Статья из журанала "Моделист-Конструктор" № 11-1980

Выпуск: 31 Сражение у мыса Матапан

  • Схемы ТТХ
  • Вступление
  • Описание (вашингтонские)
  • Описание (легкие)
  • Служба
  • "Больцано", Италия, 1932 г.
  • 137 "Тренто", Италия, 1927 г.
  • 138 "3ара", Италия, 1930 г.
  • 139 "Луиджи Кадорна", Италия, 1931 г.
  • 140 "Евгений Савойский", Италия, 1935 г.
  • 141 "Аттилио Реголо", Италия, 1940 г.
Тяжелый Крейсер "Больцано", Италия, 1932 г.
Тяжелый Крейсер "Больцано", Италия, 1932 г.

Тяжелый крейсер «Больцано» заложен 11 июня 1930 года, спущен на воду 31 августа 1932 года, вступил в строй 19 августа 1933 года

Водоизмещение стандартное 11065 т, полное 13885 т,

4 гребных винта, мощность турбозубчатых агрегатов 150000 - 173 772 л. с., скорость хода 36 узлов.

Длина наибольшая 197 м, ширина 20.6, среднее углубление 6.1 м.

Бронирование:

пояс 75 мм, палуба 50 мм, боевая рубка 100 мм, башни главного калибра 100 мм.

Вооружение:

8 - 203- мм орудий (максимальный угол возвышения 45", максимальная дальность стрельбы 31566 м), 12 - 100-мм зениток (с 1937-го - 16 100-мм зениток), 8-37-мм зениток, 8 - 13.2-мм зениток, 8 торпедных аппаратов, 2 самолета, 1 катапульта.

Принадлежал ко второй подгруппе тяжелых крейсеров типа "Тренто", отличаясь от них большей скоростью и дальнобойностью орудий главного калибра. С момента вступления Италии в войну участвовал во многих операциях на Средиземном море, пока 13 августа 1942 года не был тяжело поврежден торпедами английской подводной лодки "Анброкен". Заключение перемирия между Италией н союзниками в сентябре 1943 года застало "Больцано" на ремонте в Специи, и он попал в руки немцев. 21 июня 1944 года был уничтожен в гавани одной из двух английских человекоторпед, доставленных к Специи итальянским торпедным катером.

137. Тяжелый крейсер "Тренто", Италия, 1927 г.
137. Тяжелый крейсер "Тренто", Италия, 1927 г.

Водоизмещение стандартное (без топлива и воды для котлов ) 10500 т, полное 13500 т,

4 гребных винта, мощность паровых турбин 150000 л. с., скорость хода 35 узлов.

Длина наибольшая 196.96 м, ширина 20.6, среднее углубление 5.9 м.

Бронирование:

пояс 75 мм, палуба 50 мм, боевая рубка 100 мм, башни 100 мм.

Вооружение:

8 - 203-мм орудий (угол возвышения 45 гр., максимальная дальность стрельбы 28 км), 12 - 100-мм зениток, 8 - 37-мм зениток, 8 - 13.2-мм зениток, 8 торпедных аппаратов, 3 самолета, 1 катапульта.

Всего построено 3 единицы.

138. Тяжелый крейсер "3ара", Италия, 1930 г.
138. Тяжелый крейсер "3ара", Италия, 1930 г.

Водоизмещение стандартное 11500 т, полное 14200 т,

2 гребных винта, мощность паровых турбин 95-122000 л. с., скорость хода 32- 35 узлов.

Длина наибольшая 182.8 м, ширина 20,6б среднее углубление 5.9 м.

Бронирование:

пояс 150 мм, палуба 70 мм, боевая рубка 150 мм, башни 150 мм.

Вооружение:

8 - 203-мм орудии (угол возвышения 45 гр., максимальная дальность 31.6 км), 12 - 100-мм зениток, 8 - 37-мм зениток, 8 - 13,2-мм зениток, 2 самолета, 1 катапульта.

Всего построено 4 единицы.

139. Легкий крейсер "Луиджи Кадорна", Италия, 1931 г.
139. Легкий крейсер "Луиджи Кадорна", Италия, 1931 г.

Водоизмещение стандартное 5400 т, полное 7900 т,

2 гребных винта, мощность паровых турбин 95-122000 л. с., скорость хода 37-39 узлов.

Длина наибольшая 169.3 м, ширина 15.5, среднее углубление 4.32.

Бронирование:

пояс 42 мм, палуба 20 мм, боевая рубка 50 мм, башни 20 мм.

Вооружение:

8 - 152-мм орудий, 6 - 120-мм зениток, 12- 20-мм зениток, 4 торпедных аппарата, 2 самолета , 1 катапульта.

Всего построено 2 единицы.

