Статья из журанала "Моделист-Конструктор" № 08-1986

Выпуск: 35 Глиссирующие штурмовики Туполева

  • Схемы ТТХ
  • Вступление
  • Описание
  • Описание
  • Служба
  • Г-5. СССР, 1935 г.
  • № 100 П-4, «Первенец», СССР, 1927 г.
  • № 101 Ш-4, СССР, 1928 г.
  • № 102 Артиллерийский Г-5, СССР, 1942 г.
Торпедный катер Г-5. СССР, 1935 г.
Торпедный катер Г-5. СССР, 1935 г.

Самый массовый торпедный катер советской постройки в годы Великой Отечественной войны, спроектирован в ЦАГИ А. Н. Туполевым, индекс ЦАГИ-ГАНТ-5.

Водоизмещение 14,5 т

мощность двух бензиновых моторов 1700 л. с., скорость хода 50 узлов.

Длина наибольшая 19,1 м, ширина 3,4 и, осадка 1,2 м.

Вооружение:

две 533-мм торпеды, 2 пулемета, 4 мины.

Выпускался на протяжении 10 лет до 1944 года в различных модификациях. Всего построено более 200 единиц.

100. Торпедный катер П-4, «Первенец», СССР, 1927 г.
100. Торпедный катер П-4, «Первенец», СССР, 1927 г.

Первый глиссирующий торпедный катер советской постройки, спроектирован в ЦАГИ А. Н. Туполевым, индекс ЦАГИ-ГАНТ-3.

Водоизмещение 8,91 т

мощность двух бензиновых моторов 1200 л. с., скорость хода 54 узла.

Длина наибольшая:17,33 м, ширина 3,33 м, осадка 0,9 м,

Вооружение:

450-мм торпеда, 2 пул

101. Торпедный катер Ш-4, СССР, 1928 г.
101. Торпедный катер Ш-4, СССР, 1928 г.

Первый выпускавшийся серийно глиссирующий советский натер. Проектировалс в ЦАГИ А. Н. Туполевым, индекс ЦАГИ-ГАНТ-4.

Водоизмещение 10 т

мощность двух бензиновых моторов 1300 л. с., скорость хода 50,5 узла.

Длина наибольшая 16,82 м, ширина 3,33 м, осадка 0,9 м.

Вооружение:

две 450-мм торпеды, пулемет, 2 мины. емета, 2 мины.

102. Артиллерийский катер Г-5, СССР, 1942 г.
102. Артиллерийский катер Г-5, СССР, 1942 г.

Переоборудован под ракетное вооружение из торпедного катера Г-5.

Водоизмещение 14,5 т

мощность двух бензиновых моторов 1700 л. с., скорость хода 50 узлов.

Длина наибольшая 19,1 м, ширина 3,4 м, осадка 1,2 м.

Вооружение:

пусковая установка 24-М-13 (под 132-мм реактивные снаряды), 2 пулемета.

Первая встреча советских моряков с "55-футовыми СМВ", английскими торпедными катерами фирмы "Торникрофт", состоялась в августе 1919 года на Кронштадтском рейде. Как известно, для "55-футовых" она закончилась плачевно - от вражеских катеров остались тогда одни обломки. Но не прошло и года, как катера Торникрофта вновь были использованы против флота Советского государства - на этот раз на Каспии.

"В белом буруне внезапно выскочил из-за длинного мола катер. Кроме темного пятна носа, сливающегося с рубкой, ничего в сплошной пене разобрать было нельзя — "англичанин" несся под острым углом в направлении кормы "Деятельного". Это произошло около 8 ч 55 мин.

Из-под кормы миноносца совершенно неожиданно вырвался на полном ходу истребитель "Дерзкий" и сделал первый выстрел из своей 47-мм пушки... Контратака "Дерзкого" была исключительно красивой благодаря инициативе, смелости, быстроте и тактическому искусству, и мы наблюдали за ней затаив дыхание.

"Англичанин" не выдержал и круто начал описывать циркуляцию вправо, одновременно застрекотав короткими очередями своего "Льюиса". Еще две-три минуты — и торпедный катер скрылся за молом..."

