Статья из журанала "Моделист-Конструктор" № 05-1988

Выпуск: 54 Судьбы Дунайских флотилий

  • Схемы ТТХ
  • Вступление
  • Австрия и Венгрия
  • Чехословакия
  • Венгрия
  • Австрия
  • PN-11, Венгрия, 1948 г.
  • № 159 «Дебрецен», Венгрия,1916 г.
  • № 160 РM-1, Венгрия, 1940 г.
  • № 161 AN-2, Венгрия, 1953 г.
  • № 162 PN-32, Венгрия, 1956 г.
Речной бронекатер PN-11, Венгрия, 1948 г.
Речной бронекатер PN-11, Венгрия, 1948 г.

Заложен в 1944 году под обозначением РМ-3. Затоплен командой зимой 1945-го, а в сентябре 1948-го поднят и восстановлен.

Водоизмещение 87 т

суммарная мощность двух дизелей «Ланг» МР-35 420 л. с., скорость хода 13,5 узла.

Длина наибольшая 33,2 м, ширина 3,9 м, среднее углубление 1,1 м.

Вооружение:

две 37-мм автоматические пушки, один 82-мм миномет.

Бронирование:

30 мм (цитадель).

В период службы неоднократно менял бортовые номера (PN-31, PN-34). Исключен из списков флота в 1973 году.

159. Большой бронекатер «Дебрецен», Венгрия,1916 г.
159. Большой бронекатер «Дебрецен», Венгрия,1916 г.

Построен на верфи «Данубиус» в Будапеште под названием «Лахс» для австро-венгерского флота. В 1919 году переименован в «Пожонь», в том же году захвачен белочехами. Участвовал в контрреволюционном выступлении против Венгерской советской республики в июле 1919 года. В 1920-м переименован в «Комаром», а в 1528-м — в «Дебрецен».

Водоизмещение 140 т

суммарная мощность двух паровых турбин АЭГ 1100 л. с., скорость 18 узлов.

Длина наибольшая 44,9 м, ширина 4,6 м, среднее углубление 1,0 м.

Вооружение:

два 80-мм орудия, один 20-мм автомат, четыре пулемета.

Бронирование:

борт 8 мм, палуба 6 мм, рубка и башни 10 мм.

Внешний вид и технические данные корабля относятся к 1944 году.

160. Бронекатер РM-1, Венгрия, 1940 г.
160. Бронекатер РM-1, Венгрия, 1940 г.

Водоизмещение 38 т

суммарная мощность трех дизелей «Юнкерс» 480 л. с., скорость 20,5 узла.

Длина наибольшая 28,0 м, ширина 3,7 м, среднее углубление 0,6 m.

Вооружение:

две 40-мм автоматические пушки, 6 пулеметов.

Бронирование:

борт 13 мм, палуба 20 мм, башни 40 мм.

Построен в Будапеште. В 1944 году серьезно поврежден в бою. До настоящего времени используется в качестве плавучего причала на Дунае.

161. Малый минный заградитель AN-2,  Венгрия, 1953 г.
161. Малый минный заградитель AN-2, Венгрия, 1953 г.

Водоизмещение 10,5 т

суммарная мощность двух дизелей «Чепель» Д-613 170 л. с., скорость 13 узлов.

Длина наибольшая 13,4 м, ширина 3,7 м, максимальное углубление 0,6 м.

Корпус из алюминиевого сплава.

Вооружение:

один 12,7-мм пулемет ДШК и 2—4 мины.

162. Речной сторожевой катер PN-32, Венгрия, 1956 г.
162. Речной сторожевой катер PN-32, Венгрия, 1956 г.

Водоизмещение 92 т

суммарная мощность двух дизелей «Ендрачек» 900 л. с., скорость 13,4 узла.

Длина наибольшая 33,0 м, ширина 4,8 м, максимальное углубление 1,0 м.

Вооружение:

две 37-мм автоматические пушки, один 12,7-мм пулемет ДШК.

Всего в 1952—1956 годах построено три единицы, все сданы на слом в 1973 году.

25 ноября 1944 года, в разгар битвы .за Будапешт, советские войска 2-го Украинского фронта, занявшие Чепель — южный островной район города, были внезапно атакованы со стороны реки. Низко сидящий башенный бронекатер вел обстрел наших позиций, не обращая внимания на огонь пулеметов и другого легкого оружия. И тогда было принято решение развернуть в сторону реки батарею противотанковых орудий. Артиллеристы не подвели: бронебойные снаряды легли точно а цель, пробив машинное и котельное отделения. Вражеский корабль остановился, а затем начал медленно дрейфовать вниз по течению. Дойдя до острова Качаш, он окончательно лишился плавучести и затонул. Таков был конец «Дебрецена», за 26 лет службы четыре раза менявшего свои названия и флаги...

