Предисловие

«"Ямато", неся на носу огромный бурун, также шел на своей максимальной скорости. Сколько раз мы его видели, но снова замерли от како­го-то мистического ужаса, глядя, как несется по морю это 72000-тонное бронированное чудо­вище. Наша вера в "Ямато" была почти религи­озна. Это чувство еще более укрепилось, когда линкор вернулся целым и невредимым из залива Лейте, хотя его однотипный близнец "Мусаси" погиб в этом сражении. Сейчас на борту "Ямато" находился контр-адмирал Нобуеи Морисита, в качестве начальника штаба вице-адмирал Ито. Именно он командовал "Ямато" во время боя в заливе Лейте, и я надеялся, что удача будет сопутствовать всем нам и на этот раз. Кто же мог подумать, что этот величайший из всех когда-либо построенных боевых кораблей может быть потоплен всего за два часа?» — писал командир японского крейсера «Яхаги» капитан 1 ранга Тамеите Хара, ставший свидетелем потопления линкора «Ямато».

«Мы огляделись по сторонам и увидели "Ямато" еще идущего своим ходом. Какой это был прекрасный вид! Внезапно, где-то из района ва­терлинии линкора, вырос столб дыма, окутавший весь корабль и сделавший его похожим на гору Фудзияма с заснеженной вершиной. Мы оба за­кричали от ужаса. Вслед за белым дымом появил­ся черный, столб которого, окутав корабль, огром­ным грибом поднялся на высоту около 2000 мет­ров. Когда дым рассеялся, мы увидели, что на поверхности воды нет ничего. "Ямато" исчез. Страшный взрыв, произошедший в 14:23 в седь­мой день апреля 1945 г., был сигналом конца "непотопляемого" символа Императорского флота Японии.»

«Ямато» и «Мусаси» были крупнейшими и наиболее сильно вооруженными и защищенны­ми из когда-либо построенных линкоров перед второй мировой войной.

В предлагаемой брошюре собраны малоиз­вестные широкому читателю сведения о проек­тировании, постройке, внутреннем устройстве, системах бронирования и вооружения этих уни­кальных линейных кораблей, прослеживается их судьба и рассматриваются обстоятельства их гибели в конце второй мировой войны.

Программа Марусаи

Спустя несколько лет после окончания первой мировой войны, в военно-морских кругах ведущих стран мира снова возобла­дало, после недолгого увлечения идеей «мос­китного флота», мнение, что линейные ко­рабли, предназначенные для боя в сомкнутом боевом порядке, все еще являются основной силой флота.

Именно у линейного корабля наступа­тельные и оборонительные боевые средства максимально допустимых величин сосре­доточены в наиболее рациональной степени; применительно к линкору на первом месте стоят артиллерия, бронирование и непотоп­ляемость, на втором — скорость хода.

Требование о максимально возможном одновременном усилении наступательных средств и средств защиты тем легче выпол­нимо, чем больше линейный корабль, так как на более крупном корабле можно выделить всем этим средствам значительный процент от общей массы корабля; этим и объясняется рост водоизмещения линейных кораблей в ходе их эволюции.

Адмирал Т.Като, выступая на очередном заседании парламента Японии, говорил:

«Чем больше мы изучаем опыт войны, тем сильнее становится убеждений, что пос­леднее слово при ведении войны на море остается за линейными силами и крупными орудиями».

Взяв курс на усиление вооруженных сил, Япония в 1934 г. решила больше не придерживаться Лондонского соглашения 1930 г. об ограничении морских вооружений и приняла так называемую Программу Мару­саи, согласно которой для императорского флота предполагалось построить ряд новей­ших боевых кораблей, в том числе и не­сколько линкоров, причем первостепенное значение придавалось не количеству, а ка­честву новой боевой техники. В основу раз­работки новых суперлинкоров положили идею превосходства над аналогичными аме­риканскими кораблями, которые, по оценке японских специалистов, вследствие обяза­тельного условия прохождения через Панам­ский канал, должны были иметь ограни­ченные тактико-технические элементы: водоизмещение, не превышающее 63000 т, вооружение — не более десяти 406-мм ору­дий и скорость хода до 23 уз.

В основу разработки проекта линейных кораблей Программы Марусаи легла концепция, согласно которой при затрате оди­наковых средств на строительство флота преимущество теоретически имеет страна, располагающая меньшим числом линкоров с большим водоизмещением каждого отдель­ного корабля; боевая мощь возрастает с уве­личением водоизмещения значительно быстрее, чем его стоимость.

Проектирование

В октябре 1934 г. Управление корабле­строения императорского флота получило задание от Главного морского штаба ВМС Японии рассмотреть вопрос о созда­нии нового линкора. Первый вариант про­екта закончили уже 10 марта 1935 г. По этому варианту, получившему обозначение А140, предполагалось построить корабль стандартным водоизмещением 69500 т, дли­ной 295 м, вооруженный девятью 460-мм орудиями с носовым расположением трехорудийных башен. Его паротурбинная меха­ническая установка мощностью 200000 л.с. теоретически обеспечивала линкору ско­рость 31 уз.

Однако выяснилось, что японские ма­шиностроители не готовы к производству столь мощных (по 50000 л.с. на вал) тур­бин. Следует отметить, что 16 вариантов проекта предусматривали носовое распо­ложение орудий главного калибра по об­разцу английских линейных кораблей типа «Нельсон», построенных в 1927 г.

В июне 1936 г. заканчивается разработка предпоследнего варианта проекта, который предусматривал использование четырехвальной паротурбодизельной установки мощностью 135000 л.с.; из них 60000 л.с. приходилось на дизели, принятые в качестве главных двигателей во всех вариантах про­екта, начиная со второго. Конструкторы предполагали установить двухтактные ди­зели двойного действия мощностью свыше 10000 л.с. каждый.

К этому времени в Японии создали мощные двухтактные дизели, которые ус­тановили в качестве главных двигателей на плавучей базе подводных лодок «Тайгей» и на судах снабжения «Цуругизаки» и «Такасаки». В частности, на плавучей базе «Тайгей», имевшей водоизмещение 10500 т, стояло два четырехцилиндровых дизеля мощностью по 7000 л.с., которые обес­печивали судну скорость 20 уз, а на одно­типных двухвинтовых базах «Цуругизаки» и «Такасаки» водоизмещением по 13000 т установили восьмицилиндровые дизели суммарной мощностью 39000 л.с., обеспе­чивавшие скорость 29 уз.

Через два месяца после окончания предпоследнего варианта проекта перед конструкторами возникла непредвиденная трудность — в процессе эксплуатации выя­вились серьезные неполадки в новых дизе­лях. Это заставило проектировщиков отка­заться от первоначальных намерений и внести предложение — установить на линей­ном корабле в качестве главных двигателей только паровые турбины общей мощностью 150000 л.с. Всего в период с 1934 по 1937 г. было выполнено 25 вариантов проекта, большинство из которых имели 460-мм орудия главного калибра (только в двух случаях предусматривались 406-мм орудия).