140. Легкий крейсер "Евгений Савойский", Италия, 1935 г.
140. Легкий крейсер "Евгений Савойский", Италия, 1935 г.

Водоизмещение стандартное 8597 т, полное 10834 т,

2 гребных винта, мощность паровых турбин 110-128000 л. с., скорость хода 36.5-37 узлов.

Длина наибольшая 186.95 м, ширина 17.49, среднее углубление 4.75 м.

Бронирование:

пояс 105 мм, палуба 35 мм, боевая рубка 100 мм, башни 100 мм.

Вооружение:

8 - 152 мм орудий, 6 - 100-мм зениток, 8 - 37-мм зениток, 12 - 20 мм зениток, 6 торпедных аппаратов, 100 - 146 мин, 2 самолета, 1 катапульта.

Всего построено 2 единицы.

141. Легкий крейсер-минзаг "Аттилио Реголо", Италия, 1940 г.
141. Легкий крейсер-минзаг "Аттилио Реголо", Италия, 1940 г.

Водоизмещение стандартное 3747 т, полное 5420 т,

2 гребных винта, мощность паровых турбин 110-125000 л. с., скорость хода 41- 43 узла.

Длина наибольшая 142.8 м, ширина 14.4, среднее углубление 4,06 м.

Бронирование: нет

Вооружение:

8 - 135-мм орудий, 8 - 37-мм зениток, 8 - 20-мм зениток, 8 торпедных аппаратов, 70 мин, 1 гидросамолет,

Всего построено 3 единицы.

27 марта 1941 года английский самолет-разведчик радировал на свою базу в Александрии о появлении итальянских военных кораблей восточнее Сицилии. Он сообщил, что наперерез английскому конвою идет мощная эскадра. В ее составе линкор "Витторио Венето" - флагманский корабль адмирала Джакино, шесть тяжелых и два легких крейсера и тринадцать эсминцев. Получив это сообщение, командующий британским флотом на Средиземном море адмирал Каннингхэм немедленно вышел из Александрии со своими главными силами, а из Пирея на соединение с ним двинулся крейсерский отряд. В распоряжении английского адмирала находилось, таким образом, три линкора, авианосец, четыре легких крейсера и двенадцать эсминцев.

Утром 28 марта английские легкие крейсера обнаружили к югу от острова Крит итальянский передовой отряд из эсминцев и трех тяжелых крейсеров - "Триест", "Тренто" и "Больцано".

Вступив с ними в перестрелку, англичане вынудили итальянцев начать отход к главным силам адмирала Джакино. Около 11 часов того дня залпы "Витторио Венето", сделанные с предельной дистанции, заставили английские крейсера ретироваться, но элемент внезапности уже был утрачен. В 11.30 над итальянской эскадрой появились торпедоносцы с авианосца "Формидебл", и, хотя их атака была безуспешной, Джакино приказал своим кораблям отходить к базам. Расстояние между главными силами противника составляло 60 миль, и, если учесть рекордную быстроходность итальянских кораблей, у англичан не было никаких шансов их настигнуть...

Почти в течение четырех часов английские самолеты с "Формидебла" и с аэродромов на Крите безуспешно пытались атаковать итальянский линкор. Англичане добились успеха только в 15.00. когда удары пяти самолетов-торпедоносцев достигли цели - вывели из строя гребные винты левого борта линкора. "Витторио Венето" на время потерял ход и управление. В 18.30, когда костяк второй крейсерской группы итальянцев - тяжелые крейсера "Фиуме", "Зара" и "Пола", а также четыре эсминца - подошел к поврежденному линкору, расстояние между главными силами противника составляло уже 40 миль...

Построившись в ордер ПВО, итальянская эскадра уходила на запад, непрерывно подвергаясь атакам английских торпедоносцев. В 19.30 тяжелые повреждения получил крейсер "Пола": он потерял ход. Как только стемнело, Джакино направил на поиски "Пола" тяжелые крейсера "Зара" и "Фиуме" в сопровождении четырех эсминцев с приказанием взять его на буксир и прикрыть отход. Эти корабли шли навстречу своей гибели, их командиры не знали, что англичане уже давно следят за ними на экранах своих радиолокаторов, о которых итальянские моряки в то время не имели еще никакого представления. И когда в 22.58 яркий луч прожектора английского миноносца осветил итальянские крейсера, стволы их орудий все еще стояли в диаметральной плоскости кораблей, они не были даже направлены в сторону противника.

