- 01 1990-12 ¦ Начало “железного века” (“Уорриор”, “Глуар”, Франция, 1860 г.)
- 02 1991-02 ¦ “Вторая столетняя война” (“Мажента”)
- 03 1991-03 ¦ Уроки Лиссы (“Кустоца”)
- 04 1991-04 ¦ Броненосцы входят в моду (“Эрцгерцог Фердинанд-Макс”, “Кёниг Вильгельс”)
- 05 1991-06 ¦ Несостоявшиеся повелители морей (“Аффондаторе”)
- 06 1991-08 ¦ “Достопочтенные комоды...” (“Редутабль”)
- 07 1991-10 ¦ Мониторы выходят в море ("Кэптен", "Петр Великий")
- 08 1991-12 ¦ “Белые слоны” британского флота (“Темерер”)
- 09 1992-01 ¦ Корабли для пушек-монстров («Инфлексибл»)
- 10 1992-03 ¦ Оружие против своих («Император Александр II»)
- 11 1992-05 ¦ «Французские толстяки с шейными повязками» («Марсо»)
- 12 1992-06 ¦ Башня или барбет? («Двенадцать апостолов»)
- 13 1992-07 ¦ «Утюги» и «Китобои» («Бранденбург»)
- 14 1992-09 ¦ Роковой апрель «Аквидабана» («Пратт»)
- 15 1992-10 ¦ «Британский стандарт» («Ройял Соверин»)
- 16 1993-02 ¦ Жертвы Цусимской трагедии ("Наварин", "Сисой Великий")
- 17 1993-03 ¦ “Старики” принимают бой (“Евстафий”)
- 18 1993-04 ¦ Первенцы “Нового флота” (“Индиана”)
- 19 1993-05 ¦ Кругосветка “Большого белого флота” (“Ретвизан”)
- 20 1993-06 ¦ Школа Эмиля Бертена (“Цесаревич”)
- 21 1993-07 ¦ Последние броненосцы Франции (“Князь Суворов”)
- 22 1993-08 ¦ Дешевые, но десятидюймовые (“Трайомф”)
- 23 1993-10 ¦ Корабль, начавший мировую войну (“Дойчланд”)
- 24 1993-12 ¦ Фортуна адмирала Того (“Микаса”)
- 25 1994-01 ¦ Любители симметрии («Витторио Эмманюэле»)
- 26 1994-02 ¦ Конец «императорско-королевского» флота («Радецкий»)
- 27 1994-03 ¦ «Молодые старики» ( «Андрей Первозванный»)
Статья из журанала "Моделист-Конструктор" № 12-1991
Выпуск: 08 «Белые слоны» британского флота
- Схемы ТТХ
- Вступление
- Описание
- Описание
- Описание
- 55 «Темерер», Англия, 1877 г.
- 56 «Бельайл», Англия, 1878 г.
- 57 «Сьюперб», Англия, 1880 г.
- 58 «Нептун», Англия, 1881 г.
55. Казематно-барбетный броненосец «Темерер», Англия, 1877 г.
Заложен в 1873 г., спущен на воду в 1876 г.
Водоизмещение 8540 т
длина между перпендикулярами 86,9 м, ширина 18,9 м, углубление 8,2 м.
Мощность двухвинтовой машинной установки 7700 л. с., скорость хода 14,6 уз.
Бронирование:
пояс 280 мм в средней части, 152—127 мм в носу и 152—140 мм в корме, каземат 203 мм с траверсами той же толщины, барбеты 254—203 мм, палуба 25—37 мм.
Вооружение:
четыре 280-мм и четыре 254-мм дульнозарядных орудия, четыре 20-фунтовые пушки, 2 торпедных аппарата.
56. Броненосный таран «Бельайл», Англия, 1878 г.
Заложен в 1874 г., спущен на воду в 1876 г.
Водоизмещение 4870 т, длина наибольшая 75,4 м, ширина 15,85 м, углубление 6,4 м.
Мощность двухвинтовой машинной установки 4040 л. с., скорость хода 12,9 уз.
Бронирование:
пояс 305 мм в средней части, 178 мм в носу и 152 мм в корме, каземат 227—267 мм, рубка 229 мм, палуба 51 мм.
