Статья из журанала "Моделист-Конструктор" № 12-1988

Выпуск: 61 Главное оружие москитного флота. Управляемые торпеды

  • Схемы ТТХ
  • Описание
  • Описание
  • Описание
  • Описание
  • Самонаводящиеся торпеды
  • Управляемая торпеда Симса — Эдисона:
  • Акустическая торпеда NT-37C (модернизированная Мк-37):
  • Желобный торпедный аппарат катера типа Г-5 (СССР):
  • Трубчатый торпедный аппарат катера типа «Большевик» (СССР)
  • Бугельный торпедный аппарат катера типа «Брейв» (Англия).
  • Размещение трубчатых торпедных аппаратов кормового сбрасывания в корпусе катера типа KTS (ГДР).
Управляемая торпеда Симса — Эдисона:
Управляемая торпеда Симса — Эдисона:
1,3 — сигнальные мачты, 2 — поплавок, 4 — заряд ВВ, 5 — барабан, 6 — рукав для провода, 7 — электродвигатель, 8 — провод.
Акустическая торпеда NT-37C (модернизированная Мк-37):
Акустическая торпеда NT-37C (модернизированная Мк-37):
1 — заряд ВВ, 2 — топливо, 3 — аккумулятор, 4 — система самонаведения, 5 — регулятор скорости, 6 — камера сгорания, 7 — рулевой механизм, 8 — двигатель.
Желобный торпедный аппарат катера типа Г-5 (СССР):
Желобный торпедный аппарат катера типа Г-5 (СССР):
1,2 — баллоны со сжатым воздухом для привода поршня и тормоза, 3 — поршень, 4 — направляющая, 5 — тормоз, 6 — пусковой механизм двигателя.
Трубчатый торпедный аппарат катера типа «Большевик» (СССР)
Трубчатый торпедный аппарат катера типа «Большевик» (СССР)
Трубчатый торпедный аппарат катера типа «Большевик» (СССР): 1 — крышка, 2 — пороховая камора, 3 — механизм установки глубины хода, 4 — электрический обогреватель, 5 — газовый кран, 6 — направляющие элементы.
Бугельный торпедный аппарат катера типа «Брейв» (Англия).
Бугельный торпедный аппарат катера типа «Брейв» (Англия).
Размещение трубчатых торпедных аппаратов кормового сбрасывания в корпусе катера типа KTS (ГДР).
Размещение трубчатых торпедных аппаратов кормового сбрасывания в корпусе катера типа KTS (ГДР).

Опыт первой мировой воины подтвердил, что торпедное оружие является одним из самых эффективных боевых средств флота.

Поэтому, когда в 1921 году по решению Советского правительства была создана первая проектная организация по разработке морского оружия — Особое техническое бюро (Остехбюро), Основной ее специализацией стало проектирование новых образцов мин и торпед.

В 1927 году, когда еще только-только начиналось возрождение Красного Флота, уже была принята на вооружение первая советская торпеда, получившая обозначение 53-27 (калибр 533 мм, заряд в 265 кг тротила и дальность 3700 м при скорости хода 45 узлов). В 1938 году была создана новая парогазовая торпеда 53-38, имевшая 300 кг ВВ и три режима хода: 4000 м при 45 узлах, 8000 м при 35 узлах и 10000 м при 30 узлах. Через год ее модернизировали (обозначение 53-39), в результате чего увеличились масса заряда (до 317 кг) и скорость движения на каждом из режимов (на 5—6 узлов). Торпеда отличалась высокой точностью попадания в цель (при стрельбе на дальность 10 км отклонение составляло не более 100 м). В ходе войны ее модификацию 53-39ПМ оснастили прибором маневрирования для обеспечения траектории типа «зигзаг».

