Статья из журанала "Моделист-Конструктор" № 01-1977

Выпуск 14 Новые корабли — Новая энергетика

  • Схемы ТТХ
  • Описание
  • № 48
  • № 49
  • № 50
  • № 51
48. Большой противолодочный корабль «Проворный» (СССР)
49. Эскадренный миноносец «Ла Галиссоньер» (Франция, 1962)
Водоизмещение 3910 т, длина 128,6 м, ширина 12,7 и осадка 5,4 м. Силовая установка: четыре котла, два ТЗА, два винта; общая мощность 63 тыс. л. с. Наибольшая скорость 34 узла, дальность плавания 18-узловым ходом 5 тыс. миль. Вооружение: одна установка ПЛУР, два трехтрубных ТА ПЛО, вертолет ПЛО, два 100-мм универсальных и два 30-мм автоматических орудия. Экипаж 333 человека.
50. Эскадренный миноносец УРО «Импавидо» (Италия, 1963)
Водоизмещение 3941 т, длина 130,9 м, ширина 13,6 и осадка 4,5 м. Силовая установка: четыре котла, два ТЗА, два винта; общая мощность 70 тыс. л. с. Наибольшая скорость 34 узла, дальность плавания 20-узловым ходом 4 тыс. миль. Вооружение: два трехтрубных ТА ПЛО, вертолет ПЛО, одна установка ЗУР, одна спаренная 127-мм универсальная артиллерийская установка, четыре 76-мм автоматические пушки. Экипаж 344 человека.
51. Атомный фрегат УРО «Бейнбридж» (США, 1962)
Водоизмещение 8580 т, длина 172,5 м, ширина 17,6 и осадка 7,9 м. Силовая установка: два атомных реактора, работающих на уране, четыре ТЗА, два винта, общая мощность 60 тыс. л. с. Наибольшая скорость 30 узлов, дальность плавания 20-узловым ходом 450 тыс. миль. Вооружение: одна установка ПЛУР, два трехтрубных ТА ПЛО, две спаренные установки ЗУР, две спаренные 76-мм автоматические артиллерийские установки. Экипаж 451 человек.

Развитие мореплавания, особенно военного, было неразрывно связано с изменением энергетической оснащенности корабля. Чем больше совершенствовалась силовая установка, приводящая его в движение, тем значительнее возрастали скорость, дальность плавания и маневренность.

Это наглядно иллюстрирует история кораблей класса «миноносцы», рассказанная на страницах нашего журнала. Так, первоначально на минных катерах ставились одноцилиндровые поршневые паровые машины мощностью 10 — 20 л. с., позволяющие развивать скорость 5-7 узлов. Запасов топлива (дров) хватало для плавания на 10 — 12 миль.

У миноносок, как, наверное, помнят читатели, мощность поршневых машин возросла до 200-300 л. с., а скорость до 13-17 узлов. Запасов топлива (угля) хватало на 70-120 миль плавания экономическим ходом (9-11 узлов).

Для выполнения торпедных атак требовались большие скорости, а следовательно, рост мощности главной силовой установки. В период русско-японской войны она достигла 3800-6000 л. с., а перед первой мировой войной — 18 тыс. — 25 тыс. л. с. Это позволяло кораблям развивать скорость до 27 — 31 узла; водоизмещение и вес вооружения тоже выросли в 1,5-2 раза. Как видим, повышение мощности силовой установки было «съедено» ростом водоизмещения, вызванного необходимостью иметь большие запасы топлива, чтобы увеличить дальность плавания (до 600-1000 миль).

Рост общей мощности силовых установок миноносцев на этом этапе был достигнут за счет увеличения числа цилиндров паровой поршневой машины до трех (вертикальные машины тройного расширения) и размещения на корабле не одной, а двух таких машин, каждая из которых вращала свой винт.

Двухвальная система, впервые примененная в русском флоте на миноносце «Котлин», значительно увеличила маневренность и живучесть кораблей этого класса. Но большего «выжать» из поршневых машин уже не удавалось, они достигли предела своего совершенства — так же, как и обеспечивавшие их паром угольные котлы.

К началу первой мировой войны назревала необходимость не только в новом корабле класса миноносцев, имевшем более мощное и эффективное вооружение, но и в новой силовой установке, которая обеспечила бы ему высокую скорость, маневренность и дальность плавания (при резком увеличении водоизмещения, вызванном ростом веса вооружения и запасов топлива). Решение указанной проблемы было новым этапом в развитии миноносцев. Его открыл русский эскадренный миноносец «Новик».

