Статья из журанала "Моделист-Конструктор" № 02-1983

Выпуск: 14 Авианосцы в век ядерного оружия

  • Схемы ТТХ
  • Вступление
  • Описание
  • «Форрестол»
  • Служба
  • «Нимиц»
  • Англия Франция
  • «Клемансо», Франция, 1961 г.
  • № 34 «Форрестол», США, 1954 г.
  • № 35 «Энтерпрайз», США, 1961 г.
  • № 36 «Игл», Англия. 1951 г.
Многоцелевой авианосец «Клемансо», Франция, 1961 г.
Многоцелевой авианосец «Клемансо», Франция, 1961 г.

Первый французский послевоенный авианосец.

Заложен в 1955-м, спущен на воду в 1961 году.

В отличие от крупных американских авианосец выполнен не как ударный, а как многоцелевой корабль, способный выступать и в ударном, и в противолодочном вариантах.

Водоизмещение стандартное 22 тыс. т, полное 31 тыс. т

мощность двух турбозубчатых агрегатов 126 тыс. л. с„ скорость хода 32 узла.

Длина наибольшая 257 м, ширина 31,7, ширина полетной палубы 46,3, среднее углубление 8 м.

Вооружение:

60 самолетов

8 100-мм универсальных орудий

2 катапульты.

Всего построено 2 единицы — «Клемансо» и «Фош».

34. Ударный авианосец «Форрестол», США, 1954 г.
34. Ударный авианосец «Форрестол», США, 1954 г.

Первый американский авианосец послевоенного проекта.

Водоизмещение стандартное 60 тыс. т, полное 78 тыс. т

мощность четырех турбозубчатых агрегатов 260 тыс. л. с., скорость хода 33 узла.

Ширина броневой полетной палубы 45 м. Длина наибольшая 319 м, ширина 38,5, ширина полетной палубы 76,8, среднее углубление 11,8м.

Вооружение:

60—90 самолетов

4 127-мм универсальных орудия

4 катапульты»

Всего построено 4 единицы.

35. Атомный ударный авианосец «Энтерпрайз», США, 1961 г.
35. Атомный ударный авианосец «Энтерпрайз», США, 1961 г.

Первый атомный авианосец спущен на воду в 1960 году.

Водоизмещение стандартное 75 700 т, полное 89 600 т

мощность четырех турбозубчатых агрегатов 280 тыс. л. с., скорость хода 35 узлов.

Длина наибольшая 341,3 м, ширина 40,5, ширина полетной палубы 78,3, среднее углубление 11,3 м.

Вооружение:

70-100 самолетов

3х8 зенитных управляемых ракет

4 катапульты.

36. Ударный авианосец «Игл», Англия. 1951 г.
36. Ударный авианосец «Игл», Англия. 1951 г.

Авианосец, спроектированный во время второй мировой войны.

Спущен на воду в 1946 году как большой авианосец.

В 1951 году прошел модернизацию, после которой стал первым английским ударным авианосцем.

Водоизмещение стандартное 43 тыс. т, полное 50 тыс.т

мощность четырех турбозубчатых агрегатов 152 тыс. л. с., скорость хода 31,5 узла.

Длина наибольшая 247,4 м, ширина 34,4, ширина полетной палубы 52,1, среднее углубление 11 м.

Вооружение:

34 самолета, 10 вертолетов

8 114-мм универсальных орудий, 6х4 зенитных управляемых ранет

2 катапульты.

Всего построено 2 единицы.

Когда в августе 1967 года американский авианосец «Форрестол» подошел к причалу военно-морской базы Норфолк, собравшаяся на берегу толпа дрогнула. Впечатление было такое, будто корабль вышел из тяжелого боя. Его корпус, обезображенный пламенем и взрывами, выглядел бесформенной серой массой. В броневой палубе зияли пробоины, катапульты, аэрофинишеры и артиллерийские установки обгорели и вышли из строя.

Встречая репортеров, командир «Форрестола» хвалил конструкцию корабля, говорил о мужестве экипажа. Но он умолчал о том, что на авианосце погибло 134 и ранено 62 человека, что сгорело 26 и серьезно повреждено 40 реактивных самолетов, что по сумме материального ущерба — 140 млн. долларов — катастрофа оказалась самой крупной в истории американского флота за все его существование. По словам одного из офицеров «Форрестола», даже японские пилоты-смертники — камикадзе времен второй мировой войны не смогли бы нанести кораблю такого ущерба, как незначительный, казалось бы, недосмотр личного состава.