По условиям Версальского мирного договора, закрепившего результаты первой мировой войны, Австрии и Венгрии как побежденным странам было разрешено содержать только силы речной охраны, корабельный состав которых не должен был превышать восьми патрульных судов, каждый водоизмещением до 130 т, и двух до 60 т, а также десяти полицейских катеров. Максимальная численность личного состава ограничивалась сотней офицеров и полутора тысячами матросов.

Эти ограничения почти в точности соответствовали силам бывшей дунайской флотилии Австро-Венгрии. В нее входили как раз 8 бронированных патрульных катеров типов «Фогаш», «Вельс» и «Штер». Построенные в 1915—1916 годах корабли первой серии («Зелье», «Барш», «Цомпо» и «Виза») имели водоизмещение 133 т, длину 44,0 м, ширину 6,0 м и осадку около 1 м. Оригинальной была двигательная установка, включавшая два котла «Ярроу» и две турбины фирмы АЭГ с зубчатым редуктором — сочетание, только входившее в употребление на больших кораблях того времени, а на катерах повторенное лишь спустя четверть века (британские «Грей Гузч). При общей мощности 1200 л. с. проектная скорость их составляла 15 узлов, но на практике удавалось «выжимать» до 17,3 узла. Небольшие боевые корабли полностью защищала броня, хотя толщина ее — 6—10 мм — обеспечивала защиту только от ружейно-пулеметного огня, Вооружение состояло из четырех 66-мм короткоствольных орудий завода «Шкода», размещенных попарно в бронированных башнях, допускавших ведение огня по воздушным целям, а также четырех 8-мм пулеметов.

Большие бронекатера «Шгер» и «Лахс» представляли собой дальнейшее развитие «вельсов». На них вместо 66-мм орудий устанавливались две 75-мм пушки «Шкода», по одной в каждой башне. Число пулеметов увеличилось до шести.

Помимо больших патрульных катеров, в состав австро-венгерских речных сил входили и два корабля меньших размеров — «Фогаш» и «Чука» водоизмещением 60 т. Длина их равнялась 36,0 м, ширина 4,6 м, а осадка была лишь на 0,1 м меньше, чем у «вельсов» и «штеров». Построенные в 1915 году, они имели менее совершенную силовую установку: две паровые машины тройного расширения при двух котлах типа «Ярроу». Вооружение — одно 66-мм орудие и два пулемета.

Речные катера бывшей монархии были поделены между «наследниками» — Австрией и Венгрией — строго поровну: каждой досталось по два корабля типа «Вельс» и по одному типов «Штер» и «Фогаш». У Австрии остались «Барш», «Цомпо», «Штер» и «Фогаш», а к Венгрии отошли «Вельс», «Виза», «Лахс» и «Чука», переименованные соответственно в «Сегед», «Кечкемет», «Комаром» и «Шиофок». Однако на распределении «равенство» закончилось — в дальнейшем эти малые флоты ожидали совершенно разные судьбы.

Австрия, не имевшая собственной судостроительной базы, так и не смогла ввести в строй ни один из доставшихся ей после дележа кораблей. Они простояли у стенки почти 10 лет, постепенно приходя в негодность. Активные речные силы этой страны составляли всего несколько полицейских моторных лодок, а попыток постройки новых боевых судов не предпринималось вплоть до «аншлюса» Австрии фашистской Германией. Только в ходе второй мировой войны началось производство секций малых десантных барж по германским проектам.

Иначе складывались дела в Венгрии. В Будапеште находился ряд судостроительных заводов, в том числе известная верфь «Ганц-Данубиус», на которой в годы первой мировой и была построена вся дунайская катерная флотилия «двуединой монархии». На развитие венгерского «флота» немалое влияние оказал и фактический правитель страны — регент Хорти. В прошлом адмирал габсбургской империи, командовавший легкими силами австрийского флота при атаках Отрантского барража, он вынужден был теперь ограничить свои притязания речной флотилией на небольшом отрезке Дуная.