По водоизмещению «Новик» почти вдвое превышал предшественников, зато и вооружение его было в несколько раз тяжелее и сильнее. И тем не менее на испытаниях он показал рекордную для всех военных кораблей того времени скорость — 37,3 узла! Большой оказалась и дальность плавания — 1764 мили. Столь резкий скачок в тактико-технических данных был достигнут благодаря тому, что на корабле поставили турбозубчатые агрегаты (ТЗА), обеспечиваемые паром от водотрубных котлов, работающих на нефти. Общая мощность силовой установки — 40 тыс. л. с.

Такие агрегаты оставались единственной силовой установкой на эсминцах вплоть до середины 40-х годов. К этому времени общая мощность подобных силовых установок на одном корабле достигла 60 тыс. л. с., что позволило эсминцам развивать максимальную скорость 33-36 узлов, хотя водоизмещение их тоже выросло до 2500-3000 т. Дальность плавания экономическим ходом (18-20 узлов) составляла 2500-3000 миль.

Военно-техническая революция породила очередные разновидности эскадренных миноносцев, получивших новое оружие и предназначенных решать свои задачи в новых условиях. Но эти корабли требовали и принципиально новых силовых установок, ибо ТЗА, питаемые паром от нефтяных котлов, достигли своего предела, несмотря на все конструктивные усовершенствования и применение новейших материалов. Даже незначительный рост водоизмещения (до 4 тыс. т) вызвал ощутимое падение скорости (до 27 — 34 узлов), хотя общая мощность ТЗА была доведена до 70 тыс. л. с. Характерными представителями кораблей с данной силовой установкой являются французский эсминец «Ла Галиссоньер» (49) и итальянский эсминец УРО «Импавидо» (50), имеющие резко выраженный противолодочный характер вооружения.

После второй мировой войны очень важными стали дальность и автономность плавания эсминцев, ограничиваемые главным образом запасами топлива. Поэтому американцы еще в 50-х годах начали работы над атомными энергетическими установками (АЭУ), в которых нефтяные котлы заменялись атомными реакторами. Полученный в реакторах пар подавался в ставшие для эсминцев традиционными ТЗА. Такие силовые установки позволяли кораблям иметь практически неограниченную дальность и автономность плавания. Однако вынужденное увеличение водоизмещения (почти в 2-2,5 раза), связанное с размещением атомных реакторов, резко снизило их скорость. Типичным представителем этой немногочисленной разновидности кораблей является «Бейнбридж» (51), который американцы относят к «атомным фрегатам УРО». Надо признать, что, несмотря на солидное водоизмещение (8580 т), он по вооружению уступает многим эсминцам с обычной (ТЗА) силовой установкой.

Советские ученые, конструкторы и кораблестроители пошли по иному пути решения проблемы и первыми в мире создали крупный корабль с газотурбинными двигателями (ГТД) в качестве главной силовой установки — легкой, экономичной, малогабаритной, готовой к действию через несколько минут после команды «корабль к походу изготовить!».

У большого противолодочного корабля (БПК) типа «Проворный» (48) не только красивая архитектура, но и хорошие скорость, мореходность и маневренность. Противолодочный комплекс включает пятитрубный ТА ПЛО и реактивные бомбометы. Корабль может принимать вертолеты ПЛО. Для отражения ударов с воздуха БПК располагает двумя спаренными установками ЗУР, двумя спаренными универсальными артиллерийскими установками в башнях и несколькими спаренными автоматами. Использование всех видов оружия обеспечивается электронными средствами наблюдения и управления. С этими кораблями познакомились жители многих иностранных портов Европы, Азии, Африки и Америки, куда они заходили с дружественными визитами. И везде они вызывали восхищение.

Эсминцы во всех флотах всегда были самым многочисленным классом кораблей. Но в послевоенное время с появлением новых видов оружия их число начало резко сокращаться, и производство их возобновилось только с появлением новой энергетики — газотурбинных двигателей. Сейчас, после многолетнего перерыва, иностранные флоты снова пополняются кораблями этого класса, имеющими не только новое вооружение, но и новую энергетику.

Так новая энергетика «вдохнула» жизнь в миноносцы и подняла их роль как одного из противолодочных средств, предназначенных для борьбы с главными силами современных флотов — ракетными и торпедными подводными лодками (кстати, также получившими новую атомную энергетику).