Вооружение:
четыре 305-мм дульнозарядных орудия, 2 торпедных аппарата.
Построено 2 единицы:
«Бельайл» (1878) и «Орион» (1882).
57. Казематный броненосец «Сьюперб», Англия, 1880 г.
Заложен в 1873 г., спущен на воду в 1875 г.
Водоизмещение 9710 т
длина между перпендикулярами 101,3 м, ширина 18,0 м, углубление 7,8 м.
Мощность одновальной машинной установки 6580 л. с., скорость хода 13,2 уз.
Бронирование:
пояс 254—305 мм в средней части, каземат 305 мм с траверсами 254 мм, рубка 203 мм, палуба 37 мм.
Вооружение:
шестнадцать 254-мм дульнозарядных орудий, четыре 356-мм торпедных аппарата.
58. Башенный рангоутный броненосец «Нептун», Англия, 1881 г.
Заложен в 1873 г., спущен на воду в 1874 г.
Водоизмещение 9130 т
длина между перпендикулярами 101,3 м, ширина 18,0 м, углубление 7,8 м.
Мощность одновальной машинной установки 8000 л. с., скорость хода 14,2 уз.
Бронирование:
броневой пояс по всей длине ватерлинии толщиной 254—305 мм в средней части, 229 мм в оконечностях, цитадель 254—203 мм, башни 330—280 мм, рубка 203 мм, палуба 76—51 мм.
Вооружение:
четыре 305-мм дульнозарядных орудия в башенных установках, два 227-мм орудия в каземате под полубаком (защищенном 152-мм броней), шесть 20-фунтовых пушек и два 356-мм торпедных аппарата.
В один из осенних дней первого года XX века на британском морском полигоне для практических стрельб произошло на первый взгляд вполне ординарное событие, тем не менее вошедшее в военную историю. К поставленному с носа и кормы на мертвый якорь небольшому однотрубному кораблю, корпус которого низко сидел в воде, а в средней части горбом выступал квадратный каземат, подошел новый броненосец «Маджестик» и обрушил на него град снарядов. Всего через 7 минут оконечности корабля были буквально превращены в пыль. Безнадежно поврежденный корабль-цель пришлось спешно буксировать в Портсмут. Так закончилось испытание новых снарядов с начинкой из высокобризантной взрывчатки — лиддита: мероприятие, которое описано во всех книгах по истории флота как «расстрел броненосца «Бельайл».
Откуда же появился в английском флоте этот странный, кургузый и низенький корабль, столь похожий на преследователя «Весты» турецкий броненосец «Фетхи-Буленд»? Действительно, первоначально два броненосца этого типа предназначались именно для Турции и носили название «Пейк-и-Шериф» и «Бурди-Зафер». Они и не претендовали на мореходность, поскольку главным театром для них должно было стать Черное море и Восточное Средиземноморье. Основным их оружием являлся мощный таран, а артиллерия рассматривалась лишь как подмога. Безусловно, такие корабли вряд ли когда понадобились бы для британского флота, основной задачей которого была дальняя и ближняя блокада. Для нее же эти «турки» не годились совершенно. Но история распорядилась по-другому. 24 января 1877 года Россия объявила войну Турции. Британская империя, серьезно обеспокоенная возможным исходом военных действий для Оттоманской империи — своего любимого восточного союзника,— готовилась выступить против России в союзе с Австро-Венгрией. Предполагалось послать флот в черноморские проливы, доставить туда войска и вести боевые действия в духе Крымской кампании с десантами и обстрелами берегов. И тут выяснилось, что в составе огромных сил «владычицы морей» нет подходящих для этой цели броненосцев, имеющих небольшую осадку для действий у берега, и которые было бы не жалко потерять. Пришлось немедленно «ограбить» собственного же союзника. Уже спущенные на воду турецкие корабли были перекуплены британским правительством, получили названия «Бельайл» и «Орион» и начали спешно дооборудоваться уже для собственного флота. Но спешка оказалась бесполезной: военные действия окончились быстро и вместо орудий в разговор вступили дипломаты. 3 марта следующего года в Сан-Стефано был подписан мирный договор. В результате у Англии остались два совершенно бесполезных корабля, поскольку в британском флоте всегда отдавалось предпочтение артиллерии, а не тарану. Традиционное для турецкого флота расположение четырех 12-дюймовок в углах центрального каземата (когда в любую точку горизонта могло стрелять только одно орудие) заслужило следующую кислую оценку знаменитого морского теоретика, адмирала Коломба: «Бельайл» отрицал любую принятую форму морского боя: он был одинаково сильным и одинаково слабым в любом направлении». Неудачное расположение вооружения дополнялось плохой живучестью: водонепроницаемые переборки не были доведены до уровня верхней палубы, которая и так располагалась слишком недалеко от поверхности воды. В общем, эти корабли сослужили британскому флоту своеобразную службу: во-первых, окончательно похоронили казематное расположение артиллерии, и, во-вторых, лично «Бельайл» своим поведением под градом лиддитных снарядов способствовал их принятию на вооружение в Англии и Японии (и тем самым подготовке Цусимы).