Проект линкора, одобренный в рамках Третьей программы пополнения флота Японии (принятой в 1937 г.) разрабатывался под руководством вице-адмирала К.Фукуда. Окончательный вариант проекта был готов в марте 1937 г. Линейный корабль имел следующие проектные тактико-технические элементы (К сожалению, наиболее ценная часть документации по этим кораблям пропала после капитуляции Японии в августе 1945 г., и поэтому приводимые ниже данные не могут претендовать на абсолютную достоверность, особенно в части проектирования и конструкции):

Длина, м:

наибольшая.....263,0

по ватерлинии..256,0

между перпендикулярами244,0

Ширина, м:

наибольшая.......38,9

по ватерлинии...36,9

Высота борта на миделе, м18,9

Осадка, м.10,6

Водоизмещение, т:

стандартное....65700

полное....72800

Коэффициент общей полноты..0,596

Метацентрическая высота, м........2,7

Угол заката диаграммы статической

остойчивости, град.......70

Период бортовой качки, с......16—18

Вооружение: число орудий х калибр, мм:

главный калибр........9x460

противоминный калибр..12x155

универсальный калибр....12x127

зенитные орудия......24x25

зенитные пулеметы...4x13

Гидросамолеты, шт........7

Катапульты, шт.....2

Бронирование, мм:

борт...410

главная палуба...200—230

барбеты........50—550

башни главного калибра......190—650

траверзы....300

боевая рубка........300—510

Мощность четырехвальной паротурбинной

установки, л.с.......150000

Скорость, уз.....27,0

Запас топлива, т.......6400

Дальность плавания при скорости

16 уз, мили.......7200

Численность экипажа, чел.......2300

Заказ на два первые корабля, получив­ших наименования «Ямато» и «Мусаси», выдали немедленно после завершения про­ектных работ, тогда как два другие («Синано» и № 111) заказывались уже по Чет­вертой программе пополнения флота, при­нятой в 1939 г. Эти линейные корабли незначительно разнились от первых двух. Ос­новное отличие состояло в уменьшении тол­щины бронирования вследствие примене­ния более стойкой поверхностно закаленной (цементированной) брони, изготовленной по технологии, разработанной в Японии и в установке 100-мм зенитных орудий образца 1938 г. вместо принятых на первых двух ко­раблях орудий калибром 127-мм.

Внешний вид кораблей типа «Ямато» соответствовал общепринятым для боль­шинства японских кораблей канонам. Не­ровную линию (с «горбом» в средней час­ти) седловатости японских боевых кораб­лей можно считать функциональной необ­ходимостью, а не данью восточной тради­ции. Японские судостроители придержи­вались принципа, что высота надводного борта в носовой оконечности должна оп­ределяться требованиями к обеспечению мореходности, а кормовую оконечность нуж­но проектировать как можно ниже; высота же борта в средней части регламентирова­лась сочетанием требований к удобству размещения вооружения и механизмов с требованиями к остойчивости. Кроме того, понижение надводного борта за пределами средней части способствовало уменьшению массы корпуса без снижения общей про­дольной прочности. Все это и приводило к искривленным линиям верхней палубы, характерным для японского кораблестро­ения. Высота надводного борта проекти­руемого линкора в носу составила 10 м, а в корме — 6,4 м.

Корабли имели очень высокий коэф­фициент полноты мидель-шпангоута (0,974), плоское днище и два руля, распо­ложенных в диаметральной плоскости, при этом вспомогательный руль, находился в нос от главного. Отличительной особенностью линкоров являлась и относительно малая осадка, соответствующая условиям плава­ния в прибрежных водах Японии.

Хотя начальная метацентрическая вы­сота составляла 2,7 м, а угол заката диаг­раммы остойчивости равнялся 70°, все же оба линкора перед гибелью опрокинулись.

Это обстоятельство никак нельзя отнести на счет недостаточной остойчивости, поскольку к моменту гибели оба корабля имели сильные повреждения, были лишены почти всех средств борьбы за живучесть, и поэтому экипажи не смогли вывести их из опасного состояния.

В отличие от громоздких пагодообразных надстроек, традиционной особенности японских линкоров, башенноподобную но­совую надстройку кораблей типа «Ямато» значительно упростили, придав ей обтека­емую форму. Площадь надстройки по фрон­ту и бортам составляла соответственно 162 и 371 м2; состояла она из башни с внутрен­ним цилиндром. Сама башня имела почти прямоугольную форму, насчитывала 11 яру­сов (считая от верхней палубы) и возвы­шалась над ватерлинией на 38,1 м. В ней располагались: штурманская рубка, сиг­нальный, пеленгаторный, контрольный и навигационный посты, боевая и ходовая рубки, посты наблюдения за подводными лодками. Внутренний цилиндр диаметром 1,5 м, выполненный из броневой стали тол­щиной 20 мм, служил для прокладки линий связи, а также шахтой 4-местного лифта.

Посты управления огнем противомин­ной и зенитной артиллерии располагались в кормовой надстройке. «Ямато» стал пер­вым японским кораблем, оборудованным, хотя и не для всех жилых помещений, сис­темой кондиционирования воздуха.

Ходовым качествам линейных кораблей типа «Ямато» уделялось очень много внима­ния. С целью выбора наилучших обводов корпуса в бассейне научно-исследователь­ского института ВМС в Токио было испыта­но 50 моделей. Это привело к значительно­му отступлению от существовавших тогда в японской практике правил, в частности — к отказу от клиперской формы носовой оконечности в пользу бульбообразной. На осно­вании обширных модельных испытаний были выбраны оптимальные обводы носо­вого бульба, форма кронштейнов гребных валов и линий установки скуловых килей. Все это позволило снизить сопротивление движению в пределах 5—8%, что означало уменьшение потребной мощности примерно на 16000 л.с. при скорости 27 уз.

Линейные корабли типа «Ямато» про­ектировались с таким расчетом, чтобы они удовлетворяли высшим требованиям, предъ­являемым к живучести. Так, например, в случае затопления всех незащищенных бро­ней отсеков плавучесть неповрежденной бронированной цитадели должна была обес­печить нахождение корабля на плаву и сох­ранение остойчивости с углом заката диа­граммы в 22°. В случае затопления всех пустых отсеков одного борта угол крена не должен был превысить 18°.

