал процесс постройки от закладки до спуска, заранее подготовив материалы и введя четкий график работ. Впервые за много лет работы на французских линкорах велись без задержек, хотя 2 из них («Париж» и «Франс») также впервые строились частными фирмами. До момента их вхождения в строй прошло в среднем всего 30 месяцев — вполне приличный результат для страны, в которой гораздо более простые и меньшие поразмерам броненосцы застаивались на верфях по 5—6 лет.

Корпус и машинная установка второй серии французских дредноутов, состоявшей на этот раз из трех кораблей — «Бретань», «Прованс» и «Лоррэн»,— фактически полностью повторяли аналогичные элементы первой серии. Новым было только вооружение. Двенадцать 305-мм пушек заменили на десять, но более крупного калибра: 340 мм. При этом число орудий в бортовом залпе не изменилось, поскольку вместо двух бортовых башен линкоры получили одну, расположенную в центре корабля.

С постройкой «бретаням» не повезло. Неудачное для Франции начало первой мировой войны заставило приступить к повальной мобилизации всех призывников, в частности рабочих верфей, что и задержало вступление линкоров в строй более чем на год.

Но еще меньше повезло следующей серии дредноутов, которая должна была быть весьма и весьма интересной. Ограниченные размеры сухих доков и небольшая глубина основных стоянок задали французским конструкторам серьезную задачу: как увеличить боевую силу линкора без сколь-нибудь значительного роста водоизмещения. Поскольку по защите французские линейные корабли и так несколько уступали своим современникам из других стран, а скорость их снижать далее было некуда, оставался единственный резерв: вооружение.

Здесь специалистам фирмы «Сен-Шамон», ведущего производителя морской артиллерии, удалось найти оригинальное решение. В ряде стран, например, в Италии, США, России, для уменьшения общего веса вооружения ввели трехорудийные башни. Но ведущие морские державы того времени, Англия и Германия, проявили завидный консерватизм, не желая вводить у себя подобное новшество. Дело в том, что в трехорудийной башне центральное орудие будет обслуживаться в несколько худших условиях по сравнению с двумя боковыми.

Значит, время, затрачиваемое на подготовку к выстрелу, будет отличаться — пусть всего на считанные секунды, и остальным орудиям придется ожидать «отстающего», чтобы произвести совместный залп.

Французы также отвергли трехорудийную башню, но с тем, чтобы сразу совершить скачок к четырехорудийной. По сути дела, новая башня представляла собой две двухорудийные установки, помещенные на едином кольцевом барбете. Между двумя парами орудий помещалась 40-мм перегородка, полностью изолирующая их друг от друга и превращающая четыре орудия в «дважды два». При этом устранялись недостатки, связанные с неполной симметричностью трехорудийной башни, а сама конструкция получилась достаточно живучей (перегородка защитила бы соседнюю пару орудий от осколков снаряда, попавшего в другую половину башни).

Такое техническое решение позволило не только установить на новых линкорах двенадцать 340-мм орудий вместо десяти на «Бретани», но и выделить часть сэкономленного веса на усиление защиты и увеличение мощности машинной установки.

Но если с артиллерией французские конструкторы сделали несомненный шаг вперед, то машины «Нормандии», столь же несомненно, являли собой полшага назад. Если два внутренних вала вращали турбинные установки, то оба внешних вала приводили в действие паровые машины. Такие смешанные машинные установки с успехом использовались на некоторых лайнерах, в частности на пресловутом «Титанике», однако вряд ли были пригодны для частого изменения скорости в боевых условиях.

Как это часто бывает, когда наконец сложным путем проб и ошибок вырабатывается наиболее зрелое техническое решение, посторонние причины не дают ему реализоваться. Так произошло и с французскими дредноутами. Вслед за серией «нормандий» должны были быть заложены 4 еще более сильных корабля типа «Лион». За счет добавления еще одной четырехорудийной башни в корме они становились наиболее мощно вооруженными кораблями во всем мире (шестнадцать 340-мм орудий). Планировалось несколько усилить подводную защиту, установить полуавтоматическую среднюю артиллерию (двадцать четыре 138-мм пушки повой модели), зенитные автоматы и много других полезных и своевременных новшеств. При этом линкоры получались не чрезмерно большими: полное водоизмещение по проекту не должно было превышать 29 000 т. Однако, хотя заказ на постройку «Лиона» и «Лилля» был выдан в первый день 1915 года, реально работы над ними так и не начинались, а «Дюкен» и «Турвилъ» даже не были заказаны.

Однако самые первые французские дредноуты поспели как раз вовремя: в воздухе Европы вскоре запахло пожаром войны. А пока мощные корабли, живое олицетворение морской силы Франции, облюбовал в качестве своеобразных «яхт» президент Раймон Пуанкаре. В июне 1913 года на «Курбэ» он посетил Англию, а год спустя, в июле 1914 года, «Франс» и «Жан Бар» составили специальную «президентскую дивизию», взявшую курс на Кронштадт. Празднества и демонстрация русско-французского единства в столице России прошли на «отлично», но обратный путь заставил поволноваться и Пуанкаре, и французский генштаб. Обстановка после убийства в Сараеве эрцгерцога Франца-Фердикакда начала меняться столь быстро, что все планировавшиеся визиты в Копенгаген и Христианию (тогдашнее название столицы Норвегии) пришлось отменить, и линкоры на полном ходу преодолели опасное пространство, вплотную прилегавшее к водам будущего противника — Германии.

