Статья из журанала "Моделист-Конструктор" № 02-1974

Выпуск 04 "...Исход войны мог оказаться совсем иным"

  • Схемы ТТХ
  • Описание
«Минога»
«Минога»

Год постройки - 1905.

Водоизмещение, т - 123/152.

Тип двигателя - дизель-электрический.

Мощность, л. с. - 2X120/1X70.

Скорость, узл. - 11/5.

Длина, м - 32,6.   Ширина, м - 2,8. Высота, м - 2,8.

Рабочая глубина погружения, м - 50.

Вооружение:

торпедные   аппараты - 2, пулемет - 1.

Дальность плавания, миль - 900/25, в надводном положении - 900, в   подводном положении – 25

В историю подводного флота «Минога» вошла как первая подводная лодка с дизелями. В числе других   нововведений на «Миноге» были трубчатые торпедные аппараты, реверсивные двигатели, винт   регулируемого шага. К недостаткам лодки следует отнести небольшую мореходность, что особенно   сказывалось в штормовую погоду.

К началу первой мировой войны «Минога» считалась одной из лучших лодок русского Балтийского   флота. Осенью 1918 года по распоряжению В. И. Ленина она была отправлена вместе с «Макрелью» в   Астрахань. Позднее туда же прибыли «Окунь» и «Касатка» — эти четыре лодки составили дивизион   Каспийской военной флотилии.

В 1848 году началась датско-немецкая война. Немцам, флота которых практически не существовало, нечего было противопоставить датским кораблям, которые блокировали германское побережье. Вот тогда-то капрал баварской армии Бауэр и предложил построить подводную лодку для прорыва блокады. Средства на сооружение «морского ныряльщика» — так Бауэр назвал свое детище (16) — дали шлезвиг-голштинская армия и некоторые частные лица. В 1851 году в Кильской бухте начались испытания этого корабля, завершившиеся тем, что он... затонул. Бауэр и два члена экипажа чудом спаслись, а лодка осталась лежать на дне бухты.

В 1887 году ее подняли и поместили на почетном месте в Кильской военно-морской академии.

Неудача не обескуражила Бауэра, который начал обивать пороги морских ведомств Австро-Венгрии, США, Франции, Англии. В 1853 году он объявился в России, где за казенный счет построил лодку (7), затонувшую впоследствии в Финском заливе.

В то время как в США, России и Франции первые подводные корабли создавались при участии и под надзором морских ведомств, в Англии развитие подводного дела находилось всецело в руках частных лиц. Так, в 1878 году ливерпульский изобретатель Гаррет построил четырехметровую подводную лодку с ручным приводом. Поощренный успехом первых испытаний, он на следующий год соорудил вторую лодку — «Резургам» (17), длиной 15 м и диаметром 1,5 м.

Интересной особенностью «Резургама» была силовая установка. Она состояла из паровой машины и котла, рассчитанного на давление в 10 атм. Перед погружением давление поднимали до предела и наглухо закрывали топку и дымовую трубу. По мере расходования пара давление в котле падало, вода же продолжала кипеть за счет запасенного в ней тепла. Двигаясь таким образом, корабль мог проходить под водой около 20 км.

«Резургам» затонул в 1880 году во время испытания. Но незадолго до его гибели на испытаниях довелось побывать шведскому изобретателю оружия Норденфельту, который предложил Гаррету работать совместно. Результатом этого сотрудничества и была первая подводная лодка Норденфельта (18) длиной 19,5 м и водоизмещением 60 т. Она имела силовую установку, которая принципиально не отличалась от установки «Резургама», хотя и содержала некоторые важные усовершенствования. Так, в носовой и кормовой частях корпуса были установлены две цистерны высокого давления, в которых во время надводного хода запасалась перегретая в котле вода. Общего запаса энергии в котле и цистернах должно было хватать на 25-километровый подводный переход. На поверхности дальность плавания составляла 280 км при скорости 9 узлов.

Норденфельтовская лодка была аппаратом легче воды. Погружаться и маневрировать в вертикальной плоскости ей помогали два непрерывно работающих вертикальных гребных винта, расположенных по бортам в центральной части корпуса. В случае их отказа лодка автоматически должна была всплывать на поверхность. Вооружение лодки — торпеда Уайтхеда, управляемая мина и скорострельная пушка системы Норденфельта.

21-25 сентября 1885 года лодка демонстрировалась в Карлскруне военно-морским атташе почти всех государств. Хотя эту демонстрацию трудно было назвать успешной, лодку поспешила приобрести Греция.

Одновременно с Гарретом и Норденфельтом над постройкой подводной лодки в Англии работали еще два инженера — Кемпбелл и Аш. Их «Наутилус» (19) — чисто электрическая подводная лодка длиной 18 м и водоизмещением 50 т — был первым в мире двухвинтовым подводным кораблем. Механизм погружения-всплытия «Наутилуса» состоял из восьми цилиндров с поршнями, выдвигая и вдвигая которые с помощью механического привода можно было изменять подводный объем лодки. Вооружение ее состояло из двух палубных торпедных аппаратов. Чтобы атаковать врага, два водолаза должны были выходить через шлюзовую камеру на палубу и производить выстрелы.

«Наутилус» испытывался на Темзе, однако ненадежность действия цилиндров с поршнями, забивавшихся илом и грязью, побудила Адмиралтейство отказаться от приобретения корабля.

Не нашел практического применения и другой проект того времени — подводная лодка испанского капитана Пераля (20). Она представляла собой весьма совершенный по тем временам корабль длиной 21 м и с подводным водоизмещением 87 т. Два винта приводились в действие электромоторами мощностью 30 л. с. каждый и сообщали лодке подводную скорость в 8 узлов. Дальность плавания под водой должна была составлять около 800 км. Оружие лодки — торпедный аппарат для стрельбы торпедами Шварцкопфа.

В сентябре 1888 года лодка Пераля была спущена на воду. Конечно, в ходе испытаний обнаружилась масса мелких недостатков, но в целом Пераль выполнил все, что обещал. Он заставлял свой корабль погружаться, всплывать, маневрировать, атаковать цель. 27 августа 1889 года все три торпеды, выпущенные из-под воды с расстояния 500 м, достигли цели — стоявшего на якоре судна-мишени. 23 июня 1890 года состоялась последняя проверка. В подводном положении лодка произвела дневную и ночную атаки на крейсер «Колонь». Обе они оказались удачными, и тем не менее корабль Пераля был предан полному забвению. Сам изобретатель умирает в 1895 году, а через три года вспыхивает испано-американская война, о которой спустя 60 лет историк скажет: «Если бы тогда у испанцев было 40-50 лодок Пераля, исход войны мог оказаться совсем иным...»

Г. Смирнов Под редакцией Героя Советского Союза вице-адмирала Г. И. Щедрина