С целью снижения массы заклепочных соединений и повышения их прочности вся наружная обшивка в средней части корабля соединялась внакрой, а в оконеч­ностях, где шероховатость оказывает наи­более сильное влияние на скорость кораб­ля, соединение листов обшивки выполня­лось вгладь на стыковых планках. Принятая смешанная схема заклепочных соединений обшивки хорошо зарекомендовала себя в дальнейшем.

Для уменьшения массы корпуса преду­сматривались меры по использованию бро­нирования в качестве элементов набора. Например, нижняя часть бортовой брони выполняла двойную функцию: защиты ко­рабля и прочной продольной связи корпуса. Такое конструктивное решение стало при­меняться в японском флоте '(вначале для броневых листов средней толщины) с тех пор, как ведущий японский кораблестроитель доктор Хигара использовал впервые этот способ в 1925 г. на тяжелом крейсере «Фурутака», тактико-технические элементы которого произвели сильное впечатление на судостроительные и военно-морские круги других стран.

Кроме того, для изготовления неот­ветственных конструкций корпуса широко использовалась электросварка. С ее по­мощью выполнили большую часть работ по монтажу надстроек. Общая длина свар­ных швов достигла 500 тыс. м. При этом израсходовали свыше 750 тыс. электродов. В продольных элементах набора широко ис­пользовалась сталь повышенной прочности СД (сталь «Дукол»), близкая по своим меха­ническим свойствам к гомогенной броне. Она служила определенной защитой от ос­колков и допускала более высокие нагрузки, что позволило снизить общую массу корпуса. Поскольку сталь СД относили к высо­копрочным, то допускаемые напряжения принимались более высокими, чем при при­менении обычной судостроительной стали. Двойная диаметральная переборка иг­рала важную роль в обеспечении продоль­ной прочности и, кроме того, служила про­межуточной опорой для бронированной главной палубы, что позволило несколько снизить массу ее опорных конструкций.

Бронирование и конструктивная защита

Линейные корабли типа «Ямато» имели более мощное бронирование, чем все дру­гие линкоры за всю историю корабле­строения, однако при этом следует отме­тить, что, за исключением румпельных от­делений и палубной брони в оконечно­стях, броневая защита ограничивалась цитаделью, занимавшей всего 54% от длины корабля по ватерлинии. С целью повышения защитных свойств при попадании снарядов с больших дистанций (при больших углах падения) бортовая броня располагалась с развалом под углом 20°.

Главный броневой пояс (сталь марки ВЗ) имел толщину 410 мм, ширину 5500 мм (из них 3000 мм выше ватерлинии) и доходил до уровня главной палубы, а в районе носо­вых башен главного калибра поднимался несколько выше. Броня типа В3 применялась только на линейных кораблях типа «Ямато» и только для плит толщиной свыше 280 мм. К моменту постройки этих кораблей японцы еще не разработали удовлетворительного способа насыщения углеродом поверхност­ного слоя броневых плит (цементации), так что броня типа В3 имела достаточно высо­кое содержание углерода и поэтому оказа­лась излишне хрупкой. Очень интересной особенностью схемы защиты можно считать наличие подводного броневого пояса, на­чинающегося у нижней кромки главного пояса и служившего одновременно про­тивоторпедной переборкой. Этот пояс в рай­оне машинно-котельных отделений имел толщину 200 мм, уменьшающуюся у днища до 75 мм, а в районе башен главного калибра увеличивающуюся до 175 и 270 мм. Идея ус­тановки мощного пояса бортовой брони в подводной части, предназначавшегося для защиты от бронебойных снарядов при близких промахах, когда снаряд уходил под воду и попадал в борт корабля ниже ватерлинии, зародилась в Японии еще в 1923 г.

Этой идеей не воспользовалась ни одна из стран, вероятно, из-за большой секрет­ности работ в Японии. В целом бортовое бронирование рассчитывалось на защиту при попадании 460-мм снаряда на дистанции 20—30 тыс. м.

Нижняя часть сильно наклоненных к оконечностям (под углом 30° к вертикали)

необычайно ломанных по форме траверзов имела толщину 270 мм (такую же, как и под­водный броневой пояс), а их верхняя часть выполнялась из броневых плит толщиной 300 мм. За траверзами установили по одной (также наклоненной) противоосколочной переборке толщиной 16 мм.

Наиболее мощно была защищена боевая рубка. Толщина ее стенок составляла 500 мм, крыши — 200 мм, пола — 75 мм, а идущая к ней от главной палубы цилиндрическая шахта имела толщину стенок 300 мм. Глав­ный пост управления огнем защищался 150-мм плитами. Этим и ограничивалось бронирование носовой части надстройки. Отказ от полного ее бронирования привел впоследствии к очень большим потерям лич­ного состава от взрывов бомб и огня круп­нокалиберных пулеметов американских са­молетов, атаковавших «Ямато» в его послед­нем походе.

Главная броневая палуба располагалась не у нижней кромки главного пояса бортовой брони, как это было принято ранее, а у верхней кромки этого пояса, и имела скос у бортов под углом 7°. Такой «подъем» бро­невой палубы позволил разместить главные двигатели и котлы, имевшие значительную высоту, а также уменьшить площадь глав­ного пояса, который не доходил до уровня броневой палубы. Такой же «подъем» па­лубы находился перед барбетом второй башни главного калибра. Позади барбета наклон шел под более крутым углом, и поэтому здесь толщину плит увеличили до 320 мм. Горизонтальная часть главной броневой палубы имела толщину 200 мм, а ее наклонные участки — 230 мм. Это считалось достаточным для противодейст­вия 1000-кг бронебойной авиационной бомбе, сброшенной с высоты 3500 м. Жиз­ненно важные части корабля имели допол­нительное бронирование из плит толщиной 35—50 мм.

По всей длине цитадели под главной палубой на расстоянии 700 мм находилась противоосколочная палуба толщиной 10 мм. Этот дополнительный настил предназначал­ся только для защиты от осколков, которые могли образоваться от крепежных болтов и заклепочных головок, если бы в броневую палубу попала бомба или снаряд.

Толщина брони главной палубы в районе дымоходов (участок размером 14x15 м) была увеличена до 380 мм и для прохода газов имела не колосники, как обычно, а пер­форацию диаметром 180 мм с общей пло­щадью отверстий 45% от площади плиты. Такая защита эквивалентна примерно 152-мм броневой плите, что меньше толщины окру­жающей дымоходы палубы, поэтому нахо­дящаяся над дымоходами носовая часть наклоненной в корму трубы покрывалась броней толщиной 50 мм, защищающей как щитом это слабое место. С кормы роль тако­го же щита выполняла массивная кормовая башенноподобная надстройка. Эти меры позволили значительно снизить массу защи­ты дымоходов.

Какая-либо броневая преграда выше главной палубы отсутствовала. Исключение составляли небольшие броневые настилы толщиной 50 мм в средней части и 35 мм у бортов, прикрывавшие броневые траверзы.