Линкоры стреляли почти прямой наводкой с дистанции 3 км. Из шести выпущенных 381-мм снарядов пять поразили цели: оба итальянских крейсера, не сделав ни единого выстрела, лишившись хода и охваченные пламенем, стояли, раскачиваясь на волнах. Через полчаса взорвался и исчез под водой "Фиуме". Еще через четыре часа эсминец "Джервис" торпедами добил "Зару", а спустя еще два часа такая же участь постигла и "Пола": по нему выпустил свои торпеды эсминец "Хавок".

Это морское сражение, вошедшее в историю второй мировой войны как сражение у мыса Матапан, получило высокую оценку Британского адмиралтейства: "Первая искусная координация морских операций и авиационных атак, благодаря которым преимущество вражеских кораблей в скорости было ликвидировано и наши главные силы смогли нанести удар по противнику". Нетрудно также понять, что львиная доля успеха этой операции обусловлена впервые примененным на море радиолокационным управлением артиллерийским огнем. Таким образом, с марта 1941 года радиолокация и морская авиация аннулировали преимущество в скорости кораблей, чему так много внимания уделялось в итальянском флоте в промежутке между первой и второй мировой войнами.

...В начале 20-х годов расстановка сил на Средиземноморском театре была довольно сложной. Прежде всего здесь претендовала на господство Франция, раньше всех стран приступившая к строительству нового послевоенного флота, основу которого должны составить легкие крейсера, быстроходные лидеры эсминцев, эсминцы и подводные лодки. Значительно вырос флот Испании, не принимавшей участия в войне и все это время строившей новые линейные корабли, крейсера, миноносцы и подводные лодки. Не избежали новых веяний в строительстве флота и итальянцы. Они отказались от завершения линейных кораблей и сосредоточили усилия на создании миноносного флота и авиации. - Курс, взятый итальянским правительством, должен был со временем привести к появлению воздушных эскадр, способных уничтожить любой неприятельский флот, осмелившийся вторгнуться в Средиземное море Но Вашингтонское морское соглашение изменило взгляды итальянского правительства: обуреваемый мечтой о превращении Средиземного моря в итальянское море, фашистский диктатор Муссолини потребовал создания самых мощных, по тогдашним временам, тяжелых "вашингтонских крейсеров".

Первыми из них были "Тренто" (137) и "Триест", заложенные в 1925 году. Если в "вашингтонских крейсерах", строившихся тогда во многих странах, бронирование и живучесть были принесены в жертву вооружению и скорости, то в итальянских тяжелых крейсерах типа "Тренто" эта диспропорция достигла крайнего предела. Это были корабли весьма изящных, гармоничных архитектурных форм, снабженные рекордно мощной по тем временам машинной установкой - 150000 л. с. и развивавших рекордную же для таких крупных кораблей скорость - 35- 36 узлов. Спустя пять лет был заложен еще один тяжелый крейсер такого же типа. То был "Больцано", он отличался от головного корабля более дальнобойными орудиями главного калибра и установкой, мощность которой можно было форсировать до 173000 л. с., достигая редчайшей для тех лет скорости 37-38 узлов.

Но какой ценой приходилось расплачиваться за эти показатели! Толщина бортовой брони на первых итальянских тяжелых крейсерах достигала всего 75, а палубы - 50 мм. Неудивительно, что позднее в итальянском флоте, как и во многих других, возобладали более трезвые взгляды, и за первой серией крейсеров последовала вторая - "Зара" (138), "Фиуме", "Гориция" и "Пола", - с которой итальянские кораблестроители предприняли попытку устранить первоначальные недочеты. За счет снижения мощности до 95-122 тыс. л. с. и скорости до 32-35 узлов бронирование крейсеров второй серии было усилено: толщина бортового пояса достигла 150, а палубы - 70 мм.

Постройкой семи тяжелых крейсеров Италия исчерпывала весь лимит водоизмещения, отведенный ей Вашингтонским морским соглашением, поэтому одновременно с закладкой "Зара", "Фиуме", "Гориция" и "Пола" на итальянских верфях начинается работа над первыми послевоенными легкими крейсерами, вошедшими в историю кораблестроения под названием "кондотьери-класс". Эти изящные, быстроходные корабли строились на протяжении примерно десяти лет и по различиям в тактико-технических данных распадались на пять серий - А, В, С, D и Е.

Начало положили четыре легких крейсера типа "кондотьери" серии А: "Аль-берико де Барбиано", "Альберто ди Джуссано", "Бартоломео Коллеони" и "Джиованни делле Банде Нере", спущенные на воду в 1930 году. Считая, что главным противником итальянского флота в будущей войне станут французские корабли, морские стратеги фашистской Италии предназначали легкие крейсера главным образом для борьбы с большими и быстроходными французскими эсминцами и лидерами. Поэтому, как и в первых тяжелых крейсерах, основное внимание уделили достижению высокой скорости, в жертву которой была принесена защита. При водоизмещении 5200-7000 т "кондотьери" серии А развивали мощность 95 000 - 123 000 л. с. и скорость 37 - 42 узла, неся 8 - 152-мм орудий, 6 - 100-мм, 8 - 37-мм и 8 - 13,2-мм зениток. Цена этих высоких показателей - ослабление бронирования: пояс 25 мм, палуба 20.