Поскольку условиями мирного договора Венгрии было запрещено строить новые корабли, единственным источником пополнения флота стали их закупки за рубежом. Поиски поставщика оказались недолгими: соседи-австрийцы были рады избавился от бесполезных для них катеров. В августе — октябре 1927 года Венгрия приобрела «Цомпо», «Штер» и «Фогаш». Австрия не хотела расставаться с единственным оставшимся боевым кораблем, однако через два года была достигнута договоренность об обмене «Барша» на меньший по размерам «Шиофок» (однотипный с проданным ранее «в обратном направлении» «Фогашем», но находившийся в исправном состоянии). Названный «Бираго», катер вошел в состав речной полиции Австрии, став самой крупной единицей этого «флота».

Теперь в руках венгров оказалась практически вся дунайская флотилия бывшей монархии, и они приступили к приведению кораблей в порядок. Первым был капитально отремонтирован «Комаром», получивший новую артиллерию и переименованный в «Дебрецен» (159). За ним последовал «Штер», ставший теперь «Шопроном». «Цомпо», находившийся в очень плохом состоянии, модернизировали в городе Дьер, в честь которого он и получил новое название. Катер также был перевооружен: вместо четырех старых пушек на нем установили две новые — фирмы «Бофорс», а конструкцию башен и прицелов изменили таким образом, чтобы обеспечить возможность стрельбы по современным воздушным целям. Венгры немало помучились с этим кораблем — вести прицельный зенитный огонь на ходу оказалось почти невозможно: башни сильно вибрировали, и пришлось менять их конструкцию и систему крепления к палубе.

Пока Австрия и Венгрия занимались бесконечными взаимными продажами и обменами, еще одна часть бывшей империи, Чехословакия, также подключилась к гонке вооружений на Дунае. На нее не было наложено ограничений по постройке новых боевых единиц, но зато эта страна, несмотря на наличие всемирно известных заводов «Шкода», некогда снабжавших оружием весь австро-венгерский флот, не имела судостроительной базы.

Первая попытка Чехословакии усилить свою дунайскую флотилию была предпринята в конце 20-к годов. Причем, не имея собственного опыта в кораблестроении, чехословацкие инженеры воспользовались старыми чертежами австро-венгерских проектов. В 1931 году был спущен на воду бронекатер «Президент Масарик» Его водоизмещение в полном грузу составляло 230 т, длина— 49,0 м, ширина— 6,0 м. По компоновке «Масарик» был очень похож на старые «Вальс» и «Штер» с аналогичной же машинно-котельной установкой: две турбины мощностью 2300 л. с., изготовленные на заводах «Шкода», соединялись с валами гребных винтов через зубчатый редуктор, обеспечивая скорость свыше 16 узлов. Вооружение представляло собой «шаг назад»: четыре стандартные 66-мм пушки «Шкода», в то время как в соседней Венгрии их заменяли более современными орудиями. Новой была лишь возможность замены части пулеметов (всего «Масарик» нес их до 10 штук) на десяток речных мин.

Следующие по силе патрульные суденышки OMd-1 и OMd-2 имели водоизмещение всего по 17 т, а по конструкции представляли собой обычные прогулочные речные трамвайчики, на которых ухитрились разместить две 76-мм короткоствольные пушки и два пулемета. Разумеется, их боевая живучесть была ничтожной. Остальные 30 единиц чехословацких речных сил и вовсе не представляли никакой ценности: в основном это были разнотипные моторные лодки.

А между тем международная обстановка становилась все более угрожающей для Чехословакии, в особенности после поглощения Австрии «третьим рейхом». Необходимо было каким-либо способом обеспечить оборону Дуная.

К концу 30-х годов в разработке находились эффективные донные мины неконтактного действия (магнитные, акустические), особенно удобные для применения на реках. Соответственно требовались корабли для их постановки и борьбы с ними. В 1937 году в Чехословакии были заложены два универсальных тральщика-заградителя водоизмещением 60 т, длиной 32,0 м и шириной 4,0 м. Два дизеля общей мощностью 900 л. с. позволяли развивать скорость около 20 узлов. Новые суда, помимо двух пулеметов, могли нести 22 мины. Однако судьба их оказалась незавидной — по окончании постройки в 1939 году они вошли в состав уже немецкой дунайской флотилии под обозначениями ГМ-1 и ГМ-2 и провоевали всю войну на стороне противника.