Так описывал вторую встречу советских моряков с "55-футовым СМВ" адмирал И. С. Исаков — участник Энзелийской операции, проведенной Каспийской военной флотилией в мае 1920 года. Именно тогда в числе прочих трофеев в руки советских моряков попало несколько кораблей этого класса.

В период интервенции на Кавказе англичане доставили морем в Батуми, а оттуда по железной дороге в Баку 13 торпедных катеров. Два из них в неисправном состоянии были захвачены Красной Армией при освобождении Баку 1 мая 1920 года. Остальные обнаружили 18 мая в Энзели... Использовав детали и узлы вышедших из строя катеров, каспийские моряки оперативно восстановили остальные 10 торпедоносцев. Пять из них в конце 1920 года отправили по железной дороге из Баку в Петроград, а остальные - "Бодрый", "Бравый", "Бедовый", "Быстрый" и "Буйный" - 7 августа 1920 года включили в состав военно-морских сил на Каспии. Правда, числиться здесь им довелось недолго: 26 августа они ушли в Петровск, а оттуда на железнодорожных платформах их перевезли в Мариуполь. 8 октября торпедоносцы были включены в состав Азовской военной флотилии, в дивизиэн катеров, которым командовал потомок знаменитого русского адмирала Г. А. Бутаков.

23 ноября 1920 года катера перечислили в состав морских сил Черного моря и перевели в Новороссийск. В дальнейшем им предстояла переброска в Севастополь. 9 января 1921 года канонерку "Эльпидифор № 415", на борту которой находились катера "Быстрый" и "Буйный", вблизи Анапы обстреляли французские миноносцы. Канонерка стала заполнятьс водой и сначала отошла под прикрытие береговых батарей, а потом выбросилась на берег. "Пассажиров" спустили на воду и перевели в Севастополь, из-за серьезных повреждений восстанавливать их не стали и разобрали на запчасти.

Остальные три катера капитально отремонтировали и вместе с теми тремя, что были доставлены по железной дороге с Балтики, зачислили в Дивизион сторожевых и торпедных катеров — Дивсторкат. Началось освоение нового оружи в советском флоте...

Заказ на проектирование первого в нашей стране глиссера для речных флотилий Андрей Николаевич Туполев получил еще в 1920 году. И уже следующим летом на реке Москве начались испытания ГАНТ-1 - однореданного глиссирующего катера водоизмещением 1 т. с двигателем в 160 л. с„ развивавшего скорость до 75 км/ч. Вслед за первым образцом последовал второй - с воздушным винтом, и, когда в начале 1923 года Наркомат по морским делам РСФСР поставил вопрос о создании отечественных глиссирующих торпедных катеров. Центральному аэрогидродинамическому институту не пришлось начинать на пустом месте. "Задел" оказался таким, что ученые и конструкторы ЦАГИ почти сразу же смогли предоставить эскизный проект и смету на постройку ГАНТ-3 - так назвали новый катер в институте. По ряду причин дальнейшую разработку катера. прекратили. И только 2 февраля 1925 года Наркомат по морским делам выдал уточненное задание на торпедный катер, вооруженный одним пулеметом и одной торпедой, со скоростью не меньше 50 узлов, водяным винтом и мореходностью до 3 баллов. Корпус корабля должен был иметь водонепроницаемые переборки и приспособления дл подъема на борт крейсера. Желательна также броневая защита сверху от мелких осколков и пуль.

Туполев представил на рассмотрение два эскизных проекта - большого мореходного двухмоторного катера с одной 533-мм торпедой и малого одномоторного катера с одной 450-мм торпедой, предназначенного для подъема на корабли. Выбор пал на первый, но без утяжеляющих конструкцию переборок и с временным приспособлением для установки 450-мм торпеды. 30 июля 1925 года ЦАГИ приступил к изготовлению ГАНТ-3, названного "Первенцем" (100). Доставленный по железной дороге в Севастополь, он 17 марта 1927 года был спущен на воду.