В самом деле, 29 июля 1967 года в 10.53 утра разбился от удара о палубу небрежно закрепленный подвесной топливный бак палубного самолета. Разлившееся горючее воспламенилось, вызвало взрыв подвешенных под крыльями ракет, и в мгновение ока вспыхнула вся тесно скученная на палубе группа самолетов, изготовившихся к бомбардировке мирных сел и городов Демократической Республики Вьетнам. Более суток полыхал на борту «Форрестола» пожар, наглядно демонстрируя, какое опасное средоточие взрывчатки и горючего представляют собой гигантские ударные авианосцы, которые строились в США после второй мировой войны.

Высокая боевая эффективность кораблей этого класса убедила командование американских ВМС в целесообразности классификации, разработанной еще в июне 1943 года. Все авианосцы в зависимости от тактико-технических характеристик и боевых возможностей были разделены на три подкласса: тяжелые, легкие и эскортные.

Первые (водоизмещение 19—27 тыс. т, скорость 30 узлов и более 80 самолетов на борту) должны были выполнять главные задачи флота — завоевывать и удерживать господство на море и в воздухе в районе боевых действий и наносить массированные воздушные удары по морским и наземным целям. Вторые (11—15 тыс. т, скорость до 32 узлов и 45—50 самолетов) предназначались для противовоздушной и противолодочной обороны соединений в море, для ведения разведки и нанесения воздушных ударов по морским и наземным объектам. Наконец, на третьи (7—12 тыс. т, скорость хода 16—19 узлов и 20—30 самолетов), переделанные из торговых судов, возлагались задачи противолодочной и противовоздушной обороны конвоев и десантных отрядов, а также воздушная разведка.

После окончания второй мировой войны американские адмиралы продолжали руководствоваться этой классификацией. К 1949 году часть легких авианосцев была передана другим странам НАТО, ряд эскортных авианосцев исключен из списков флота или переклассифицирован в авиатранспорты. Что же касается тяжелых авианосцев, то 18 апреля 1949 года был заложен корабль нового проекта «Юнайтед Стейтс». Но прошло несколько месяцев, и ТАСС сообщил об испытании в нашей стране атомной бомбы, положившем конец недолгой ядерной монополии США...

Паникой, вызванной этим сообщением в правящих кругах США, умело воспользовались сторонники военно-воздушных сил, которые настояли на преимущественном развитии стратегической авиации, способной нести ядерное оружие, и объявили военно-морской флот устаревшим видом вооруженных сил, способным решать лишь второстепенные задачи. Под их влиянием постройку «Юнайтед Стейтс» прекратили, а высвободившиеся 218 миллионов долларов пустили на разработку стратегических бомбардировщиков.

Это решение Белого дома породило небезызвестный «бунт адмиралов», которые доказывали, что авианосцы с базирующимися на них самолетами — лучшее средство доставки ядерного оружия к цели. Для обоснования такого взгляда флот США в 1950 году провел решающий эксперимент: с борта тяжелого авианосца «Корал Си» впервые в истории флота взлетел бомбардировщик с атомной бомбой. Правящие круги США прислушались к выводам адмиралов и согласились на создание «воздушно-морских гибридов» — сверхмощных ударных авианосцев с самолетами — носителями ядерного оружия. Именно они наряду со стратегическими бомбардировщиками, базирующимися на наземные аэродромы, должны были стать орудием пресловутой политики «массированного возмездия», направленной против СССР и стран социалистического содружества. Главной и единственной задачей этих сил считалось поражение важнейших наземных объектов с океанских и морских направлений.

В соответствии с этой доктриной в 1952 году все тяжелые авианосцы, находившиеся тогда в составе флота США, перечислили в ударные, а на верфи в Ньюпорт Ньюс был заложен «Форрестол». По полному водоизмещению — 78 тыс. т. — он превосходил любой из существовавших до него боевых кораблей, включая японский линкор «Ямато». Такое увеличение габаритов потребовалось для базирования новых, более совершенных палубных самолетов. Ведь переход с поршневых двигателей на реактивные привел к увеличению взлетных и посадочных скоростей, а необходимость нести на борту атомные бомбы вызвала утяжеление самолетов. Если в годы второй мировой войны вес подобных машин редко превышал 4—5 т, то в послевоенное время появились тяжелые штурмовики весом до 30 т.