Толщина фронтальных плит барбетов башен главного калибра равнялась 560 мм, а бортовых — 410 мм, что теоретически позволяло противостоять разрушительной кинетической энергии 1460-кг снаряда, ударившегося о барбет со скоростью около 500 м/с.

Главное румпельное отделение брони­ровалось следующим образом: бортовые плиты — 360 мм, кормовая — 350 мм, верх­няя — 200 мм, палуба — 25 мм. Располо­женное ниже и немного в нос вспомогатель­ное румпельное отделение имело несколько более слабую броневую защиту: бортовые части — 300 мм, кормовая часть (частично прикрываемая главным румпельным отделе­нием) — 250 мм. Горизонтальная защита — те же 200 мм, а толщина палубы уменьшена до 20 мм. Крыша и торцевые стенки аварий­ного рулевого поста, размещавшегося над главным румпельным отделением, имели бронирование толщиной 200 мм.

Днища артиллерийских погребов при­крывались броней толщиной 50—80 мм. Такое своеобразное тройное дно увеличи­вало защиту погребов от взрыва мины или торпеды.

К числу технических новинок относи­лись: изготовление броневых плит макси­мально возможного размера и использование нового технологического процесса, позволявшего довести глубину цементации до 140 мм при весьма незначительных расхо­дах. Теоретически сопротивление действию снаряда различных частей броневой плиты не одинаково. Оно меньше у краев, и поэто­му чем больше размер плиты, тем выше ее сопротивление. На линейных кораблях типа «Ямато» бортовые бронеплиты имели раз­меры 5,9x3,6 м и весили по 68,5 т каждая. Общая же масса брони достигала 33,1% от стандартного водоизмещения.

Противоторпедная конструктивная за­щита соответствовала классической схеме: камера расширения, камера поглощения и фильтрационная камера. Первые две камеры образовывали бортовые були с двойной обшивкой, идущие от ватерлинии до днища. Продолжением главного броневого пояса являлась броневая переборка толщиной 50— 270 мм, установленная под углом 14—25°. За ней в районе башен главного калибра находилась продольная переборка толщиной 14 мм, а в районе машинно-котельных отделений (МКО) — еще одна продольная переборка толщиной 16мм. Общая глубина противоторпедной защиты на уровне 3 м ниже ватерлинии составляла 5 м.

Дополнительной мерой для повышения непотопляемости являлась установка по всей длине цитадели продольной переборки, от­стоящей от диаметральной плоскости на расстоянии 8 м, а также устройство двойной продольной переборки в районе МКО. Все переборки, расположенные за броневым поясом, шли от днища до главной палубы.

Принятая система противоторпедной защиты проектировалась для противодей­ствия заряду тротила массой 400 кг на осно­ве испытаний, проведенных во время модер­низации линейного корабля «Нагато». При этом использовались натурные кессоны и модели в масштабе 1:3 и 1:5, поскольку узлы и соединения трудно было воспроизвести на меньших моделях.

Сохранению плавучести в случае полу­чения в бою повреждений способствовало увеличение количества водонепроницаемых отсеков. Корпус корабля разделялся на 24 главных водонепроницаемых отсека; при этом почти все главные поперечные пере­борки доходили до верхней палубы. Всего корабли типа «Ямато» имели 1147 отсеков, из которых 1065 находилось ниже главной броневой палубы.

Система контрзатопления и осушения корабля проектировалась исходя из следу­ющих требований: крен и дифферент (в пре­делах 4° и 2,3 м), возникающий при попа­дании первой торпеды, должны вырав­ниваться в течение 5 мин с момента начала борьбы за живучесть; крен и дифферент при попадании второй торпеды берется под конт­роль в пределах 12 мин.

По проекту крен в 9,8° выравнивался контрзатоплением отсеков противополож­ного поврежденному борта, еще в 4,5° — с помощью перекачки топлива, однако, мож­но предположить, что линейные корабли типа «Ямато» можно было поставить на ров­ный киль такими способами даже при кре­не в 18,3°.

Почти по всей длине корпуса (кроме МКО) корабли типа «Ямато» имели тройное дно; в районе МКО — двойное.

Вооружение

Работы по созданию корабельных орудий особо крупного калибра в Японии начались с 20-х годов, во время проектирования лин­коров типа 13 по так называемой программе «8—8», согласно которой планировалась постройка 8 линейных кораблей и 8 линей­ных крейсеров.

Эти корабли планировалось вооружить восемью 460-мм орудиями. Было изготов­лено два таких орудия с длиной ствола 45 калибров.

Проектирование артиллерийской си­стемы типа 94 калибром 460 мм возобновилось в 1934 г. под руководством инженера С.Хада и закончилось в 1939 г.; в том же году начался ее серийный выпуск. С целью дез­информации указывался заниженный калибр в 40 см. Всего изготовили 27 орудий.

Характеристики орудий главного калибра

Калибр, мм..460

Общая длина ствола, мм.......21300

Конструкция ствола.....навивной проволочный;

дульная часть имела че­тыре слоя, камора ство­ла - пять

Вид нарезки.........винтовая равномерная, с од­ним витком на длине 28 ка­либров

Количество нарезов72

Глубина нарезов, мм46

Тип замка..поршневой

Начальная скорость снаряда, м/с:

бронебойного...780

фугасного........605

Длина снаряда, мм.........1955

Масса снаряда, кг1330

Максимальная дальность стрельбы

(при угле возвышения 45°), м.........42050

Время полета снаряда на максимальную

дальность, с.98,6

Скорострельность, выстр./мин....1,5

Живучесть ствола, выстр.........200—250

Вначале изготовили опытный образец трехорудийной установки с орудиями типа 94. После испытаний на полигоне присту­пили к изготовлению серийных орудий. Шесть таких систем установили на «Ямато» и «Мусаси». Для линкора «Синано» успели собрать еще одну полностью готовую артсистему, а одна осталась незаконченной.

Количество боезапаса главного калибра на линкорах типа «Ямато» составляло 100 выстрелов на ствол. Система подачи к ору­диям была несколько необычной — по 60 снарядов для каждого ствола хранилось в погребах во вращающейся части башен. Японские специалисты считали, что такого количества выстрелов вполне достаточно для одного морского боя. Снарядные погреба на­ходились непосредственно под главной па­лубой. Были предусмотрены системы их оро­шения и затопления через кингстоны с гид­роприводом (время затопления — 20 мин).

Башни главного калибра имели линей­но-возвышенное расположение. Оси ство­лов орудий первой башни, расположенной на расстоянии 72,5 м от форштевня, возвы­шались над ватерлинией на 11,28 м, второй башни — на 14,38 м. Благодаря большей высоте надводного борта в кормовой части, чем в носовой, орудия третьей башни были подняты на высоту 12,95 м (на 1,67 м боль­ше, чем первой).