«Орион» попытался довершить то, для чего он был куплен, и потягаться с русскими кораблями. В ходе очередного обострения русско-английских отношений его послали в Сингапур для наблюдения за русскими крейсерами. Но тихоход не смог бы справиться с этой задачей, если бы не толстый кошелек британских агентов, которые скупили весь запас угля в Адене и Коломбо, заставив русские крейсера идти половинной скоростью. Этот «забег» закончился в Сингапуре, где «Орион» пребывал некоторое время в состоянии, далеком от боевой готовности. Окончил же он свою карьеру в качестве плавучего склада под названием «Оронтес» и в 1913 году был сдан на слом.
Русско-турецкая война обогатила британский флот еще одним нестандартным приобретением. И вновь за счет Турции. Уже вполне законченный большой броненосец «Гамидие» был куплен адмиралтейством 20 февраля 1878 года — за две недели до подписания мира в Сан-Стефано! Спешка стала излишней, и англичане попытались приспособить чужой корабль к своим требованиям. В результате в строй он вошел только в конце 1880 года после значительных переделок. В итоге «Сьюперб» (так стал называться бывший «Гамидие») стал полноценным и мощным боевым кораблем даже по британским меркам. После дооборудования он получил вооружение из шестнадцати 254-мм орудий — самая многочисленная батарея одного калибра, когда-либо устанавливавшаяся на английском корабле. Бронирование также было очень мощным: пояс и батарея состояли из железных плит толщиной 305 мм (правда, бортовая броня постепенно утоньшалась до 254—152 мм к носу и корме). Единственным несоответствием британским стандартам была, пожалуй, недостаточная скорость. Парусная оснастка являлась (как и у большинства броненосцев) скорее украшением: «Сьюперб» был совершенно не способен идти под парусами даже при попутном ветре, а поворот фордевинд был для него совершенно неразрешимой задачей.
На примере «Сьюперба» видно, насколько отличаются судьбы одинаковых кораблей в различных флотах. Однотипный ему «Мессудие», оставшийся в Турции, рассматривался как важная боевая единица вплоть до начала века. Его полностью модернизировали в 1902 году с установкой не только новой артиллерии, но и более прочной брони. «Мессудие» благополучно дослужил до первой мировой войны. Британский же его собрат уже в 1887 году был поставлен на длительную модернизацию в Чатаме, после которой он немедленно перешел в класс кораблей береговой обороны. Через 7 лет его отчислили в резерв, а в 1904 году, когда «Мессудие» обрастал новой броней и вооружением, никому не нужный «Сьюперб» сначала использовался как инфекционный госпиталь, а затем мрачный и ободранный стоял целый год в ожидании своей очереди на слом.