Для их размещения в конструкцию нового авианосца пришлось внести многочисленные усовершенствования. Так, более прочная полетная палуба, которую для увеличения длины и облегчения взлета и посадки расположили под углом 10—18° к диаметральной плоскости корабля, позволяла принимать на борт самолеты весом до 50 т. Для столь тяжелых машин потребовалось значительно увеличить возимые запасы авиационного топлива, а также разработать мощные аэрофинишеры и паровые катапульты. Чтобы сообщить «Форрестолу» скорость, превышающую 30 узлов, мощность силовой установки довели до 260 тыс. л. с.

До конца 1950-х годов в строй американского флота вступило четыре авианосца нового типа — «Форрестол», «Саратога», «Рейнджер» и «Индепенденс». Одновременно предпринимались усилия осовременить корабли, проектировавшиеся во время войны. Так, «Орискапи» — последний из авианосцев типа «Эссекс» — уже в ходе достройки претерпел значительные изменения. На корабле была установлена угловая палуба, носовую часть сделали закрытой, смонтировали две мощные паровые катапульты и увеличили самолетоподъемники, усилили полетную палубу, уменьшили размеры острова, возросли и запасы авиационного топлива. Позднее подобной переделке подверглись еще шесть авианосцев типа «Эссекс», на которые теперь смогли базироваться реактивные самолеты весом до 25 т. Несколько раз модернизировались и авианосцы типа «Мидуэй» — их приспособили для приема самолетов весом до 35 т.

В 1956 году заложили новый ударный авианосец «Китти Хок» — усовершенствованный «Форрестол». При полном водоизмещении 80 800 т он был немного длиннее и уже предшественника, нес паросиловую установку в 280 тыс. л. с. и более мощное зенитное вооружение, развивал скорость 35 узлов. В 1957 и 1961 годах заложены однотипные с «Китти Хок» ударные авианосцы «Констеллейшн» и «Америка», а в 1964-м — «Джон Ф. Кеннеди» — последний в американском флоте авианосец с обычной силовой установкой, водоизмещение которого достигло 87 тыс. т.

В постройку этой серии вклинилась закладка в 1958 году «Энтерпрайза» — первого ударного авианосца с атомной силовой установкой; он был передан флоту три года спустя. Если на обычных авианосцах при двух ежедневных взлетах каждой крылатой машины запасов горючего для самолетных баков хватало на 8 суток похода, то на «Энтерпрайзе» это время возросло вдвое. Кроме того, количество авиационных боеприпасов на нем удалось увеличить в 1,5 раза. Но самое главное — он не нуждался в дозаправке топливом во время походов: одной загрузки ядерным горючим хватает на 13 лет службы, а за это время корабль может пройти до 1 млн. миль. Правда, все эти достоинства дались не даром: стоимость атомного авианосца оказалась почти в два раза выше обычного.

К моменту вступления «Энтерпрайза» в строй в развитии морского оружия произошла радикальная перемена: в ноябре 1960 года подводная лодка ВМС США «Джордж Вашингтон», вооруженная баллистическими ракетами с ядерными боеголовками, вышла в первое боевое патрулирование. И с этого момента в роли главной ударной силы флота стали выступать подводные ракетоносцы. «Учитывая изменения нашего стратегического флота в связи с появлением подводных лодок, вооруженных ракетами «Поларис», значение авианосцев в глобальной войне уменьшается, — заявил в 1962 году тогдашний военный министр США Макнамара. — Главная роль ударных авианосцев в течение ближайших нескольких лет будет определяться участием их в ограниченных войнах».

Народы мира очень хорошо знают, что понимает американская военщина под словами «участие в ограниченных войнах». Это и вооруженное вторжение в Корею и Вьетнам, и вооруженные провокации против Кубы, и поддержка агрессии Израиля против арабских государств. Кстати, именно с боевых действий палубной авиации авианосцев «Тикондерога» и «Констеллейшн» в августе 1964 года начались события в Тонкинском заливе, приведшие к необъявленной многолетней войне американского империализма против вьетнамского народа.