Калибр и габариты торпед по мере своего развития имели тенденцию к неуклонному росту. В годы первой мировой войны стандартными были торпеды калибра 450 мм и 533 мм. В 1913 году в Германии появилась 600-мм торпеда массой 2 т, однако на вооружение она не поступила по простой причине: в то время не было ни аппаратов, ни кораблей-носителей, способных выдержать этого монстра. Тем не менее уже в 1924 году во Франции была создана 550-мм парогазовая торпеда 1924V, ставшая первенцем нового поколения этого вида вооружения. Еще дальше пошли англичане и японцы, спроектировав для крупных кораблей 609-мм кислородные торпеды. Из них наиболее известна японская типа «93». Ее разработка началась в 1928 году, а завершилась лишь к концу 30-х. Чтобы предотвратить взрыв баллона с кислородом при пуске, двигатель сначала работал на воздухе, поступавшем из специального резервуара, с последующим увеличением в нем доли кислорода до 100%. Было разработано несколько моделей этой торпеды, причем на модификации «93» мод. 2 массу заряда в ущерб дальности и скорости хода увеличили до 780 кг! Но японцы, имевшие склонность к гигантомании, не остановились и на этом. В 1940 году они спроектировали торпеду типа «О» с четырехцилиндровым двигателем, калибром 720 мм, массой 5 т и зарядом в 850 кг. Правда, до ее серийного производства дело не дошло.

Основная «боевая» характеристика торпеды — заряд ВВ — обычно не только увеличивалась количественно, но и совершенствовалась качественно. Уже в 1908 году вместо пироксилина начал распространяться более мощный тротил (тринитротолуол, ТНТ). В 1943 году в США специально для торпед было создано новое ВВ «торпекс», вдвое сильнее тротила. Аналогичные работы проводились и в СССР. В целом только за годы второй мировой войны мощность торпедного оружия по тротиловому коэффициенту увеличилась в два раза.

Эффективность торпед также существенно повысили неконтактные взрыватели, реагирующие на магнитное поле и подрывающие заряд в самом уязвимом месте корабля-цели — под днищем, за пределами противоминной защиты. (Именно такой торпедой в 1939 году немецкая подлодка U-39 потопила английский линкор «Ройял Оук».) Взрыватели этого типа были разработаны в США еще в середине 20-х годов (Мk VI), однако на вооружение американского флота они так и не поступили: морское командование посчитало достаточным иметь проверенный ударный взрыватель Mk V. Немецкие адмиралы в этом отношении оказались более дальновидными.

Был создан неконтактный взрыватель НВС и в нашей стране. Испытания, проведенные в 1938 году, показали его эффективность: он обеспечивал взрыв заряда в двух метрах от днища корабля-цели водоизмещением в 3000 т.

Значительный прогресс был достигнут в создании новых типов энергетических установок. Появились бесследные электрические торпеды, родоначальница которых — немецкая G7e — стала основным оружием фашистских подводных пиратов. В СССР первая электрическая торпеда ЭТ-45 была изготовлена в 1937 году, и хотя она оказалась неудачной, приобретенный опыт позволил советским инженерам создать мощную электроторпеду ЭТ-80, принятую на вооружение нашего ВМФ в 1942 году. Аналогичные попытки конструкторов США и Англии неизменно заканчивались неудачей — до тех пор, пока в 1941 году в руки союзников не попала фашистская подлодка 11-570. Обнаруженные на ее борту торпеды G7е были просто скопированы и поступили на вооружение британского и американского флотов под обозначением Мк-11 и Мк-18 соответственно.

Продолжались поиски и новых видов горючих веществ. В США с 1934 года началась разработка двигателя, работающего на перекиси водорода. Через три года появилась опытная торпеда Мк-10, в которой новое топливо позволило увеличить дальность на 275%! Уже в годы войны на ее базе создали торпеды Мк-16 и Мк-17, однако применить их в бою так и не успели.

Большой интерес к перекиси водорода проявляли и немецкие конструкторы. До 1945 года в Германии было разработано 12 типов торпед на этом виде топлива — оснащенных как турбинами, так и ракетными двигателями. Результаты, правда, оказались скромными. Торпеда G7ut оказалась ничуть не лучше своего прототипа — парогазовой С7а. Пожалуй, единственным достижением гитлеровских инженеров в данной области следует считать создание турбинной 533-мм торпеды «Штейнваль», развивавшей мощность 435 л. с. и способной двигаться со скоростью 45 узлов на дальность свыше 20 км. Однако из-за нехватки перекиси водорода, все в больших количествах требовавшейся для ракет «Фау-2», от крупносерийного производства «Штейнвалей» отказались. Не оправдались надежды фашистских адмиралов, связанные и с разработкой торпед с реактивным двигателем. Снаряды этого типа — фактически подводные ракеты — оказались крайне несовершенными.

Гораздо успешнее завершились исследования немецких ученых в области проектирования систем самонаведения. Принятая на вооружение гитлеровского флота акустическая торпеда «Цаункениг», хотя и оказалась ненадежной и чрезмерно дорогой, все же стала «первой ласточкой» нового поколения данного вида оружия...