На испытаниях катера, продолжавшихся 4 месяца, обнаружили ряд конструктивных недостатков. Так, в кормовой части днища первоначально была установлена на петлях плоскость, угол атаки которой изменялся вертикальными винтами с маховиками. На испытаниях эта плоскость из-за ударов о камни и дно быстро оторвалась, и Туполев больше никогда не ставил на свои катера такого устройства. Оказалось также, что при волнении и ветре в 3-4 балла открытую рубку сильно заливало водой, а корпус испытывал резкие сотрясения, ударяясь днищем о воду. Катер к тому же плохо управлялся на заднем ходу, а прицельно стрелять из пулемета при скорости выше 30 узлов было практически невозможно. Но в целом "Первенец" оправдал ожидания проектировщиков: моторы работали безукоризненно, равно как приборы управления, а также электро- и радиооборудование. Можно было считать вполне удовлетворительными управляемость на переднем ходу, реверс, торпедную стрельбу и мореходность при волнении до 3 баллов. Сравнивая "Первенец" с одним из трофейных СМВ, выяснили, что английский катер уступал нашему и в скорости и в маневренности.

16 июля 1927 года опытный катер зачислили в состав военно-морских сил на Черном море. "Принимая во внимание, что данный глиссер является опытной конструкцией, - указывалось в приемном акте, - комиссия считает, что ЦАГИ выполнил поставленное ему задание полностью и глиссер независимо от некоторых недочетов военно-морского характера подлежит приему в состав Морских Сил РККА..."

Вступление в строй первого глиссирующего торпедного катера советской постройки давало основания надеяться, что наша судостроительная промышленность успешно справится с государственным заданием Совета Труда и Обороны от 26 ноября 1926 года, утвердившего программу военного кораблестроения на 1926-1932 годы, по которой флот должен был пополниться 36 торпедными катерами.

в соответствии с этой программой уже 12 декабря 1926 года Техническое управление Наркомата по военным и морским делам предложило ЦАГИ создать новый, более совершенный, чем "Первенец", катер. При проектировании ГАНТ-4 (впоследствии названного "Туполев") конструкторы учли недостатки, выявленные при испытаниях ГАНТ-3. Так, на новом катере упразднили стабилизатор для регулировки угла атаки, увеличили развал носовой части, усилили корпус, приняли меры против коррозии кольчугалюминиевой обшивки, командирскую рубку сделали закрытой. Вооружение состояло из двух 450-мм торпед и одного пулемета.

ГАНТ-4 строили в Москве, в мастерских ЦАГИ, и спустили на воду в Севастополе 3 сентября 1928 года. И пока на Черном море шли испытания головного образца, на Балтике велась усиленная подготовка к серийному производству новых катеров. Первый из них, катер типа Ш-4 (101), спустили на воду 1 октября 1928 года, а 21 ноября его включили в списки флота. Прошло еще совсем немного времени — и флот стал быстро пополняться современными торпедными катерами. За четыре года их было выпущено 56 единиц, и это позволило сформировать соединени торпедных катеров на Балтике в 1928 году, на Черном море в 1929-м и на Тихом океане в 1939 году.

Пока промышленность осваивала выпуск серийных Ш-4, туполевский коллектив в ЦАГИ приступил к проектированию нового, более совершенного катера с двум отечественными двигателями и двумя торпедными аппаратами, названного Г-5 (глиссирующий № 5). Задание на такой корабль было выдано ЦАГИ 29 июня 1928 года, а уже через год — 13 июня 1929 года — начали строить опытный образец ГАНТ-5. Поскольку у нового катера обводы были почти такими же, как у ГАНТ-4, корпус изготовили сравнительно быстро, но потом дело застопорилось: подвели моторостроители. Пришлось экстренно закупить тысячесильные авиационные моторы Изотта-Фраскини, а затем приспосабливать их к работе в морских условиях. Поэтому катера отправили в Севастополь только 15 февраля 1933 года, а испытани затянулись до последних чисел декабря. Но зато результаты были получены выдающиеся...

"Максимальная скорость без нагрузки,- говорилось в акте приемки, - 65,3 уз. Максимальная скорость в полной боевой нагрузке 58.0 уз. Мореходность выше, чем у катеров типа "Туполев". Корпус ведет себя хорошо, нет вибрации, устойчив на курсе как без нагрузки, так и с торпедами и при различном состоянии моря (проверен до четырех баллов)... Комиссия считает, что настоящий торпедный катер является лучшим из существующих у нас как по вооружению, так и по техническим свойствам, и рекомендует его для серийной постройки..."