В войнах, в которых применяются обычные средства поражения, авианосцам США отводится ныне роль главной ударной силы флота. Ведь именно авиация, базирующаяся на эти корабли, должна наносить ракетные и бомбовые удары по кораблям, военно-морским базам и другим объектам на побережье и в глубине обороны противника, завоевывать и удерживать господство на море и превосходство в воздухе в районе боевых действий. В ее задачи входит поиск и уничтожение подводных лодок, прикрытие десантных сил на переходе морем, блокада морских районов и узкостей. Она должна оказывать непосредственную авиационную поддержку сухопутным войскам и наземным силам десантов при действиях на берегу, защищать морские коммуникации. Вместе с тем ударные авианосцы с самолетами — носителями атомного оружия считаются резервом стратегических ядерных сил США, дополняя подводные ракетно-ядерные системы. Таким образом, американские авианосцы считаются ударной силой флота в обычных войнах и резервом стратегических сил в войне ядерной.

Энергетический кризис 1960-х годов, приведший к резкому увеличению цен на нефтяное топливо, более чем вдвое повысил стоимость эксплуатации флота, и это побудило американский флот поспешить с переходом на постройку атомных авианосцев. В 1968 году был заложен «Честер У. Нимиц» — головной корабль из крупной серии атомных авианосцев. При полном водоизмещении 91 400 т он способен принимать на борт около ста самолетов весом до 50 т. Мощность силовой установки «Нимица» такая же, как на «Энтерпрайзе», — 280 тыс. л. с., но вместо восьми реакторов на нем установлено всего два. «Нимиц» вступил в строй в 1975 году, за ним последовали «Дуайт Д. Эйзенхауэр» и «Карл Винсон», и сейчас в составе ВМС США находится 14 авианосцев — четыре атомных, четыре типа «Китти Хок», четыре типа «Форрестол» и два типа «Мидуэй».

После окончания второй мировой войны Англия, утратившая ранг вели» кой морской державы, но стремившаяся сохранить видимость величия, решила строить вооружение флота по американскому образцу, но только в миниатюре. Поэтому, как и американцы, англичане до 1960-х годов отводили флоту второе место после стратегической авиации, а в качестве его главной силы избрали ударные авианосцы в самолетами — носителями ядерных боеприпасов на борту. Но из-за экономических и финансовых трудностей им не удалось построить ни одного нового ударного авианосца, и пришлось довольствоваться достройкой двух тяжелых — «Игл» и «Арк Ройал» и семи легких: «Тезеус», «Триумф» и «Уорриор» (типа «Колоссус») и «Гермес», «Альбион», «Центавр» и «Булварк» (типа «Гермес»). Однако даже содержание этих кораблей оказалось Англии не под силу, и к 1959 году в британском флоте осталось всего четыре ударных авианосца: «Игл», «Арк Ройал», «Гермес» — и модернизированный в 1957 году «Викториес».

Постройка подводных ракетоносцев, которые с 1960-х годов стали главной морской ударной силой, сыграла роковую роль в судьбе и этих четырех кораблей: все они в течение 1967—1980 годов один за другим исчезли из списков флота.

Иначе развивались события во французском флоте. Еще в конце 1930-х годов для воздушного прикрытия новых линкоров французы планировали постройку двух легких авианосцев типа «Жоффр», но война помешала осуществлению этого проекта. После войны французский флот сначала арендовал на пять лет, а потом купил английский авианосец типа «Колоссус», а от США получил два легких авианосца типа «Индепенденс» — во французском флоте они именовались соответственно «Арроманш», «Лафайетт» и «Буа Бельо».

В 1950-х годах, когда в США и Англии начали создаваться ударные авианосцы, французы тоже предполагали обзавестись подобными кораблями, надеясь раздобыть ядерные боеприпасы н средства их доставки у США. Однако американцы отказались делиться своими секретами, и Франции пришлось самой решать весь комплекс проблем. В связи с этим на французских верфях были заложены два многоцелевых авианосца «Клемансо» и «Фош», вступившие в строй в 1961 и 1963 годах. Они предназначались для нанесения ударов по морским и береговым объектам с помощью обычных средств поражения, а также для веления противолодочной борьбы и прикрытия с воздуха идущих в море боевых кораблей и конвоев. В их конструкции предусматривалась и возможность приема на борт самолетов весом до 18 т, способных нести ядерное оружие.

Как показали последние события, французская идея — многоцелевые авианосцы — получила дальнейшее развитие.

Г. Смирнов, В. Смирнов, инженеры

Научный консультант kапитан III ранга А. Григорьев

Под редакцией командующего авиацией ВМФ, Героя Советского Союза генерал-полковника авиации А. А. Мироненко, Героя Советского Союза вице-адмирала Г. И. Щедрина