Поворотная часть каждой башни мас­сой 2510 т вращалась на катках по погону наружным диаметром 13050 мм, закреп­ленному на цилиндрической опоре с тол­щиной броневой стенки 50 мм, опирав­шейся на настил второго дна. Каждый ствол имел свою люльку, что обеспечива­ло независимое наведение.

Башня имела два механизма поворота, причем вместо обычной в японском флоте червячной передачи была принята шесте­ренчатая. Ее приводом служили два гид­ромотора мощностью по 500 л.с. Верти­кальная наводка каждого ствола осущест­влялась главным силовым гидроцилинд­ром, а вспомогательный гидроцилиндр служил для компенсации смешения узла крепления главного штока к казенной части ствола. Предусматривался ручной стопор положения ствола.

Характеристики башни главного калибра

Толщина бронирования, мм:

лобовая стенка.........650

крыша..270

боковая стенка.........250

задняя стенка.190

Масса бронирования башни, т.790

Масса трех стволов с зарядными

механизмами, т......495

Угол возвышения, град..+45

Угол снижения, град........-5

Угловые скорости, град./с:

поворота башни.2

подъема ствола.10

Лобовая броня башен линкоров типа «Ямато» остается абсолютным рекордом броневой защиты на корабле. Толщину задней стенки второй башни увеличили, для уравновешивания, до 460 мм. Толщи­ну крыш башен выбирали «с запасом», что показывает, насколько японские конструк­торы хотели сделать башни неуязвимыми.

Орудия и башни главного калибра изготавливались в военно-морском арсена­ле в Куре и для их доставки в Нагасаки в 1940 г. пришлось построить специальное транспортное судно «Касино» водоизме­щением около 11000 т, длиной 135 м, со скоростью хода 14 уз и вооружением, сос­тоящим из двух 120-мм зенитных орудий. Оно имело три огромных трюма. Орудийные стволы размещались в носовом трюме, части барбета — в среднем, а в кормовом распо­лагались остальные части и механизмы. Орудия и башни главного калибра хранились на судне до момента их установки на линко­ры и тем самым были скрыты от посто­ронних глаз.

Барбеты башен доводились до главной палубы и имели толщину от 380—550 мм. Дополнительной защитой в этом случае служила упоминавшаяся выше цилиндри­ческая опора погона. Это излишнее, по мне­нию иностранных специалистов, брони­рование так и осталось загадкой, так же, как и устройство бронированного дна в погребах главного калибра.

В комплекс управления огнем главного калибра типа 98ЛА входили четыре 15-метровых дальномера: один под башенкой главного директора (визира центральной наводки) на командно-дальномерном пос­ту и по одному на каждой башне, а также один 10-метровый дальномер на кормовом командно-дальномерном посту. Дальномер на башенке главного директора был стро­енным и в него входила одна стереоско­пическая система. Ни один из флотов мира не имел дальномеров с такой большой оп­тической базой. В каждой башне имелся также перископ. Отмечалось, что японская оптическая система управления огнем не намного уступала радиолокационной сис­теме союзников начала 40-х годов.

В мае 1944 г. на «Ямато» и «Мусаси» установили одну радиолокационную станцию типа 21, две — типа 13 и две — типа 22. Антенна станции 1,5-метрового диапазона двойного назначения (поверхность — воз­дух) возвышалась над водой на 32,5 м и имела дальность обнаружения цели по горизонту 50000 м. Точность по дальности составляла ±2 км, угловая точность — ±5°. Кроме того, на каждом из кораблей на­ходилось по два прибора радиоэлектрон­ного противодействия. Японское радио­электронное оборудование значительно уступало аналогичному английскому и аме­риканскому и отставало от него, по оценке специалистов, на пять лет. Установили на линкорах и шумопеленгаторные станции, позволявшие обнаруживать вражеские подводные лодки при остановке корабля или при его движении малым ходом.

Снаряды главного калибра немногим отличались от европейских. Бронебойный снаряд типа 91 был спроектирован для входа в воду под углом 17° неподалеку от корабля противника и поражения его подводной части. Такой снаряд на дистанции не более 20 тыс. м теоретически мог пробить вер­тикальную броню толщиной 570 мм, а го­ризонтальную — 420 мм. Артиллерийские системы главного калибра обладали хоро­шими баллистическими качествами. Рассеи­вание залпа из 4—5 стволов на максималь­ной дальности стрельбы находилось в преде­лах 450—550 м. При полном бортовом залпе этот показатель увеличивался незначительно.

Противоминная артиллерия состояла из четырех трехорудийных башенных уста­новок калибра 155 мм с длиной ствола 60 ка­либров. Две башни размещались по концам надстроек на высоких барбетах для стрельбы поверх башен главного калибра и две — побортно на верхней палубе в районе дымовой трубы. Небольшие по размерам корпуса башен имели толщину лобовой брони 75 мм, толщину боковых стенок и крыши 25 мм. 75-мм барбеты опирались на главную палубу. Дальность стрельбы составляла 27400 м, скорострельность — 5 выстр./мин, живу­честь ствола — 250—300 выстрелов, угол возвышения — +55°, угол снижения - 10°, угловая скорость поворота — 5 град./с, масса снаряда — 55,9 кг, масса заряда — 19,5 кг. Боеприпасы подавались вручную, для чего требовалась специально подготовленная прислуга.

Известно, что у каждого корабля име­ется своя «ахиллесова пята». Существовала она и у «неуязвимых» линейных кораблей типа «Ямато». Ею были башни 155-мм противоминной артиллерии, имевшие очень слабую броневую защиту. Авиабомба или тяжелый бронебойный снаряд легко могли пробить броню башни и пролететь вплоть до погребов боезапаса, причем снаряд при определенных углах попадания мог «зале­теть» прямо в погреб главного калибра, естественно, с гибельными последствиями.

Универсальный калибр состоял из шести двухорудийных полубашенных установок типа 89 калибра 127 мм с длиной ствола 40 калибров. Они располагались на надстройке, у дымовой трубы, по три установки на борт. Дальность стрельбы равнялась 14800 м, ско­рострельность— 14 выстр./мин, живучесть ствола— 800—1500 выстр., угол возвыше­ния — +90°, угол снижения - 8°, угловая скорость поворота — 16 град./с, масса сна­ряда — 23 кг, масса заряда — 4,0 кг.

По проекту на корабль устанавливалось восемь трехорудийных зенитных автома­тических установок типа 96 калибра 25 мм с длиной ствола 60 калибров. Четыре авто­мата, защищенные от дульных газов орудий главного калибра, располагались в гнездах на носовой части надстройки, а остальные — на кормовой. Дальность стрельбы по горизонта­ли составляла 6800, по вертикали — 5000 м, скорострельность — 22 выстр./мин, масса снаряда — 250 г, численность расчета — 9 человек.