Впрочем, идея управления торпедой отнюдь не нова. Осуществить ее пытались многие конструкторы еще в 70— 80-х годах прошлого столетия. Некоторое количество самодвижущихся управляемых мин изобретателя Лэя было даже закуплено правительством Перу во время войны с Чили (1879—1881 гг.), однако сведения об их применении отсутствуют. Позже среди многочисленных проектов этого вида оружия следует выделить разработку поручика русской армии Немиры (1887 г.). За рубежом аналогичную схему удалось реализовать американцам К. Симсу и Т. Эдисону. Их управляемый полуподводный снаряд настолько опередил свое время, что о нем следует рассказать немного подробнее.

Система Симса-Эдисона состояла из двух основных элементов: поплавка и Непосредственно торпеды. Поплавок представлял собой металлический цилиндр длиной 9,1 м и диаметром 0,6 м, заполненный волокном кокосового ореха. Если обшивку пробивала пуля или осколок, волокно разбухало от поступавшей воды и, по идее авторов, должно было перекрывать пробоину. К поплавку на кронштейнах подвешивалась торпеда длиной 9,1 м диаметром 0,5 м. В носовой части торпеды располагался 450-килограммовый заряд ВВ, за ним сравнительно большой отсек занимал барабан для кабеля. Последний имел длину 1829 м (позже — 4100 м), диаметр 10 мм и включал четыре провода: два для подачи электропитания и два для системы управления. Специальный рукав, через который выпускался кабель, предохранял его от попадания под винт. Общий вес торпеды составлял 1350 кг, из которых 272 кг приходилось на кабель. Гребной винт диаметром 750 мм вращался с частотой 800 об/мин и обеспечивал скорость в 20 узлов.

Первое успешное испытание торпеда Симса-Эдисона выдержала в 1887 году. Через пять лет она была доведена до мелкосерийного производства и даже принята на вооружение в США, а также закуплена Россией. Однако высокая стоимость и сложность эксплуатации не позволили получить ей широкое распространение. Еще менее жизнеспособным оказалось развитие данной схемы — торпеда французского физика Э. БранЛи, построенная в начале нашего века и управляемая с помощью радиоволн. Гигантский подводный снаряд массой около 4 т оказался неприемлемым для боевого использования.

Следующим этапом в развитии управляемого торпедного оружия стало появление систем самонаведения. Первое устройство такого рода спроектировал американский инженер С. Гаскинс еще в начале нашего века. Оно представляло собой специальный прибор, реагирующий на магнитное поле корабля и связанный с рулями торпеды. Создавая свою систему, Гаскинс впервые столкнулся с проблемой защиты торпеды от магнитного поля корабля-носителя. Задача была решена весьма успешно: головка самонаведения включалась специальным часовым механизмом лишь после того, как торпеда отходила от выпустившего ее носителя на достаточное расстояние. Дальность захвата корабля-цели электромагнитной головкой составляла около 100 м. Вся система Гаскинса представляла собой отдельный блок массой 55 кг, который можно было установить почти на любой торпеде. Однако разработка американского изобретателя для своего времени показалась настолько невероятной, что ни одна фирма не взялась за ее воплощение «в металле».

Основной недостаток идеи Гаскинса — это привязка к электромагнитному излучению цели, что само по себе априорно предполагало малую дальность действия системы. В этом отношении гораздо более перспективными оказались устройства, направляющие торпеду на акустическое поле корабля. Именно такую идею впервые предложили советские инженеры еще в 1927 году. Длительные исследования завершились в 1938 году испытанием первой в нашей стране торпеды с акустическим самонаведением (АСН). Правда, у созданного образца были выявлены некоторые недостатки, исправить которые помешала начавшаяся война. В результате приоритет создания первой АСН торпеды оказался принадлежащим Германии.

Работы по проектированию самонаводящихся торпед немцы начали в 1934 году. Однако первые реальные образцы нового оружия им удалось изготовить только после начала второй мировой воины. Вслед за неудачной T-IV «Фальке» в 1943 году была создана АСН торпеда T-V «Цаункениг» — «Королевский забор». Название данного «чудо-оружия» свидетельствует о его основном назначении: нацисты собирались блокировать этим «забором» Британские острова.