Мировую войну все четыре корабля типа «Курбэ» провели в Средиземном море. После потопления «Зенты» у них так и не было возможности встретиться с противником: австрийцы крайне редко выходили из своих баз и не покидали пределов Адриатики, а французы, в свою очередь, предпочитали не допускать свои дредноуты в эти воды, в особенности после того, как в Отрантском проливе 21 декабря 1914 года австрийская подводная лодка U-12 торпедировала «Жан Бар». Линкор отделался легко, приняв всего 750 т воды и самостоятельно дойдя до Мальты.

После завершения первой мировой войны у французов в отличие от их бывших союзников — Англии, США и Японии — вовсе не болела голова относительно того, что делать со своими линкорами. Выбора просто не было: из относительно современных кораблей в строю находились только 4 «курбэ» и 3 «прованса». Вскоре их число еще более сократилось: в августовскую ночь 1922 года «Франс» в результате навигационной ошибки напоролся на скалу у Киберона и затонул. Остальные линкоры в межвоенный период стали объектом самого заботливого внимания. Дорогостоящие модернизации следовали одна за другой, а в промежутке между ними почти непрерывно совершались всевозможные мелкие перестановки прожекторов, пушек и другого оборудования, а также мостиков, надстроек и даже мачт. Предпринимались попытки хоть как-то защитить корабли от атаки с воздуха (правда, установленная зенитная артиллерия была немногочисленной и малоэффективной). В результате линкоры приобрели вполне современный и внушительный вид за счет установки треногих мачт и многочисленных мостиков. Предметом особой заботы стали дымовые трубы. Что с ними только не делали: и перемещали с места на место, и удлиняли, и укорачивали, и объединяли. Однако подобные манипуляции, увы, не могли изменить явно недостаточную скорость. Наиболее решительная (и дорогостоящая) попытка модернизации была предпринята с «Лоррэном». Пресловутую среднюю башню сняли, освободившееся место заняли ангар на 4 самолета и катапульта, а котлы полностью заменили на нефтяные. Видимо, это и дало основание для указаний в справочниках того времени о перестройке «Лоррэна» в линейный крейсер. На деле после переоборудования скорость линкора едва достигала 22 узлов. Недостроенные «Нормандии» послужили в качестве источника «запчастей»: их орудия сменили расстрелянные пушки «бретаней», а котлы «Лангедока» установили при модернизации на «Курбэ».

Ясно, что подобные перестановки не могли сколь-нибудь серьезно повысить ценность устаревших кораблей. Первым из активной службы удалился «Жан Бар». В 1936 году его имя понадобилось для нового строившегося линкора, а старый дредноут стал называться «Океан». Через 2 года его разоружили и переклассифицировали в учебный корабль. Годом позже к нему присоединились «Курбэ» и «Париж», которые, правда, сохранили свою артиллерию.

Началась вторая мировая война — вторая и для древних французских дредноутов. Не сумевшая встать на ноги после нокаута от германских танков и авиации, Франция капитулировала. Судьба ее флота более всего занимала теперь бывшего его союзника — Англию. 3 июля 1940 года английская эскадра подвергла обстрелу корабли бывшего «сердечного друга» в недостроенной базе Мерс-эль-Кебире, поблизости от Орана. Пятнадцатидюймовые снаряды с линейного крейсера «Худ» поразили «Бретань» в погреб, и линкор взорвался, унося на дно почти тысячу человек экипажа. «Провансу» повезло чуть больше: он сел на грунт в мелком месте. Его удалось поднять и перевести в Тулон только для того, чтобы снова затопить корабль при захвате этой базы немцами. Немцы подняли уже совершенно небоеспособный остов, который тихо ржавел до 1949 года. «Лоррэн» и практически небоеспособные «Курбэ» и «Париж» после долгих переговоров сдались в 1940 году своим бывшим союзникам в английских портах и находились в запустении до 1943 года, когда их взяли в свои руки офицеры «Сражающейся Франции». «Лоррэн» даже участвовал в нескольких операциях, а после войны служил до 1953 года в качестве учебного корабля. «Курбэ» хватило лишь на роль плавучей зенитной батареи, пока в 1944 году дредноут не вышел в свой последний поход — в родную Францию. Там он стал одним из компонентов гигантского мола, защищавшего от бурь место высадки союзных войск. «Париж» тихо дослужил в качестве понтона до 1950 года, когда его сдали на слом. Дольше всех находился в строю перестроенный в авианосец «Беарн», служба которого закончилась только в 1967 году.

Так завершилась история первого поколения французских линкоров нового типа. Ее нельзя назвать особо славной: на единственный уничтоженный корабль противника приходится 3 потопленных дредноута (причем все три стали жертвами бывших союзников — «Океан» затонул при атаке авиации в 1944 году). Несомненно одно — французские кораблестроители и инженеры, создавая эти не вполне удачные суда, накопили полезный опыт, который впоследствии весьма пригодился при разработке новых, совершенно оригинальных проектов.

В. Кофман

Под редакцией адмирала Н. Н. Амелько