На каждом корабле имелось по два спаренных крупнокалиберных пулемета типа 93 калибра 13 мм, установленных на носовой надстройке. Их скорострельность равнялась 450 выстр./мин, дальность стрель­бы по горизонтали — 6000, по вертикали — 4000 м.

В процессе службы, с учетом опыта боевых действий, когда авиация приобретала все большее значение, артиллерийское зенитное вооружение линейных кораблей неоднократно усиливалось: «Ямато» до­вооружался четыре, а «Мусаси» — три раза.

В окончательном виде артиллерийское вооружение линейных кораблей составляло: «Ямато» — 9 460-мм, 6 155-мм, 24 127-мм, 152 25-мм орудия, 4 13-мм пулемета; «Мусаси» — 9 460-мм, 6 155-мм, 12 127-мм, 130 25-мм орудий, 4 13-мм пулемета.

Во время войны, кроме усиления зенит­ной артиллерии с переделкой ее системы управления огнем, изменили систему управления рулевым приводом и снизили вместимость топливных цистерн.

Авиационное вооружение состояло из семи двухместных гидросамолетов — раз­ведчиков-корректировщиков типа «О» (обоз­начение союзников «Пете») со скоростью 230 км/ч. Они размещались со сложенными крыльями в ангаре под квартердеком и под­нимались наверх с помощью крана. В корме на пилонах установили две бортовые ката­пульты длиной по 18м.

Для подъема гидропланов с воды, и для установки их на катапульты в корме рас­полагался кран, используемый также для обслуживания 16 шлюпок (9 из них мотор­ные), хранившихся в эллингах под квар­тердеком с целью защиты от воздействия на них дульных газов орудий главного калибра. Эллинги несколько выступали за борта корабля и закрывались с кормы двойными воротами.

Первоначально четыре боевых прожек­тора размещались с каждой стороны дымовой трубы, но трудно определить являют­ся ли купола, на фото «Ямато», сделанном в 1944 г., прожекторами или нет. Возможно, что их заменили одноствольные зенитные 25-мм автоматы.

Энергетическая установка

Паротурбинная установка кораблей типа «Ямато» имела линейное расположение и состояла из четырех главных турбозубчатых агрегатов (ГТЗА) типа «Канпон» (часто встречающееся обозначение, представляю­щее собой сокращение от Козей хонбо — Управление кораблестроения флота) мощностью по 37000 л.с., расположенных в четырех отделениях. Пара центральных ГТЗА, установленных бок о бок, была чуть смещена в нос от двух бортовых агрегатов. Мощность установки на заднем ходу соста­вляла 45000 л.с. Гребные винты диаметром 6,0 м имели частоту вращения 225 об/мин. На испытаниях «Ямато» развил скорость 27,46 уз при мощности 153553 л.с.

Далее в нос располагались котельные от­деления, где размещались 12 главных водо­трубных паровых котлов «Канпон», выра­батывающих пар давлением 25 кгс/см2 и температурой 325°С. Котлы, каждый с площадью нагрева 21,2 м2, длиной 5,9 м, шириной 3,6 м и массой 68,5 т, располага­лись в четыре ряда по три котла в ряду, каждый в собственном отделении. Каждый ряд подавал пар на один ГТЗА. Котельные отделения занимали площадь 798 м2.

Такое четырехрядное расположение ГТЗА и котлов обеспечивало наилучшую живучесть энергетической установки ли­нейного корабля и стало возможным бла­годаря большой ширине корабля. Разме­щение основания дымовой трубы чуть в корму от третьей группы котлов и ее силь­ный наклон в корму обуславливались стрем­лением предотвратить задымление носовой надстройки.

При форсированном режиме мощность достигала 158000 л.с., а скорость — 27,7 уз. На испытаниях максимальная частота вра­щения гребных валов составила 225 об/мин, расход топлива 62,7 т/ч.

Электроэнергия вырабатывалась че­тырьмя дизель-генераторами и четырьмя турбогенераторами мощностью по 600 кВт, напряжение тока составляло 225 В.

Вентиляцию жилых и служебных по­мещений линейного корабля обеспечивали 282 вентилятора общей мощностью 1284 л.с. Средства внутрикорабельной связи состояли из 146 переговорных труб, 491 телефонного аппарата и 14 каналов пневмопочты.

Главный руль линкора — полубалансирного типа имел площадь 41,0 м2, а в качестве рулевой машины использовался бензиновый мотор. Вспомогательный руль обычного типа площадью 13,3 м2 обслу­живался рулевой машиной с приводом от бензомотора и дизеля.

На скорости 26 уз и при угле перекладки 35° тактический диаметр циркуляции ко­рабля равнялся 640 м, а выдвиг — 590 м, с незначительным креном — около 9°. По сравнению с другими линейными кораблями того времени это были очень высокие пока­затели, весьма важные при уклонении от бомб и торпед.

Постройка

4 ноября 1937 г. в военно-морском арсена­ле в Куре, в специально углубленном на 1 м сухом строительном доке № 4 (длина 339 м, ширина 44 м) состоялась закладка линейного корабля «Ямато».

Для перегрузки тяжелых броневых плит грузоподъемность козлового крана дока увеличили до 100 т, на 1/4 своей длины с одного торца док был крытым, чтобы с бли­жайшего холма не просматривался объект строительства.

Второй линейный корабль «Мусаси» заложили в марте 1938 г. в Нагасаки на подкрепленном наклонном стапеле № 2 компании «Мицубиси хэви индастриз», имевшем длину 312 м и ширину 40,9 м. Здесь применили круговые спусковые до­рожки выпуклостью вверх (радиус кривиз­ны 10000 м) для движения корпуса корабля предельно допустимого водоизмещения с баксовым давлением до 7870 т (ожидалось достижение величины в 8300 т). Уклон стапеля приняли равным 30/1000. Ширина спусковых дорожек составляла 3,9 м — наибольшая величина из когда-либо суще­ствовавших в судостроении. Давление спус­ковых салазок на дорожки составило менее 1,2 т/м2. Японские специалисты предприняли все меры, чтобы большую часть работ по постройке корабля перенести на стапель, что привело к увеличению спусковой массы «Мусаси», а это, в свою очередь, потребовало дополнительных мер по обеспечению его общей продольной прочности при спуске.

Согласно Четвертой программе попол­нения флота, принятой в 1939 г., третий по счету линкор — «Синано» заложили в апреле 1940 г. в сухом доке военно-морского арсе­нала в городе Йокосука, четвертый, корабль № 111 — в сентябре 1940 г. в том же доке, где ранее строился «Ямато».