Если «Бельайлом», «Орионом» и «Сьюпербом» Британия обязана Турции, то еще одним «белым слоном» ее флот пополнила Бразилия. Около 1872 года бразильская военно-морская делегация возжелала «самый современный парусный броненосец». В это время, несомненно, наиболее передовым кораблем этого типа являлся «Девастейшн». Но проектировавший его парусный вариант Э. Рид относился к парусным башенным кораблям с отвращением и явно работал без энтузиазма. В результате появился странный гибрид с полубаком, который лишил броненосец возможности вести огонь по носу и корме. Но бразильцам он настолько понравился, что, когда все в том же 1878 году Англия решила воспользоваться правом покупки всех строившихся на своих верфях кораблей, его владельцы заломили несусветную цену — 600 тысяч фунтов стерлингов, к которым пришлось прибавить еще 90 тысяч, чтобы привести броненосец к английским стандартам. В результате адмиралтейство получило плохой корабль почти за ту же цену, что и «Девастейшн» и «Дредноут» («Фьюри»), вместе взятые,— рекорд, не превзойденный за следующие 15 лет. У бывшей «Индепендесии», получившей название «Нептун», неприятности начались еще при спуске. Броненосец застрял на слипе, и его пришлось спускать во второй раз, исправив многочисленные повреждения корпуса. На службе он показал себя отвратительно: при плохой мореходности его команду преследовала сильная и резкая качка, а недостаточная маневренность дополнялась невозможностью использовать пресловутое парусное вооружение, поскольку паруса немедленно прогорали от близко расположенных труб. Непродолжительная служба «Нептуна» завершилась буйным концом: при выводе его на буксире из гавани Портсмута он сначала чуть не потопил исторический флагман адмирала Нельсона — «Викторию», а затем столкнулся с броненосцем «Хироу».
Помимо нестандартных кораблей, которые появлялись в британском флоте в результате поспешных и вынужденных покупок у своих клиентов, в его состав в те же годы вошел и собственный корабль, не вписывающийся ни в какие рамки,— «большой бриг» «Темерер».
Этот броненосец имел много особенностей, не повторявшихся ни до, ни после него. Он являл собой странный гибрид барбетного и казематного корабля. Два из четырех 280-мм дульнозарядных орудий помещались на убирающихся станках Монкрифа в носу и в корме; еще два таких же орудия располагались в передней части центрального каземата и могли стрелять через скошенные амбразуры прямо по носу. В задней части каземата, за 127-мм переборкой, находились четыре 254-мм пушки. Такую несимметричность дополняли и различия в бронировании. Даже одинаковые в принципе барбетные установки имели разную толщину брони: носовая 254 мм, а кормовая — всего 203 мм. Над всем этим разнообразием вооружения и защиты возвышались мачты с оснасткой брига и с площадью парусов более 2300 кв. метров. Несомненно, «Темерер» был самым большим бригом в мире, за что и получил свое прозвище.
Если не принимать в расчет все эти многочисленные странности, то этот нестандартный броненосец оказался совсем неплохим кораблем. Его барбетные установки функционировали отлично, и если впоследствии они не повторялись на других типах, то причиной тому был их большой вес. Корабль отличала высокая для того времени степень механизации: 30 небольших вспомогательных паровых машин обеспечивали вращение орудий, подачу боезапаса и действие других устройств. Экстравагантная оснастка не мешала «Темереру» неплохо управляться под парусами. Броненосец отличался хорошей устойчивостью и мореходностью. Ему довелось «понюхать порох»: он не просто участвовал в обстреле Александрии британским флотом в 1882 году, но и сыграл в этом сражении ведущую роль, подавив самые сильные батареи. В 1884—1889 годах на нем установили шесть 102-мм орудий и малокалиберные скорострельные пушки, убрав наконец парусную оснастку и облегчив мачты. С 1902 года активная жизнь бывшего «большого брига» окончилась и началась почти двадцатилетняя портовая служба. Когда его имя понадобилось новому дредноуту, бывший броненосец переименовали сначала в «Индус», затем в «Акбар», а в 1921 году сдали на слом.
Все эти столь разные случайные приобретения флота Ее Величества оказались в равной степени бесполезными. Англичане имели в то время строгую доктрину использования своих броненосцев в линейном артиллерийском бою, которому могли предшествовать длительные морские переходы или блокада. Закупленные «иностранцы» плохо подходили для решения этой главной задачи броненосцев. Адмиралтейство в данном случае не лучшим образом распорядилось своими средствами, но часто политические соображения брали верх над разумной кораблестроительной политикой, и еще не раз в британском флоте появлялись позаимствованные то у союзников, то у возможных противников «белые слоны».
В. Кофман
Под редакцией адмирала Н. Н. Амелько