Впрочем, чехи не являлись новаторами в деле использования речного минного оружия. Параллельно с модернизацией бывших австро-венгерских бронекатеров правительство Хорти еще в 1927 году приступило к обходу Версальских соглашений, заложив первый на Дунае минный заградитель «Марош». Официально классифицированный как «вспомогательный сетевой постановщик», он имел водоизмещение 90 т, а дизель мощностью всего 280 л. с. позволял развивать скорость чуть больше 11 узлов. Но при столь низких характеристиках новый катер обладал всеми отличительными особенностями универсального корабля минной войны; нес 12 мин и специальное тральное оборудование для борьбы с контактными и неконтактными минами. Интересна судьба этого первого боевого катера венгерской постройки. После войны он последовательно был буксиром, транспортным судном, а с 1966 года стал использоваться для экскурсионных прогулок, принимая на борт до 300 туристов.

В конце 30-х годов Венгрия, уже открыто игнорируя условия мирных договоров, приступила к ускоренному наращиванию сил своего «москитного флота». В 1940 году на озере Балатон было построено 12 малых минных заградителей типа AM, которые несли по 6 мин, укомплектовывались тральным оборудованием, а при необходимости могли использоваться в качестве буксиров для барж. В ходе второй мировой войны были заложены бронированные минные заградители РАМ водоизмещением 28 т. Два дизеля «Мерседес» по 90 л. с. сообщали приличную для реки скорость — 16 узлов. Катера имели полное бронирование борта (11 мм), палубы (8 мм) и рубки (15 мм). Вооружение состояло из 20-мм зенитного автомата, 4 пулеметов и 8 мин. Всего планировалось построить восемь таких заградителей, однако в строй вступили лишь РАМ-21 и РАМ-22.

После долгих дебатов был выработан и новый тип «артиллерийского боевого корабля». Им стал скоростной бронекатер РМ-1 (160). Он, в общем, неплохо проявил себя в боевых действиях на реках Сава и Дунай в 1941—1942 годах, хотя на максимальной скорости его нос слишком высоко выходил из воды, затрудняя управление.

Большая часть кораблестроительной программы Венгрии оказалась так и не завершенной. Из действовавших речных катеров многие были потоплены советскими войсками, остальные немцы увели выше по течению Дуная, где и сдали их американцам.

Перед новым правительством демократической Венгрии в числе других проблем встала сложная задача очистки Дуная от большого числа поставленных в последний год войны мин. Советские саперы освободили главный фарватер, однако за его пределами судоходство было почти невозможным. Поэтому первыми кораблями Венгерской Народной Республики стали 12 деревянных тральщиков типа ГАМ водоизмещением в 10 т, начавшие вступать в строй с июля 1948 года. В течение нескольких лет они «прочесывали» Дунай, освобождая его от минной опасности,

В это же время начался подъем и ввод в строй затонувших и недостроенных судов военного времени. Все они подвергались значительной модернизации в соответствии с современными требованиями. Первыми среди них были минные катера AN-1 и AN-2 (161), получившие надстройки измененной конструкции. В 1948 году подняли бронекатер РМ-3 (новое обозначение PN-11). При его модернизации применили весьма оригинальную схему защиты: броня в виде овальной цитадели закрывала пространство от носовой артустановки до задней стенки машинного отделения. Однако высокое расположение новых зениток и бронирования оказали отрицательное влияние на остойчивость сильно перегруженного катера. Вошедший в строй в 1950 году PN-21, перестроенный по той же схеме, но с одним 37-мм автоматом, оказался настолько неостойчивым, что опрокинулся и затонул во время учебной тревоги, не проплавав и года. Поэтому корпус следующего корабля, PN-22, был удлинен, а размеры надстройки уменьшены, водоизмещение при этом возросло с 52 до 74 т. Еще более значительными стали размеры и водоизмещение катера PN-31 (162), но в результате удалось обеспечить хорошие ходовые характеристики. Серия PN составила ядро дунайской флотилии Венгрии в 60-х годах, после исключения из ее состава окончательно и безнадежно устаревшего «габсбургского наследства».

Австрия после второй мировой войны придерживалась политики строгого нейтралитета и в течение 20 лет не пыталась восстановить свой военный речной флот. Только в конце 60-х годов пришедшее к власти консервативное правительство разработало амбициозный план постройки двенадцати боевых катеров водоизмещением около 70 т каждый. Общественность страны выразила свое отрицательное отношение к подобному проявлению милитаризма, иронически прозвав новые корабли «броненосцами Прадера» (по имени тогдашнего министра обороны). Из них был построен только один «Нидеростеррейх», но и тот вошел в строй в 1969 году в невооруженном варианте. К этому времени страны верхнего Дуная по инициативе Венгрии договорились об официальной ликвидации своих боевых флотилий, создав первую на этой реке зону мира.

Г. Смирнов, В. Смирнов, инженеры

Под редакцией Героя Советского Союза вице-адмирала Г. И. Щедрина