Постройку «Синано» приостановили в декабре 1941 г., хотя корпус уже был собран до уровня главной палубы. В 1942—1944г. его перестроили в авианосец, сохранив наименование.

Этот корабль имел следующие такти­ко-технические элементы: полное водоиз­мещение — 73040 т; длина — 266 м; мощ­ность механизмов— 150000 л.с., скорость — 27 уз; бронирование: борт— 100 мм, ан­гарная палуба— 100 мм, полетная палу­ба — 75 мм (общая масса бронирования достигала 17694 т); вооружение: 47 само­летов, 16 двухорудийных 127-мм универ­сальных установок, 35 трехорудийных и 40 одноорудийных 25-мм зенитных автома­тических установок, 336 пусковых устано­вок для ракет калибра 120 мм. Противо­минную конструктивную защиту значительно улучшили по сравнению с той, которая была на линкорах типа «Ямато», доведя количество водонепроницаемых отсеков до 1147.

Строительство корабля № 111 прекра­тили в ноябре 1941 г. при готовности 30%.

Постройка линкоров типа «Ямато» велось в обстановке строжайшей секретности. Вокруг стапельных мест соорудили высокие заборы, сверху закрытые навесами и маски­ровочными сетками, окна близлежащих зданий, обращенных к верфи, заделали. С судостроителей взяли подписку о нераз­глашении сведений, на каком объекте они работают.

Кроме того, работу организовали таким образом, чтобы ни один из работников не имел полной картины объекта и даже проектировщикам выдавались только отдельные части проектной документации. Полное представление о проекте имел строго ограниченный круг лиц. Вот какие «исчер­пывающие» сведения по поводу закладки новых японских линкоров были опублико­ваны в журнале «Судостроение», 1938 г., № 4: «По сведениям из английских и фран­цузских источников, Япония заложила в 1937 г. четыре линкора стандартным водоизмещением свыше 40000 т с артиллерией 406- и даже 457-мм калибра...»

«Ямато» вывели из дока 8 августа 1940 г., «Мусаси» спустили на воду в ноябре того же года. «Ямато» вступил в строй в декабре 1941 г. (то есть через 6 лет и 9 месяцев после появления первого чертежа), «Мусаси» — в августе 1942 г. При спуске со стапеля лин­кора «Мусаси» его масса составила 35737 т, что всего на 1550т меньше, чем у англий­ского лайнера «Куин Элизабет» — рекорд­смена по этому показателю.

Для осмотра подводной части и ремонта суперлинкоров в одной из трех главных японских военно-морских баз — Сасебо построили ремонтный сухой док.

Как это часто бывает, кораблестроите­лям не удалось уложиться в рамки проект­ного задания. Оба корабля оказались пе­регруженными: стандартное водоизмеще­ние составляло 63000—64000 т вместо 62000 т по проекту, а полное водоизмеще­ние — 71659 т вместо проектных 69990 т.

Принятые меры по сохранению в тайне тактико-технических элементов линкоров «Ямато» и «Мусаси» дали свои результаты. Даже в конце 1945 г., когда оба корабля уже лежали на дне, в справочниках и сводках разведданных противника приводились такие сведения: водоизмещение — 45000 т, вооружение — девять 406-мм орудий, хотя помещенные схемы общего вида и разме­щения вооружения можно считать весьма близкими к действительным (американская авиация сделала хорошие фотоснимки этих линкоров во время боя у острова Лейте (Филиппины).

Также удалось сохранить в глубокой тайне и строительство гигантского авианосца «Синано». В справочниках ВМС США он не значился. Союзники ничего не знали об этом корабле даже в день его выхода из Токий­ского залива.

Служба и гибель

Военная карьера суперлинкоров не осо­бенно богата событиями. «Ямато», будучи флагманским кораблем адмирала И.Яма­мото, во время сражения у атолла Мидуэй, получив сообщение о разгроме японских авианосных сил, вышел из боя, так и не ис­пользовав свои огромные орудия.

На «Мусаси» держал свой флаг адмирал М.Кога, ставший командующим Объеди­ненным флотом после гибели И.Ямамото.

Оба линкора почти все время нахо­дились у острова Трук. «Мусаси» вернулся в Японию в мае 1943 г. для участия в опера­циях у Алеутских островов. Возвратившись в центральную часть Тихого океана в ноябре 1943 г., он взял курс на восток в направлении Маршалловых островов.

25 декабря 1943 г. находившийся к се­веру от острова Трук линкор «Ямато» получил попадание торпедой (масса заряда 270 кг) с американской подводной лодки «Скейт». Размеры пробоины достигали 25x5 м, вода проникла в верхний зарядный погреб кормовой башни главного калибра из-за трещины в продольной переборке, вызванной вдавливанием главного броневого пояса. Этот случай послужил поводом к не­которому усовершенствованию противо­минной защиты на обоих кораблях. В начале 1943 г. оба корабля покинули район острова Трук: «Ямато» 3 февраля направился к Палау, а «Мусаси» 10 февраля ушел в Японию.

Новый командующий Объединенным флотом адмирал С.Тойода (заменивший по­гибшего 31 марта 1944 г. М.Кога) выбрал в качестве флагманского корабля крейсер. За два дня до гибели адмирала М.Кога «Муса­си» получил попадание торпедой, выпущенной с американской подлодки «Танни», и вернулся в Куре для ремонта. Он присое­динился к флоту только в начале мая у ост­рова Тави-Тави (архипелаг Сулу) при неу­дачной попытке освободить Биак (остров Новая Гвинея) и участвовал в июне 1944 г. в бою в Филиппинском море. Оба корабля входили в состав отряда адмирала Т.Курита. В октябре 1944 г. линейные корабли перешли в залив Лейте.

Вопреки ожиданиям линкор «Ямато» уцелел в полной бесчисленных опасностей операции «Сё-Го» («Победа»), более извест­ной как бой в заливе Лейте. В «Ямато» по­пало четыре бомбы — все в нос от первой башни главного калибра; в результате ли­нейный корабль принял около 3000 т воды, получив дифферент на нос 3 м и крен на левый борт 5,5°.

«Ямато» стал флагманским кораблем адмирала Т.Курита, после того как был по­топлен крейсер «Атаго». В заливе Лейте его 460-мм орудия вели огонь по кораблям противника, но не линкорам и крейсерам, а эскортным авианосцам, эсминцам и сто­рожевикам. Ранее и «Ямато» и «Мусаси» уже открывали огонь из своих огромных орудий, но против американских самолетов, а не кораблей. После боя в заливе Лейте «Ямато» отстаивался во Внутреннем море Японии вплоть до своего последнего похода к ост­рову Окинава.