Скоростные характеристики катеров, шедших в серии, были скромнее, так как на них вместо двух моторов по 1000 в. с. стояли отечественные ГАМ-34 А. Микулина мощностью по 850 л. с. Испытания серийного Г-5 завершились в январе Г34 года, после чего начались поставки флоту легких торпедных катеров. За годы второй пятилетки (1933-1937 гг.) наша промышленность их выпустила 137, а к началу Великой Отечественной войны из 269 торпедных катеров, находившихся в строю, львиная доля приходилась именно на Г-5, которые строились до 1944 года.

В процессе эксплуатации эти катера непрерывно модернизировались, повышались мореходность, прочность, живучесть и надежность. Совершенствовались и методы их боевого использования. Если в предвоенные годы торпедные катера считались составной частью ударной силы флота, предназначенной для уничтожения надводных боевых кораблей и транспортных судов противника в прибрежных водах, то война поставила перед катерниками множество новых задач. Экипажи торпедных катеров несли дозорную службу, конвоировали транспортные суда, ставили активные минные заграждения во вражеских водах, высаживали десанты, вели борьбу против подводных лодок и тралили фарватеры, бомбардируя глубинными бомбами немецкие донные неконтактные мины. Особенно трудные, а порой и необычные задания выполняли в годы Великой Отечественной войны черноморские катерники. Им приходилось конвоировать... поезда, идущие вдоль Кавказского побережья. Они стреляли торпедами по... береговым укреплениям Новороссийска. И наконец, обстреливали ракетами фашистские корабли и... аэродромы.

Вот несколько эпизодов из боевой деятельности лишь одной черноморской бригады торпедных катеров, которой командовал В. Проценко.

При разработке операции по высадке десанта в Новороссийске торпедным катерам бригады поставили задачу уничтожить батареи и доты на новороссийском молу. И вот в ночь на 10 сентября 1943 года через 1 минуту 15 секунд после первого артиллерийская залпа наших кораблей советские катера выпустили торпеды... "Почти одновременный удар семи торпед по молу так тряхнул его, - вспоминал Проценко, - что малокалиберные автоматические пушки и пулеметы слетели с треног и очумевшие фашисты свалились с ног. А взрывы торпед, выпущенных под основание самого мощного дота на оконечности мола, разрушили его так, что тяжелая броневая плита придавила весь расчет. Уцелевшие фашисты не успели прийти в себя, когда на них навалились наши моряки-автоматчики.

Не менее интересным и необычным было боевое применение первых в истории ракетных катеров, которые начали поступать в бригаду летом 1943 года. На этих кораблях не было торпед, вместо них на удлиненной рубке устанавливалась пусковая установка с подвешенными к ней 132-мм реактивными снарядами (102).

В ночь на 11 июня 1943 года три ракетных и два торпедных катера вышли к Новороссийску, чтобы подавить вражескую четырехорудийиую батарею сильно досаждавшую нашим войскам и кораблям на Южной Озерейке. Скрытно заняв исходную позицию. катерники дождались, когда летчики сбросят осветительные бомбы, после чего к берегу на полном ходу устремились два торпедных катера, чтобы вызвать на себя огонь вражеских орудий. Как только в 2 часа 18 минут прогремели первые выстрелы, ракетные катера дали пристрелочный залп, я легший у кромки берега, а потом небо прочертили десятки оранжево-красных хвостов от реактивных снарядов. На берегу взметнулись к небу огненные столбы, заполыхало пламя. Через несколько дней сдавшийся в плен румынский офицер рассказал, что снаряды "катюш" падали с большой точностью От их разрывов взлетели в воздух штабеля заготовленных для стрельбы боеприпасов. В результате три из четырех орудий были выведены из строя и почти вся прислуга уничтожена.

В ночь на 28 августа четыре ракетных катера совершили огневой налет анапский аэродром, а три дня спустя эти же ракетоносцы, находясь в дозоре, огнем своих установок сумели рассеять девять вражеских катеров.

Г. Смирнов, В. Смирнов, инженеры

Под редакцией Героя Советского Союза вице-адмирала Г. И. Щедрина