Головка самонаведения «Цаункенига», состоящая из двух разнесенных гидрофонов, захватывала цель в секторе 30°. Дальность захвата зависела от уровня шума корабля-цели; обычно она составляла 300—450 м. Низкая собственная шумность, достигнутая благодаря применению электрической силовой установки, а также вполне приличная скорость — 24,5 узла — делали борьбу с торпедой весьма затруднительной. До конца войны единственным противодействием АСН торпедам гитлеровского флота стали разработанные в Англии специальные буксируемые устройства — «фоксеры», создававшие шум в 10—100 раз более мощный, чем гребные винты корабля.

«Цаункениг» создавался в основном для подводных лодок, но в ходе войны поступил и на вооружение фашистских торпедных катеров. Модификация торпеды T-Va для «шнелльботов» имела дальность хода 8000 м при скорости 25 узлов.

Вместе с тем эффективность «Королевского забора» оказалась низкой. Чрезмерно сложная система наведения (а она включала 11 ламп, 26 реле, 1760 контактов и 30 км проводов!) била крайне ненадежной. А если еще учесть недостаточный опыт моряков «кригсфлотте» и принятые странами антигитлеровской коалиции меры безопасности, станет ясно, почему из 640 торпед T-V, выпущенных немцами за годы второй мировой войны, в цель попали только 58. Процент попаданий обычными торпедами в германском флоте был в три раза выше.

В самом конце войны в Германии была разработана очень любопытная торпеда «Лерхе» («Жаворонок»), в которой удалось объединить две системы — телеуправления и АСН. Торпеда управлялась оператором с корабля-носителя с помощью многожильного кабеля длиной около 6 км, а на конечном участке включалась головка самонаведения. Правда, поступить на вооружение он» не успела.

Системы наведения немецких торпед обоих типов стали прототипами целого семейства АСН оружия, впоследствии принятого во многих странах. К примеру, появившаяся в 1945 году американская торпеда Мк-27 была идентична немецкой T-V, а созданная в 50-е годы Мк-39 почти в точности повторяла «Лерхе».

Эволюция торпеды как вида вооружения в послевоенные годы приобрела явную противолодочную направленность. Действительно, именно самонаводящаяся торпеда стала основным противником современных атомных субмарин. Поэтому подавляющее большинство современных торпед — противолодочные или В крайнем случае двухцелевые.

Принципиально системы наведения остались теми же, что были созданы в годы второй мировой войны. Обычно это управление по проводам в сочетании с активным АСН. Правда, в последнее время большое внимание уделяют проектированию систем, наводящихся на кильватерный след корабля, но все они до сих пор носят характер экспериментов.

Важные усовершенствования претерпели и энергетические установки. Например, все шире начинает применяться твердое топливо (американская торпеда Мк-46 мод. 0) и однокомпонентное ракетное (торпеда Мк-48 мод. 1).

Современная торпеда — это комплекс сложнейшей автоматики, вычислительной техники, емких источников энергии. Достаточно сказать, что на борту разрабатываемой в настоящее время во Франции торпеды «Мурена» размещено два компьютера: один из них управляет энергетической установкой, выбирая оптимальный режим движения, другой — системой самонаведения. Причем ЭВМ позволяет не только распознавать и классифицировать цели, но и отличать их от имитаторов и ловушек, а также обеспечить попадание в наиболее уязвимое место корабля противника.

Самонаводящиеся торпеды
Тип, страна, год создания Калибр, мм Длина, м Вес, кг: торпеды/ заряда Дальность, м (скорость,узлы) Система наведения
T-V «Цаункёниг», Германия, 1943 г. 533 7.2 1500/274 5700 (24) пассивное АСН
Мk-37 мод. 0, США, 1953 г 482 3,52 780/— 7000 (30) по проводам и АСН
Mk-45 «Астор», США, 1964 г. 482 5,8 1100/атомный 10 кт 11000 (40) по проводам
Мk-48 мод. 1, США, 1972 г 533 5.8 1630/300 25000 (50) активно-пассивное АСН
Мk-46 мод. 1, США, 1967 г. 324 2,67 258/40 11000 (45) «
SST-4, ФРГ, 1975 г. 533 6,39 1200/ 260 18000 (35) «
Мk-24 мод. 0, «Тайгерфиш», Англия, 1974 г. 533 6,46 1550/360 13700 (35) «
«Мурена», Франция, 1991 г. (план) 324 - 295/60 9000 (50) «

Б. Колчанов, инженер

Под редакцией Героя Советского Союза вице-адмирала Г. И. Щедрина