Дальнейшее развитие проекта серии В - "Луиджи Кадорна" (139) и "Армандо-Диац". Имея такую же силовую установку и вооружение, как и их предшественники, они развивали меньшую скорость за счет усиления бронирования. Когда обеспокоенные французы приступили к разработке крейсеров типа "Эмиль Бертен" (127), итальянцы заложили следующую серию "кондотьери" - "Муцио Аттендоло" и "Раймондо Монтекуколи", которые сошли на соду в 1934 году. При водоизмещении 7550-8900 т эти корабли несли броневой пояс толщиной 85 мм и палубу 30 мм, за счет чего их скорость снизилась до 34-37 узлов.

На это французы ответили крупной серией легких крейсеров типа "Ла галиссоньер" (123). Италия противопоставила им "кондотьери" серии D - "Эмануэле Филиберто дюка Д'Аоста" и "Евгений Савойский" (140) - корабли почти с прежним вооружением, но с толщиной бортовой брони, увеличенной до 105 мм. За ними последовали два легких крейсера "кондотьери" серии Е - "Луиджи ди Савойя дюка дельи Абруцци" и "Джузеппе Гарибальди", несшие не только более толстую броню - 130 мм, но и более мощное вооружение - десять 152-мм орудий.

Непрерывное увеличение водоизмещения легких крейсеров, усиление их бронирования и снижение скорости побудило итальянцев разработать быстроходный легкий крейсер наподобие английского крейсера-минзага типа "Эбдиел" (133) специально для взаимодействия с эсминцами. В 1939 году состоялась закладка большой серии таких крейсеров, так называемого "Капитана-романи класса". Однако до выхода Италии из войны из двенадцати заложенных кораблей в строй удалось ввести только три: "Аттилио Реголо" (141), "Помпео Магио" и "Сципионе Африкано".

10 июня 1940 года Муссолини объявил о вступлении Италии во вторую мировую войну, а уже 19 июля 1940 года неподалеку от Крита два итальянских легких крейсера столкнулись с английским легким крейсером "Сидней" и отрядом эсминцев. На этот раз высокая скорость не помогла итальянцам: после короткого артиллерийского боя "Бартоломео Коллеони" пошел ко дну, став первым итальянским крейсером, погибшим во второй мировой войне.

Следующий год оказался для итальянцев годом настоящего побоища: из тринадцати кораблей этого класса, погибших за всю войну, на долю 1941 года приходится почти половина - шесть. Счет начался с легкого крейсера "Армандо Диац": 25 февраля, охраняя итало-немецкий конвой между побережьем Африки и Италии, он был пущен на дно торпедой английской подводной лодки "Апрайт". Спустя месяц список продолжили тяжелые крейсера "Зара", "Пола" и "Фиуме", уничтоженные у мыса Матапан, а в конце года настал черед для "Альберико да Барбиано" и "Альберто ди Джуссано". 13 декабря у мыса Бон, натолкнувшись на английские и голландские эсминцы они были превращены в пылающие факелы

Счет итальянских потерь следующего года открыл легкий крейсер "Джиованни деле Банде Нере": 1 апреля 1942 года у острова Стромболи его настигла торпеда английской подводной лодки "Юрдж". Таким образом, меньше чем за год все "кондотьери" серии А оказались уничтоженными. Теперь настал черед тяжелого крейсера "Тренто". Он был потоплен 15 июня английскими торпедами. Спустя два месяца итальянские крейсера "Больцано" и "Муцио Аттендоло" были атакована английской подводной лодкой "Анброкен" и получили тяжелые повреждения: у "Муцио Аттендоло", например, был полностью оторван нос.

Такая же судьба постигла впоследствии тяжелые крейсера "Триест" и "Гориция".

Из уцелевших легких крейсеров четыре - "Евгений Савойский", "Эмануэле Филиберто дюка Д'Аоста", "Аттилио Реголо" и "Сципионе Африкано" - в порядке репараций были переданы странам-победительницам, а остальные оставались в строю итальянского флота до 1950-1960 годов. "Кондотьери" серии Е - "Джузеппе Гарибальди" - после коренной модернизации стал первым итальянским ракетным крейсером.

Под редакцией заместителя главнокомандующего Военно-Морского Флота СССР адмирала Н. Н. Амелько

Г. Смирнов, В. Смирнов, инженеры

Научный консультант И. А. Иванов