В ходе войны на Тихом океане, когда авиация начала убедительно доказывать свою ведущую роль в военных действиях на море, огромные орудия оказались беспо­лезными, и оба японских линкора потопила американская палубная авиация.

Первым 24 октября 1944 г. у острова Лейте (Филиппины) погиб «Мусаси». В те­чение шести авианалетов в него попало, по различным источникам, от 6 до 17 тяжелых авиабомб и от 16 до 20 авиационных торпед; кроме того, наблюдатели отметили 18 близ­ких разрывов (К примеру, польский историк Я.Скульский указывает, что в «Мусаси» попало 20 торпед и 17 бомб, а еще 15 бомб взорва­лось вблизи бортов (J Skulski «The Battleship "Yamato"», London, 1995 г ) — Прим. ред.). После попадания последней бомбы крен на левый борт увеличился до 30°, и вскоре линкор перевернулся и затонул. Перед тем как «Мусаси» ушел под воду, дифферент на нос достиг опасной величины: стало заливать верхнюю палубу, а из-за крена в районе носовой башни главного ка­либра вода дошла до диаметральной плос­кости. При этом, однако, осадка кормой уменьшилась всего на 1,5—2 м.

Из 2399 человек, находившихся на борту погибло 1023. С начала боя до того момен­та, как линкор скрылся под водой, прошло 11 ч., а собственно налеты продолжались в течение 9 ч. Всего в атаках на «Мусаси» участвовало около 260 самолетов. В этом же бою получил попадание бомбы и «Ямато». Оба корабля входили тогда в состав Центрального соединения (командующий — ви­це-адмирал Курита), не имевшей авиа­ционного прикрытия.

Непосредственной причиной гибели «Мусаси» следует считать то, что носовая часть корабля погрузилась так, что палуба омывалась водой. В бою осадка носом увеличилась, что указывало на то, что водо­непроницаемые отсеки под погребами бое­запаса и в защищенных броней бортовых помещениях, а также в носовой небро­нированной части оказались затопленными. Остойчивость достигла критической вели­чины, и когда крен превысил 30°, линейный корабль затонул.

Другой причиной гибели «Мусаси» явилось то обстоятельство, что с течением времени затопляемое пространство постепенно увеличивалось, так как продольные и поперечные переборки и нижние палубы не обладали достаточной прочностью.

7 апреля 1945 г. «Ямато» в составе не­большого соединения шел к острову Оки­нава, для нанесения удара по высадившим­ся американским войскам. Авиационное прикрытие у соединения отсутствовало и на линкор было совершено три налета, в ко­торых участвовало около 200 самолетов. «Ямато» получил попадания от 4 до 12 тя­желых авиабомб и от 7 до 12 (В различных источниках указывается различное количество попавших в «Ямато» бомб и торпед. Их точное число, видимо, никогда не будет установлено — Примеч. ред).) авиационных торпед, причем почти все поразили корабль в левый борт. Попадание последней торпеды увеличило крен корабля до 20°. Крен про­должал нарастать, и через некоторое время произошел внутренний взрыв, снесший но­совую и кормовую башни главного калибра. После двухчасового боя «Ямато» пере­вернулся и затонул. Из 2767 чел. экипажа погибло 2498, включая командира корабля.

Решающую роль в потоплении «Ямато» сыграла авиация американского авианосца «Йорктаун», активное участие приняли и самолеты с авианосца «Хорнет», а заключительный удар нанесли самолеты авиа­носца «Беннингтон». То, что для потопления обоих линкоров пришлось израсходовать большое количество боеприпасов, свиде­тельствует об исключительной боевой стой­кости и живучести линейных кораблей типа «Ямато». Эти качества обеспечивались мощной, хорошо продуманной системой конст­руктивной противоторпедной защиты и хо­рошей противокреновой системой. История вооруженной борьбы на море не знала более живучих боевых кораблей, чем японские линкоры «Ямато» и «Мусаси».

Специалисты считают, что главный недостаток линейных кораблей типа «Ямато» — слабая противовоздушная оборона, несмотря на большое количество стволов зенитной артиллерии. В последнем бою, даже ведя огонь из орудий главного калиб­ра, «Ямато» и девять кораблей его охра­нения (легкий крейсер и восемь эсминцев) сбили только 10 самолетов противника. Этот факт можно объяснить тремя причинами:

во-первых, слабой подготовкой артилле­рийских расчетов из-за нехватки боепри­пасов для учебных стрельб, а также тем, что они тренировались в стрельбе только по медленно движущимся воздушным шарам, а не по буксируемым самолетами мишеням; во-вторых, очень небольшой массой 25-мм зенитного снаряда — всего 250 г; в третьих, его малой начальной скоростью, лишь в шесть раз превосходившей скорость аме­риканских самолетов, что оказалось явно недостаточным.

Судьба «Синано» — третьего линейного корабля типа «Ямато», перестроенного в авианосец, сложилась трагически. Амери­канская подводная лодка «Арчерфиш» потопила его 29 ноября 1944 г., всего через десять дней после подъема на нем военно-морского флага. В момент гибели авианосец совершал переход из Йокосука в Куре для приема палубной авиации и окончательной подготовки к боевым действиям. Четыре торпеды из шести выпущенных поразили авианосец в один борт.

Впоследствии стало известно, что боль­шинство отсеков авианосца не прошло проверки на водонепроницаемость, а места прохода кабельных трасс через водонепроницаемые переборки не были загер­метизированы. Многие насосы пожарной и осушительной систем не успели установить. Экипаж корабля не имел необходимой под­готовки, организация борьбы за живучесть оказалась очень слабой. При взрыве торпед сразу же был затоплен пост живучести. Ко­рабль затонул через 7 ч после поражения его торпедами. Всего из 2515 чел., погибло 1435. Этот авианосец вошел в историю как самый крупный из боевых кораблей, когда-либо потопленных подводной лодкой.

В мае 1985 г. в 75 милях к западу от острова Яку (группа островов Осуми) в Вос­точно-Китайском море на глубине 360 м с помощью обитаемого подводного аппарата Р-2 английской фирмы «Рисерч сабмерсайбл» исследователи обнаружили останки корабля. Это был флагман императорского флота Японии — некогда могучий «Ямато». Теперь линкор предстал в виде двух частей: перевернутой кормы вместе с наклоненной носовой оконечностью и лежащей на рас­стоянии 70 м от них груды корпусных конструкций.

Сегодня можно считать, что создание кораблей типа «Ямато» является финалом развития класса линейных кораблей — весьма неприступных для воздействия против­ника и способных наносить более тяжелые удары, нежели могли получать сами.

Но ни «Ямато», ни его однотипный со­брат никогда не продемонстрировали своих возможностей. То, что суперлинкоры решали крайне незначительные задачи нужно счи­тать следствием ошибочной стратегии воен­ного руководства Японии.